V. 6.
И видех, и се посреди престола и четырех животных и посреди старец, агнец стоящ яко заколен, имущь рогов седмь и очес седмь, еже есть седмь духов Божiих, посланных во всю землю.
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных, и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
Рогов седмь и очес седмь Агнчих знаменует семь Христовых духов, о которых говорили пророки Исаия (11, 2) и Захария (4 гл.). - Словами "яко заколен" указывается на ту, по заклании, жизнь Его, во время которой по воскресении из мертвых Он, как истинно закланный, показал знаки Своих страданий.
V. 7. 8.
И прiиде и прiят книгу от десницы сидящаго на престоле. И егда прiят книгу, четыри животна и двадесять и четыри старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли, и фiалы златы полны фимiама, иже суть молитвы святых.
И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
Гусли означают гармоничное и благозвучное Божественное славословие; фимиам - благовонную жертву верных приносимую ими нескверным житием, ибо, как говорит божественный Павел, «Христово благоухание есмы» (2 Кор. 2, 15); - фiалы - помышления, из которых исходят благовоние добрых дел и чистая молитва.
V. 9. 10.
И поют песнь нову, глаголюще: достоин еси прияти книгу, и отверсти печати ея: яко заклался, и искупил еси Богови нас кровiю своею от всякого колена и языка и людей и племен. И сотворил еси нас Богови нашему цари и iереи: и воцаримся на земли.
И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу, и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и народа и племени. И соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на земле.
Старцы - это угодившие Богу в Ветхом и Новом Заветах и за весь мир приносящие благодарение Божию Агнцу, нас искупившему. - Новая песнь - та, воспевать которую научены Святым Духом освободившиеся от ветхости буквы и просвещенные из всех племен и народов, про них и говорит, что воцарятся в той земле, которую обещал Господь кротким.
V. 11. 12. 13.
И видех, и слышах глас Ангелов многих окрест престола и животных и старец: и бе число их тысяща тысящами, глаголюще гласом великим: достоин есть агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси, и на земли и под землею, и на мори яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков.
И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы темь, и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу, и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава, во вики веков.
И слышах глас Ангелов многих окрест престола и животных и старец, так как от всего - духовного и чувственного, живого и просто существующего Бог естественными хвалами прославляется как бытия всего начало, как единородный и единосущный Сын Божий и как даровавший человеку обновление и происшедшее чрез него восстановление, хотя и писано, что власть над земным и небесным Он получил как человек.
V. 14.
И четыри животна глаголаху: аминь. И двадесять и четыри старцы падоша, и поклонишася живущему во веки веков.
И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.
Четырьмя животными и старцами указывается на то, что из Ангелов и людей образовалось одно стадо и одна Церковь чрез Христа Бога, совокупившего разъединенное и разрушившего преграды средостения. - И, вот, как мы слышали, вместе с четырьмя животными, превосходящими прочих чинов Ангельских, Божия песнопения и поклонения оказываются достойными и старцы, означающие полноту спасаемых. - Да. сподобимся сего и мы в Самом Христе, подателе мира и Боге нашем, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава и честь ныне и присно и в нескончаемые веки. Аминь.