Русская Идея

II. 18.

И Ангелу Фиатирскiя церкве напиши: тако глаголет Сын Божiй, имеяй очи свои яко пламень огнен, и нозе его подобны халколивану. И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану.

Огневидность очей указывает на просвещение праведных и попаление грешников. - Ноги же и халколиван означают благоухание в спасаемых мысленного Христова мира и нераздельно-неслиянное соединение Божества с человечеством. Как разжженное Божественным Духом, оно не доступно для человеческого разумения.

II. 19. 20.

Вем твоя дела, и любовь, и службу, и веру, и терпение твое, и дела твоя, и последняя больше первых. Но имам на тя мало, яко оставляеши жене Iезавели, глаголющей ce6е быти пророчицу, учити и лстити Моя рабы, любодействовати, и снести жертву идолскую. Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

Вем твоя дела. - Если и хвалю за веру, служение, благодушие и терпение ваше, то справедливо и порицаю, потому что не пресекли действия ереси Николаитов (по нечестии и пороками образно названной Иезавелью), которая Моим рабам подает повод к соблазнам и, по простоте ума их, увлекает к идолослужениям, коих они прежде прекрасно отреклись. Вы должны ее уничтожить, ибо вспомоществуемая лукавым духом она выдает себя ложно за пророчествующую.

II. 21-23.

И дах ей время, да покается от любодейства своего, и не покаяся. Се, Аз полагаю ю на одре, и любодеющия с нею в скорбь велию, аще не покаются от дел своих. И чада их умрут смертiю. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью.

И дах ей время. - Вредная, говорит, ересь их, имея время на покаяние, не воспользовалась им во благо. Се Аз полагаю ю на одре. - Продолжая говорить образною речью, уподобляет хитрость и лесть еретиков блуднице, смертью и болезнями угрожая поразить ее, а также и всех с нею осквернившихся и пред Богом любодествовавших, если только не обратятся к Нему чрез покаяние.

II. 23-25.

И уразумеют все церкви, яко Аз есмь испытаяй сердца и утробы; и дам вам комуждо по делом вашим. Вам же глаголю и прочим сущим в Фиатире иже не имут учения сего, и иже не разумеют глубин сатаниных, якоже глаголют: не возложу на вы тяготы иныя: Токмо, еже имате, держите, дондеже прiиду. И уразумеют все церкви, что Я есть испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду.

Это к еретикам обольщенным и соблазняющим других; простейшим же говорит: «так как вы, по простоте нравов, не можете противостать лукавым и словоизобретательным, ибо, как утверждаете, не знаете вполне глубины сатанинской, то не требую от вас борьбы словом, но только сохранения учения, принятого вами, до того времени, когда возьму вас отсюда».

II. 26. 27.

И побеждающему и соблюдающему дела Мои до конца, дам ему власть на языцех. И упасет я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушатся, якоже и Аз прiях от Отца Моего. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками. И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего.

Дам ему власть.- Творящему дела Мои дам власть, как обещано в Евангелии, над пятью или десятью городами. Или сим означается суд над неверными, чрез который прельщенные, будучи судимы уверовавшими во Христа, сокрушатся как жезлом пасомые: «мужiе Ниневитстiи востанут на суд с родом сим и осудят его» (Матф. 12, 41), сказал Господь. - Слова: якоже и Аз прiях от Отца Моего сказаны по человечеству, ради воспринятiя плоти.

II. 28. 29.

И дам ему звезду утреннюю. Имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет церквам. И дам ему звезду утреннюю. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.

Утреннею звездою называет или того, о ком говорит Пророк Исаiя: «како спаде с неба денница восходящая заутра» (14, 12) и обещает положить ее сокрушенную под ноги верных (Лук. 10, 18-19; Пс. 90), или же денницу, упоминаемую блаженным Петром, и ясно сияющую в сердцах верных (2 Петр. 1, 19), т. е. просвещение Христово. Денницами называются еще Креститель Иоанн и Илiя Фесвитянин, - один как Предтеча первого восхода Солнца правды, а другой - второго пришествия. И мы веруем, что с ними будут иметь часть победители диавола. Ничего нет удивительного и в том, что одним и тем же именем называем столь противоположных друг другу; ибо из Писания знаем, что под именем толкуемого в разных смыслах льва разумеется и Христос - Лев от Иуды, и антихрист - лев от Васана. И еще: под востоком разумеется начало будущего дня, которым рассеется тьма настоящей жизни, - и благовествующий о нем Ангел, ибо он предыдет Солнцу правды, имеющему просветить Святых и уничтожить сумрак настоящей жизни. - Его лучами да просветимся и мы благоволением Отца со Всесвятым Духом. Ему слава во веки. Аминь.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»