Русская Идея

Архиепископ Андрей Кесарийский

Толкование на Апокалипсис

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

Снятие первой печати,
означающее Апостольское учение.

VI. 1.
И видех, егда отверзе агнец едину от седми печатей, и слышах единаго от четырех животных глаголюща якоже глас громный: гряди и виждь.
И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

И здесь между сущими на небесах усматривается благой порядок, нисходящий от первых чинов ко вторым; ибо первый голос, повелевающий прiити Ангелу, таинственно изображающему видение, он услышал от одного из четыреобразных - льва. Думается мне, что первое животное - лев означает царственную власть Апостолов над демонами, так как о них сказано: «се цари земстiи собрашася» (Пс. 47, 5), и в другом месте: «поставиша князи по всей земли» (Пс. 44, 17).

VI. 2.
И видех, и се конь бел, и седяй на нем имеяше лук: и дан бысть ему венец, и изыде побеждаяй, и да победит.
Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Снятие настоящей печати и всех прочих некоторые относили к домостроительству воплощения Бога Слова, первую - к рождеству, вторую - к крещению, третью - к бывшим после него божественным знамениям, четвертую - к осуждению Пилатом, пятую - к распятию, шестую - к положению во гроб и седьмую - к разрушению и пленению ада. Прочтя толкование Мефодiя, мы вполне соглашаемся с его мнением, что «относить сiе к родившемуся Христу нет никакой нужды», ибо тайна воплощения Бога Слова совершилась много ранее сего откровенiя. Иоанн же повествует только о настоящем и будущем, и здесь говорит о победе над огненным змiем. Итак, под снятiем первой печати мы разумеем сонм Апостолов, которые, подобно луку, направивши против демонов Евангельскую проповедь, спасительными стрелами привели ко Христу уязвленных и получили венец за то, что истиной победили начальника тьмы и за исповедание владычнего имени, ради второй победы, претерпели насильственную смерть. Посему и написано: изыде побеждаяй, и да победит: ибо первая победа есть обращение язычников, а вторая - добровольный и соединенный с мучениями выход из тела.

Подписка на обновления: