Русская Идея

II. 8.

И Ангелу церкве Смирнскiя напиши: тако глаголет первый и последний, иже бысть мертв и се жив есть. И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив.

Он первый - как Бог, и последний - как соделавшийся человеком в последние времена и отверзший нам жизнь вечную Своею тридневною смертью.

II. 9.

Вем твоя дела, и скорбь и нищету, но богат еси. Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, впрочем ты богат.

Знаю твои скорби и нищету телесную, которые терпишь ради Меня, будучи уязвляем неверными и лишаем имущества; богат же ты в духовном, потому что имеешь сокровище, сокрытое на селе сердца твоего.

II. 9.

И хулы глаголющихся быти Iудей, и не суть, но сонмище сатанино. И злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи; а они не таковы, но - сборище сатанинское.

Я знаю и злохуления сатанинского соборища, так как они суть не то, чем называются: «не иже бо яве Иудеи, но иже в тайне» (Рим. 2, 28-29).- Иуда же означает исповедание и покаяние.

II. 10.

Не бойся ничесоже, яже имаши пострадати. Се имать диавол всаждати вас в темницы, да искуситеся: и имети будете скорбь до десяти дней. Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти; и дам тебе венец жизни.

Не бойся, говорит, скорбей, причиняемых тебе богоборцами чрез раны и притеснения, так как они будут кратковременны, - только в продолжении десяти дней. Посему должно пренебрегать даже самою смертью, ибо в самое краткое время доставляет она неувядаемый венец жизни.

II. 11.

Имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет церквам: побеждаяй не имать вредитися от смерти вторыя. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

Духовно слушающий и побеждающий диавольские внушения, хотя по плоти и примет первую смерть, за то не потерпит вреда от смерти второй - геенны.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»