Св. Апостол Иоанн Богослов

26 декабря 2001 года




Здравствуйте, Андрей! Читал Ваши толкования на откровения, читал откровения святых старцев. Пожалуйста, растолкуйте следующие вопросы:

1. Что сейчас происходит с Россией в духовном плане – возрождение или падение?

2. Путин похоже не тот последний царь?!?

3. Что будет в России: сначала война и потом возрождение на малое время, или без войны будет возрождение, или оно уже началось?

4. Русские православные иерархи уже все отошли от правой веры, или наоборот идет поворот к возрождению веры?

5. Если Вавилон – это Москва, то это будет после возрождения России или до?

6. Как Вам такая идея, что Вавилон это американские небоскребы?

Заранее благодарен!

Андрей Кузнецов

andrey@shah.nnov.ru

ОТВЕТ:

Андрей, здравствуй! Поздравляю тебя с Рождеством Христовым! Отвечаю тебе по-порядку в твоем письме. Твой текст для удобства я выделил синим цветом:

*   *   *

1. Что сейчас происходит с Россией в духовном плане – возрождение или падение?

ОТВЕТ:   Ответ на этот вопрос зависит, по-моему, от того, какой вкладывать в это смысл. То есть, когда о возрождении России говорят, например, Борис Ельцин, Кириенко, Чубайс, Гайдар, Явлинский, Немцов или Хакамада, то для них возрождение наступило примерно лет десять тому назад. Но мне это их «возрождение» порой очень сильно напоминает сюжет из известного фильма «Зловещие мертвецы», когда в одном очень старом средневековом замке была найдена «Книга мертвых», написанная одним чернокнижником в XIII веке на бумаге человеческой кровью, и по ней были вслух прочтены заклинания. Тогда злые духи выходят опять из бездны и вселяются в грешных людей, и весь фильм через них восклицают: «Мы живем не смотря ни на что!!!» и «Присоединись к нам!!!». Примерно такая картина «возрождения» современной России представляется мне в настоящее время, когда я смотрю и слушаю выступления наших политиков.

Если проводить аналогию с фильмом дальше, то согласно ему получается, что зло захватившее грешных людей нельзя победить даже путем «расчленения политических трупов», потому что оно после этого переходит сразу в других людей. Отсюда не удивительно, что когда о «возрождении Великой России» говорит уже президент В.В.Путин, то происходит не возрождение России, а дальнейшая ее деградация. И в этом нет ничего удивительного, так как сказано же в Евангелии: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Матф. 9: 16-17). Кстати, согласно фильма, избавиться от зла можно, если с верою и вслух произнести заклинания из «Книги мертвых», которые одни только в состоянии отправить зло назад в бездну.

Отсюда неудивительно, что сегодня приходится слышать, что возрождение России должно начаться не с государства, а с Церкви. Но если сегодня попробовать вспомнить, что говорилось лет десять тому назад о возрождении Русской Церкви, то это в принципе представлялось большинству наших архиереев достаточно примитивно: как численный рост православных, переиздание дореволюционной религиозной литературы и реставрация старых храмов. Но сейчас они понимают, что этого не достаточно.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал на пресс-конференции в мае 1999 года: «Быть может, самый больной вопрос сегодня – нравственное состояние нынешнего епископата и духовенства. Наследие, которое мы получили от большевистских времен, далеко от идеала. Подбором кадров занимался Совет по делам религий, который, по сути, преследовал атеистические цели, стремясь подорвать основы веры. Мы постоянно нуждаемся в пополнении церковных рядов новыми священнослужителями. Они особенно нужны в области социального служения и духовного воспитания подрастающего поколения. Для того чтобы подготовить специалистов для служения в этих областях, необходимо 15-20 лет. Но разве мы можем ждать, когда будут воспитаны необходимые специалисты? Эти насущные проблемы должны решаться сегодня. Утрачен опыт Церкви в области социального служения, накопленный Ею до революции. Мы стремимся возродить церковную жизнь во всем ее многообразии. Основная наша цель – не реставрация храмов или монастырей. Важно помочь людям реставрировать их души. Внести нравственное и духовное оздоровление в наше больное общество» (Сергей Бычков, «Портрет Патриарха в интерьере смутного времени», «Московский Комсомолец», 25.02.2000г., стр. 3).

То есть возрождение церковной жизни понимается сейчас Патриархом и большинством современных архиереев как реставрация дореволюционного опыта в Синодальный период. Отсюда не удивительно, что речь идет лишь о социальном служении Церкви, а на практике Церковь встраивается в качестве «министерства нравственности» в структуру светского государства, как это было в царской России до революции 1917 года. Пагубность этой практики, по-моему, очевидна. Ибо Российская Православная Церковь утратила Дух Апостольской Церкви задолго до революции 1917 года, то есть уже в XVIII веке, а весь Синодальный период был лишь предсмертной агонией Церкви. Об этом, по-моему, говорится в Послании Ангелу Сардийской церкви: «Так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3: 1-3). Мое подробное толкование этих слов Откровения смотри в главе «Послание Сардийской церкви».

Правда сегодня приходится слышать и о возрождении Святой Руси. Но все это вырождается почему-то в создание карикатурных псевдо-православных политических партий с аналогичным названием «Возрождение» или даже «Святая Русь», но с целью участия в демократических выборах. Я считаю, что это – одна профанация, самообман и обман избирателей.

Если говорить о возрождении Святой Руси в подлинном, то есть сакральном смысле, то это – процесс невидимый, очень длительный и незаметный, как это сказано и в Евангелии: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» (Лука 17: 20-21). А станет ли это основой для возрождения России в целом, зависит не от правительства, президента и патриарха, или от какого-то «партийного строительства», а только от нашей веры, как это сказано и в Евангелии: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18: 19-20).

Если смотреть на процесс возрождения Русской Церкви с точки зрения библейских пророчеств, то об этом, по-моему, говорится в 12-ой главе Откровения: «Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12: 2). Мое подробное толкование этих слов Откровения смотри в главе «Жена, облеченная в солнце». А здесь я могу добавить, что сегодня в России в духовном смысле происходит не возрождение и не падение, а прозрение и радикализация той части общества, которая считает себя православной, в вопросе о принципах государственной власти. Я считаю, что этот процесс в дальнейшем приведет к осознанию неприятия самого института демократии и необходимости восстановления в России Монархии. Тогда произойдет обострение в отношениях Церкви и светской власти и начнется гонение Церкви антихристом. Об этом же сказано и в Евангелии: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Откр. 24: 21-22).

*   *   *

2. Путин похоже не тот последний царь?!?

ОТВЕТ:   Вообще, что касается Путина, то я подробно его разбираю в своем ответе на второе письмо Алексея Потупина из Германии. Ты найдешь его в моей Книге писем. Основной же мой вывод в том, что Путин, по-моему, не антихрист; но дух антихриста в нем присутствует однозначно, как это сказано и в Евангелии: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» (1 Иоан. 4: 1-6).

*   *   *

3. Что будет в России: сначала война и потом возрождение на малое время, или без войны будет возрождение, или оно уже началось?

ОТВЕТ:   Я думаю, что большой войны в России не будет из-за наличия у России ядерного оружия, а локальная война, как известно, идет в Чечне уже десять лет, и вряд ли закончится очень скоро. Правда в самом конце истории будет война России против Израиля, которая носит в Библии название «Армагеддон». Но это будет уже при антихристе, и говорить об этом сейчас еще слишком рано.

*   *   *

4. Русские православные иерархи уже все отошли от правой веры, или наоборот идет поворот к возрождению веры?

ОТВЕТ:   Дело в том, что я не знаком лично ни с одним из ныне действующих православных архиереев. И поэтому судить об их вере могу только по публикациям в СМИ. Понимая всю ограниченность и условность подобного рода суждений, тем не менее, могу высказать свое мнение о том, что я читал или слышал по этой теме.

Во-первых, я сразу хочу отметить, что делать какие-то выводы о состоянии веры современных архиереев РПЦ по скандальным публикациям в светской прессе, по-моему, не серьезно. Дело в том, что все светские журналисты, например, из «Московского Комсомольца» и подобные им издания, озабочены публикацией лишь какого-то компромата о нравственной стороне жизни иерархов РПЦ, а подняться до осмысления состояния нашей веры они в принципе не способны. Потому что для этого необходимо самому быть верующим человеком. Отсюда неудивительно, что весь шум сейчас происходит вокруг наиболее скандальных митрополитов, таких, например, как митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). А тебя, как я понял, интересуют не одиозные личности, а те «русские православные иерархи, которые не отошли от правой веры».

