Св. Пророк Иоанн Креститель

Откровение, глава 11

  1. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем;
  2. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца.
  3. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.
  4. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.
  5. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; и если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.
  6. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами – превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.
  7. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их,
  8. И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.
  9. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною и не позволят положить трупы их во гробы.
  10. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле.
  11. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них.
  12. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.
  13. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу Небесному.
Толкование:

1-2. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем; а внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца.

Андрей Кесарийский:

«Храмом Бога Живого называется церковь, в которой приносим мы Богу словесные жертвы. Внешний двор – это общество неверующих и иудеев... А Святый град – новый Иерусалим или вселенская Церковь, будет язычниками попираем сорок два месяца» ( Слово 10, Глава 29 ) [1].

Описание этого храма совпадает с устройством Иерусалимского храма, в котором у жертвенника поклонялись священники, а внешний двор храма был предназначен для простых молящихся и для прозелитов. Однако Апостол Павел храмом Божиим называет всех членов Церкви: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6: 19) Также Апостол Петр священниками называет всех истинных христиан: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет» (1 Петр. 2: 9). Поэтому очевидно, что «храм Божий» означает здесь не отдельное здание, а всю христианскую Церковь.

«Трость, подобная жезлу» означает свидетельство истинной веры: «Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города... и стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела» (Откр. 21: 15, 17). Поэтому «храм Божий и жертвенник, и поклоняющиеся в нем», означает истинных христиан. Они поклоняются Богу в духе и истине (Иоан. 4: 23-24).

Слово «язычники» в Библии обычно прилагается к людям не обладающим истинной верой. То есть язычники – это отнюдь не безбожники и атеисты, а люди, которые верят в Бога, но они лишены Духа Божия, а значит, и способности понимания божественных откровений. То есть язычники – это те христиане, которые лишь формально принадлежат к членам Церкви, но на самом деле такими они не являются. Они то и составляют внешний двор храма: «А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам». И для них измерение тростью вообще не имеет смысла: «И не войдет в святой город тот ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21: 27). Об этом же сказано и в Евангелии: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матфей 7: 21).

Толковая Библия:

«Измерение храма нужно лишь постольку, поскольку чрез это выясняется мысль измерения поклоняющихся. А мысль или цель этого измерения та, чтобы отделить и отличить их от других людей,– отделить Церковь Христову от антихристианского мира. Эти другие люди имеются в виду под внешним двором, который был предназначен для простых молящихся и для прозелитов. Внешний двор не повелевается измерять потому, что он отдан по попущению Божию на попираете язычниками. Язычники это – все люди не принадлежащие к числу истинных почитателей Господа Бога...

Видение измерения храма и поклоняющихся в нем говорит о выделении Христианской Церкви, общества истинных христиан из остального общества. Таким образом святой город Иерусалим, в видении, представляет собою весь мир; храм же Божий – общество верующих в Иисуса Христа. Этот внутренний храм, внутренняя церковь, т. е. общество истинно верующих, будет окончательно выделена; истинные христиане будут поклоняться Богу Духом и истиною. Истинные христиане, будучи истинными священниками (1 Петр. II, 9), будут иметь доступ к Богу, как истинные дети в доме Божием, как истинные священники во святилище. А внешний двор храма, т. е. неверующий и нечестивый мир, вместо церковного и христианского руководства, отдает себя под руководство своих безбожных представителей. Они-то и будут попирать внешний двор храма, т. е. будут уничтожать все святое и христианское в душе и жизни подчинившегося им грешного человечества» [2].

То есть здесь разделение членов Церкви на истинных христиан и язычников следует понимать не как разделение по конфессиям на православных, католиков и протестантов, но как раскол или разделение в самой Православной Церкви, как это сказано и в Евангелии: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трех» (Откр. 11: 2). Но это разделение членов Церкви на истинных христиан и язычников произойдет не само по себе, а только во время проповеди двух свидетелей Откровения: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (Откр. 11: 3), то есть в самом конце мировой истории. Значит, истинных христиан от язычников должно отделить отношение к проповеди двух свидетелей. Те, кто способен принять эту проповедь и признает истинность их свидетельства до исполнения их пророчеств, означают истинных христиан. Они «поклоняются Богу в храме у жертвенника». Все остальные же христиане – язычники, которые составляют «внешний двор храма... ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца».

