Армагеддон

Откровение, глава 16

  1. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:
  2. Это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя
  3. («Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его».)
  4. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.
Толкование:

Ар-Магеддон, «город Мегиддо», или просто Мегиддо несколько раз упоминается в Библии. Полководец Сисара погиб от Барака «у вод Мегиддонских» (Суд. 4; 5: 19), здесь же погиб царь Охозия от Ииуя (4-я Цар. 9: 27), и царь Иосия от фараона Нехао (4-я Цар. 23: 29). Таким образом, в Библии Армагеддон означает место, где погибают цари. Этот город был расположен на севере Палестины недалеко от Генисаретского озера на юго-западе от Назарета.

Слова Откровения: «Это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя ... ... на место, называемое по-еврейски Армагедон» (Откр. 16: 14, 16) – означают войну всех народов против Израиля. О причинах этой войны в Израиле в дальнейшем подробнее будет сказано в главе «Тысячелетнее царство», а здесь мы пока рассмотрим другие пророчества в Библии, которые говорят об этом событии:

Книга пророка Иоиля, глава 3:

  1. Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима,
  2. Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили...
  3. Что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие? Хотите ли воздать Мне? легко и скоро я обращу возмездие ваше на головы ваши...
  4. Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы.
  5. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши – на копья; слабый пусть говорит: «я силен».
  6. Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев.
  7. Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду чтобы судить все народы отовсюду.
  8. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточия переливаются, потому что злоба их велика.
  9. Толпы, толпы в долине суда! Ибо близок день Господень к долине суда!
  10. Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой.
  11. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых...
    И будет после сего:
  12. Иуда будет жить вечно, и Иерусалим – в роды родов.
  13. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе.
*   *   *

Слова пророка Иоиля: «В те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима» (Иоиль 3: 1),– говорят об образовании государства Израиль во второй половине XX века.

Слова пророка Иоиля: «Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд» (Иоиль 3: 2),– повторяют слова Откровения: «И он собрал царей земли всей вселенной на брань в оный великий день Бога Вседержителя на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откр. 16: 14, 16),– то есть нашествие армии всех народов на землю Израиля.

Толковая Библия:

«Слова пророка, что Господь соберет все народы в долине Иосафата нет нужды понимать в буквальном смысле. Пророк хочет выразить только ту мысль, что в долине Суда Господа над народами совершится нечто подобное тому, что произошло в долине благословения при Иосафате... По свидетельству бл. Иеронима, в комментарии на пр. Иоиля III и уже в его время Иудеи веровали, что все они будут возвращены в Иерусалим и что в долине Иосафатовой будут посечены мечем языческие народы. Эта вера сохраняется у евреев и доныне» [1].

Слова пророка Иоиля: «солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой» (Иоиль 3: 15),– повторяют то, что было сказано ранее: «Солнце превратится в тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень великий и страшный» (Иоиль 2: 31),– и слова Иисуса Христа о конце мировой истории: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24: 29, 30). Таким образом, очевидно, что слова пророка Иоиля также следует относить на конец мировой истории.

Слова пророка Иоиля: «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела... точило полно и подточия переливаются, потому что злоба их велика» (строка 13),– повторяют слова Иисуса Христа: «Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (Мф. 13: 39), а также слова из 14-ой главы Откровения:

Откровение, глава 14:

  1. И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.
  2. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела.
  3. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.
  4. И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом.
  5. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозди винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды.
  6. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.
  7. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.

Книга пророка Захарии, глава 12:

  1. Пророческое слово Господа об Израиле. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит:
  2. Вот, Я сделаю Иерусалим чашею исступления для всех окрестных народов, и также для Иуды во время осады Иерусалима.
  3. И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли.
  4. В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои; всякого же коня у народов поражу слепотою.
  5. И скажут князья Иудины в сердцах своих: сила моя – жители Иерусалима, в Господе Саваофе, Боге их.
  6. В тот день я сделаю князей Иудиных, как жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов, и они истребят все окрестные народы, справа и слева, и снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме.
  7. И спасет Господь сначала шатры Иуды, чтобы величие дома Давидова и величие жителей Иерусалима не возносилось над Иудою.
  8. В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет как Бог, как Ангел Господень перед ними.
  9. И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим.
  10. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.
  11. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададримона в долине Мегиддонской...
  12. В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.
*   *   *

Слова пророка Захарии: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12: 10), – говорят об обращении евреев ко Христу или в христианскую веру в конце мировой истории, как это пишет Апостол Павел в Послании к Римлянам, гл. 9-11. Отсюда неудивительно, что Сам Господь Саваоф в будущем хочет выступить в этой войне против всех враждебных народов на стороне государства Израиль: «И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим» (Зах. 12: 9). А сами эти народы названы в пророчестве Иезекииля:

Книга пророка Иезекииля, глава 38:

  1. И было ко мне слово Господне:
  2. Сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала!
  3. И скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!
  4. И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами,
  5. Персов, Ефиоплян, Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах,
  6. Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою.
  7. Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем.
  8. После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь на землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно.
  9. И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою.
  10. Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие,
  11. И скажешь: поднимусь на землю не огражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно,– все они живут без стен, и нет у них засовов, ни дверей,–
  12. Чтобы произвести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселенные развалины и на народ, собранный из многих народов, занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине земли.
  13. Сава и Дедан и купцы Фарсийские со всеми молодыми львами их скажут тебе: ты пришел, чтобы произвести грабеж, собрал полчище твое, чтобы набрать добычи, взять серебро и золото, отнять скот и имущество, захватить большую добычу?
  14. Посему изреки пророчество, сын человеческий, и скажи Гогу: так говорит Господь Бог; не так ли? в тот день, когда народ Мой Израиль будет жить безопасно, ты узнаешь это;
  15. И пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.
  16. И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их.
  17. Так говорит Господь Бог: не ты ли – тот самый, о котором Я говорил в древние дни через рабов Моих, пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них?
  18. И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей.
  19. И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдет великое потрясение на земле Израилевой.
  20. И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающиеся, ползающие по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю.
  21. И по всем горам Моим призову меч против него, говорит Господь Бог; меч каждого человека будет против брата его.
  22. И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, все потопляющий дождь и каменный град, огонь и серу;
  23. И покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов,– и узнают, что Я – Господь.
*   *   *

Итак, здесь в пророчестве говорится о нашествии полчища Гога (строки 1, 7) на землю Израиля (строка 16) в последние годы (строка 8) и в последние дни (строка 16), то есть в конце мировой истории, когда «народ Израиля будет собран из многих народов» (строки 8, 12). Это и есть наше время. Таким образом, нам осталось лишь назвать эту северную страну Рош (строки 2, 6, 15) и ее правителя – Гога (строки 2, 3).

В пророчестве говорится: «Сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала! И скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!» (строки 2, 3). Но из Библии нам известно, что имена Магог, Мешех и Фувал означают народы происшедшие от Иафета, третьего сына Ноя: «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма. Сыны Иавана; Елиса, Фарсис, Киттим и Додаим. От них населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт. 10: 1-5).

А.П.Лопухин писал в 1887 году:

«Из потомков Иафета можно указать происшедшие от его сыновей и внуков народы; от Гомера – кимвры, от Магога – скифы (русские), от Мадая – мидяне, от Иавана – греки (ионяне), от Фираса – фракийцы и так далее» [2].


Толковая Библия:

«По этому месту Магог – второй сын Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас. Из этих имен следующие за Магогом нашли себе очень вероятные отождествления: Мадай – мидяне, Иаван – греки и т.д. По Иосифу Флавию (Autiqu. 1, 6, 1) и др. Магог означает скифов. Но скифы, которые во времена Иосии напали на Переднюю Азию, называются у Иез. 32: 26 по-видимому Мешех и Фувал... И 10-ая глава Бытия указывает для земли Магог страну к северу от Кавказа, потому что по всей вероятности там жил народ «Гомер»... Все древние переводы считают «Рош» собственным именем, а следовательно именем народа. Сопоставляют с ним византийских и восточных писателей Х века, называющих скифский горный народ у арктического Тавра или у Черного моря и Волги, то есть, очевидно, нас русских» [3].

Не смотря на столь ясные выводы, происхождение племени скифов до сих пор вызывает споры историков [4]. Поэтому Иезекииль дополнительно сообщает, что земля Магог находится на севере от Израиля (строки 6, 15). А это может быть только Турция, Сирия и Россия. Однако сирийцы и турки – этнические семиты. А значит, они не могут происходить от сынов Иафета, положивших начало так называемой "белой расе", то есть славянам и европейцам. Отсюда следует вывод, что земля Магог может быть только Россия.

