Русская Идея

Перед операцией для надежности проходил диагностику в Германии

II. 12. 13.

И Ангелу Пергамскiя церкве напиши: тако глаголет имеяй мечь обоюду изощрен: Вем дела твоя, и где живеши, идеже престол сатанин. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обоих сторон меч: Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны.

Идольскiй был тот город, к которому обращает сiю речь, похваляя верных за твердое перенесете искушений.- Мечем обоюду острым называет или Евангельское учение, образующее сердце и отделяющее верных от нечестивых, или же осуждение, отсекающее нечестивых.

II. 13.

И держиши имя Мое и не отверглся еси веры Моея, и в (моя) дни, в няже Антипас свидетель мой верный, иже y6iен бысть в вас, идеже живет сатана. И что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антиппа.

Антипа был мужественнейший мученик в Пергаме; его мучения я некогда читал. Здесь же воспоминает о нем для показания терпения оных и жестокости заблудившихся.

II. 14. 15.

Но имам на тя мало, яко имаши ту держащих учение Валаамово, иже учаше Валака положити соблазн пред сынми Израилевыми, ясти жертвы идольскiя, и любы творити. Тако имаши и ты держащие ученiе Николаитско, егоже ненавижду. Но имею немного против тебя: потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

Два беззакония, как видится, имел этот город: во первых, в нем много было Еллинов, а во вторых, и между именующимися верными были сквернодейцы Николаиты, как злые плевелы, смешавшиеся с пшеницею. Поэтому и упомянул о Валааме сказавши: иже учаше Валака. Сими словами он указывает на мысленного Валаама - диавола, который чрез чувственного Валаама научил Валака соблазнить Израильтян на блуд и идолослужение (Iис. Нав. 24, 9): ибо сластiю сего удовольствия так низко пали, что принесли жертвы Веельфегору.

II. 16.

Покайся: аще ли ни, прiиду тебе скоро, и брань сотворю с ними мечем уст Моих. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе, и сражусь с ними мечем уст Моих.

Угроза срастворяется человеколюбием: ибо не с тобою, говорит, сотворю брань, но с теми, которые неисцелимо больны.

II. 17.

Имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет церквам: побеждающему дам ясти от манны сокровенныя, и дам ему камень бел, и на камени имя ново написано, егоже никтоже весть, токмо прiемляй. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

Манна сокровенная есть Хлеб жизни Небесной, ради нас сошедший с небес и сделавшийся ядомым. Манной образно называются будущие блага, как сходящие с неба, откуда и горний Иерусалим. - Сiи блага получат победившие диавола, они же, удостоившись десной части, получать и камень бел, т. е. побеждающий и, неизвестное в настоящей жизни, новое имя. Ибо «око не виде, ухо не слыша и ум не уразумел будущих благ и нового имени, которое наследуют святые» (1 Кор. 2, 9).

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»