Св. Пророк Иоанн Креститель

Откровение, глава 7

  1. И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.
  2. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:
  3. Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
  4. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов израилевых.
  5. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч;
  6. Из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч;
  7. Из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч;
  8. Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.
  9. После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
  10. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!
  11. И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу,
  12. Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
  13. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
  14. Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца.
  15. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них;
  16. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной;
  17. Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их.
Толкование:

Общий взгляд отцов Церкви относит видение 7-ой главы Откровения на самый конец мировой истории, «когда окончится тысяча лет и сатана будет освобожден из темницы и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их – как песок морской» (Откр. 20: 7).

Архиепископ Аверкий:

«Четыре Ангела, стоящие на четырех углах земли, «которым дано вредить земле и морю», явились для исполнения кары Божией над вселенной» [1].


Андрей Кесарийский:

«Все сие произойдет по всей земле, в пришествие антихриста» ( Слово 7, Глава 19 ) [2].


Сергий Булгаков:

«Перед лицом грядущих ужасов и катастроф Промысел Божий избирает и отмечает спасаемых. По воле Божией, затихает разрушительный ураган вселенной под действием Ангелов хранителей космоса» [3].

4. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.

Толковая Библия:

«По согласному мнению толкователей, число 144 тысячи – символическое и должно означать полное число избранных 12*12*1000» [4].


Андрей Кесарийский:

«Сие число [означает] спасаемых Иудеев через веру при кончине; ибо и Апостол говорит: дондеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется (Рим, 11, 25-26)» ( Слово 7, Глава 19 ) [5].


Архиепископ Аверкий:

«Это запечатление начинается: израильтян, которые перед кончиной мира обратятся ко Христу, как предрекает об этом Апостол Павел (Рим. 9: 27, и главы 10 и 11)» [6].


Сергий Булгаков:

«Эти запечатленные избираются из всех колен сынов Израилевых. Такое избрание представляет собою факт первостепенного мистического и догматического значения, которое безмерно возрастает на фоне антихристианского гонения на Израиля. Последнее находится в связи с общим гонением на христианскую Церковь. Церковь Христова есть Новый Израиль, она утверждена на основании апостолов и пророков, «сущу краеугольну камню Самому Христу», сыну Авраама, сыну Давидову. Она не только не может быть оторвана от своего иудеохристианского корня, но незримо пребывает в соединении с ним даже тогда, когда Израиль находится в состоянии Отвержения, ибо хранится его «святой остаток», через который «весь Израиль спасется». Поэтому судьбы Церкви в лице избранных изображаются как запечатление двенадцати колен Израиля.

Запечатление Израиля должно быть поставлено в связь с пророческим обетованием ап. Павла (Рим. IХ-ХI) о том, что ожесточение Израиля произошло лишь до полноты дней, но «весь Израиль спасется», ибо в нем всегда хранится святой остаток. Непреднамеренная или же, что более правдоподобно, преднамеренная двойственность смысла слов о запечатлении сынов Израилевых, не заставляет, но позволяет думать, что оно относится к Израилю даже в состоянии отвержения. Этот святой остаток, через спасение которого спасется и «весь Израиль», хранится в лоне Авраама и его потомков. И, по смыслу пророчества Апокалипсиса, удерживается и его избранность и запечатленность. Судьба Израиля остается средоточием истории Церкви, и в ней ничего решающего не может совершиться без и помимо этого самого важного решения – Израиля о самом себе» [7].

Послание к римлянам св. Апостола Павла, Глава 11:

  1. Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
  2. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал...
  3. Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
  4. Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство язычникам, то тем более полнота их.
  5. Вам говорю, язычникам: как Апостол язычников, я прославляю служение мое;
  6. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
  7. Ибо, если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
  8. Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
  9. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
  10. То не превозносись над ветвями; если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень – тебя.
  11. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
  12. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
  13. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
  14. Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпавшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
  15. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
  16. Ибо, если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные, привьются к своей маслине.
  17. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока не войдет полное число язычников,
  18. И так весь Израиль спасется, как написано: «придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова;
  19. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их».
  20. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
  21. Ибо дары и призвание Божии непреложны.
  22. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
  23. Так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
  24. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
  25. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его.
  26. Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
  27. Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
  28. Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь.

Колено Даново

Перечисляя 12 колен Израиля в 7-ой главе Откровения Иоанн Богослов пропускает колено Даново (Быт. 49: 16), а вместо него называет Маннасию (Откр. 7: 6) – первого сына Иосифа от Асенефы (Быт. 46: 20). Андрей Кесарийский видит здесь указание на антихриста.

Андрей Кесарийский:

«Да явно будет и то, что колено Даново, так как из него произойдет антихрист, с прочими не упомянуто» ( Слово 7, Глава 19 ) [8].

Это древнее толкование берет начало у Иринея и Ипполита, которые в свою очередь ссылались на пророчество Иеремии (Иер. 8: 16).

Ириней Лионский:

«Иеремия же открыл не только его [антихриста] внезапное пришествие, но и колено, из которого он придет, говоря: «От Дана мы услышим ржание его быстрых коней, и от звука ржания скачущих коней его потрясется вся земля, и он придет и пожрет землю с тем, что наполняет ее, и город с его обитателями» (Иер. 8: 16). И поэтому сие племя не считается в Откровении в числе спасаемых» [9].