В «Библейской энциклопедии» сказано, что Мешех – шестой сын Иафета, родоначальник Мосхов, народа обитавшего между Черным и Каспийским морем [6].

Русский историк Иван Забелин в 1905 году, ссылаясь на слова польского ученого конца XVI века Стрыйковского, утверждает, что русский народ происходит от Мешеха, внука Ноя:

Иван Забелин:

«Мосох или Мезех, шестой сын Иафетов, внук Ноев, есть отец и прародитель всех народов Московских, Российских, Польских, Волынских, Чешских, Мазовецких, Болгарских, Сербских, Харватских, и всех, елико есть Славенский язык; что у Моисея Мосох (Мешех), Московских народов праотец, знаменуется (упоминается) также и у Иосифа Флавия в Древностях; что ни от реки, ни от града Москвы Москва наименование получила, но река и град от народа Московского имя восприяли; что имя сие: Мосох, Мокус, Моска, Моски, Москорум, Московитарум, Модокорум и проч. все древние историки, Еврейские, Халдейские, Греческие и Латинские и новейшие Мосоха, Москвы праотца и областей того имени, во многих местах непрестанно и явно поминают; что третий брат Леха и Чеха, Русь, истинный наследник Мосохов от Иафета, великия и пространныя полуночныя и восточныя и к полудню страны размножил и населил народами Русскими» [7].

Также историк Иван Забелин, ссылаясь на сочинение Тимофея Кеменевича-Рвовского (1684–1699 годы), диакона Холопьего на Мологе монастыря, «Как и когда произошли Словены и Русы», утверждает, что слово Москва происходит от имени Мосох.

Иван Забелин:

«Сей же Мосох князь Московский бысть и началородный нам и первых отец не токмо же Скифо-Москво-Словено-Российским людем, но и всем нашим своесродным государствам премногим и народам и землям и племенам и коленам Скифским» [8].

В пророчестве Иезекииля сказано, что библейское имя Гог также должно встречаться и в других пророчествах Библии: «Так говорит Господь Бог: не ты ли – тот самый, о котором Я говорил в древние дни через рабов Моих пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них?» (строка 17).

Толковая Библия:

«Хотя Гог у прежних пророков не назван по имени, но все враждебное Богу, о чем говорили пророки, было в сущности тоже, что Гог, и последний суд Божий над злом в мире, так называемый "день последний" – есть день уничтожения Гога» [9].

В самом деле, библейское имя Гог встречается лишь однажды в 20-ой главе Откровения: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их – как песок морской» (Откр. 20: 7). Отсюда не удивительно, что Андрей Кесарийский связывал слово Магог со Скифами, а самого Гога называет антихристом:

Андрей Кесарийский:

«После сего придет «человек беззакония, сын погибели» (2-е Сол. 2: 3)... Тогда, как сказано, освобожденный из своего заключения сатана прельстит все народы и для опустошения вселенной поднимет на брань Гога и Магога. Некоторые думают, что Гог и Магог суть полунощные и отдаленные народы скифские или, как мы их называем Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения диавола от завладения всей вселенной... Следует знать, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, что «придут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет» (Иез. 39: 9)... Известно же, что пришествие их более всего соответствует временам последним. Сие можно предполагать потому, во-первых, что нигде в Священных книгах не упоминается о войнах Иудеев со Скифами... во-вторых, потому что о Гоге написано, что он будет приготовляться от времен древних и придет во времена последние, и, в-третьих, – что в сем, предсказывающем будущее, Откровении сказано, что Гог и Магог придут при кончине века сего» ( Слово 21, Глава 63 ) [10].

Таким образом очевидно, что, по мнению Андрея Кесарийского, имя Гог означает антихриста, о котором предсказано в Откровении: «И он (зверь) собрал царей земли всей вселенной на брань на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откр. 16: 13, 14, 16). А то что под землями скифов следует понимать территорию бывшей Российской Империи или бывшего СССР, говорится в Библейской энциклопедии:

Библейская энциклопедия:

«Скифы (II Мак. IV, 47, XII, 29, III Мак. VII, 5, Кол. III, 11) обитатели Скифии. Под Скифами разумеются все пастушеские кочующие племена, жившие к северу от Каспийского и Черного моря и разсеянные далеко на восток от оных. Об этой громадной страны в древности знали очень мало, известно только, что они жили в пределах Русской Империи, к которой на громадном протяжении причисляются и самые означенные местности. Нация Скифов, по-видимому, состояла из многих различных народностей, большею частью грубых, воинственных, кочевых и не цивилизованных. Скифы принадлежали к потомкам Иафета. В истории Скифских племен особенно сохраняется одна замечательная, выдающаяся черта, именно, стремление делать набеги и вторжения в страны других народов. Быть может, это происходило вследствие их кочевого и разбойнического образа жизни, но при этом особенно живо вспоминаются слова кн. Бытия (IX, 27). «Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых». Большинство церковных историков согласно утверждают, что в Скифии Евангелие проповедовал св. ап. Андрей, и таким образом начало Христианства восходит здесь к самым временам апостольским. Здесь известны были в древности епархии: Скифская, Херсонская и другие» [11].

Итак, мы пришли к заключению, что в пророчестве Иезекииля страна Рош и земля Магог означают Россию.

Книга пророка Иезекииля, глава 39:

  1. Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!
  2. И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы.
  3. И выбью лук твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы из правой руки твоей,
  4. Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым.
  5. На открытом поле падешь; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог.
  6. И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь.
  7. И явлю святое имя Мое среди народа Моего, Израиля, и не дам впредь бесславить святого имени Моего, и узнают народы, что Я – Господь, Святый в Израиле.
  8. Вот, это придет и сбудется, говорит Господь Бог, это – тот день, о котором Я сказал.
  9. Тогда жители городов Израилевых выйдут и разведут огонь, и будут сжигать оружие... семь лет будут жечь их...
  10. И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова.
  11. И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю...
  12. И явлю славу Мою между народами, и все народы увидят суд Мой, который Я произведу, и руку Мою, которую Я наложу на них.
  13. И будет знать дом Израилев, что Я – Господь, Бог их, от сего дня и далее.
  14. И узнают народы, что дом Израилев был переселен за неправду свою; за то, что они поступали вероломно предо Мною, Я сокрыл от них лице Мое и отдал их в руки врагов их,– и все они пали от меча.
  15. За нечистоты их и за их беззаконие Я сделал это с ними и сокрыл от них лице Мое.
  16. Посему так говорит Господь Бог: ныне возвращу плен Иакова и помилую весь дом Израиля и возревную по святому имени Моему.
  17. И почувствуют они бесчестие свое и все беззакония свои, какие делали предо Мною, когда будут жить на земле своей безопасно, и никто не будет устрашать их,
  18. Когда Я возвращу их из народов, и соберу их из земель, врагов их, и явлю в них святость Мою пред глазами многих народов.
  19. И узнают, что Я – Господь, Бог их, когда, рассеяв их между народами, опять соберу их в землю их и не оставлю уже там ни одного из них;
  20. И не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог.
*   *   *

Это пророчество Иезекииля распадается на три части:

Первая часть пророчества (строки 1-8) предрекает смерть Гога и поражение его армии: «Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и все народы твои, которые с тобою» (строка 4), то есть, в общем то, повторяет предыдущее предсказание (Иезекииль, глава 38).

«И будет в тот день; дам Гогу место для могилы в Израиле... и похоронят там Гога и все полчище его» (строка 11).– То есть эта война закончится победой Израиля и смертью антихриста.

Вторая часть пророчества Иезекииля (строки 9-20) говорит о масштабах поражения его армии: «семь лет будут сжигать оружие» (строка 9) и «семь месяцев будут хоронить трупы» (строка 12).

Толковая Библия:

«Для усиления впечатления оружие перечисляется подробно, образуя со своим родовым понятием 7 (символическое число полноты и бесконечности) членов соответственно 7 годам сожигания его (такая громада его: для всей страны на 7 лет!)... Здесь опять выступает число 7, но уже месяцы, а не годы: 7 месяцев погребания указывает на достаточно ужасное количество трупов» [12].

Третья часть пророчества Иезекииля (строки 21-29) говорит о значении этого события для всего человечества. Это есть откровение славы Божией: «И явлю славу Мою между народами, и все народы увидят суд Мой, который Я произведу, и руку Мою, которую Я наложу на них» (строка 21),– и обращение евреев в христианскую веру (строки 22-29).

Книга пророка Захарии, глава 14:

  1. И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут дома, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города.
  2. Тогда выступит Господь Бог и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани.
  3. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу.
  4. И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с Ним.
  5. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся.
  6. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день ни ночь; лишь в вечернее время явится свет...
  7. И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык у него иссохнет во рту у него.
  8. И будет в тот день, произведу между ними великое смятение от Господа, так что один схватит другого, и поднимется рука его на руку ближнего его.
  9. Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима...
  10. Будет такое же поражение и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них.
*   *   *

Эти слова пророка Захарии дополняют пророчество Иезекииля: «И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут дома, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен» (Зах. 14: 2),– и предупреждают евреев покинуть город: «И вы побежите в долину гор Моих... как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского» (Зах. 14: 5).

Толковая Библия:

«Бегство своею поспешностью будет напоминать известный факт бегства от землетрясения, бывшего в царствование Озии» [13],– а далее говорится, что слова пророка Захарии: «И раздвоится гора Елеонская от востока к западу» (Зах. 14: 4),– служат указанием направления для бегства евреев из осажденного Иерусалима в соседнюю Иорданию: «Гора раздвоится по направлению от запада к востоку, так что ищущим спасения, по образовавшейся между двумя половинами горы долине, легко будет убежать от врагов, ратующих против Иерусалима» [14].

«Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима» (Зах. 14: 14),– то есть во время   нашествия армии Гога на землю Израиля (Иез. 38: 18) в самом государстве Израиль будет идти гражданская война.

«И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него» (Зах. 14: 12).– Все это – признаки лучевой болезни – лейкемия или рак крови, которая бывает при сильном облучении радиацией. «Будет такое же поражение и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них» (Зах. 14: 15). Таким образом очевидно, что эта война в Израиле будет связана с применением атомного оружия.

В пророчестве Иезекииля сказано, что армия Гога будет уничтожена сильным землетрясением:

Книга пророка Иезекииля, глава 38:

  1. И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей.
  2. И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдет великое потрясение на земле Израилевой.
  3. И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающиеся, ползающие по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю.
  4. И по всем горам Моим призову меч против него, говорит Господь Бог; меч каждого человека будет против брата его.
  5. И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, все потопляющий дождь и каменный град, огонь и серу;
  6. И покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов,– и узнают, что Я – Господь.
*   *   *

Хотя официальный Израиль до сих пор отрицает, что он обладает атомным оружием, но уже в 1976 году американский журнал «Time» сообщил, что у Израиля есть атомное оружие и во время октябрьской войны 1973 года он был готов применить его против арабов.

«И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно» (Иез. 39: 6). – Эти слова означают ракетно-ядерный удар по России и другим государствам, о чем говорится и в 16-ой главе Откровения.

Откровение, глава 16:

  1. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:
  2. Это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя...
  3. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить нагим и чтобы не увидели срамоты его.
  4. И он [зверь] собрал их на место, называемое по-еврейски Армагедон.
  5. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух; и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!
  6. И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!
  7. И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий вспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.
  8. И всякий остров бежал, и гор не стало;
  9. И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.
*   *   *

Слово острова в Библии означает народы, а горы – государства и их правительства. Так пророк Исаия, например, восклицает: «Слушайте меня, острова, внимайте, народы дальние» (Ис. 49: 1). И в 6-ой главе Откровения об этом же говорится: «И всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откр. 6: 14). А значит, слова Откровения: «И всякий остров бежал, и гор не стало» (Откр. 16: 20),– говорят о создании мирового правительства, когда, как сказано у пророка Исаии, будут упразднены государства и все народы сольются под властью мирового правительства: «Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сдвинулись и сошлись» (Ис. 41: 5, 14-16).

Еп. Петр писал в 1895 году:

«Смысл этих слов такой: в это время будет всеобщий переворот обстоятельств в Европе, и особенно в царстве зверя и подчиненных ему республиках. Под горами в св. Писании иногда подразумеваются большие, славные царства, твердо основанные и возвышающиеся в мире. А под островами можно разуметь вольные города и небольшие республики. Слово – «убежали» не то значит, что будто все царства и города разрушатся, но – будут сокрушены, уменьшены силы их, изменятся в своем состоянии» [15].

После этого и начинается последняя война в Израиле, когда, как сказано в Откровении: «антихрист и лжепророк собирают на брань царей земли всей вселенной на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откр. 16: 13-16). Об этом же говорится в пророчестве Иезекииля, главы 38 и 39. Таким образом очевидно, что великое землетрясение (Откр. 16: 18) означает применение атомного оружия против антихриста и его армии во время войны в Израиле, а слова «город великий распался на три части» (Откр. 16: 19) означают разделение Иерусалима, как сказано у пророка Захарии: «половина города (Иерусалима) пойдет в плен, но остальной народ не будет истреблен из города» (Зах. 14: 2).

Андрей Кесарийский:

«"Город" же, думаем, "великий", не по количеству и величине зданий, но древнейший и величайший по благочестию Иерусалим, поистине страданиями Христовыми возвеличенный пред городами языческими. – "Разделение его на три части" указывает, полагаем, на живущих в нем христиан, иудеев и самарян... Когда же разжжение искушений их обличит, тогда произойдет разделение их на три части – благочестивых, нечестивых и грешников... "Падение языческих городов" означает их разрушение» ( Слово 18, Глава 52 ) [16].

Итак, разделение Иерусалима на три враждующих группировки во время войны в Израиле – это евреи принявшие христианство, ортодоксальные иудеи, о которых сказано у Захарии: «Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима» (Зах. 14: 14),– и так называемые «самаряне», то есть арабы из Палестинцы.

Как уже ранее было сказано, апокалипсический  Вавилон   это  Москва.   А значит, слова Откровения: «Вавилон великий вспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его» (Откр. 16: 19),– повторяют слова Иезекииля: «И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно» (Иез. 39: 6),– то есть ракетно-ядерный удар по России и другим странам: «города языческие пали» (Откр. 16: 19).

«И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая» (Откр. 16: 21).   Слово   талант   в древности означало меру веса серебра или золота. Серебряный талант весил около 50 кг., а золотой талант около 170 кг. [17]. Значит,   град,   величиною в талант   –   это земля, поднятая атомным взрывом, а   язвы от града   являются следствием облучения людей радиацией. А то, что наш современный мир погибнет в огне атомной войны, предсказывал также Апостол Петр: «Прежде всего знайте, что древний мир погиб, быв потоплен водою [всемирного потопа], а нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2-е Петра 3: 3-7).

Эта тема нашла продолжение в Книге писем в ответе на письмо Геннадия Дегтярева от 27 августа 2009 года, а также в ответе на вопросы Георгия в моей Гостевой книге от 4 августа 2012 года.

Андрей Мазуркевич

Литература и комментарии:

[1] «Толковая Библия», том 7, стр. 151, 152.

[2] А.П.Лопухин, «Библейская история Ветхого Завета», 1887 год.

[3] «Толковая Библия», том 6, стр. 446.

[4] См., например, А.А.Кур, «Из истории наших предков», «Молодая Гвардия» N 1, 1994 год, стр. 278-319; В.М.Гобарев, «Предыстория Руси», Москва, 1994 г.

[5] Иосиф Телушкин, «Еврейский мир», Москва, 1992 г.

[6] «Библейская энциклопедия», Москва, 1891 год.

[7] Иван Забелин, «История города Москвы», Москва, 1905 год,стр. 24.

[8] Там же, стр. 26.

[9] «Толковая Библия», том 6, стр. 449.

[10] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 21, Глава 63,

[11] «Библейская энциклопедия», Москва, 1891 год.

[12] «Толковая Библия», том 6, стр.451, 453.

[13] «Толковая Библия», том 7, стр. 424.

[14] Там же.

[15] Еп. Петр, «Объяснение Апокалипсиса», Томск, 1885, стр. 200; приводится по «Сборнику статей» М. Барсова, стр. 387, 288.

[16] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 18, Глава 52, Стр. 136, 137.

[17] «Для определения библейского веса у нас имеются данные лишь из времени Маккавеев... Серебряный талант весил 3 пуда и 5 фунтов, то есть около 50 кг. Золотой талант весил 10 пудов и 23 фунта, то есть около 170 кг.» .А.П.Лопухин, «Библейская история Ветхого завета», стр. 397, 398.