Четыре всадника Апокалипсиса

Откровение, глава 6

  1. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
  2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
  3. И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
  4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
  5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
  6. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий и три хиникса ячменя за динарии; елея же и вина не повреждай.
  7. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
  8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными.
  9. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
  10. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу ?
  11. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
  12. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь;
  13. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои;
  14. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих;
  15. И цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,
  16. И говорят горам и камням: падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;
  17. Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?
Толкование:

В богословской литературе встречаются два подхода к толкованию 6-ой главы Откровения. Одни толкователи пытались соотнести шесть печатей Апокалипсиса со всей христианской историей в целом, начиная с апостольских времен и до самой кончины мира, в то время как другие, напротив, считали, что текст 6-ой главы Откровения относится исключительно к последнему эсхатологическому периоду истории человечества.

Так, в первые века христианства, в первом всаднике, сидящем на белом коне, толкователи признавали парфянского короля Вологеза, который в 62-ом году н. э. принудил римскую армию к капитуляции. Второй всадник был связан с британским восстанием 61-го года, в котором погибло до 150.000 человек, или с войнами того же времени в Германии, или со смутами в Палестине. Третьему всаднику соответствовал голод 62-го года в Армении и в Палестине; четвертому – эпидемии 61-го года в Азии и Ефесе; пятой печати – Нероновы гонения на христиан [1]. Однако сегодня в XX веке подобные толкования нам представляются нереальными.

В 19-ой главе Откровения говорится также о всаднике на белом коне, которым является, очевидно, Господь Иисус Христос: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный... Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие"... Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Откр. 19:11-15). Отсюда многие делают вывод, что всадник на белом коне в 6-ой главе Откровения - это также Господь Иисус Христос. Толкователи не замечают, что в Откровении Господь изображается как «Имеющий острый с обеих сторон меч» (Откр. 2:12,16). «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (Откр. 19:15). «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12), в то время как в 6-ой главе Откровения всадник на белом коне, напротив, имеет не меч, но лук, который, судя по всему, означает склонность к насилию и убийствам.

При этом Агнец Божий уже участвует в снятии всех семи печатей: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей... Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6:1,2). Поэтому очевидно, что Агнец, снимающий семь печатей, одновременно не может действовать среди четырех всадников Апокалипсиса. Отсюда неудивительно, что Андрей Кесарийский это мнение отвергает:

Андрей Кесарийский:

«Снятие первой печати и всех прочих некоторые относили к домостроительству воплощения Бога Слова, первую – к рождеству, вторую – к крещению, третью – к бывшим после него божественным знамениям, четвертую – к осуждению Пилатом, пятую – к распятию, шестую – к положению во гроб и седьмую – к разрушению и пленению ада. Прочтя толкование Мефодия, мы вполне соглашаемся с его мнением, что относить сие к родившемуся Христу нет никакой нужды, ибо тайна воплощения Бога Слова совершилась много ранее сего Откровения. Иоанн же повествует только о настоящем и будущем, и здесь говорит о победе над огненным змием. Итак, под снятием первой печати мы разумеем сонм Апостолов, которые, подобно луку, направивши против демонов Евангельскую проповедь, спасительными стрелами привели ко Христу уязвленных и получили венец за то, что истиной победили начальника тьмы.» [ Слово 5, Глава 13 ]

Но при этом Андрей Кесарийский противоречит своей же логике и историческим фактам. Ведь, если Иоанн Богослов повествует только о настоящем и будущем, то о сонме святых Апостолов уже не могло быть речи, так как в год написания Апокалипсиса (96 год н.э.) из Апостолов оставался в живых лишь один Иоанн Богослов. Таким образом очевидно, что в 6-ой главе Откровения всадник на белом коне не является сонмом святых Апостолов или Самим Иисусом Христом.

Второго всадника Откровения – «сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга» – Андрей Кесарийский связывал со смертью святых мучеников за веру во времена Римской империи:

Андрей Кесарийский:

«Здесь мы разумеем иное Апостольское учение, исполненное мучениками и учителями. Им, по распространении проповеди, когда природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира; ибо и Христос сказал: «не пришел принести мир (на землю), но меч» (Мф. 10: 34). Им же мученические заклания вознесены на высший жертвенник.– Рыжий конь есть знак или пролития крови, или же сердечной ревности пострадавших за Христа – Словами «сидящему на нем дано было взять мир от земли, и чтобы убивали друг друга» указывается на премудрое Божие произволение, напастями испытующее верных рабов.» [ Слово 5, Глава 14 ]

Но слова «убивали друг друга» нельзя отнести к гонениям на христиан потому, что тогда бы они означали, что христиане бы убивали своих противников. А это противоречит как христианской морали, так и истории Церкви. Таким образом, очевидно, что здесь разумеются войны.

Лев Тихомиров в работе «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира» в 1907 году предпринял попытку соотнести семь печатей Апокалипсиса с Посланиями семи церквам. При этом он утверждает, что каждому из семи Посланий соответствует равная им печать. Признать это мнение верным мешает то обстоятельство, что о гонениях на христиан говорится в послании Смирнской церкви и в шестой Филадельфийский период, в то время как в 6-ой главе Откровения о гонениях говорится только при снятии «пятой печати».

Отсюда не удивительно, что Сергий Булгаков отказывался вообще признать пророческий смысл 6-ой главы Откровения:

Сергий Булгаков:

«Вступительной главой ко всему апокалипсическому изображению истории является именно глава VI-ая, в которой описывается последовательное снятие печатей Агнцем как раскрытие общего содержания истории... Предлагались и предлагаются их разные толкования. Большая их часть применяет эти видения к различным историческим событиям и эпохам. Эти сближения, даже при их убедительности в частных чертах, страдают произвольностью и односторонностью и лишают эти образы их всеобщего значения как всемирно-исторических символов. Поэтому правильнее, думается нам, прежде всего держаться именно расширительного их толкования. Они говорят о том, что можно ожидать в истории вообще, в чем она состоит. Это – как бы слагаемые мировой истории. Всадник на белом коне означает побеждающую силу христианства в мире, и она может относиться не только к одной эпохе в истории, но ко всякой эпохе как в прошлом, так в настоящем и в будущем. Второй всадник означает войны, и это пророчество относится ко всем эпохам мировой истории. Третий всадник на коне вороном, имеющий меру в руке своей означает дороговизну (голод). Наконец, четвертый всадник означает совокупное действие всех предыдущих испытаний (меча и голода), к этому же присоединяются мор и звери, как следствие предшествующих опустошений. Итак, эти четыре всадника знаменуют собою общую картину исторических судеб человечества с их светлыми и мрачными сторонами. Это есть как-бы художественно-аллегорический конспект мировой истории» [4].

Другие толкователи, напротив, считали, что снятие шести печатей относится исключительно к последнему эсхатологическому периоду перед самой кончиной мира, который пророчески предсказал на горе Елеонской Сам Господь Иисус Христос (Матфей, гл. 24; Марк, гл. 13; Лука, гл. 21), однако помимо образов, в прямых словах пророчества.

Архимандрит Пантелиимон писал в 1904 году:

«В Откровении Иоанна началу последних времен соответствует снятие первой печати с книги судеб Божиих» [5].


Толковая Библия:

«Ключ для понимания Апокалипсиса православный богослов должен искать в эсхатологической речи Спасителя (Мф. XXIV гл.). То, что предсказал Спаситель, как имеющее быть при конце мира, должно служить руководством к пониманию предсказаний Апокалипсиса» [6].


Сергий Булгаков:

«Вступительной главой ко всему апокалипсическому изображению истории является именно глава VI-ая, в которой описывается последовательное снятие печатей Агнцем как раскрытие общего содержания истории. Эта общая картина напрашивается на сопоставление с так называемым Малым Евангельским Апокалипсисом, где та же мысль и откровение даются Христом, однако помимо образов, в прямых словах пророчества. Эти события изображаются в видениях четырех всадников» [7].

Малый Евангельский Апокалипсис:

Матфей, гл. 24; Марк, гл. 13; Лука, гл. 21:
  1. Когда вышел Иисус и шел от храма, приступили к Нему ученики Его, чтобы показать Ему здания храма, и говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
  2. Иисус же сказал им в ответ: видите ли все это? Истинно говорю вам, придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все это будет разрушено.
  3. Когда же сидел Он на горе Елеонской против храма, спрашивали его наедине Петр и Иаков, и Иоанн, и Андрей: Учитель! скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
  4. Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я – Христос», и многих прельстят. И это время близко. Не ходите вслед их.
  5. Tакже услышите о войнах и о военных слухах, и о смятениях. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть прежде; но это еще не конец:
  6. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры, смятения и землетрясения по местам; все же это – начало болезней.
  7. Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища, и бить в синагогах, и будут гнать вас, предавая в темницы; будут предавать на мучения и убивать вас.
  8. И перед правителями и царями поставят вас за имя Мое, для свидетельства перед ними.
  9. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
  10. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте, что сказать; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой.
  11. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что говорить, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам.
  12. И вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет. Терпением вашим спасайте души ваши.
  13. И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга. Предаст же брат брата на смерть и отец детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
  14. И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.
  15. Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:
  16. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
  17. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей;
  18. И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
  19. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую на святом месте,– читающий да разумеет,– тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома твоего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
  20. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу. Ибо в те дни будет такая великая скорбь, какой не было от начала творения мира доныне, и не будет.
  21. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократятся те дни.
  22. Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или: «вот, там»,– не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.
  23. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне»,– не выходите: «вот, Он в потаенных комнатах»,– не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где труп, там соберутся орлы.
  24. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
  25. И будет на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядйщих на вселенную; ибо силы небесные поколеблются.
  26. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою многою и славою великою.
  27. И тогда Он пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края земли до края неба.
  28. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
  29. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются и пускают листья, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето; так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
*   *   *

Толковая Библия:

«Эта «эсхатологическая речь» Христа полна непреодолимых трудностей для толкования, что вполне понятно, так как дело идет здесь вообще о будущих судьбах мира. На объяснение ее потрачено было огромное количество труда. Она была причиною многочисленных заблуждений, происходивших вследствие неправильности ее толкования. Для правильного ее истолкования нужно прежде всего иметь в виду, что в ней с одной стороны говорится о судьбе Иерусалима, с другой – о будущих судьбах царств, и с третьей – о конце мира... Некоторые (не без успеха) пытались истолковать ее исключительно о судьбе Иерусалима и иудейского народа; другие – только о конце мира и втором пришествии. То и другое толкование можно считать правильным. Каким образом это происходит, легче понять на примере. Если человек станет на какое-нибудь ровное место, то пред ним открывается один горизонт; если он поднимается на несколько сажен выше, то пространство пред ним расширяется и горизонт отдаляется; если еще выше, то открывается еще горизонт. Так и речь Христа. Если мы будем рассматривать ее с самой низкой точки зрения, то найдем, что в ней почти все может быть объяснено относительно ближайших событий – взятия и разрушения Иерусалима; если поднимемся выше – то о последних судьбах мира» [8].

Естественно возникает вопрос: когда же должны начаться эти «последние судьбы мира» или может быть они уже начались? Ведь если о дате Второго пришествия Иисуса Христа говорится: «О дне же том и часе никто не знает, ни [даже] Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матфея 24:36), то о признаках Второго пришествия наоборот говорится: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лука 21:27,28). Таким образом, получается, что определить начало «последних судеб мира» будет несложно, но будет возможно лишь в самый момент наступления предсказанных Иисусом Христом событий.

Одним из признаков «кончины века» Иисус называет проповедь Евангелия всем народам: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 14).

Святитель Феофан Затворник:

«Когда Евангелие пройдет по всем народам, обитающим на земле и соберет всех, способных принять его и переродиться благодатью Духа, то не останется смысла в существовании мира в этом виде и тогда наступит конец. И добро, и зло уже засеменено, развивается, растет. Созреет и то, и другое в свое время. Раньше определенного срока сему быть нельзя. Мир стоит затем, чтобы вложенная Господом в род наш - как квас в тесто - сила спасения произвела свое дело. Ходит Слово Божие по земле, возбуждает спящих и приводит их к источникам благодати. Этого рода явления повсюду - и среди неверных, и среди заблудших, и среди правоверующих. Мир стоит потому, что еще не все, гожие в царство Христово, вступило в него, или еще не столько их вступило, сколько нужно. Сила спасения, вложенная господом в род наш, действием своим удерживает явление антихриста. Перестанет она действовать, тогда и он выступит на среду. Разложив это общее на части, составляющие его, получим: мешает явиться антихристу то, что еще не всеми слышано, не всеми предузнанными принято Евангелие, и что благодать Духа Святого еще пребывает и имеет еще поле деятельности в человеческом роде.» [???].


К.Н.Леонтьев (1890):

«Мир земной приблизится к своей гибели тогда, когда Евангелие будет везде проповедано. Ни в Евангелии, ни у Апостолов нигде не сказано, что христианство будет всеми с одинаковым усердием принято в душу. Сказано только, что оно будет везде известно; но вместе с тем сказано, что Христос «едва ли найдет веру на земле ко второму Своему пришествию» [9].


Проф. А.Д.Беляев писал в 1898 году:

«Речь идет о проповедании, или всенародном провозглашении Евангелия, а не о принятии его. Пред концом мира не будет ни одного народа и, можно думать, даже ни одного человека, который не слыхал бы о евангельском учении. Но это вовсе не значит, что все услышавшие евангельскую проповедь примут Евангелие и сделаются христианами. [...] Тогда именно войдет в Церковь, по учению того же Апостола, полное число язычников (Рим. 11, 25). Процесс обращения язычников в христианство, начавшись со времени земной жизни Иисуса Христа и продолжаясь непрестанно, окончится только пред концом мира... при конце своем этот процесс не ослабеет, а будет совершаться с особенным напряжением» [10].


Петр Попович:

«В 1500 году Библия или части ее были переведены на 14 языков. В 1750 году она уже была переведена на 71 язык, в 1965 на 1250 языков, а в 1974 – на 1546, то есть более, чем на 97 процентов языков, наречий и диалектов земного шара. Еще остается около 2 тысяч языков и диалектов, на которые Библия не переведена, но на этих диалектах говорит всего лишь 3 процента населения на планете. В 1800 году было только одно Британское Библейское общество по распространению Библии, в 1957 – 24 национальных Библейских Общества, а через 10 лет в 1967 году, было 35 Обществ, которые занимались распространением Библии. Назовем некоторые цифры, которые показывают широкое распространение Евангелия во всем мире. Британское Библейское Общество за 165 лет напечатало Библий или частей Священного Писания 293 млн. экз. В 1967 году через 35 Библейских Обществ было распространено 100 млн. Библий, а в 1970 году только одно Библейское Общество Америки распространило 100 млн. Библий или частей Писания, то есть в 1970 году одна Библия приходилась на 33 жителя земли». [11].

Эти данные приведены на 70-е годы XX века. С появлением же компьютерных технологий распространение Библии на планете происходит еще быстрее. Таким образом очевидно, что предсказание Иисуса о проповеди Евангелия всем народам исполнилось только в начале XXI века.

Среди признаков «кончины века» Иисус называет войны: «Услышите о войнах и о военных слухах [и о смятениях]. Смотрите не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть прежде. Но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады, моры, смятения и землетрясения по местам. Все же это – начало болезней» (Мф. 24: 6-8). Однако война является обычным явлением в истории человечества.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона:

«Вся история народов представляется в виде беспрерывной войны, которая является как бы их нормальным состоянием, а короткие промежутки мира между длинными периодами войн – как бы перемирием, которое правильнее было бы считать тою же войною, потому что и тогда в основе международных отношений лежит не братская любовь и взаимное доверие, а страх и недоверие. Итак, вечная война – вот что дает до сих пор история человечества, взамен вечного мира, о котором мечтают философы и моралисты» [12].

Таким образом очевидно, что признаком «кончины века» нельзя считать вообще войны, которые наблюдались на протяжении всей истории человечества, но нужно считать две мировые войны в XX веке унесшие в общей сложности неизмеримо большее количество жизней, чем все остальные войны в истории человечества. Впрочем, согласно статистике, с момента окончания Второй мировой войны до 1992 года в мире было развязано 149 войн. Результат – 23 миллиона погибших (Данные ЮНИСЕФ) – не оставляет сомнений в степени интенсивности прошедшей «холодной войны», которую иногда называют Третьей мировой войной. Четвертая мировая война, которая состоится с применением атомного оружия, носит в Библии название Армагеддон и означает конец мировой истории. Таким образом мы приходим к истории XX века.

Слова Иисуса Христа: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24: 9),– в приложении к истории XX века означают гонения на Русскую Православную Церковь в годы советской власти. Слова: «И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга. Предаст же брат брата на смерть и отец детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мф. 24: 10; Мк. 13: 12),– означают братоубийственную гражданскую войну и атмосферу доносов и страха в годы советской власти. «Все же это – начало болезней» (Мф. 24: 8),– сказано нам в Евангелии.

Архимандрит Пантелиимон писал в 1904 году:

«Это совершится путем революции и начнется ниспровержением законом установленных властей, разрушением общественной и частной собственности, гибелью людей от страха ожидания бедствий, всеобщим возбужденным состоянием кровавыми подвигами политических фанатиков, захватом власти злодеями и людоедами. Так было внутри стен Иерусалима во время осады его в 70 году по Р. Х. Того же следует ожидать и при кончине века» [13].

Однако ясное осознание революции 1917 года в России как «генеральной репетиции Апокалипсиса» и начала эсхатологического периода в истории человечества происходит в Русской Церкви гораздо позже. Такие определения встречаются, например, в решениях первого Всезарубежного собора РПЦЗ прошедшего в Сремских Карловцах (Королевство сербов, хорватов и словенцев) в 1921 году.

В работах множества православных авторов и богословов РПЦЗ, таких, например, как проф. Иван Ильин, иер. Серафим Роуз, прот. Сергий Булгаков, арх. Константин Зайцев, Михаил Назаров и другие красной нитью проходит идея о революции 1917 года в России, как о начале Апокалипсиса, а падение в России монархии они связывали по Апостолу Павлу со взятием от среды удерживающего: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2Фес. 2:7), так как считали, что воспрепятствовать установлению власти Антихриста на земле могло только православное царство. Такие же мнения встречаются постоянно у представителей Русской Церкви живших в СССР под властью большевиков. Впоследствии многие эти авторы, как например, Архиепископ Илларион (Троицкий), были канонизированы как российские новомученики сначала в РПЦЗ, а позже и в РПЦ.

Современные историки и публицисты разделяют новейшую историю России или СССР на шесть основных периодов: Революция, Тоталитаризм, Волюнтаризм, Застой, Перестройка и Демократия. С ними связаны правители, соответственно: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Черненко, Андропов, Горбачев, Ельцин, Путин, Медведев. Однако часто приходится слышать, что горбачевская "перестройка" является продолжением так называемой хрущевской "оттепели", которая положила начало разрушению (демонтаж) созданной Сталиным тоталитарной системы. Эпоха правления Брежнева только замедлила этот процесс, а значит, в широком (идейном) смысле "перестройка" была начата при Хрущеве. Таким образом, получается, что самих периодов или эпох было всего четыре: Революция, Тоталитаризм, Перестройка и Демократия, которым должны соответствовать: Ленин, Сталин, Хрущев - Горбачев, Ельцин - Путин - Медведев. Попробуем проследить, насколько эти периоды соответствуют печатям Апокалипсиса?

Откровение, глава 6:

1-2. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Белый цвет, как известно, является в Библии символом святости, целомудрия и нравственной чистоты. Поэтому при снятии пятой печати, например, говорится: «Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие... И даны были каждому из них одежды белые» (Откр. 6:9). Этот символ встречается также в Откр. 3:4-5; 4:4; 6:9; 7:9,13; 19:8. Отсюда практически все толкователи ошибочно наделяют качеством святости также и всадника на белом коне, поскольку не замечают, что здесь говорится не про белый цвет одежд всадника, а про белый цвет самого коня.

Здесь нужно принять во внимание, что у всех индоевропейских народов белые кони были посвящены богам и царю, и никто из простых смертных не имел права ездить на этих священных конях. У славян в святилище в Арконе содержались неприкосновенные белые лошади богов. Такие же кони были у германцев и кельтов. В Англии два белых коня считались священной собственностью английского короля. Белый конь символизирующий целомудрие встречается в греческой мифологии начиная IV века до Р.Х. в виде Единорога, который был посвящен богине Артемиде. Поэтому, например, у Плутарха конь Александра Македонского БУКЕФАЛ в нескольких сценах также изображается как белый боевой конь (Плутарх, 33:6), хотя в действительности конь Букефал был вороной масти (черный), но с белым пятном в виде бычьей головы на лбу, откуда и его имя "быкоголовый". У римлян белые кони были посвящены Юпитеру и Фебу (Тит Ливии V, 23, 5; 289, стр. 291). Триумфатор въезжал в Рим через триумфальную арку, символизировавшую небосвод, на колеснице, запряженной четверкой белых коней, олицетворявших собой коней колесницы солнца, и вся церемония воспроизводила победу солнца над тьмой, а триумфатор играл роль победоносного бога солнца.

Таким образом, очевидно, что белый конь - это языческий, а не христианский символ. Он изначально заимствован из язычества и не меняет свое изначение только лишь потому, что использован и встречается в христианском Апокалипсисе. Поэтому приписывать этот символ только и исключительно Иисусу Христу нет никаких исторических оснований.

В Откровении говорится, что всаднику на белом коне был дан венец, однако не сказано, что это был золотой венец (Откр. 14:14) или венец терновый, из чего мы могли бы предположить, что здесь все-таки говорится о Господе Иисусе Христе. А значит, можно предположить, что это - венок лавровый, который был в древности символом победителя.

Материал из Википедии:

«Лавровый венок или ветвь лавра — со времён античности — символ славы, победы или мира. Триумфаторы надевали лавровый венок; суда победителей украшались лаврами. В торжественных случаях весь народ венчался лавровыми венками; жрецы при жертвоприношениях одевали лавровые венки. Лавр был посвящён Аполлону, в объяснение чего создался миф о Дафне; в пифийских играх лавровый венок был наградой победителю, и им же награждали «любимцев Аполлона» — поэтов.»

Таким образом, очевидно, что белый цвет лошади и венец в Откровении Иоанна означают не святость сидящего на ней всадника, а являются всего-навсего языческими символами победителя: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить». В приложении к истории СССР всадник на белом коне означает Владимира Ульянова (Ленина) вышедшего победителем из революции и гражданской войны.

*   *   *

3-4. И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

В приложении к истории СССР сидящий на рыжем коне означает Иосифа Сталина, при котором произошла вторая мировая война: «Ему дано взять мир с земли и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч».

Сергий Булгаков писал в 1944 году:

«Этот образ достаточно красноречив, он говорит о войне и войнах... ... Это имеет для себя прямую параллель в Евангельских словах Господа: «восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф. XXIV, 7). Живя ныне и сами под знаком всадника на рыжем коне с мечом, чтобы убивали друг друга, мы без всякого труда понимаем эту символику» [14].

*   *   *

5-6. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий и три хиникса ячменя за динарии; елея же и вина не повреждай.

Сергий Булгаков писал в 1944 году:

«Аллегорическое предвозвещение: «хиникс пшеницы, за динарий, и три хиникса ячменя за динарий»,– что исторически и археологически означает дороговизну вызывающую голод... Хиникс – дневной заработок чернорабочего (1,079 литра), динарий менее франка, так во время голода. В другие времена – покупательная его сила была в 8, 12, 16 раз больше (по Цицерону). Текст говорит о большой нужде, но не об абсолютном голоде. Карточки ... «елея же и вина не повреждай». – Что бы ни означала эта аллегория: относится ли она к физическому питанию или же к духовному (таинства церкви) ... им ставится определенная мера» [15].

Вино и елей являются предметами церковных обрядов и таинств. Поэтому слова Откровения «елея же и вина не повреждай» символически означают – «Церкви не повреждай». И действительно, начиная с Хрущева кровавых гонений на Церковь не было, как при Сталине, а враждебное отношение к Церкви со стороны государства закончилось при Горбачеве в 1988 году. Значит, третья печать означает эпоху правления от Хрущева до Горбачева. Тогда действительно голода не было, но люди жили довольно бедно.

*   *   *

7-8. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными.

Всаднику на бледном коне дана власть над «четвертою частью земли». Эти слова выделяют четвертого всадника из ряда первых трех всадников потому, что он наследует их преемство, но правит на другой территории. И действительно, Советский Союз составлял, как известно, шестую часть суши планеты Земля (22. млн. км.). Территория же современной России (17 млн. км.) приблизительно составляет четвертую часть Евразии (56 млн. км.). Таким образом, получаем, что четвертая печать Откровения могла бы вполне означать период так называемой "демократии", который начался в России с правления президента Бориса Ельцина.

«Умерщвлять мечем» в этом тексте, судя по всему, означает первую и вторую войну в Чечне, во время которых в правление Ельцина погибло в общей сложности более 100 тысяч человек.

Относительно слова «голод» можно сказать для сравнения, что в 1989 году батон пшеничного (белого) хлеба стоил в СССР 25 копеек, а средняя пенсия составляла от 80 до 120 рублей в месяц. То есть на эту пенсию можно было купить примерно 480 батонов хлеба. Однако уже в России в январе 2000 года тот же батон хлеба стоил 4 рубля 50 копеек, а средняя пенсия составляла примерно 500 рублей или 18 долларов в месяц. То есть пенсионеры стали жить хуже примерно в четыре раза. Конечно же, это еще не голод, а только крайняя нужда. Впрочем, не хлебом единым живется при демократии.

«И дана ему власть ... умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными». В настоящее время в России демократический период еще не закончен. Поэтому сейчас еще рано судить, относятся ли эти слова лично к Борису Ельцину, или они предваряют еще более страшный период пятой печати, о котором здесь говорится: «и ад следовал за ним», то есть за этим периодом "демократии", который должен смениться установлением диктатуры.

Более точное толкование четвертой печати можно найти в Книге писем (ответ на письмо Александра Смирнова от 4 марта 2009 года).

*   *   *

9-11. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу ? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

Здесь предсказаны два гонения на христианскую Церковь. Первое уже было в годы советской власти. Поэтому души убиенных за слово Божие означают здесь Новомученников и исповедников российских, пострадавших за веру в годы советской власти. Второе гонение ждет Церковь во время прихода Антихриста к власти: «И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты как и они, дополнят число» (Откр. 6: 11).

Об этом же времени ясно сказал Спаситель в Евангелии от Матфея: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Матфей 24: 21-22), а также в Послании Филадельфийской церкви: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя, от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле» (Откр. 3: 10).

«Годиною искушения» Андрей Кесарийский считает «последнее при кончине века гонение верных антихристом» ( Слово 3, Глава 8 ) [16]. Таким образом, очевидно, что пятая печать Откровения говорит о гонении Церкви Антихристом.

Из беседы с отцом Кириллом (Павловым), духовником Троице-Сергиевой лавры (1991):

Отче, что вы думаете о наших временах? Куда мы идем и чем это должно закончиться?
Грядет воцарение Царства Антихристова и все признаки этого уже налицо: государственный хаос, забастовки, нехватка продовольствия при небывалом урожае, отравление природы; в стране рвутся к власти новые силы. Затем, если Господь допустит новую власть, пройдет около 3,5 лет пока она начнет показывать свое истинное лицо, а до тех пор будет эйфория свободы, помощь властей Церкви и содействие духовному возрождению России... Далее могут наступить новые великие испытания для Церкви и для народа, которых не видела еще наша история.
Отче, но ведь были уже предсказания о пришествии Антихриста перед агрессией поляков в 1610-1612 гг., перед войной с Наполеоном в 1812 г. и пророчество св. Прав. Отца нашего Иоанна Кронштадского о трагедии 1917 г., а воцарение антихристово так и не состоялось? Может, и на этот раз обойдется?
Тогда и не могло оно состояться, так как крепка еще была вера православная у народа! А сегодня народ глух, слеп и немощен, оторван тремя поколениями от святоотеческого духовного наследия...

Не эти ли времена имел в виду преп. СЕРАФИМ САРОВСКИЙ, когда говорил: «В те дни остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на кресте вися, будучи совершенным Богом и совершенным Человеком, почувствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил к Нему: «Боже Мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» Подобное же оставление человечества Благодатью Божией должны испытать на себе и последние христиане, но только лишь на самое короткое время, по миновании которого не умедлит вслед явиться Господь во всей славе Своей и все святые Ангелы с Ним. И тогда совершится во всей полноте все от века предопределенное в Предвечном Совете» [17].

*   *   *

12-17. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; и небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих; и цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

Андрей Кесарийский считает, что снятие шестой печати относится ко второму периоду власти Антихриста, а описание признаков шестой печати он понимает символически:

Андрей Кесарийский:

«... Здесь излагается переход от периода гонений ко времени пришествiя антихриста, в которое, по пророчествам, имеют совершиться такие и столь многие язвы для того, быть может, чтобы размышляющiе о них люди не отреклись от тех, наводимых на них антихристом, казней, которых, как мы знаем, еще никогда не было.

Землетрясение, о котором часто читаем в Писании, есть перемена дел, потому что и выражение: «еще единою Аз потрясу» (Агг. 2, 7) означает, как говорит Апостол, «изменение колеблемого» (Евр. 12, 26-27). И в Ветхом Завете о шествии Израильтян сказано: «земля потрясеся, ибо небеса кануша» (Пс. 67, 9).

- Чернота солнца и темный и кровавый вид луны указывают, как часто сiе объяснял блаженный Кирилл, на душевный мрак тех, которых постигнет гнев Божiй. - А что пали звезды, как то было писано и о прельщенных Антиохом, означает то, что падут и мнящиеся быть светилами мiра, будучи сокрушены и поражены случившимся в то время, когда по причине множества скорби, сказал Господь, прельстятся, насколько возможно, и избранные (Матф. 24, 24). Посему, быть может, и приводится здесь указание на смоковницу, которая, при колыхании диавольским ветром, роняет плоды еще недоразвившиеся, еще недозревшие в зное искушений и не услащенные благодатiю, ибо смоковница принимается в двух смыслах - добром и худом. Это можем видеть из показанных Иеремiи двух кошниц смокв хороших и дурных (24, 1-2), из смоковницы, иссушенной Христом (Матф. 21, 19; Марк. 11, 13-14) и из износящей цвет в (книге) Песни Песней (2, 13). Чувственным ли сiе сбудется образом при славном пришествии Христа-Судiи, знает Он Сам, имеющiй таинственные сокровища веденiя и премудрости.

Что небо закрывается подобно свитку, сiе, предполагаем указывает или на неизвестность второго Христова пришествiя, потому что свиток свивается без шума и неожиданно, - или что силы небесные, сожалея об отпадших от веры, будут иметь как бы сострадание и печаль; сим же указывается и на ничто другое: что не истлению и погибели подлежит небо, но как бы никоему свиванию и изменению в лучшее. Ириней в пятом обличительном слове на лжеименный разум говорит: «не погибает и не истребляется ни сущность и ни существо создания (ибо истинен и крепок создавший его), но преходит образ мiра сего (1 Кор. 7, 31), в котором совершено преступление. Предполагаем, что Апостол придерживался древнего обычая: Евреи вместо наших книг употребляли свитки, развитiе которых производило не уничтожение их, но раскрытие написанного; так точно и обнаружение небесного тела указывает на откровение благ Святым»...

И всяка гора и остров от мест своих двигнушася.- Когда Апостолы спрашивали Господа о разрушении Иерусалимского храма и о кончине, Он, насколько могли вместить, предсказал им о будущем, которое, по свидетельству Иосифа Иудеянина, уже сбылось над христоубiйцами Иудеями во время разорения при Веспасиане и Тите. Все же сiе, как сказано, прiйдет на весь мiр с множайшею силою в пришествiе антихриста; тогда, называемые образно горами, начальствующие или над церковным благочинием, или над мiрским владычеством и церкви верных, представленные под образом островов и обновляемые, по Исаiи, к Богу из-за лжехриста побегут из своих мест, изменяя их одно на другое, что человеколюбие по грехам испытали и мы пред Его пришествiем. - Земные же цари т. е. землею обладающие, но ничего не прiобревшiе на небе вместе со всеми вельможами и богатыми, с рабами земного и свободными (не так должно бы быть!) от работы Христовой будут просить, чтоб лучше их сокрыли пещеры, камни и горы, чем переносить испытания разъяренного гнева Божiя, который в пришествiе антихриста допустит губительства от голода и других бедствiй, или чем переносить ожидаемые по воскресении бесконечные мучения. Тогда тем более праведно возгорится гнев Божий, как печь, пожирая тех, которые созидали веру на основании дерева, сена и соломы (1 Кор. 3, 12).- Да избавит же нас от сего Человеколюбец Бог и да соделает причастниками вечных уготованных Святым Его благ, сопричислив к полноте спасаемых благодатiю Единородного Сына своего, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, подобает слава во веки веков. Аминь.» ( Слово 6, Глава 18 ) [18].

Образы Откровения по снятии шестой печати повторяют слова Иисуса Христа из Евангелия От Матфея: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24: 29).

Эти же образы и картины многократно встречаются в Библии:

«Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокомерию гордых» (Ис. 13. 9-11).

«И будет в тот день: посетит Господь царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме» (Ис. 24: 21-23).

«Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! Да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней ! Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал на заклание. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. И истлеет все небесное воинство (звезды); и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы» (Ис. 34: 1-4).

«И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. И идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушать землю. В тот день человек бросит серебро и золото своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушать землю» (Ис. 2: 17-21).

«И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу; ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» (Зах. 14: 6, 7).

«И покажу знамения на небе и на земле; кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоиль 30, 31).

Шестую печать завершает Суд Божий над миром в самом конце мировой истории: «ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6: 17). А значит, она является завершающим событием Апокалипсиса и человеческой истории в целом. Однако в Апокалипсисе видение продолжается снятием седьмой печати, о чем подробнее будет сказано в главе «Семь труб Ангелов», которые нужно рассматривать как повторение первых шести печатей, однако под другим углом зрения.

*   *   *

«И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9:27).

Пророчество Даниила о последней седмине (Дан. 9:27), как известно, обозначает последние семь лет в истории человечества перед Вторым пришествием Господа Иисуса Христа. Эти семь лет разбиваются на две части. В первые три с половиною года совершается проповедь двух свидетелей (Откр. гл. 11), которая «утвердит завет для многих». Во второй половине седмины, которая также продлится три с половиною года, утверждается царство антихриста. Об этом же времени царства Антихриста говорится в пророчестве Даниила: «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней» (Дан.12:11-12),- так как этот период закончится Вторым славным пришествием Господа Иисуса Христа.

Если сопоставить пророчество о последней седмине со словами Иисуса Христа на горе Елеонской (Матф. 24), то становится очевидно, что Иисус называет «началом болезней» не этот последний период в истории человечества, который продлится всего лишь семь лет, а говорит о каком-то большом периоде, который предшествует этой “последней седмине”: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней» (Матф. 24: 6-8).

Иными словами, предсказанное Иисусом Христом начало болезней начинается только в XX веке с Первой мировой войны 1914 года, а также с падения Самодержавия, Революции 1917 года и Гражданской войны в России. Именно этот подготовительный период к царству антихриста, который иными словами еще называется «генеральной репетицией Апокалипсиса», показан в 6-ой главе Откровения в видении “Четырех всадников Апокалипсиса”. И этот же самый период, изображается в 17-ой главе Апокалипсиса как “царство зверя” - СССР.

Непонимание этих вопросов порождало жаркие споры в Русской Православной Церкви на протяжении XX века. Один из таких споров произошел 12 декабря 1927 года между митрополитом Сергием (Старгородским) и представителями церковного духовенства из Ленинграда, протестующими против порабощения Церкви государству и перемещения епископов без согласия на то их паствы и их самих. Участниками этой исторической беседы были Епископ Дмитрий (Любимов), прот. Верюжский и еще двое человек:

«Мы подошли под благословение митрополита Сергия и передали ему ультиматум. Внимательно прочитав его и другие бумаги, митрополит давал свои комментарии:
Вы протестуете, а многие другие группы меня признают и выражают свое одобрение, - говорит митрополит Сергий, - не могу же я считаться со всеми и угодить всем, каждой группе. Вы каждый со своей колокольни судите, а я действую для блага всей Русской Церкви.
Мы, Владыко, - возражаем мы, - тоже для блага всей Церкви хотим трудиться. А затем, мы не одна из многочисленных маленьких групп, а являемся выразителями церковно-общественного мнения Ленинградской епархии из восьми епископов - лучшей части духовенства; а я являюсь выразителем сотни друзей и знакомых и, надеюсь, тысячи единомышленников научных работников Ленинградской епархии, а С.А. - представитель широких народных кругов.
Вам мешает принять мое воззвание политическая контрреволюционная идеология, - сказал митр. Сергий, которую осудил Святейший Патриарх Тихон, - и он достал одну из бумаг, подписанную Святейшим Патриархом Тихоном.
Нет, Владыка, нам не политические убеждения, а религиозная совесть не позволяют принять то, что Вам Ваша совесть принять позволяет. Мы вместе с Святейшим Патриархом Тихоном (с указанной бумагой) вполне согласны, мы тоже осуждаем контрреволюционные выступления.
<...>
Ну чего же тут особенного, что мы поминаем власть? - сказал митр. Сергий. - Раз мы ее признали, мы за нее и молимся. Молились же за царя Нерона и других?
А за антихриста молиться можно? - спросили мы.
Нет, нельзя.
А вы ручаетесь, что это не антихристова власть?
Ручаюсь. Антихрист должен быть три с половиной года, а тут уже десять лет прошло.
А дух-то ведь антихристов, не исповедующий Христа во плоти пришедшего?
Этот дух всегда был со времен Христа до наших дней. Какой же это антихрист, я его не узнаю!
Простите, Владыко, Вы его "не узнаете" - так может сказать только старец. А так как есть возможность, что это антихрист, то мы и не молимся. Кроме того, с религиозной точки зрения наши правители - не власть.
Как так не власть?
Властью называется иерархия, когда не только мне кто-то подчинен, а я и сам подчиняюсь выше меня стоящему и т.д., и все это восходит к Богу, как источнику всякой власти!
Ну, это тонкая философия!
Чистые сердцем это просто чувствуют; если же рассуждать, то нужно рассуждать тонко, т.к. вопрос новый, глубокий, сложный, подлежащий соборному обсуждению, а не такому упрощенному пониманию, какое даете Вы.» [???].

Андрей Мазуркевич

Литература и комментарии:

[1] Сергий Булгаков, «Апокалипсиса Иоанна», стр. 56.

[4] Сергий Булгаков, «Апокалипсиса Иоанна», стр. 55-58.

[5] «Начало и конец нашего земного мира», С.-Петербург, 1904 г., Часть вторая, стр. 212.

[6] «Толковая Библия», том 11, стр. 511.

[7] Сергий Булгаков, «Апокалипсиса Иоанна», стр. 55.

[8] «Толковая Библия», том 8, стр. 367.

[9] Леонтьев К.Н., «Культурный идеал и племенная политика».

[10] Беляев А.Д., «О безбожии и антихристе», стр. 178, 179.

[11] Петр Попович, «Голос пророчеств», Минск, 1991г., стр. 93, 94.

[12] Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон, «Энциклопедический словарь», С.-Пб., 1892, том VI-A, стр. 937, «Война».

[13] «Начало и конец нашего земного мира», С.-Петербург, 1904 г., Часть первая, стр. 165.

[14] Сергий Булгаков, «Апокалипсиса Иоанна», стр. 57.

[15] Сергий Булгаков, «Апокалипсиса Иоанна», стр. 57, 58.

[16] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 3, Глава 8.

[17] «Наш современник», N 9, 1991, стр. 126.

[18] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 6, Глава 18.