Выбрать шрифт:
Огневидность очей указывает на просвещение праведных и попаление грешников. - Ноги же и халколиван означают благоухание в спасаемых мысленного Христова мира и нераздельно-неслиянное соединение Божества с человечеством. Как разжженное Божественным Духом, оно не доступно для человеческого разумения.
Вем твоя дела. - Если и хвалю за веру, служение, благодушие и терпение ваше, то справедливо и порицаю, потому что не пресекли действия ереси Николаитов (по нечестии и пороками образно названной Иезавелью), которая Моим рабам подает повод к соблазнам и, по простоте ума их, увлекает к идолослужениям, коих они прежде прекрасно отреклись. Вы должны ее уничтожить, ибо вспомоществуемая лукавым духом она выдает себя ложно за пророчествующую.
И дах ей время. - Вредная, говорит, ересь их, имея время на покаяние, не воспользовалась им во благо. Се Аз полагаю ю на одре. - Продолжая говорить образною речью, уподобляет хитрость и лесть еретиков блуднице, смертью и болезнями угрожая поразить ее, а также и всех с нею осквернившихся и пред Богом любодествовавших, если только не обратятся к Нему чрез покаяние.
Это к еретикам обольщенным и соблазняющим других; простейшим же говорит: «так как вы, по простоте нравов, не можете противостать лукавым и словоизобретательным, ибо, как утверждаете, не знаете вполне глубины сатанинской, то не требую от вас борьбы словом, но только сохранения учения, принятого вами, до того времени, когда возьму вас отсюда».
Дам ему власть.- Творящему дела Мои дам власть, как обещано в Евангелии, над пятью или десятью городами. Или сим означается суд над неверными, чрез который прельщенные, будучи судимы уверовавшими во Христа, сокрушатся как жезлом пасомые: «мужiе Ниневитстiи востанут на суд с родом сим и осудят его» (Матф. 12, 41), сказал Господь. - Слова: якоже и Аз прiях от Отца Моего сказаны по человечеству, ради воспринятiя плоти.
Утреннею звездою называет или того, о ком говорит Пророк Исаiя: «како спаде с неба денница восходящая заутра» (14, 12) и обещает положить ее сокрушенную под ноги верных (Лук. 10, 18-19; Пс. 90), или же денницу, упоминаемую блаженным Петром, и ясно сияющую в сердцах верных (2 Петр. 1, 19), т. е. просвещение Христово. Денницами называются еще Креститель Иоанн и Илiя Фесвитянин, - один как Предтеча первого восхода Солнца правды, а другой - второго пришествия. И мы веруем, что с ними будут иметь часть победители диавола. Ничего нет удивительного и в том, что одним и тем же именем называем столь противоположных друг другу; ибо из Писания знаем, что под именем толкуемого в разных смыслах льва разумеется и Христос - Лев от Иуды, и антихрист - лев от Васана. И еще: под востоком разумеется начало будущего дня, которым рассеется тьма настоящей жизни, - и благовествующий о нем Ангел, ибо он предыдет Солнцу правды, имеющему просветить Святых и уничтожить сумрак настоящей жизни. - Его лучами да просветимся и мы благоволением Отца со Всесвятым Духом. Ему слава во веки. Аминь.