Притча о десяти девах

О разделении Церкви перед Вторым пришествием говорит Господь Иисус Христос в Притче о десяти девах, где Он разделяет Церковь на мудрых и неразумных:

Евангелие от Матфея, гл. 25:

  1. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые взявши светильники, вышли навстречу жениху;
  2. Из них было пять мудрых и пять неразумных.
  3. Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла;
  4. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих;
  5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
  6. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему».
  7. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои;
  8. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут».
  9. А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».
  10. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
  11. После приходят и прочие девы и говорят: «Господи! Господи! отвори нам».
  12. Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас».
  13. Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий.
*   *   *

Толковая Библия:

«Слово «Тогда» (стих 1) указывает на время, когда придет Сын Человеческий. Разумеется преимущественно (но не исключительно) Его пришествие для суда перед концом или в конце мира. «Тогда» служит также связью с предшествующею речью и указывает на ее продолжение. Спаситель продолжал говорить Своим ученикам на горе Елеонской, в виду Иерусалима... Царство Божие не может, конечно, быть подобно десяти девам,– это только особенный оборот речи, и значит, что Царство Небесное подобно всем обстоятельствам, изложенным в притче... То же, что случилось с десятью девами, вышедшими навстречу жениху, будет в царстве, учрежденном Спасителем... Число десять выбрано, по-видимому, не случайно... Но объяснить, почему выбрано число десять довольно затруднительно. Ответ, почему в притче указывается на дев, должен быть тот, что указание на дев лучше всего могло соответствовать мысли, которую предложено было выразить в притче... Так как Христос теперь продолжал говорить о Своем втором пришествии, то не было лучше и прекраснее образа, который Он мог бы выбрать, как образ свадебного пира, вся радость и веселие которого зависят от присутствия на нем жениха.

Пять дев названы неразумными, потому что не взяли с собою масла (стих 3). Под маслом здесь (стих 4) подразумеваются вообще все добродетели, делающие человека достойным участия в пиру Царства Небесного, преимущественно же те, которые противоположны глупости, небрежности, легкомыслию и беспечности глупых дев.

Слово «замедлил» (стих 5) неточно; в подлиннике: «когда же жених медлил, долго не приходил». Следует заметить, что заснули все девы, как глупые, так и мудрые. Ни те, ни другие за это не порицаются и не обличаются. Поэтому здесь нет речи о преступности и греховности духовной дремоты и сна. Указывается только на потребность бодрствования, Иначе, когда придет жених, он не получит вовсе никакого приветствия...

«В полночь раздался крик» (стих 6), то есть в такое время, когда сон бывает особенно глубок. Кем был поднят крик ? Неизвестно. Дело представляется столь обычным и естественным, что упоминать об этом не было никакой надобности. Может быть, пока девы спали, нашлись любители всякого рода процессий и церемоний, которые издалека подняли крик при появлении жениха. Некоторые думают, что крик поднят был самими девами, раньше других проснувшимися, которые и начали будить своих подруг ...

«Полночь» (стих 6) указывает на время упокоения и глубокого сна, чтобы резче выставить неожиданность прибытия жениха. В какое время будет пришествие Христа, об этом не говорится и это не проясняется. Все здесь имеет символический смысл и служит только для пояснения, что пришествие Христа будет неожиданным.

Объясняя слова притчи: «Неразумные [девы] сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут» (стих 8),– Ориген говорит: «хотя девы и были глупы, но понимали, что им со светом должно было идти навстречу жениху, имея все светильники своих чувств горящими»...

Ответ мудрых дев (стих 9) иногда считается черствым... Но дело объясняется проще. Если мудрые девы советовали глупым идти и купить себе масла, то, значит, совет этот был удобоисполним. Из нижеследующего можно заключить (стих 10), что глупые действительно раздобылись маслом, только это уже было слишком поздно; оно им, может быть, совсем и не понадобилось... Под «продающими» Златоуст разумеет «бедных»... Та же мысль повторяется и Феофилактом: «Неразумные идут к продающим, т. е. к беднякам; это значит: они раскаялись, что не творили милостыни...». Но в притче совсем не говорится о том, что продавцы – люди бедные...

В 13 стихе разъясняется вся сущность притчи о десяти девах: «Итак, бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (стих 13). В ней говорится не о том, что люди должны обладать различными добродетелями, например, милостыней, милосердием и проч.

Притча подала повод к знаменитым спорам между протестантами и католиками о том, что следует разуметь под маслом в светильниках, веру или добрые дела. Протестанты, конечно, разумели только веру, а католики – добрые дела. Но, строго говоря, здесь не говорится ни о том, ни о другом. Думали даже, что здесь говорится о Святом Духе. Но все такие толкования мало относятся к делу. Сущность притчи, по-видимому, в том, что она составляет лишь «иллюстрацию к последней части речи Христа» (Мф. XXIV, 44-51). Притча о десяти девах может быть, в своих главных очертаниях, кратко изложена так: будьте лично готовы; будьте готовы во всякое время; будьте готовы идти ко Христу прямо» [3].

В беседе с Н.А.Мотовиловым святой Серафим Саровский дал верный ответ на вопрос, что следует понимать под елеем в светильниках мудрых дев:

Серафим Саровский:

«В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: «шедши купите на торжищи». Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они, хоть и юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель как состояние равноангельное и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятаго Духа Божьего недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божьего, и говорится в отеческих книгах: «ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его – во дно адово». Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: «многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая воля Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная, и третья бесовская, вполне пагубная». И вот эта-то третья, вражеская, воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая – собственная воля наша – научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и, как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же – воля Божия и всеспасительная – в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святаго как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего. Оно-то, это стяжание Духа Святаго, собственно и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев. За то-то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святаго, без Которого и спасения никому нет и быть не может, ибо: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеет же Тройческим единством священнотайне». Сам Дух Святый вселяется в души наши, и это-то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его Тройческаго Единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святаго, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божьему всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову Божьему: «вселюся в них, и похожду, и буду им в Бога, и тии будут в людие Мои». Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевши, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были затворены. Торжище – жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и не допустившие к Жениху, – смерть человеческая; елей – не дела, но получаемая через них вовнутрь естества нашего благодать Всесвятаго Духа Божия, претворяющая оное от сего в сие, то есть от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа существа нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, – в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе и Вечном Женихе душ наших. Сколь велико сострадание Божие к нашему бедствию, то есть невниманию к Его о нас попечению, когда Бог говорит: «Се стою при дверех и толку!» – разумея под дверями течение нашей жизни, еще не затворенной смертью. О, как желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием! «В чем застану, в том и сужду», – говорит Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечением и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица гнева Его кто станет! Вот почему сказано: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть», то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго» [4].

Но из этого не понятно, почему же уснули все девы – и мудрые и неразумные? Сон неразумных дев нам понятен, но мудрые девы должны были бодрствовать, потому что их к этому должен был побуждать Святой Дух.

Смысл этой притчи становится очевидным, если принять во внимание, что Иисус говорит ее сразу после ответа Своим ученикам на вопрос: «Учитель скажи, каковы признаки Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24: 3). Сначала Он называет им признаки кончины века, а далее поясняет: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам» (Мф. 25: 1). Слово «Тогда» указывает на время, когда эти признаки начнут исполняться. Таким образом, очевидно, что содержание этой притчи не относится вообще к христианской Церкви, а говорит о состоянии Церкви лишь в конце мировой истории, что подтверждает и Сам Иисус в конце Своей притчи: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25: 13).

Притча о десяти девах нашла свое отражение в «Учении двенадцати Апостолов» [5]:

«Учение 12 Апостолов» (Дидахэ):

«Бодрствуйте о жизни вашей. Светильники ваши да не угашаются и чресла ваши да не распоясываются, но будьте готовы. Ибо вы не знаете часа, когда Господь наш придет. Часто собирайтесь, ища подобающее душам вашим, ибо не принесет пользы вам все время веры вашей, если не станете совершенны в последнее время. Ибо в последние дни умножатся лжепророки и губители, и овцы обратятся в волков, и любовь обратится в ненависть. Ибо по умножении беззакония возненавидят друг друга и будут преследовать и предавать. И тогда явится мировой обманщик словно Сын Божий и сотворит знамения и чудеса, и земля предастся в руки его, и он будет творить беззакония, каких никогда не было от века. Тогда придет тварь человеческая в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а пребывшие в вере своей спасутся от этого проклятия. И тогда явятся знамения истины: сперва знамение, распростертое на небе, затем знамение гласа трубного, и, в-третьих, воскресение мертвых; как сказано: Придет Господь и все святые с Ним. Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных...» [6].

