Выбрать шрифт:
Откровение, глава 12
7-8. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
Иисус говорит в Евангелии, что падение диавола с неба было связано напрямую с проповедью слова Божия, то есть с распространением Христианства: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лука 10: 16-20). Однако Андрей Кесарийский, исходя из пророчества Иезекииля (Иез. 28: 16), относит начало войны на небе «к первому диавольскому за гордость и зависть низвержению из Ангельского чина» Архистратигом Михаилом и остальными Ангелами ( Слово 12, Глава 34 ) [33]. Но об участии Архангела Михаила, а также остальных Ангелов, в «низвержении Херувима из рая на землю» (Иез. 28: 16) из Библии нам ничего не известно. Напротив, Апостол Иуда пишет: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуда 1: 9). Однако известно, что в Библии слово Ангел часто прилагается к людям, когда употребляется в общем смысле как посланник или слуга: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1: 14; Агг. 1: 13; Ис. 44: 26). Так, например, Иисус называет Ангелом самого Иоанна Крестителя: «Ибо он тот, о котором написано: «Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, и он приготовит путь Твой пред Тобою» (Матф. 11: 10; Лука 7: 27; Мал. 3: 1).
Отсюда не удивительно, что комментируя слова Откровения (Откр. 14: 6-7), Епископ Петр писал в 1885 году: «Иоанн видел Ангела, летящего по небу, вероятно, держащего в своей руке развернутый свиток, и показывающего его всем народам. Ангел здесь не означает собственно Ангела, потому что Ангел не учит Евангелию, но – проповедника Евангелия, служителя Церкви. Ангел вообще значит вестник или посланник, которому Богом поручено исполнить какое-нибудь дело. В этом смысле и св. Иоанн Предтеча, пр. Аггей и другие служители Божий называются Ангелами (Мал. 3: 1; Агг. 1: 13; Ис. 44: 26; Мат. 13: 41). Потому и здесь под Ангелом подразумеваются проповедники Евангелия, которым поручено служение примирения людей с Богом (2 Кор. 5: 18, 20). Этот Ангел летел по небу. Это значит, что служители Божии обращаются в виду у всех, поставлены на видном, почетном месте, публично отправляют должность в Церкви, так чтобы все могли видеть их» [34].
Значит можно предположить, что выражение Откровения «Михаил и Ангелы его» говорит не об Архангеле Михаиле, а о Великом Князе Михаиле из Книги пророка Даниила (Дан. 12: 1-3), а эта война на небе также изображается в 17-ой главе Откровения: «Десять царей будут вести брань с Агнцем, и Агнец (Христос) победит их; ибо он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные» (Откр. 17: 14). Здесь те, которые с Ним, означают Михаила и Ангелов его, то есть Великого Князя Михаила и христианскую Церковь.
Итак, эта война на небе по времени совпадает с правлением десяти царей и начинается благовестием Вечного Евангелия в конце мировой истории: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14: 7),– то есть с проповеди двух свидетелей о скором втором пришествии Господа Иисуса Христа.
9. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
То есть эта война на небе заканчивается победой над диаволом и сатаною только в самом конце истории, как об этом же говорится и в 20-ой главе Откровения: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время... Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их – как песок морской...» (Откр. 20: 1-3, 7), о чем подробнее будет сказано позже в главе «Тысячелетнее царство».
10. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь;
Об этом же говорится в 11-ой главе Откровения: «Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе. И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр. 11: 14-19).
11. Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти.
Архиепископ Аверкий:
«Под образом этой брани [толкователи] видят победу христианства над язычеством, поскольку диавол и демоны его всеми силами возбуждали и вооружали язычников на борьбу с Христовой Церковью. В этой победе над диаволом деятельное участие принимали сами христиане, которые «победиша его кровию Агнчею и словом свидетельства своего: и не возлюбиша душ своих даже до смерти», каковы были св. мученики» [35].
Но, если война на небе начинается благовестием Вечного Евангелия в конце мировой истории, то победа в ней происходит сразу за исполнением пророчеств Апокалипсиса о смерти и воскресении двух свидетелей Откровения (Откр. 11: 11-13), после чего начинается гонение Церкви антихристом:
12. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему осталось времени!
Архиепископ Аверкий:
«Побежденный на двух бранях – с Михаилом Архангелом и небесными воинствами его на небе и с мучениками Христовыми на земле, – сатана сохранил еще некую видимость власти на земле, ползая по ней подобно змию. Доживая последние дни свои на земле, сатана замышляет последнюю и решительную брань с Богом и верующими христианами при помощи антихриста и пособника его лжепророка» [36].
13. Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.
То есть диавол через антихриста начнет преследовать Церковь, когда окажутся разоблаченными планы установления тоталитарного мирового правительства, о чем подробнее будет сказано в главе «Два зверя».
14. И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и пол-времени.
Орел является символом царской власти. «И даны были жене два крыла большого орла»,– то есть сразу же после этого Церковь станет приемником царской власти и должна оказаться в изгнании в течении трех с половиной лет: «... чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и пол-времени».
Толковая Библия:
«Срок З,5 года (ср. Дан. VII, 25; XII, 7) ближе всего относится к последнему времени антихриста, времени проповеднической деятельности двух свидетелей (XI, 3)...» [37].
Андрей Кесарийский:
«Так будет в пришествие антихриста, который будет, как многократно говорилось, владычествовать назначенное время – три с половиною года. В то, быть может, время избегнут от него и укрывающиеся в пустыне, то есть в горах, пропастях и пещерах» ( Слово 12, Глава 35 ) [38].
Но на Земле сегодня вряд ли найдется место недоступное для военной техники. Разве что государство (возможно Китай) даст такое прибежище Церкви. Время покажет, какое место «приготовлено от Бога для бегства жены в пустыню на 1260 дней» (Откр. 12: 6).
15. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.
Толковая Библия:
«Видя улетавшую жену, дракон, чтобы погубить ее, пустил вслед ей из своей пасти воду. Образ взят из природы: змей, ужаливая, испускает яд. Под водою нужно разуметь и вообще военную силу, войска, а также всякое насилие и всякую лесть и хитрость, которые когда-либо были и будут употребляемы врагами Церкви против нее» [39].
16. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.
Земля в Библии означает простой народ (Откр. 13: 3; 3 Ездра 7: 20-35; 2 Цар. 15: 23; 1 Пар. 16: 31; Пс. 33: 8; Иер. 22: 29; Осия 1: 2; Михей 1: 2; Захария 12: 12), а река означает войска антихриста. Значит, слова «земля помогла жене...» говорят о поддержке народом Церкви во время гонений ее антихристом.
17. И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
Прочие от семени жены – это все люди принявшие христианство в конце мировой истории.
Итак, мы пришли к заключению, что главы 11 и 12 Откровения составляют одно видение, а результаты их толкования можно свести в таблицу:
Эти последние семь лет в истории человечества предсказаны также в пророчестве Даниила: «И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9: 27). Слова «утвердит завет для многих одна седьмина» означают проповедь двух свидетелей, а прекращение жертвы и приношения, то есть богослужения в Церкви, и появление мерзости запустения означает бегство жены в пустыню, т. е. гонение на христианскую Церковь в царстве антихриста в течение 3,5 года или 1260 дней.
Ипполит Римский:
«Даниил говорит: «и утвердит завет мнозем седмина едина: в поле же седмины отъимется Моя жертва и возлияние» (Дан. 9, 27). Он означил (этими словами) одну седмину лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира: половину этой седмины возьмут пророки Енох и Илия. Они, вовлеченные во вретища, будут проповедовать дней «тысячу и двести шестьдесят» (Апок. 11, 3), возвещая людям и всем народам покаяние. Ибо как два пришествия Господа и Спаса нашего указаны в св. Писании: одно, первое, во плоти, было бесславно по причине Его уничижения, как древле пророчествовал Исаия: «... ... ...» (LIII, 2, 3),– второе же пришествие Его будет славно, так как Он придет с небес со множеством Ангелов в славе Отчей, как говорит пророк: «... ... ...» (Дан. VII, 13, 14): так и два Предтечи предсказаны: первый Иоанн, сын Захарии. Он во всех отношениях явился Предтечею и Проповедником Спасителя нашего «... ... ...» Так и сии (Предтечи) будут проповедовать имеющее быть явление Христово с неба и сотворят знамения и чудеса, дабы вразумить и обратить людей к покаянию от черезмерного их беззакония и нечестия. Иоанн говорит: «и дам двум свидетелям Моим, и прорицати будут дней тысячу двести шестьдесят, оболчена во вретище» (Апок. XI, 3) то есть половину седьмины, о которой сказал Даниил. «Сии суть две маслины, и два свечника пред Богом земли стояща ... ... ...» (Апок. XI, 4, 5, 6). И когда кончат они свое поприще и свидетельство, то что далее говорит пророк ? «Зверь иже исходит от бездны, сотворит с ними брань, и победит их и убиет их» (ст. 7),– за то, что они не восхотели воздать славу антихристу: ибо он есть малый рог вырастающий, который, вознесшись уже сердцем, начинает возвышать себя и прославлять как Бога, преследуя святых и злословя Христа, как говорит Даниил: «И видех рог, и се очи аки человечи в розе том, и уста глаголюща великая. И отверзе уста своя на хулу на Бога: и рог оный сотвори брань со Святыми, и укрепихся на них, дондеже убиен бысть зверь, и погибе и тело его дадеся в сожжение огненное» (Дан. VII, 8, 11)» [40].
Более точное объяснение войны на небе можно найти в Книге писем, в ответе на письмо Александра Смирнова от 4 марта 2009 года.
[33] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 12, Глава 34.
[34] Еп. Петр, «Объяснение Апокалипсиса», Томск, 1885 г., стр. 180; приводится по «Сборнику статей» М. Барсова, стр. 367.
[35] Аверкий, «Апокалипсис», стр. 47.
[36] Аверкий, «Апокалипсис», стр. 47, 48.
[37] «Толковая Библия», том 11, стр. 565.
[38] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 12, Глава 35.
[39] «Толковая Библия», том 11, стр. 566.
[40] Ипполит Римский, «Сказание о Христе и антихристе», гл. 43-47.