Господь Иисус Христос

Откровение, глава 2

  1. И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи - как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:
  2. Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.
  3. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.
  4. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.
  5. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.
  6. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я семь испытующий сердца и утробы; и воздам каждому из вас по делам вашим.
  7. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;
  8. Только то, что имеете, держите, пока приду.
  9. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,
  10. И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего.
  11. И дам ему звезду утреннюю.
  12. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.
Толкование:

18. И Ангелу Фиатирской церкви напиши:

Фиатира - небольшой мусульманский город. В истории этого города нет никаких происшествий. В настоящее время на его месте стоит селение в 7 тысяч жителей по имени "Ак-Гиссар", то есть "Белая крепость". Православных христиан там немного. Их единственная церковь стоит посреди кладбища и почти совсем вросла в землю.

В. Михайловский:

«Город со всех сторон окружен кладбищами, и вороны, привлекаемые запахом трупов, слетаются туда в таком множестве, что затмевают собою свет солнца. Садясь на кровли домов, на поля, они как бы накидывают на них черные траурные покровы. Зрелище печальное и возмутительное для путешественника! Чувствуешь на душе тяжкое впечатление; мысль поражается представлением смерти и бренности всего земного» [19].

18. Так говорит Сын Божий, у Которого очи - как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:

19. Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

20. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

Если эти слова понимать буквально, то, о ком здесь идет речь, сказать практически невозможно, потому что история новозаветной Церкви о фиатирской Иезавели, а равно о ее детях, не сохранила свидетельств. Однако известно, что Иезавель упоминается в Библии как дочь царя Сидонского, современница пророка Илии (3-я Цар. 21: 17-26), жившего за 800 лет до рождества Иисуса Христа. Она вступила в супружество с израильским царем Ахавом и увлекла его к поклонению богам тирским и сидонским. Она была причиною падения израильтян в идолопоклонство. Таким образом очевидно, что ветхозаветная Иезавель употребляется в Апокалипсисе как символ каких-то серьезных грехов, а также какого-то лжеучения в новозаветной церковной жизни. Тогда возникает вопрос: каких? И как это следует соотнести с прошедшей историей Церкви?

Андрей Кесарийский считает, что в Откровении Иезавелью называется ересь Николаитов ( Слово 2, Глава 6 ). Но эта ересь существовала лишь в I-ом веке по Р.Х.

Лев Тихомиров и прот. Сергий Булгаков также не в состоянии объяснить, что означают эти символы Откровения в минувшей истории Церкви:

Лев Тихомиров:

«Христос также упрекает эту эпоху в ересях и развращенности, характеризуемой в жене Иезавели, именующей себя пророчицей. Упоминает также Апокалипсис о «глубинах сатанинских», проявляющихся в каких-то учениях. Быть может, под этим должно разуметь антихристианские веяния, которыми ознаменовала себя эпоха возрождения наряду с успехами науки и мысли. А быть может, под этим понимаются развращенные ереси, которые связывают с Орденом тамплиеров и с масонством. Места эти вообще из очень темных в Апокалипсисе» [20].


Сергий Булгаков:

«Дешифровать этот исторический символ, отнеся к определенному месту, времени и событию у нас нет данных. Видимо, здесь разумеется искушение ложной цивилизации, причем оно простирается на сравнительно длительную эпоху («Я дал ей время покаяться»), а нераскаянность наказуется гневом Божиим: «И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и утробы: и воздам каждому из вас по делам вашим» [21].

Однако в Апокалипсисе история Иезавели представлена таким образом, что она происходит на глазах у всей Церкви и должна быть известна для христиан: «И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и утробы: и воздам каждому из вас по делам вашим» (Откр. 2: 23). То есть ответ тут лежит на поверхности, и все мы об этом прекрасно знаем, но не можем соотнести лжепророчицу Иезавель с каким-то явлением в жизни Церкви в силу каких-то субъективных причин.

В Послании Фиатирской церкви сказано, что «лжепророчица Иезавель вводит в заблуждение рабов Божиих, учит их любодействовать и есть идоложертвенное» (Откр. 2: 20). Отсюда следует вывод, что лжепророчицу Иезавель в Послании Фиатирской церкви нужно понимать символически, как некое лжеучение присущее христианству в эпоху Средневековья. Это ясно видно из того, что сказано ниже:

21. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.

Эти слова означают, что Фиатирская эпоха должна быть самой продолжительной в истории Церкви и лжепророчица Иезавель действует на протяжении всей этой эпохи в истории Церкви. Но самой продолжительной в истории Церкви была эпоха Средневековья, которая закончилась в XVI веке движением Реформации. А значит, и лжепророчица Иезавель в Послании Фиатирской церкви относится к Католической церкви.

