Русская Идея

III. 7.

И Ангелу Филаделфийскiя церкве напиши: тако глаголет Святый Истинный, имеяй ключ Давидов! отверзаяй, и никтоже затворит: затворяяй, и никтоже отверзет. И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, - и никто не затворит, затворяет, - и никто не отворит.

Ключем Давидовым названо царство Его, ибо ключ есть символ власти. Ключ книги псаломской и всякого пророчества есть Дух Святый, который отверзает сокровища знания. Первый ключ Христос имеет по человечеству, а второй по безначальному Божеству. А что в некоторых древних списках поставлено вместо «Давидов» слово «адов», так сим свидетельствуется власть Христа над жизнью и смертью. - Свят Он и истинен, как действительная святыня и самосущая истина.

III. 8.

Вем твоя дела: се, дах пред тобою двери отверсты, и никтоже может затворити их; яко малу имаши силу, и соблюл еси Мое слово, и не отверглся еси имени Моего. Знаю твои дела: вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее, ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся Имени Моего.

Из прежде писанного мы знаем, что по своей величине сей город был незначителен, но силен верою, почему и говорит ему: "вем твоя дела", т. е. похваляю, в таком именно смысле сказано и Моисею: «вем тя паче всех» - Отверз Я пред тобою дверь учительной проповеди, затворять которую искушения не могут. Удовлетворяюсь Я соизволением и не требую, что свыше сил.

III. 9.

Се, даю от сонмища сатанина глаголющиеся быти Иудеи, и не суть, но лгут: се, сотворю их, да прiидут и поклонятся пред ногами твоими, и уразумеют, яко Аз возлюбих тя. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, познают, что Я возлюбил тебя.

Се даю от сонмища сатанина. - В награду за исповедание Моего имени ты получишь обращение и покаяние Иудеев, которые припадут к ногам твоим, прося ко Мне приведения и Моего просвещения, в тайне сердца, а не явно иудействуя.

III. 10. 11.

Яко соблюл еси слово терпения Моего, и Аз тя соблюду от годины искушенiя, хотящiя прiити на всю вселенную искусити живущия на земли. Се, гряду скоро, держи, еже имаши, да никтоже прiимет венца твоего. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая прiидет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле. Се, гряду скоро, держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.

Годиною искушения назвал или вскоре имеющее быть на христиан гонение от нечестиво царствовавших тогда Римских правителей, от которого и обещает избавить сей город; иди разумеет всемирное, при кончине мiра, гонение верных антихристом. - От сего обещает освободить своих исповедников, восхищая их разрешением от сей жизни, чтобы не претерпели искушения более тех, кои могут перенести. - Правильно говорит, что скоро прiиду, ибо и в Евангелии сказано, что Господь придет тотчас «по скорби дней тех» (Мф. 24, 29). - Посему предупреждает хранить сокровище веры нерасхищенным, чтобы кто либо не погубил венца терпения.

III. 12.

Побеждающего сотворю столпа в церкви Бога Моего, и более не имать изыти ктому. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон.

Истинно сказал, что побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего: ибо победитель противных сил считается столпом и утверждением церкви, имеющим в ней, по словам Апостола, недвижное основание (1 Кор. 3, 11, Ефес. 2, 20; 1 Петр. 2, 6).

III. 12.

И напишу на нем имя Бога Моего, и имя града Бога Моего, новаго Иерусалима, сходящаго с небес от Бога Моего, и имя Мое новое. И напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

И напишу на нем имя Бога Моего. - Напишу, говорит, на сердце такового столпа ведение Божественного имени и вышнего Иерусалима, чтобы духовными очами он увидел его красоты и Мое новое имя, которое познают святые в будущем веке. - Слова "Бога Моего" сказал об Отце, как непреложно восприявший плоть ради нас. - Иерусалим нисходит свыше, поскольку Божественное ведение, начинаясь от Ангелов, достигает до вас только при соединении с ними чрез главу нашу Иисуса Христа.

III. 13.

Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет церквам. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Будем молиться, чтобы и нам получить таковое ухо.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»