Таким образом очевидно, что притча о десяти девах должна иметь отражение и в Откровении Иоанна, где та же мысль и идея выражены помимо образов в прямых словах пророчества. А значит, крик, который раздался в полночь: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф. 25: 6),– означает проповедь двух свидетелей о скором втором пришествии Господа Иисуса Христа, о чем говорит и летящий по небу Ангел: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр. 14: 7). Мудрые девы, взявшие масло в сосудах своих, означают часть Церкви, способную воспринять эту проповедь в конце мировой истории. О них в Откровении говорится, что они «поклоняются Богу в храме у жертвенника» (Откр. 11: 1). Это – «филадельфийское христианство». Неразумные девы – светильники их погасли – означают часть Церкви, которая к этому не способна. О них в Откровении говорится: «А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца» (Откр. 11: 2). Это – «лаодикийское христианство». Надо ли повторять то, что они услышат от Господа: «истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25: 12).

3. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.

В 22-ой главе Откровения Иоанн Богослов говорит, что истинные пророки не могут пророчествовать сверх того, что сказано в Откровении: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22: 18, 19). Это значит, что Господь даст двум свидетелям не какие-то новые или другие пророчества, а лишь способности понимания пророчеств Апокалипсиса, как это сказано и в Евангелии: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк 24: 45). Об этом же пишет Апостол Петр: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2-е Петра 1: 19-21). А значит, «утренняя звезда» означает способности понимания пророчеств Апокалипсиса.

Эта проповедь двух свидетелей окажет действие на всю Церковь, которая будет названа «Новой Пятидесятницей». Из Деяний Апостолов нам известно, что Святой Дух сошел на Апостолов в пятидесятый день по Вознесении Иисуса Христа на небо именно для того, чтобы дать им способности, ум и силы проповедывать Евангелие о Христе. И при этом Апостол Петр сказал, что это сошествие Святого Духа «есть предреченное пророком Иоилем» (Деян. 2: 16). Но из слов самого пророка Иоиля достаточно очевидно, что в его пророчестве идет речь о наступлении «дня Господня», то есть второго пришествия Господа Иисуса Христа: «И будет после сего,– говорит Господь: изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни изолью от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится в тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоиль 3: 28-32). Значит, эти слова Иоиля также следует отнести к проповеди двух свидетелей.

С.А.Аскольдов писал в 1918 году:

«Величайшее религиозное значение получает русская революция в тех бедствиях и ужасах, которые она с собою несет. Одних они приводят к религии после многих лет отпадения, других укрепляют в религии, научают религиозному подвигу. Много рассеяно по всей России религиозно терпящих порывы злого ветра и не знающих, откуда и почему налетевшие шквалы злобы разрушают жизнь их и близких. Много и сознательно не принимающих в свою душу уже проясняющиеся начертания зверя. Много и протестующих и обличающих. Наконец, Россия уже насчитывает немалое количество настоящих религиозных мучеников за Христа и Церковь, принявших мученическую смерть от ярости неверия, от мести за какие-то чужие грехи прошлого. И во всем этом претерпении, в неприятии зла внутрь своей души, в посильном сопротивлении ему не созревают ли в народной душе одновременно с навыками зла, и однако уже как-то обособляясь от них, и другие святые навыки к той борьбе, которая должна разыграться в последние дни, в те дни, когда принять участие в антихристовом государстве будет уже непрощаемым грехом, окончательным переходом под знамя противника Христа? Так в соседстве с заглушающими плевелами созревают добрые колосья, пополняется число праведников, сгущаются все духовные качества, нужные для создания нового организма Царства Божия. Это созревание невидимое, неслышное, не творящее громких дел, но прочно созидательное для строящегося невидимого града Божия. Так строящийся град князя мира сего своим строительством с роковою неизбежностью, по закону антагонизма сил, выявляет и обособляет другой град, град Божий. И ныне Россия именно есть главная арена этих противоборствующих созиданий.

