АПОКАЛИПСИС

Откровение, глава 3

  1. И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит:
  2. Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.
  3. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут,- вот, Я сделаю, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.
  4. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле.
  5. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.
  6. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
  7. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Толкование:

7. И Ангелу Филадельфийской церкви напиши:

Филадельфия - большой по величине город. Его основателем был Аттал Филадельф, царь Пергамский, от которого она и получила свое имя. Филадельфос по-гречески значит любящий брата. Местность была очень сейсмическая, и большое замлетрясение в 17 году по Р.Х. совершенно разрушило город. После этого бедствия Филадельфия на протяжении 20 лет, страдала от повторявшихся землетрясений.

Свидетельство христиан продолжалось в Филадельфии на протяжении всего средневековья и до сего времени, несмотря на вторжение мусульман. Этот город один из всех малоазийских городов долго не сдавался туркам. И в настоящее время христианство находится в Филадельфии в наиболее цветущем состоянии, превосходя все прочие города Малой Азии. Здесь сохранилось многочисленное христианское население, имеющее своего епископа и 25 церквей. Жители отличаются большим гостеприимством и добротой. Турки называют Филадельфию "Аллах-Шер", то есть "Божий-город", что соответствует словам Откровения: «И напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего» (Откр. 3: 12). Филадельфия в то время, как все вокруг нее пало, осталась, и остается доселе, по выражению самих врагов веры, как «столп среди развалин» [30].

7. Так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит:

Царь и пророк Давид является автором пророческой книги Псалтири. Поэтому «ключ Давидов» - это ключ к пониманию библейских пророчеств, как сказано и в Евангелии: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24: 45).

8. Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ...

Открытая дверь означает проповедь слова Божия, как пишет Апостол Павел: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать» (Колос. 4: 3-4).

Таким образом получается, что слова об открытой двери в Послании Филадельфийской двери означают проповедь «Вечного Евангелия» в конце мировой истории: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14: 6-7). Эту проповедь должны возвестить, как известно, два свидетеля Откровения: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (Откр. 11: 3), о чем подробнее говорится в главе под названием «Два пророка».

8. ... ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

Эти слова означают гонения на Русскую Православную Церковь в годы советской власти. Поэтому очевидно, что началом Филадельфийской эпохи является 1917 год.

Сергий Булгаков писал в 1918 году:

«Православие со времен Константина имело всемирно-историческое задание - установить православную теократию единую, как едина и церковь. Вот куда метила идея второго и третьего Рима. К тому же стала стремиться и папская власть своей волей к миродержавству. На этой почве произошел и великий раскол церковный. На путях теократии встретились соперниками первосвященник-царь и царь-первосвященник. Здесь вовсе не о честолюбиях пап и не о замашках цезарепапизма идет речь, но о плане строительства Града Божия. Неумолимая история одинаково поставила крест и на западных, и на восточных замыслах, крушение западной иерократии произошло уже давно, восточной же совершилось только теперь. Великий спор востока и запада ныне исчерпан и упразднен. В 1917 году окончилась константиновская эпоха в истории церкви и началась следующая, имеющая аналогию в эпохе гонений и катакомбном периоде существования церкви...

Верую, что в восточном православии в чистоте и неповрежденности блюдется истина церковная, и что русская церковь просияет неотразимой красотой и непобедимой силой. От нее изыдет свет во спасение всему миру... Русская церковь, как никакая другая из поместных церквей, исполнена смутных чаяний и жажды апокалипсических свершений. Россия греховная, обезбоженная, растленная найдет в себе силы для вопля благоразумного разбойника в последний час истории, ибо она все-таки остается страной святых чудес. Здесь сверкнет белый луч мирового Преображения» [31].


С.А.Аскольдов писал в 1918 году:

«Величайшее религиозное значение получает русская революция в тех бедствиях и ужасах, которые она с собою несет. Одних они приводят к религии после многих лет отпадения, других укрепляют в религии, научают религиозному подвигу. Много рассеяно по всей России религиозно терпящих порывы злого ветра и не знающих, откуда и почему налетевшие шквалы злобы разрушают жизнь их и близких. Много и сознательно не принимающих в свою душу уже проясняющиеся начертания зверя. Много и протестующих и обличающих. Наконец, Россия уже насчитывает немалое количество настоящих религиозных мучеников за Христа и Церковь, принявших мученическую смерть от ярости неверия, от мести за какие-то чужие грехи прошлого. И во всем этом претерпении, в неприятии зла внутрь своей души, в посильном сопротивлении ему не созревают ли в народной душе одновременно с навыками зла, и однако уже как-то обособляясь от них, и другие святые навыки к той борьбе, которая должна разыграться в последние дни, в те дни, когда принять участие в антихристовом государстве будет уже непрощаемым грехом, окончательным переходом под знамя противника Христа? Так в соседстве с заглушающими плевелами созревают добрые колосья, пополняется число праведников, сгущаются все духовные качества, нужные для создания нового организма Царства Божия. Это созревание невидимое, неслышное, не творящее громких дел, но прочно созидательное для строящегося невидимого града Божия. Так строящийся град князя мира сего своим строительством с роковою неизбежностью, по закону антагонизма сил, выявляет и обособляет другой град, град Божий. И ныне Россия именно есть главная арена этих противоборствующих созиданий.

Мы, конечно, не можем сомневаться в том, что всходы зла будут заметнее и, во всяком случае, будут иметь свое внешнее эмпирическое торжество. Преобладание зла в мире, определяемое словами: «весь мир во зле лежит», не ослабевает, а усиливается к концу истории, и прогресс добра заключается не в количестве, а именно в созревании новых качеств. И эта зрелость религиозных ценностей может дать некоторый плод и на фоне общего увядания и скрытой готовности к смерти. Человечеству, быть может, предстоит пережить кратковременную счастливую осень жизни. Эта осень раскроет, быть может, где-нибудь в краткой и однако же явственной форме то целостное обнаружение христианского идеала общественности, которое предчувствовали многие мистики Христианства и которое, понятое как новое преодолевающее Христианство религиозное откровение, составляет для некоторых соблазн «третьего завета». Если это произойдет именно из тех посевов добра, которые произведены бедствиями, мученичествами и другими испытаниями и научениями русской революции, то в этом будет, конечно, ее важнейший положительный результат и наибольшее религиозное значение» [32].


Иван Ильин писал в 1935 году:

«Историческое время, выпавшее нам на долю, исполнено великого и глубокого значения: это эпоха чрезвычайной насыщенности, напряженности, эпоха крушения, подводящего итоги большому историческому периоду; это время испытания: совершается как бы некий исторический и духовный смотр, жизненная ревизия человеческих духовных сил, укладов и путей. Так, как если бы некий великий Судия сказал современному человечеству: «Вот, я попущу силам зла и соблазна, силам испытующим и совращающим; и они развернут учение свое и строительство свое, а ты - им в ответ - откроешь душу свою и покажешь лицо свое; и будет великий суд над ними - по делам и плодам их; и над тобою - по исповеданию и противлению твоему».

И вот, согласно этому, неслышно изрекшему, но столь остро внятному нам в событиях гласу,- наше время развернуло перед нами сразу: величайший подъем воинствующего безбожия и строжайший суд над выношенной человечеством за последние века и тысячелетия религиозностью. А если охватить весь процесс сразу единым выражением, то перед нами развернется единственный в своем роде кризис безбожия.

Как бы ни были тягостны для каждого из нас события, вызванные этим кризисом, мы не должны ни растериваться под их ударами, ни предаваться духовной слепоте. Рады мы или не рады, но родились в такую эпоху и что кинуты всевластною рукою в этот омут испытаний и опасностей,- мы призваны быть участниками, не просто пассивными жертвами, объектами, но активными участниками, волевыми субъектами этого процесса. А для этого мы должны понять, в чем состоит глубокий смысл нашего исторического положения; чего требует и ждет от нас Судия, вызвавший нас на суд; какие силы имеются у нас и как нам с ними быть и обходиться; и как нам приложить их к тому историческому делу, участниками коего мы оказались. Мы должны понять смысл мировых событий. Уразуметь, что смысл их выражается этими двумя словами, кризис безбожия. И решить, какое место мы призваны занять в этом развертывающемся перед нами процессе; где во всемирном масштабе выступили скрытые доселе силы безбожия; где они развернулись и достигли небывалой еще высоты, полноты, откровенности и напора, где они впервые обнажили свою настоящую природу, и вот на наших глазах как бы произносят сами над собою суд, решая свою судьбу, а вместе с тем и судьбу всего человечества» [33].

9. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут,- ...

Сергий Булгаков писал в 1944 году:

«Выражение «сатанинское сборище из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут» дважды с малым лишь вариантом повторяется в обращении к церквам: (II: 9 и III: 9). Что же означает это ложное самоназвание, как бы самозванство? Очевидно, это не относится к тем истинным иудеям, которые хранят в себе священный "остаток", предназначенный ко спасению, согласно пророчеству ап. Павла (Рим., гл. XI). Им противопоставляются иудеи по крови, которые в наши дни являются носителями безбожия и материализма, и в силу этого гонителями христианства (напр., в большевизме). Тем не менее, как это следует из дальнейшего (III: 9),- и для них наступит время признания и поклонения истинному "филадельфийскому" христианству» [37].

9. ... Вот, Я сделаю, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

Об этом же пишет Апостол Павел: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Римлянам 11: 25-32).

Лев Тихомиров считает, что главным признаком Филадельфийской эпохи является обращение иудеев ко Христу по слову ап. Павла (Рим., гл. 11):

Лев Тихомиров писал в 1907 году:

«В эту эпоху церковь будет численно не велика - «немного имеешь силы»,- сказано в Апокалипсисе,- но крепко сохраняет слово Христа, и в награду за это перед ней «преклонятся» евреи. Замечательно это место. «Вот,- говорит Господь,- Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, вот Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими и познают, что я возлюбил тебя». Другими словами, должно полагать, что именно в Филадельфийскую эпоху последует обращение Израиля ко Христу, о чем так положительно говорит ап. Павел» [34].