В послании Церкви в Фиатире Господь говорит говорит о лжепророчице Иезавели: «Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась». Так и Рим не отказался от своих заблуждений и человеческих заповедей, так что не дал места ни Слову Божьему, ни Его истине. Римская церковь и поныне противостоит веянию Духа Божьего, угнетает и гонит всех, кто с ней не согласен. Римская церковь не только до сих пор не покаялась и не отвергла свой знаменитый догмат о непорочном зачатии Девы Марии, но также по-прежнему исповедует свое лжеучение папоцезаризма и догмат о непогрешимости папы римского.


22. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.

«Великая скорбь» Католической церкви заключается, как известно, в потере авторитета в западном мире с началом движения Реформации. Справедливая критика Католической церкви со стороны Мартина Лютера и других реформаторов расколола религиозное сознание средневековой Европы, после чего осуществление христианского идеала в западном мире стало практически невозможным.

23. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я семь испытующий сердца и утробы; и воздам каждому из вас по делам вашим.

«Детьми» Католической церкви в духовном смысле являются, как известно, всевозможные протестантские секты, которые появились в Европе в XI-XVI веке отделившись от Католичества. Они не взялись ниоткуда. Это все теже католики, перешедшие в Протестантство. Большинство протестантских конфессий не имело большого значения в истории Церкви и скоро сошло со сцены религиозной жизни средневековой Европы.

24. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;

В этих словах Иисус обращается к той части Церкви, которая осталась свободной от этого лжеучения. Не держат сего учения. Как видно речь идет здесь о неком конкретном учении, а не только о личности самой Иезавели. Иисус более того, называет это учение «глубинами сатанинскими». Это учение так скрыто и замаскировано, что оно проникло в Церковь, и никто из принявших его даже не заподозрил, что оно от самого сатаны.

25. Только то, что имеете, держите, пока приду.

Эти слова означают, что истины Христианства были раскрыты уже окончательно на Семи Вселенских Соборах в предыдущий Пергамский период истории Церкви. И задача для Церкви теперь заключается в том, чтобы сохранить эти истины неизменными вплоть до Второго пришествия Господа Иисуса Христа.

Лев Тихомиров:

«Россия родилась в третью эпоху и принимала оживленное участие в четвертой. В ней особенно типично развилось христианское государство именно с консервативным оттенком Фиатирской эпохи, как бы усвоив наставление: «Только то, что имеете - держите пока приду». Это был типичный девиз русской веры, с начала Руси и до недавнего времени. России было также дано видное участие в пасении язычников жезлом железным, и долго они сокрушались перед ней именно, как сосуды глиняные» [22].

А дальше Иисус объясняет, чего же нам нужно держаться:

26-27. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего.

Железный жезл является в Библии символом царской власти, которая, как известно, принадлежит Сыну Божию Иисусу Христу: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2: 6-9), и в 19-ой главе Откровения: «Из уст же Его исходит острый с обоих сторон меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19: 15, 16), а также пишет Апостол Павел: «А затем конец, когда Он передаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1-е Кор. 15: 24, 25).

Эти Слова Откровения (Откр. 2: 26-27) подтверждают учение Православной церкви о природе и сущности царской власти, что царь получает свою власть от Бога. Это в принципе отрицает учение Католической церкви о существе папской власти, что получив свою власть от Бога, глава Католической церкви раздает (делегирует) ее людям. В IX веке римские папы не только присвоили себе право считаться верховным главою и судиею всей Церкви, но положили начало такому порядку вещей, что императорская корона стала раздаваться папами. Поэтому я считаю, что лжепророчицу Иезавель в Послании фиатирской церкви следует отнести к Католической церкви.

Православное учение о царской власти можно прочитать, например, в работе Митрополита Филарета Московского (Дроздов), которая называется «Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных».

Итак, начало Фиатирской эпохи совпадает с окончаньем Вселенских Соборов в IX веке по Р.Х., а конец с наступлением Реформации в XVI веке по Р.Х. В России этот период начался немного позже с Крещенья Руси князем Владимиром в X веке, а закончился в XVII веке расколом Российской церкви и гонением Старообрядцев.

28. И дам ему звезду утреннюю.

Звезда утренняя, по-моему, означает способности понимания пророчеств Апокалипсиса. Об этом же пишет Апостол Петр: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2-е Петра 1: 19-21).

Иисус обещает звезду утреннюю (дар понимания библейских пророчеств) тому, «кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца». И ему же Он обещает: «дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего». Об этом же, по-моему, говорится в 12-ой главе Откровения: «И родила она (Церковь) младенца мужеского пола (Царя), которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр. 12:5). Об этом подробнее будет сказано в главе «Жена, облеченная в солнце».

29. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.

Андрей Мазуркевич

Литература и комментарии:

[19] В.Михайловский, Христ. Чт. 1843 г. ч. III. стр. 428; приводится по «Сборнику статей» М. Барсова, стр. 73.

[20] Л.А.Тихомиров, «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира»

[21] Сергий Булгаков, «Апокалипсис Иоанна», стр. 34, 35.

[22] Л.А.Тихомиров, «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира»