Выбрать шрифт:
Cie можно отнести и к первому дiавольскому за гордость и зависть низвержению из Ангельского чина, а также и поражению его Владычным крестом, когда, говорит Господь, князь мipa сего был осужден и изгнан из прежнего владычества (Иоан. 12, 31), Божественные Ангелы с Архистратигом Михаилом, не терпя гордости и превозношения, прежде всего правильно извергли его из своего сообщества, как подтверждает сие и Иезекииль: он извержен был Херувимами из среды огненных камней (Иез. 28, 16), т. е., полагаю, из среды Ангельских чинов за найденные в нем беззакония и неправды. В пришествие же Христово служащие ему после искушения Ангелы снова им возгнушались, как обесчещенным рабом. Да будет же известно, как думали Отцы, что по устроении чувственного мiра за гордость и зависть он так низвержен, что, говорит Апостол, ему вверено было прежнее начальство воздушное (еф. 6, 12). И Папий говорит: «некоторым из них, т. е. из прежних Божественных Ангелов позволил владеть и управлять устроением земли и поручил начальствовать хорошо, но, - говорит далее, - случилось, что они ни во что обратили свой чин».
И вложен бысть змiй великий на землю. - И правильно! Ибо небо не потерпело земного мудрования, так как свет не имеет общего с тьмою. - Хотя слово «сатана» и поставлено с членом, как бы для различения от дiавола, но, не смотря на то, оба слова «дiавол» и «сатана» суть наименования одного и того же. Дiаволом он называется потому, что лжет и клевещет на добродетели и любящих их, а также людям на самого Бога, как напр., Адаму представил Бога завистливым (Быт. 3, 4-5). Да будет же известно, что ниспадете дiавола после креста не было таким местным, как первое, по немощи, падение Праотцев, ибо он сам сказал великому Антонию, что тогда у врага совсем не стало оружия (Пс. 9, 7). Итак, падение его заключается в разрушении лукавых начинаний и замыслов и после свержения с небес всецелом лишении прежнего владычества. У блаженного Иустина Философа и мученика сказано, что по пришествии Христовом и осуждении в геенну стал он еще большим хулителем, хотя и ранее хулил Бога, но не так бесстыдно. Посему истинно о нем говорится, что по упорству во зле сердце его ожесте, аки камень (Иов. 41, 15). Если же лукавейшим сделало его ожидание наказания, то, терпя мучения, каким образом посредством огненного испытания может очиститься от скверн греховных или он сам или его делатели? А не получив сего, как будет, по толкованию суемудрых еретиков, ожидать конца своим мучениям?
Яко низложен бысть клеветник бpamiu нашея. Оболгание или клевета дiавола на людей дает, как сказано, название, ему свойственное. - Ангелы же радуются о низвержении его, ибо кая часть верну с неверным ? (2 Кор. 6, 15).
И тiи победиша его кровью агичею. - Обвиняемые, говорит, Святые и им оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа. - А что горнии силы радуются о падении его и скорбят о замыслах на возлюбивших земное, так сие очень правдоподобно, или богоподражательно. - Горе живущим на земли и на мори, т. е. живущим не на небе, но на земле. Так как из сущих на земле многие побеждают и победят врага, по близости наказания весьма ныне ярящагося на подвизающихся, то и необходимо сострадать и оплакивать мудрствующих земное и обуреваемых в море житейском.