Судить о наших архиереях по публикациям в «Журнале Московской Патриархии» (ЖМП) или по серверу «Русская Православная Церковь. Официальный сайт» также, по-моему, не серьезно, так как эти издания отражают официальную позицию Московской Патриархии, а не голос самой Святой Церкви. Сайт Сретинского монастыря "ПРАВОСЛАВИЕ.RU" или сайт "РАДОНЕЖ" или "Диакон Андрей Кураев" также, по-моему, отражают мнения лишь политических группировок внутри самой РПЦ, и сквозь них, как в кривом зеркале, можно увидеть, в принципе, что угодно.

Вообще этот вопрос наиболее труден из-за отсутствия гласной дискуссии на уровне архиереев о современных проблемах Церкви. Все проблемы там обсуждаются на уровне личных связей, а разногласия между ними, как правило, не выносятся на всеобщее обозрение, «чтобы не компрометировать Церковь». Тем не менее, эта тема требует самостоятельного, объективного и безпристрастного исследования, которое не проводится в настоящее время по целому ряду объективных и субъективных причин.

Из того, что я знаю лично, наиболее достоверным источником в этой теме является книга «Выбор Судьбы», С-Пб, 1996, которая является «сборником бесед с архиереями РПЦ по наиболее злободневным проблемам российской действительности». Большая часть этих бесед была уже ранее опубликована в различных периодических изданиях в 1993-1996 годы. Из нее можно сделать вывод, что не все наши иерархи «отступили от правой веры». Я сужу главным образом по тому, как они относятся к вопросу восстановления в России Самодержавной монархии и к прославлению Семьи Романовых в лике Святых.

Приводить слова этих архиереев в этом письме я сейчас не буду из-за отсутствия свободного времени. К тому же впоследствии эту книгу «Выбор Судьбы» я намерен издать на своем сайте в разделе "Библиотека". Но взгляды истинно верующих архиереев, к сожалению, в Церкви сейчас в меньшинстве. Отсюда не удивительно, что причисление Семьи Романовых к лику Святых произошло на Архиерейском Соборе 2000 года не по доброй воле архиереев, а только лишь под давлением православной общественности, да и то не как Мучеников, а Страстотерпцев. А эта формула – «Страстотерпцы» для наших архиереев была историческим компромиссом между волей православной общественности и светской властью, о чем они сами же не стесняются говорить в своих многочисленных интервью. Увы, но это явление – «сервилизм», то есть угождение светской власти, очень сильно распространено в современной иерархии РПЦ.

То же самое наблюдается и в вопросе введения ИНН. Не секрет, что в этом вопросе мнения в Церкви сейчас разделились, и в то время как многие архиереи сами склоняют верующих к принятию ИНН, другие наоборот защищают пострадавших уже на работе за отказ от присвоения им ИНН. Примеры подобных мнений можно найти на сайте Леонида Сергиевского "Стояние за Истину". Но последние опять в меньшинстве. Отсюда не удивительно, что все решения Заседаний Священного Синода и всевозможных Богословских комиссий по вопросу введения ИНН носят весьма предвзятый и тенденциозный характер. Лично я, например, считаю, что этот вопрос имеет не только нравственный, но и вероучительный характер. То есть это – не «личное дело каждого», а принципиальный вопрос веры всей Церкви. Но спорить с нашими современными архиереями РПЦ бесполезно, так как для большинства из них личное благополучие и мир с существующей властью важнее вопросов веры.

Увы, но это и есть печальная картина отступления (апостасии) в нашей Церкви перед вторым пришествием на Землю Господа Иисуса Христа. И в этом нет ничего удивительного, так как об этом же говорится и в существующих в ней пророчествах, которые я цитировал в толковании «Послания Лаодикийской церкви»:

Иеромонах Оптиной пустыни Пантелеимон писал в 1904 году:

«Из обличений Лаодикийских предстоятелей ясно, – что равнодушие пастырей будет последним явлением церковной жизни при необычайном развитии материальной обеспеченности. Наступит такое явление: церковь без благодати Св. Духа, пастыри – пасущие сами себя, проповедь – звуки голоса. Куда будет стремиться такая церковь? Как блуждающая комета стремится куда-то и сталкивается с другою кометою, так и блуждающая церковь стремится к слиянию с другою блуждающей церковью, которая есть синагога сатаны» [45].


Из пророчеств Серафима Саровского:

«Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут далеко от Меня» [46].


Епископ Феофан Затворник:

«Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это - одна видимость, внутри же отступление истинное» [47].

Отсюда неудивительно, что, например, в Зарубежной Церкви (РПЦЗ) существует такое мнение, что нам следует отлучить от Святой Церкви сразу же всю Московскую Патриархию. Теоретическое обоснование для этого подводил еще архимандрит Константин Зайцев (1887-1975) в книге «Чудо Русской истории», основательно, кстати, порезанной как раз по этой причине при ее переиздании в России С.Фоминым в 2000 году, о чем сам Фомин написал на 19 странице в своем «Предисловии». И по этой теории получается, что вся Московская Патриархия является неканоническим образованием, потому что она насильственно была создана Сталиным при помощи знаменитой «Декларации о лояльности», которую подписал митрополит Сергий (Страгородский) в 1927 году. А значит, после добровольного подчинения Московской Патриархии атеистической власти в СССР, о ее церковной благодатности можно говорить лишь условно.

Кстати, подобные этим взгляды до сих пор очень часто встречаются в публикациях авторов РПЦЗ, и там же приводится масса примеров аморального поведения архиереев РПЦ, большинство из которых, наверно, все же имело место. Но последние скандальные события в самой РПЦЗ с переизбранием Владыки Виталия и назначением на его место митрополита Лавра для всех убедительно показали, что и в самой современной РПЦЗ с церковной благодатью также не все в порядке.

Отсюда не удивительно, что эти две половинки нашей Святой Церкви до сих пор не могут объединиться, не смотря на то, что все причины, породившие ее разделение, казалось бы, давно уже в прошлом. Парадокс заключается в том, что решить вопрос об объединении Церкви можно лишь на Поместном Соборе с широким участием мирян и рядового священства, который один только может выразить голос самой Святой Церкви. А решение о проведении такого Собора зависит от воли архиереев, большинство из которых, как сказано, отступило от правой веры и по этой причине не доверяет даже своей православной пастве.

Эта логически неразрешимая ситуация разрешится со временем исторически путем очищения нашей Церкви от чуждых ей элементов, как это сказано и в Евангелии: «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 13: 47-50). Или как писал в свое время классик: «Перед тем, как объединиться, нам надо сперва окончательно размежеваться».

Если искать для предсказанных здесь событий параллели в Апокалипсисе, то о таком разделении Церкви в конце мировой истории и перед приходом антихриста также, по-моему, говорится в 11-ой главе Откровения Иоанна: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» (Откр. 11: 1-2). Лично я, например, считаю, что здесь в Откровении словом язычники, названы те православные архиереи, кто уклонился от истинной веры, и они должны в скором времени отойти от управления нашей Церковью. Мое подробное толкование этих слов Откровения смотри в главе «Два пророка». Здесь же еще раз я повторяю, во избежание пересудов и кривотолков, что словом язычники я называю не всех православных архиереев, но только тех, кто действительно уклонился от правой веры. Вот мы поэтому и посмотрим на наших архиереев, кто какую займет позицию по обсуждаемым здесь вопросам: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1 Петр. 4: 17). «Ибо иначе как Богу судить мир? Никак» (Рим. 3: 6).

*   *   *

5. Если Вавилон – это Москва, то это будет после возрождения России или до?

ОТВЕТ:   Разрушение Москвы (Вавилона) будет не до и не после, а в результате и вследствие возрождения России. То есть здесь нужно говорить не о последовательности этих событий, а устанавливать их причинно-следственную связь.

Лично я, например, считаю, что разрушение Москвы (Вавилона) будет следствием борьбы Церкви и светской власти за восстановление в России Монархии, как это сказано в Откровении: «И родила она (Церковь) младенца мужеского пола (Царя), которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (Откр. 12: 5-6). То есть сразу же после этого разрушения Москвы (Вавилона) начнется гонение Церкви антихристам, как сказано и в Евангелии: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Откр. 24: 21-22).

*   *   *

6. Как Вам такая идея, что Вавилон это американские небоскребы?

ОТВЕТ:   Да, мне часто приходится слышать, что Вавилон – это американские небоскребы или Америка в целом, или Нью-Йорк, или Лос-Анджелес т. д. Если я правильно понимаю, эта мысль основана на представлении, что «США – это империя зла», которое в свою очередь является лишь инверсией очень известной фразы бывшего президента США Рональда Рейгана, что «СССР – это империя зла». Отсюда неудивительно, что в массовом сознании сегодня любая трагедия в Америке будет восприниматься как кара Божия и исполнение предсказания о гибели Вавилона.

Но я занимаюсь не пропагандой американского образа жизни и критикой СССР, а только пытаюсь выяснить истинный, то есть божественный смысл пророчеств Апокалипсиса. И поэтому я считаю, что анализ божественных текстов должен производиться не на основе наших политических симпатий или антипатий, а только в библейском смысле, как это сказано у пророка Исаии: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаия 55: 8-9).

Но для того, чтобы выяснить, какой город скрывается под названием «Вавилон», нужно прежде всего разобраться с библейским значением фразы: «И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Евр. 17: 5). Здесь имеются два понятия тайна и блудница, значение которых, я думаю, должно находиться в Библии. О тайне, я думаю, говорится в Послании Апостола Павла: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2: 7). И, видимо, эта тайна уже перестанет быть тайной, то есть станет для всех очевидной, когда будет взят от среды удерживающий теперь. И если под словом удерживающий понимать Русское Православное Царство или Самодержавную царскую власть, которая была взята от среды в России в 1917 году, то тогда вавилонской блудницей нужно считать Москву, как это сказано у пророка Исаии: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Исаия 1: 21-23).

Кстати, там же в Послании Апостол Павел пишет, что накануне второго пришествия Господа Иисуса Христа взятие от среды удерживающего и появление вслед за этим антихриста, будет следствием отступления от церковных канонов в самой Православной Церкви: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2: 7).

Проф. А.Д.Беляев писал в 1898 году:

«Пункт, до которого должно подняться развитие зла, Павел обозначает названием имеющаго быть отступления, потому что грех отступника при всяких обстоятельствах тяжелее, чем грех того, кто еще не знал истинного Бога и не служил Ему. Именно поэтому не может быть и речи об отступлении в язычестве, а только об отпадении народа, котораго, как почитателя и служителя единаго истиннаго Бога, противопоставляют язычеству. Только народу, который знает и имеет закон Божий, может быть поставлено в вину принципиальное отвержение этого закона, как высшая степень греха» (А.Д.Беляев, «О безбожии и антихристе», 1898, стр. 911).

Отсюда неудивительно, что в Послании к евреям Апостол Павел объясняет, почему Господь обличает часто не явных грешников, а тех, кто казалось бы соблюдает имя и слово Божие: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12: 4-8).

Но если мы сами – русские утверждаем, что Москва была «Третьим Римом», а в 1917 году превратилась в империю сатаны, то отсюда должны сделать вывод, что в Откровении Иоанна «царством зверя» является СССР. Америка же, при всем своем самоназвании "христианской", с точки зрения Православия на самом деле является страной языческой, потому что она с самого начала создавалась на принципах протестантской этики, то есть еретиками. А значит, в библейском смысле «вавилонской блудницей» она уже быть не может.

Но даже если к этому вопросу подходить с точки зрения чисто формальной логики, то идея о том, что «Вавилон это американские небоскребы», по своей сути является отвлеченной, потому что никак не связана со всем остальным Откровением. Так, например, в Откровении говорится, что «царство зверя» должно иметь только «семь царей» (Откр. 17: 10), в то время как в США существует уже 43 президента. А в 18-ой главе говорится, что Вавилон – это «великий город», в то время как небоскребы, хотя бы и очень высокие, но это всего лишь здания: «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его» (Откр. 18: 21). В Откровении также сказано, что о разрушении города «вавилонской блудницы» всем будет известно заранее: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» (Откр. 18: 4-5). В то время как люди, погибшие в небоскребах, до последней минуты не знали о своей предстоящей гибели. В Откровении также сказано, что после разрушения этого города в нем всякая жизнь прекратится: «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе» (Откр. 18: 21-23). А современный Нью-Йорк, как известно, спокойно пережил катастрофу и продолжает жить дальше.

Андрей Мазуркевич, 23.01.2002