Иоанн Дамаскин указывает и причину:

«Будут же посланы Энох и Илия Фесвитянин, и они обратят сердца отцов к детям, то есть, Синагогу - к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди Апостолов, и они будут умерщвлены антихристом» [35].


Прот. Борис Молчанов писал в 1920 году:

«Владимир Соловьев, пытавшийся все пророчество о явлении пророков Илии и Еноха объяснить иносказательно, невольно должен был погрешить и в объяснении тесно связанного с явлением пророков обращения ко Христу остатка Израиля. По его мнению, евреи узнав, что лицо, принимавшееся ими за Мессию, вдруг окажется необрезанным, разочаруются в нем и примут христианство. Если бы эта предпосылка о необрезанности антихриста и оказалась правильной, то она могла бы побудить фанатичных иудеев лишь отойти от него и ждать другого, более подходящего кандидата для роли Мессии, но она не могла бы стать причиной их разочарования во всей религиозно-национальной идеологии и принятия ими христианской веры. У иудеев было много неудачных претендентов на звание Мессии, возглавлявших бунтарские движения против Рима. Однако последующие разочарования в них никогда не приводили иудеев к убеждению в истинности христианства. Это объяснение Владимира Соловьева надо признать очень неудачным. Только одно свидетельство Св. Писания о чудесном явлении пророков Илии и Еноха, о их проповеди и обличении антихриста, о их мученической смерти и воскресении сможет в полной мере объяснить и чудесное обращение ко Христу остатка Израиля в эпоху антихриста. Это обращение иудеев ко Христу вызовет сильнейшую злобу антихриста в отношении к христианам. Тогда для них настанет «великая скорбь», какой «не было от начала творения мира и не будет» (Мф. 24: 15-21)» [36].

10. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле.

Андрей Кесарийский:

«Годиною искушения [Иоанн Богослов] ... называет всемирное, при кончине века, гонение верных антихристом» ( Слово 3, Глава 8 ) [38].

Об этом же говорится в Евангелии от Матфея: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Матфей 24: 21-22), а также в 12-ой главе Откровения: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней... И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр. 12: 6, 14), о чем подробнее говорится в главах «Война на небе» и «Жена, облеченная в солнце».

11. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.

Эта заповедь - держи, что имеешь, встречалась уже с небольшим отличием в Послании Фиатирской церкви: «Только то, что имеете, держите, пока приду» (Откр.2:25). В толковании было сказано, что истины Христианства были раскрыты уже окончательно на Семи Вселенских Соборах в предыдущий Пергамский период истории Церкви. И задача теперь заключается в том, чтобы сохранить эти истины неизменными вплоть до Второго пришествия Господа Иисуса Христа.

В Фиатирский период истории Церкви, то есть в Средневековье, заповедь держи, что имеешь, означала сохранение Православия от влияния Католицизма. Повторение этой заповеди в Послании Филадельфийской Церкви также, судя по всему, означает охранение Православия от идеи Экуменизма, которая выражается в тайном стремлении современных православных церковных иерархов объединить Православную церковь с Католической уже в наше Новейшее время.

12. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

Об этом подробнее будет сказано в главе «Небесный Иерусалим».

13. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Лев Тихомиров:

«В Филадельфийской Церкви, надо думать, сохранится до конца мира чистая Невеста Христова. Но, вероятно, большинство именуемых "христиан" будет падать все ниже, так как мир переходит в седьмую эпоху, Лаодикийскую, которую Господь с отвращением "изблюет из уст Своих". Само собой, что о долговременности Филадельфийской эпохи теперь нет возможности делать никаких соображений. Но после нее наступает последняя седьмая эпоха» [39].

Андрей Мазуркевич

Литература и комментарии:

[30] «Христианские Чтения», 1843 г., ч. III, стр. 428; приводится по «Сборнику статей» М. Барсова, стр. 77.

[31] Сергий Булгаков, «На пиру богов» Диалог пятый, приводится по сборнику статей «Из глубины», 1918, Москва-Петроград, стр. 149, 152, 153.

[32] С.А.Аскольдов, «Религиозный смысл русской революции», «Из глубины», 1918 г., Москва-Петроград, 1918 г., стр. 45-48.

[33] И.А.Ильин, Отрывок из лекции, прочитанной в Риге 11 октября 1935 года.

[34] Л.А.Тихомиров, «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира».

[35] Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры», книга четвертая, гл. XXVI.

[36] Прот. Борис Молчанов, «Тайна беззакония и Антихрист», 1920 г.

[37] Сергий Булгаков, «Апокалипсис Иоанна», стр. 36.

[38] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 3, Глава 8, Стр. 28.

[39] Л.А.Тихомиров, «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира».