Выбрать шрифт:
Откровение, глава 11
6. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами – превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.
Буквальное понимание описания чудес двух свидетелей дало повод многим (особенно в древней Церкви) искать на их роль ветхозаветных пророков. Так, в качестве двух свидетелей предлагались пророки Енох и Илия Фесвитянин, Моисей и Иеремия и даже сам Иоанн Богослов. Это древнее представление настолько утвердилось в сознании Церкви, что, например, Илья Фесвитянин изображается предшественником второго пришествия Христова даже в православном богослужении («Триодь постная», «Служба св. Пророку Илии», «Четьи Минеи» за 20 июня). Но в богословской литературе единого мнения в этом вопросе не существует.
Прот. Сергий Булгаков:
«Обычно эти два свидетеля отождествляются с Моисеем и Илией, также и Иеремией. (К Моисею более относится первая египетская казнь; Исх. VII, 14 сл.; IV Цар. I, 10; III Цар. XVII, 1 сл.). (Илия изображается предшественником Второго пришествия и в православном богослужении)... Это – аналогия с прор. Илией: IV Цар. I, 10 сл.; Ис. Сир. XLVIII, 3; так же III Цар. XVII, 1... Одинаково приемлемо не только частное истолкование этих образов как определенных лиц и пророков, но также и более общее их понимание как носителей духовной силы «пророчествования». Оба истолкования взаимно несовместимы, однако едва ли соответственно приурочивать эти образы в первую очередь и исключительно двум ветхозаветным пророкам» [15].
Но ввиду важности предстоящего Церкви следует разобраться, имеет ли это мнение серьезные основания. Впервые высказал это мнение св. Ипполит Римский:
Ипполит Римский
«Тогда останется еще одна, последняя седмина, во время которой придут Илия и Енох, в средине же ея появится мерзость запустения – антихрист, и возвестит миру запустение. И тогда жертва и возлияние, которые теперь приносятся Богу на всяком месте и всеми народами, отнимутся» [17].
Хотя Ипполит Римский и не оставил нам доказательства, что два свидетеля Откровения – это Енох и Илия, но тем не менее очевидно, что он заимствовал это мнение у св. Иринея Лионского из его пятой книги «Обличения и опровержения лжеименного знания», где на примере Илии и Еноха Ириней рассуждает о том, что «Бог может восстановить тела наши для вечной жизни». Но св. Ириней не пишет, что эти люди (Енох и Илия) снова придут на землю, а напротив того утверждает, что они будут пребывать в раю вплоть до самой кончины мира:
Ириней Лионский:
«Что говорить о жизни древних, когда угодивший Богу Енох преложен в теле, в котором угождал, предсказывая приложение праведных? И Илия был взят, как был, в созданном существе, пророчествуя вознесение духовных, и нисколько не препятствовало им тело к приложению и вознесению... Поэтому и говорят пресвитеры, ученики апостольские, что преложенные преложены туда,– ибо рай приготовлен для людей праведных и духоносных... и что преложенные пребудут там до скончания (мира), предначиная нетление» [18].
Не смотря на то, что св. Ириней Лионский (в отличии от Ипполита Римского) никак не связывал Илию и Еноха и двух свидетелей Откровения, эту логику Ипполита воспроизводит Толковая Библия:
Толковая Библия:
«Есть два события в Библии, которые остались не разъясненными; это – именно отрицание факта смерти Еноха и взятие живым на небо пророка Илии. Как могли эти два человека избежать смерти, когда она есть общий удел всего человечества? Не они ли, поэтому, суть те два апокалипсических свидетеля, которые должны будут придти в конце времен? Говорит в пользу этого и то обстоятельство, что некоторые черты изображения свидетелей (заключение ими неба и изведение огня из уст) как бы взяты с исторической личности пророка Илии. В пользу этого толкования говорит, наконец, и авторитет древних святоотеческих толкований (св. Ипполит, св. Ефрем Сирин, св. Иоанн Дамаскин, св. Андрей Кесарийский)» [19].
Но если посмотреть повнимательней, то Андрей Кесарийский, Ефрем Сирин и Иоанн Дамаскин сами этого не доказывали, а ссылаются лишь на мнение древних учителей Церкви, из которых мы знаем лишь одного Ипполита:
Андрей Кесарийский:
«Многие из учителей думали, что сии «два свидетеля», Енох и Илия, при кончине получат от Бога время пророчествования в продолжение трех с половиною лет, означенных тысяча двумя стами шестьюдесятью днями» ( Слово 10, Глава 30, ) [20].
Ефрем Сирин:
«Но прежде нежели будет сие, Господь, по милосердию Своему, пошлет Илию Фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили человеческому роду богочестие, дерзновенно проповедали всем благоведение, научили не верить антихристу из страха. Впрочем, немногие тогда захотят послушать и поверить сей проповеди Пророков. Спаситель же делает сие, чтобы показать неизреченное Свое человеколюбие; потому что и в это время не оставляет род человеческий без проповеди, да будут все безответными на суде» [21].
Иоанн Дамаскин:
«Будут же посланы Енох и Илия Фесвитянин. И обратят они сердца отцов к детям, то есть еврейскую Синагогу к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди Апостолов,– и они будут умерщвлены Антихристом» [22].
А в доказательстве своих взглядов св. Ипполит Римский обращается к пророку Малахии:
Ипполит Римский:
«Как говорит (Господь) через Малахию ангела: пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия дня Господня великого и просвещенного: иже устроит, сердца отцов к чадом и противныя в мудрости праведных, да не пришед поражу землю в конец» [23].
Но Ипполит цитирует это место пророка Малахии по Септуагинте, то есть в переводе LXX-ти, в то время как в масоретском тексте, положенном в основание современной нам Библии, сказано по-другому: «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на горе Хориве для всего Израиля, равно как правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4: 4, 5). Это влияние иудаизма на мировоззрение Ипполита отмечает Толковая Библия:
Толковая Библия:
«Но кого разумел пророк Малахия под этим увещателем – Илиею пророком? Иудеи видели здесь предсказание о действительном пришествии известного из истории Ветхого Завита пророка Илии, который снова должен явиться на землю и именно к ним, Иудеям, пред пришествием Мессии (см. Матф. XVII: 10, 11; II: 14; XVI: 14; Иоан. I: 21). Это верование Иудейское отразилось и в переводе разсматриваемаго стиха у LXX-ти, которые вместо выражения «Илию пророка» поставили «Илию Фесвитянина», т. е. известного из истории пророка Илию, родом из Фесвы. По толкованию самого Господа Иисуса Христа и евангелистов под Илиею здесь нужно разуметь прежде всего Иоанна Предтечу (см. Матф. XVI: 10-13; Лук. I: 17), т. е. следовательно Илию в переносном смысле этого слова, пророка в духе и силе Илии» [24].
Действительно, Иисус объясняет, что эти слова пророка Малахии относятся к Иоанну Крестителю: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11: 14). Поэтому очевидно, что ждать Илию и Еноха как двух свидетелей Откровения у Церкви нет достаточных оснований. А значит, можно предположить, что два свидетеля Откровения будут современниками антихриста, как был Иоанн Креститель, предсказанный у пророка Малахии под именем Илии пророка, современником Иисуса Христа: «И спросили Иисуса ученики Его: как же книжники говорят, что Илии должно придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел и не узнали его, а поступили с ним так, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17: 10-13).
Старец Глинской пустыни иеромонах Порфирий († 1868 г.):
«Со временем падет вера в России. Блеск земной славы ослепит разум, слова истины будут в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное» [25].
Митрополит Сергий (Старгородский; † 1944 г.):
«Подобно тому, как древнему Израилю посылает Господь Судей и Пророков, так и Церкви Своей в моменты чрезвычайные Он обычно посылает людей исключительной благодатной одаренности, как бы Пророков, сильных духом и верою. Не имея официального назначения, эти люди самим делом выдвигаются из общей массы и становятся предводителями других. Но это предводительство не имеет официального характера, не является установленной в Церкви должностью и не всегда держится служебных рамок. Как и всякое пророчество – оно есть личный подвиг таких людей, дело их личной, внутренней, духовной предприимчивости и ревности о Боге и Церкви Божией» [26].
«В русских старинных рукописях с начала XVII столетия начинает встречаться в славянском переводе «Бл. Ипполита папы Римского и мученика, слово о скончании мира, об антихристе и втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа», которое у старообрядцев пользуется особым уважением, притом слово это, приписываемое св. Ипполиту, не принадлежит ему. Между дошедшими до нас творениями св. Ипполита на греческом языке сохранились два сочинения об антихристе; одно то, которое известно в славянском переводе, и составляет святыню для раскольников, другое – подлинное слово, которое озаглавливается: «Изыскание о Христе и антихристе». Так, в подлинном сочинении св. Ипполита говорится согласно с изречением Апокалипсиса о двух только свидетелях при антихристе – Илии и Енохе, а в подложном слове говорится о третьем свидетеле, св. Иоанне Богослове, как бы доселе он, подобно двум первым, не умер, но живым вознесся на небо. С другой стороны, известно, что мнение о том, что св. Иоанн Богослов живым взят на небо и придет вместе с Илиею и Енохом для обличения антихриста, в первый раз высказано было в IV веке Ефремом Антиохийским, и значит, от него уже могло быть заимствовано в подложное слово Ипполита, как в свод отеческих сказаний о временах антихриста» [27].
Впрочем, это предположение воспроизводит даже Андрей Кесарийский, когда объясняет слова Откровения: «И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих» (Откр. 10: 11).
Андрей Кесарийский:
«Здесь показывается или то, что не тотчас после видения Божественного Откровения исполнится все предсказанное, но через Евангелие и сие Откровение надлежит Блаженному даже до кончины мира предсказывать читающим о будущем,– или что он не вкусит смерти; при конце же придет, чтобы препятствовать принятию прелестей антихристовых» ( Слово 10, Глава 29 ) [28].
Владимир Соловьев цитирует это мнение в «Краткой повести об Антихристе»:
Владимир Соловьев:
«Действительным, хотя неофициальным вождем православных был старец Иоанн, весьма известный среди русского народа. Хотя он официально числился епископом «на покое», но не жил ни в каком монастыре, а постоянно царствовал во всех направлениях. Про него ходили разные легенды. Некоторые утверждали, что это апостол Иоанн Богослов, никогда не умиравший и открыто явившийся в последние времена. Сам он ничего не говорил о своем происхождении, и о своей молодости. Теперь это был очень древний, но бодрый старик» [29].
Архимандрит Оптиной пустыни Пантелеимон:
«Полагают, что Енох будет благовестником язычников, а Илия Фесвитянин – евреев. Апостольская проповедь Евангелиста Иоанна потребуется избранных ради, для восстановления утраченного смысла Христова учения, извращенного толкованиями рационалистов в среде христиан... В последнее семилетие, с началом которого на земном шаре явятся величайшие ревнители славы Божией: Енох и Илия Фесвитянин. Тогда-то истинные сыны Израилевы в числе ста сорока четырех тысяч (Откр, 7: 4) обратятся ко Христу и горы Израилевы процветут благочестием. Соответственно успеху проповеди Илии Фесвитянина в среде евреев, надобно полагать, что и проповедь Еноха среди язычников и проповедь среди христиан Иоанна Богослова будет иметь великий успех» [30].
С.И.Фудель писал в 1979 году:
«Рассказывали мне (два разных человека), что недавно умерший в Москве епископ Стефан, когда-то духовный сын отца Александра Мечева, говорил недели за две до смерти о своем убеждении в том, что перед самым концом истории Церковью будет зримо руководить апостол Иоанн, еще не умиравший, но непостижимо где-то сохраняемый Богом для этого последнего своего служения. Так еп. Стефан понимал слова Христовы Петру в 21-ой главе Евангелия от Иоанна: "если я хочу, чтобы он (Иоанн) пребыл, пока приду, что тебе?"» [31].
Но ведь именно от этого неверного смысла и предостерегает нас Иоанн: «И пронеслось слово это между братьями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того?» (Иоан. 21: 20-23). Подробное толкование 21-ой главы Евангелия от Иоанна можно найти в главе «На море Тивериадском».
Говоря о двух свидетелях Откровения свв. Ипполит Римский, Ефрем Сирин, Андрей Кесарийский и Иоанн Дамаскин возлагали на них задачу «отвратить людей от обольщения антихриста», а также его «обличение», видимо полагая, что без проповеди двух свидетелей узнать о приходе антихриста будет практически невозможно. Но в книге «О кончине века», которая вышла в свет в Одессе в 1902 году, сказано, что «антихриста при появлении нельзя будет не узнать», ибо «в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 4). Но это относятся к тому времени, когда антихрист сосредоточит в своих руках необъятную власть и воздвигнет гонение на христианскую церковь, а проповедь двух свидетелей, как думали, прозвучит до прихода антихриста к власти.
Ипполит Римский:
«А точнее сие покажет нам Даниил. Он говорит: и утвердит завет мнозем седмина едина: в поле же седмины отъимется Моя жертва и возлияние (Дан. 9: 29). Он означил одну седмину лет, последнюю, имеющую быть в последних временах при конце всего: половину этой седмины возьмут пророки Енох и Илия. Они, облеченные во вретища, будут проповедовать тысячу двести шестьдесят дней (Апок. 11: 3), возвещая людям и всем народам покаяние... Они пришедши будут проповедовать имеющее быть с небес явление Христа, сотворят чудеса и знамения, дабы хотя сим тронуть и обратить людей к покаянию по причине усиливающегося в них беззакония и нечестия. Ибо Иоанн говорит: и дам двум свидетелям Моим, и прорицать будут дней тысячу двести и шестьдесят, облеченные во вретище (Апок. 11: 3), то есть половину седьмины, о которой сказал Даниил (Дан. 9: 27). И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их (Апок. 11: 7), потому что они не хотели дать славы антихристу» [32].
Итак, в толковании Ипполита последние семь лет истории человечества разбиваются на две части. В первые три с половиной года совершается проповедь двух свидетелей, а в последние три с половиной года существует царство антихриста. Опознать же личность антихриста, стало быть, будет трудно, до прихода антихриста к власти.
Архиепископ Аверкий:
«Нужно знать и помнить, сколь велико будет лукавство Антихриста и как хитро будет действовать он, если даже «избранники Божии», то есть истинные христиане окажутся «в затруднении», не будучи в состоянии сразу «раскусить» и изобличить Антихриста – не смогут сначала узнать его» [33].
Ефрем Сирин:
«Имеющим ведение без труда сделается известным пришествие антихриста. А кто имеет ум в дела житейские и любит земное, тому не будет сие ясно; ибо привязанный всегда к делам житейским, хотя и услышит, не будет верить и погнушается тем, кто говорит. А святые укрепятся; потому что отринули всякое попечение о сей жизни» [34].
Прот. Борис Молчанов писал в 1938 году:
«Между прочим, очень важно отметить, что все св. отцы считают главной причиной такого быстрого и безрассудного увлечения людей Антихристом отсутствие у них духовного разума, всецелую их погруженность в плотское состояние. А так как духовный разум может приобретаться и развиваться только в условиях правильной духовной жизни, преподаваемой истинной Православной Церковью, то в тот момент смогут оказаться в полном духовном всеоружии и распознать все козни и коварства Антихриста только православные христиане, но не все, а только та малая часть из них, которая будет жить духовной жизнью по правилам Церкви. Еретики же и лжеверы, у которых или вовсе отсутствует духовная жизнь, или практикуется, но в неправильных и извращенных формах, неизбежно сделаются жертвами обольщения Антихриста. Антихрист тонко подменит культ Богочеловека культом Человекобога и потребует поклонения себе как Богу. В Св. Писании он изображается как превозносящийся «выше всего, называемого Богом или святынею» (2 Фес. 2, 4), как говорящий «гордо и богохульно», как хулящий Бога и «жилище Его и живущих на небе» (Откр. 13, 5-6)» [35].
Иеромонах Серафим Роуз писал в 1982 году:
«Моя цель не запугать вас, а заставить осознать, что же происходит вокруг. Воистину, сейчас уже позже, чем мы думаем. Апокалипсис совершается уже сейчас. И как печально видеть христиан над головами которых нависает эта немыслимая трагедия и которые думают, что они могут в эти ужасные времена продолжать то, что называется "нормальной жизнью", полностью участвуя в прихотях безумного, самообольщающегося поколения, совершенно не подозревающего, что "рай дураков", в котором мы живем, должен вот-вот рухнуть, совершенно неподготовленного к тем отчаянным временам, которые нас ожидают. Сейчас уже вопрос состоит не в том, чтобы быть "хорошим" или "плохим" православным христианином, вопрос сейчас стоит так: сохранится ли наша вера вообще? У многих она не сохранится; грядущий Антихрист будет слишком привлекательным, слишком соответствующим тому духу времени, тому мирскому духу, к которому мы стремимся, чтобы большинство людей даже узнало, что они потеряли свое христианство, поклонившись ему» [36].
7-8. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.
Какой город имеет ввиду Иоанн Богослов? Андрей Кесарийский считает, что здесь предсказан Иерусалим, но Сергий Булгаков, напротив, это мнение отрицает:
Андрей Кесарийский:
«"Зверь", то есть антихрист, выйдя из темных и преисподних мест земных, в которые изгнан диавол, по Божию попущению, убьет их и оставит тела не погребенными в том самом Иерусалиме древнем и разоренном, в котором пострадал Господь» ( Слово 10, Глава 30 ) [37].
Сергий Булгаков:
«Наименования «Содом и Египет» Иерусалим не заслуживал во времена своего исторического существования. Поэтому здесь приходится принимать эту топографию аллегорически, как вообще исторические мировые центры,– и в первую очередь, конечно, Рим для времени написания Откровения, а в наши дни – всякие вообще центры скопления населения, которые – по очереди или одновременно – заслуживают этих названий Содома и Египта» [38].
Действительно, в 20-ой главе Откровения Иоанн Богослов называет Иерусалим как «стан святых и город возлюбленный» (Откр. 20: 8). И связать это со словами: «город великий, который духовно называется Содом и Египет»,– представляется невозможным. А значит, слова о «великом городе... где и Господь наш распят»,– нужно также понять духовно, то есть искать в них иносказание.
В Первом послании к Коринфянам Апостол Павел говорит о Церкви, как о теле Христовом, имея в виду собрание верующих: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12: 27). Но, если мы говорим, что в России в XX веке Церковь Христова взошла на Голгофу, то и Христос, как глава этой Церкви, распят был вместе с ней. Таким образом, в переносном, то есть в духовном смысле, «город великий где Господь наш распят» – это Москва, а слова Содом и Египет следует относить к находящемуся в ней правительству.
Содом был сожжен огнем с неба от Бога за то, что его жители занимались извращением половой жизни (Быт., гл. 18, 19). Значит, в духовном смысле Содом означает извращение социальных и нравственных законов общественной жизни. В приложении к современной России слово Содом означает российскую демократию.
Египет – страна, где были евреи в рабстве почти 200 лет. Исход из Египта означал для них выход из рабства. Значит, в духовном смысле Египет означает тоталитарное государство. Применительно к истории СССР, это – время правления от Ленина до Горбачева.
Но в Откровении Иоанна слова Содом и Египет поставлены в обратном порядке, что, судя по всему, означает, что тоталитарная форма правления должна возродиться в России после прихода к власти антихриста.
9-10. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле.
Вызывает недоумение, что трупы двух людей в течение трех с половиною дней будут лежать «на улице великого города» на глазах у всего народа. Но в Евангелии говорится, что после воскресения Иисуса Христа из мертвых иудейские первосвященники распустили слухи о том, что ученики украли Его мертвое Тело, и сказали, что Он воскрес из мертвых (Мф. 27: 62-66; 28: 11-15). Подобное обстоятельство могло было бы повториться и с трупами двух свидетелей. Поэтому люди и «не позволят положить трупы их во гробы».
Еп. Игнатий Брянчанинов:
«Очень верно сказал некоторый блаженный инок, беседуя об антихристе: «Многие имеют воровать в антихриста, и станут славить его, как бога крепкого. Имущие Бога всегда в себе и просвещенные сердцами, увидят истину чистою верою, и познают его. Всем бо имущим Бoгoвидениe Божие и разум, тогда разумно будет пришествие мучителя. Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная непонятно cиe будет: привязаны бо суть в вещах житейских. Аще и услышат слово: то не имут веры, но паче омерзит им глаголяй сия» (Письма Георгия Затворника Задонского, кн. 1, стр. 62, издан. 1850 г.). Они сочтут его сумасбродом, достойным лишь презрения и сожаления. Омраченное своим плотским мудрованием человечество вовсе не будет верить второму пришествию Господа» [39].
Архиепископ Аверкий писал в 1967 году:
«Противники Антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням. И это нам уже знакомо! Не только сам Антихрист, но и предтечи и слуги его в наше время уже воздвигли «прикрытое и открытое» преследование всех истинных христиан, а кое-где, как, например, у нас на Родине, дошло уже и до кровавых гонений, пыток и казней. И все это делается под самыми благовидными предлогами: истинные христиане провозглашаются «врагами народа», «врагами общественного блага и порядка», признаются «возмутителями», а в церкви – «раскольниками». «Лукавые духи, разосланные по вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвышеннейшее мнение об Антихристе, общий восторг, непреодолимое влечение к нему» (Преп. Ефрем Сирин, слово 106-е). Нечто подобно мы уже видели по отношению к таким подлинным предтечам Антихриста, как например, Ленин и Сталин. Это были как бы «репетиции» того, что будет происходить в еще больших масштабах при Антихристе» [40].
11-13. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу Небесному.
Эти слова не требуют специального толкования, если их понимать буквально. Так, десятая часть Москвы соответствует Центральному административному округу в пределах кольцевой линии метрополитена, о чем подробнее говорится в главе «Падение Вавилона».
[15] Сергий Булгаков, «Апокалипсис Иоанна», стр. 79.
[16] Ипполит Римский, «Сказание о Христе и антихристе», гл. 43.
[17] Ипполит Римский, «Толкование на книгу пророка Даниила», книга четвертая, видение десятое, § XXXV.
[18] Ириней Лионский, «Против ересей», Книга пятая, гл. V, § 1.
[19] «Толковая Библия», том 11, стр. 558.
[20] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 10, Глава 30.
[21] Ефрем Сирин, «Слово на пришествие Господне».
[22] Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры», книга 4, глава 26.
[23] Ипполит Римский, «Сказание о Христе и антихристе», гл. 46.
[24] «Толковая Библия», том 7, стр. 444, 445.
[25] «Русский инок», 1912. N 14, стр. 50; приводится по книге «Россия перед вторым пришествием», стр. 322.
[26] «Патриарх Сергий и его духовное наследство». Московская Патриархия, 1947, стр. 68, 69; приводится по книге «Россия перед вторым пришествием», стр. 269, 270.
[27] Влад. Еп. Вед. 1867 г. N 3, стр. 111; приводится по «Сборнику статей» М. Барсова, стр. 338, 340.
[28] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 10, Глава 29.
[29] Владимир Соловьев, «Краткая повесть об Антихристе», 1900 г.
[30] Архимандрит Оптиной пустыни Пантелеимон, «Начало и конец нашего земного мира», 1904 год, часть первая, беседа N 10.
[31] С. И. Фудель, «У стен церкви. Материалы и воспоминания», «Надежда», Вып. 2. Франкфурт-на-Майне. 1979. стр. 304; приводится по книге «Россия перед вторым пришествием», стр. 279.
[32] Ипполит Римский, «Сказание о Христе и антихристе», гл. 43-47
[33] Архиепископ Аверкий, «Соль обуевает – знамение приближения конца», 1968, Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y.
[34] Ефрем Сирин, «Слово на пришествие Господне».
[35] Прот. Б. Молчанов, «Тайна беззакония и Антихрист».
[36] Иеромонах Серафим Роуз, «Православное мировоззрение», Лекция в Калифорнии в 1982 г.; приводится по брошюре «Будущее России и конец мира», Рига-Ленинград, 1991.
[37] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 10, Глава 30.
[38] Сергий Булгаков, «Апокалипсис Иоанна», стр. 80.
[39] Соч. еп. Игнатия (Брянчанинова), том IV, Аскетическая проповедь, стр. 266. «О царстве Божием».
[40] Архиепископ Аверкий, «Соль обуевает – знамение приближения конца», 1968, Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y.