Мы, конечно, не можем сомневаться в том, что всходы зла будут заметнее и, во всяком случае, будут иметь свое внешнее эмпирическое торжество. Преобладание зла в мире, определяемое словами: «весь мир во зле лежит», не ослабевает, а усиливается к концу истории, и прогресс добра заключается не в количестве, а именно в созревании новых качеств. И эта зрелость религиозных ценностей может дать некоторый плод и на фоне общего увядания и скрытой готовности к смерти. Человечеству, быть может, предстоит пережить кратковременную счастливую осень жизни. Эта осень раскроет, быть может, где-нибудь в краткой и однако же явственной форме то целостное обнаружение христианского идеала общественности, которое предчувствовали многие мистики Христианства и которое, понятое как новое преодолевающее Христианство религиозное откровение, составляет для некоторых соблазн «третьего завета». Если это произойдет именно из тех посевов добра, которые произведены бедствиями, мученичествами и другими испытаниями и научениями русской революции, то в этом будет, конечно, ее важнейший положительный результат и наибольшее религиозное значение» [7].

Подробней об этом сказано в главе, которая называется «На море Тивериадском». А здесь же пока ответим, что Церкви будет довольно важно точно определиться в личностях двух свидетелей:

4. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.

Толковая Библия:

«Два свидетеля это несомненно две отдельных действительных личности. Такого понимания требует не только описание их личных особенностей, но и сопоставление их с антихристом и с его лжепророком. А облачение их во вретища может быть понимаемо в общем значении одежды проповедников. Срок их проповеди 1260 дней (42 месяца) должно рассматривать как указание определенного времени. Этого требует самая точность выражения, доходящая до такой малой единицы, как день, и в таком большом количестве, как 1260» [8].


Андрей Кесарийский:

«Многие из учителей думали, что сии «два свидетеля», Енох и Илия, при кончине получат от Бога время пророчествования в продолжение трех с половиною лет, означенных тысяча двумя стами шестьюдесятью днями. «Облечением во вретище» они показывают, что сетования и плача достойны будут все тогда существующие и отвлекаемые от обольщения антихристова. Пророк Захария указал на них под видом «двух маслин и двух светильников» (Захар, гл. 4-я), ибо пища для умного совета приносится елеем богоугодных дел» ( Слово 10, Глава 30 ) [9].

Книга пророка Захарии, глава 4:

  1. И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его.
  2. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его;
  3. и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее.
  4. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?
  5. И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой.
  6. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.
  7. Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты – равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!»
  8. И было ко мне слово Господне:
  9. руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам.
  10. Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, – это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?
  11. Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его?
  12. Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?
  13. И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой.
  14. И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.
*   *   *

Однако св. Ефрем Сирин под «двумя маслинами» понимает не Илию и Еноха, а Иисуса и Зоровавеля:

Ефрем Сирин:

«Две маслины, из которых одна на правой стороне светильника, а другая на левой, означают двух правителей народа Иудейского – Иисуса и Зоровавеля, из которых один помазан на царство, а другой на священство, две маслины, из которых одна на правой, а другая на левой стороне, изображают два завета, а также священство и царское достоинство. Два сына тучности, то есть сыны помазания, суть народ Иудейский и народы языческие» [10].

То есть два правителя народа Иудейского – Иисус и Зоровавель, из которых один был помазан на царство, а другой на священство, являются прообразом двух свидетелей Откровения, а «две маслины» символически означают первосвященство и царское достоинство двух свидетелей Откровения, о чем подробнее будет сказано в главе «Жена, облеченная в солнце».

5. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; и если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.

Многие толкователи понимали эти слова об огне буквально. Но в устах пророка Иеремии эти слова превращаются в иносказание: «Посему так говорит Господь Бог Саваоф: за то, что вы говорите такие слова, вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ – дровами, и этот огонь пожрет их» (Иер. 5: 14). То есть под огнем из уст двух свидетелей следует понимать особенную чудодейственную силу их слов, как это сказано и в Евангелии: «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Лк. 21: 15; Мф. 10: 20). А значит, врагами их проповеди будут такие же христиане, однако лишенные Духа Божия, а значит – способности понимания пророчеств Апокалипсиса. Тот, кто не примет проповедь двух свидетелей и будет оспаривать их пророчества, тот сам отлучит себя от Церкви, как отвергший слово Божие.

«Истинно благочестивые христиане,– писал неизвестный русский священник XX века,– потерепят гонение от своих лжебратий, лицемерных христиан. Количество христиан хотя и увеличится ради милостивой благодати Христовой при последней всемирной проповеди, но далеко не все они явятся истинными последователями Христа, многие из них будут ограничиваться одною наружностью, одними внешними обрядами» [11].

В притче о десяти девах Иисус называет их неразумными девами не оставляя надежды на их спасение: «истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25: 12). И в этом нет ничего удивительного. Ведь потом эти "христиане" признают и власть антихриста, как пишет Апостол Павел: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес 2: 8-12).

6. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами – превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.

Описание этих чудес двух свидетелей было взято, как известно, из жизни двух ветхозаветных пророков – Моисея и Илии. К Моисею относится превращение воды в кровь, то есть первая казнь египетская: «И сделали Моисей и Аарон, как повелел Господь. И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь» (Исх. 7: 14-20),– а к Илие относится огонь, нисходящий с неба на его врагов (4 Цар. 1: 1-18) и затворение неба, чтобы не шел дождь (3 Цар. 17: 1).

Андрей Кесарийский понимает эти слова буквально:

Андрей Кесарийский:

«Силою истинных знамений и чудес вооружит Бог сих Святых, чтобы предложением истины и света они отвергли ложь и тьму и обратили обольщенных или словом учительным или ударами наказующими: бездождием, огнем, изменением стихий и подобным, а самого обольстителя изобличили, ни мало не претерпев сами ни от него, ни от других даже до окончания своей проповеди» ( Слово 10, Глава 30 ) [12].

Но с другой стороны известно, что и «зверь, выходящий из земли... ... творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми» (Откр. 13: 13). И естественно возникает вопрос: как тогда отличить чудеса истинные от ложных? «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24: 24). Отсюда не удивительно, что прот. Сергий Булгаков и прот. Николай Орлов (комментатор Апокалипсиса в Толковой Библии) видят в чудесах двух свидетелей иносказание:

Сергий Булгаков:

«Трудно поддается буквальному толкованию «если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту». Если видеть здесь силы духовные, пророчественные, тогда естественнее разуметь здесь их духовное, победное воздействие. Чудеса и знамения могут быть истолкованы как сила молитвы Церкви и ее пророков» [13].


Толковая Библия:

«Под огнем из уст свидетелей (ср. Апок. I, 16) можно разуметь особенную чудодейственную силу их слов. Тот, кто не примет их проповеди покаяния и даже станет выставлять себя настолько упорным, что решится причинить им вред, тот сам погубит себя, как отвергший слово Божие» [14].

Впрочем, этот вопрос о том, как же следует понимать описание чудес двух свидетелей (буквально или иносказательно), становится очевидным после сопоставления этого места Апокалипсиса с историей из Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 9:

  1. Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
  2. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
  3. Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
  4. и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
  5. но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
  6. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
  7. Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
  8. ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
*   *   *

Как известно, пророк Илия Фесвитянин, когда низводил огонь с неба и затворял небо, чтобы не шел дождь, имел дело с царем Израиля Ахавом и с его сыном Охозией, которые впали в идолопоклонство. И Моисей, когда превращал воду в кровь перед лицом фараона, имел дело с язычниками, для которых внешние проявления божественной силы в вопросах веры имели решающее значение. Но Иисус проповедывал иудеям, то есть людям имеющим веру в единого Бога: «Иисус же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф 15: 24). Поэтому Иисус повторял им неоднократно: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин 5: 39). А это, судя по всему, означает, что поражать воображение иудеев чудесами и знамениями с неба для Спасителя не имело смысла, как это сказано и в Евангелии: «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 16: 1-4). «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф 12: 38, 39). «Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?» (Лука 12: 54-57).

Теперь возвратимся вновь к нашей теме и обратим внимение на то, что проповедь двух свидетелей будет обращена не к язычникам, а к новозаветной Церкви, как сказано в Откровении: «Имеющий ухо, да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2: 7, 11, 17, 29; 3: 6, 13, 22). То есть проповедь двух свидетелей будет направлена только к той части Церкви, которая в состоянии слышать и понимать, что Дух говорит церквам, то есть понять и принять эту проповедь и засвидетельствовать перед миром истинность их пророчества. Об этих то христианах и сказано в Откровении, что они «поклоняются Богу в храме у жертвенника». А все остальные так называемые "христиане" по сути составляют язычников. Для них «измерение тростью» вообще не имеет смысла: «А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца» (Откр. 11: 2). А значит, проповедь двух свидетелей не будет сопровождаться внешними чудесами, как пишет Апостол Павел: «Ибо Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1: 23, 24).

Иисус говорит в Евангелии: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Иоан. 15: 22). Эти слова Иисуса Христа были сказаны иудеям 2000 лет назад, но их можно отнести к тем христианам, которые воспротивятся проповеди двух свидетелей и тем самым сами исключат себя из Церкви, как отвергшие слово Божие.

Ерм, муж апостольский (1-я четверть II в.):

«Каким образом они, познавши Господа, сделались худшими? И сказал пастырь: «не познавший Господа, если делает зло, подлежит наказанию за свою неправду. Но кто познал Господа, тот уже должен удерживаться от зла и делать добро. И если тот, который должен делать добро, вместо этого делает зло, то не более ли он преступник, нежели неведущий Бога? Посему, хотя и не познавшие Бога и делающие зло предназначены к смерти; но те, которые познали Господа и видели дивные дела Его, если делают зло, будут вдвое наказаны и умрут на веки. Так очистится Церковь Божия» [15].

О духовной природе разделения Церкви в конце мировой истории и о необходимости ее очищения (созревающей в наше время) также, например, говорится в статье иеромонаха Дамаскина «Церковь перед лицом отступления», написанной на основании учения Архиепископа Аверкия «О проникновении духа антихриста в среду Православия последних времен», а также в статье Архиепископа Аверкия «Соль обуевает – знамение приближения конца», которые можно найти в разделе Книжное обозрение.

Андрей Мазуркевич

Литература и комментарии:

[1] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 10, Глава 29.

[2] «Толковая Библия», том 11, стр. 557.

[3] «Толковая Библия», том 8, стр. 380-383.

[4] «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова; приводится по книге «Угодник Божий Серафим», Валаам, 1992 г., том I, стр. 128-130.

[5] «Учение 12 Апостолов» (Дидахэ) занимает особое место в христианской письменности. Оно стоит между книгами новозаветного канона и книгами мужей апостольских, то есть отцов и учителей церкви, которые были учениками Апостолов, Климент Александрийский (ок. 200 г.) и Ориген (ок. 250 г.) цитируют Дидахэ среди книг, которые читаются в Церкви для назидания в вере. В IV веке каноничность Дидахэ была поставлена под сомнение, и эта книга была забыта так основательно, что совсем перестала переписываться. Сохранилась одна единственная рукопись, написанная в 1056 г., и та затерялась и пребывала в неизвестности. Честь ее открытия принадлежит православному греческому митрополиту Филофею Вриеннию, Обнаружив рукопись в собрании, являющемся собственностью Иерусалимского Патриарха, в 1873 г., митрополит Филофей сделал первое издание этой книги в 1883 г. Константинополе, Позже был найден в Оксиринхе небольшой папирусный фрагмент конца IV в., были изданы также коптский и эфиопский переводы.

[6] «Учение 12 Апостолов», глава 16, приводится по сборнику «Писания мужей апостольских», Рига, 1994 г., стр. 36-38.

[7] С.А.Аскольдов, «Религиозный смысл русской революции», «Из глубины», 1918 г., Москва-Петроград, 1918 г., стр. 45-48.

[8] «Толковая Библия», том 11, стр. 558.

[9] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 10, Глава 30.

[10] Ефрем Сирин, «Творения», том 6, стр. 168.

[11] «Россия перед вторым пришествием», 1993, стр. 348.

[12] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 10, Глава 30..

[13] Сергий Булгаков, «Апокалипсис Иоанна», стр. 79.

[14] «Толковая Библия», том 11, стр. 558.

[15] «Писания мужей апостольских», Рига, 1992 г., стр. 31.