Ипполит Римский:

«Моисей говорит так: Дан, скимен львов, и изскочит от Васана (Втор. 33: 22). Но дабы кто не погрешил, думая, что это слово сказано о Спасителе, пусть обратит на него внимание. Дан, говорит, скимен львов: назвав колено Даново, объявляет, что из него имеет родиться антихрист. Ибо как от колена Иудова рождается Христос, так от колена Данова родится антихрист. А что это так, Иаков говорит: да будет Дан змий, на земли сидяй, угрызая пяту конску (Быт. 49, 17). Какой же это змий, как не антихрист, обольститель, о котором говорится в книге Бытия (3, 1), обольстивший Еву и запнувший [подстрекавший] Адама. Но как это надобно доказать еще многими свидетельствами, то мы от сего и не отказываемся. Что действительно от Данова колена имеет родиться и возстать тиран и царь, судия ужасный, сын диавола, об этом говорит пророк: Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во Израили (Быт. 49, 16). Но возразит кто-нибудь, что это сказано о Сампсоне, который родившись от колена Данова, судил народ двадцать лет. Это сбылось на Сампсоне только отчасти, а вполне сбудется на антихристе. Ибо и Иеремия говорит: от Дана услышим глас ржания коней его: от гласа ржания коней его потрясеся вся земля (Иер. 8, 16). Говорит и другой пророк: соберет всю силу свою от востока солнца до запада, те, коих звал он и коих не звал, пойдут с ним. Море он сделает белым от (множества) парусов на кораблях, и поле сделает черным от больших щитов тяжело вооруженной пехоты, и всякий, кто встретится с ним на брани, падет мечем. Что это сказано не о ком-нибудь другом, а об оном тиране бесстыдном и богопротивном, покажем ниже» [10].

Но последние слова Ипполит Римский приводит вовсе не из пророческих книг Священного Писания, а, по Комбефизу, из какого то иудейского апокрифа, как и то, что сказано ниже:

Ипполит Римский:

«И так когда из вышеприведенных мест открылось и колено (из коего произойдет антихрист) и явление его и погибель, и имя таинственно означенное: то посмотрим и что он будет делать. Он приведет к себе весь род [Иудейский] от всех стран, в которых он рассеян, обещая им возвратить их в землю и восстановить их царство и народ, дабы они поклонялись ему как Богу, как говорит пророк: соберет все царство свое от востока солнца до запада, те, коих он звал и коих не звал, пойдут с ним» [11].

Отсюда неудивительно, что Сергий Булгаков, напротив, называет происхождение антихриста из колена Данова суеверием:

Сергий Булгаков:

«При перечислении колен пропускается Даново (по еврейскому преданию: Test. Dan., V, 6-7, сатана называется князем Дана, по христианскому же суеверию, из него произойдет антихрист). Это представление отчасти связывается с сравнением его с «змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт. XLIX, 17)» [12].

Впечатление усугубляется, если принять во внимение, что сегодня колена Данова вовсе не существует. Дело в том, что во время войны с Иудеей в 722 году до н. э. император Ассирии Саргон переселил десять северных колен, и в том числе Даново, в Ассирию. Впоследствии эти десять колен полностью ассимилировались с местным населением, и с тех пор о них ничего не известно. Правда в XX веке в Эфиопии было обнаружено племя негров, которые много веков назад переняли традиции иудеев и, по иронии обстоятельств, считают себя иудеями из колена Данова. Но все они полностью чернокожие с явно выраженными негроидными чертами лица, и в их еврейском происхождении сомневаются даже в Израиле [13].

Но отсюда легко сделать вывод, что представление о происхождении антихриста из колена Данова в простом этническом смысле не имеет под собой оснований, если, конечно, не предположить, что антихристом будет негр. Впрочем, нужно принять во внимание, что мнение отцов древней Церкви о происхождении антихриста из колена Данова можно рассматривать не только в этническом, но и в символическом смысле. Поэтому здесь нужно вспомнить, что нам известно об колене Дановом:

Еврейская Энциклопедия:

«ДАН – в Библии имя пятого сына Якова, матерью которого была Билга, рабыня Рахили (Бытие 30: 3, 6; 35: 25). Это имя встречается в Библии неоднократно и означает не только самого сына Якова, но и его потомков.

Дан играет своеобразную роль в агадическом предании. Тот факт, что его имя связано с богохульцем (Лев. 24: 11) идолопоклонством северного Израиля (Суд. 18: 30; 1 Цар. 12: 29; Амос 8: 14), а также то, что Самсон, судия из колена Данова, нарушил свой назорейский обет (Суд. 13: 2), привели к представлению о Дане, как о нравственном уроде в семье Якова. Дан ненавидел Иосифа за то, что последний сообщал отцу о дурных поступках детей Билги и Зилпы, и эта ненависть побудила его даже покуситься на жизнь Иосифа. Дан посоветовал своим братьям обмануть отца, рассказав ему, что они нашли омоченную кровью рубашку Иосифа (Завещание Патриарх., Зебулон 4; Дан 1; Гад 1). Дан и Гад вступили в заговор с египетским наследным принцем против Иосифа и Асенат. Уже во дни Моисея колено Даново служило идолам, за что облачный столб перестал его защищать. Члены колена Данова обучали своих детей языческим обычаям амонитян, содержавшимся в книгах, спрятанных под горою Абраим (Gaster, Chronicles of Jerachmeel, 1899, стр. 167).

Яков в своем благословении сравнил Дана со змеею (Быт. 49: 16-18), намекнув этим на Самсона (Beresch. r., XCVIII); и змея, по словам Мидраша, стала эмблемой колена на его знамени (Bemidb. r., II). Дан стал для агады настоящим типом грешника. Он жил на севере (Числ. 2: 25), являющемся областью тьмы и зла (Iер. 1: 14), в наказание за идолопоклонство, погрузившее мир во тьму (Bemidb. r., II). Еще дальше идет предание, отождествляющее змею и льва (Быт. 49: 7 Второзак. 33: 22) с Белiалом (ср. литературу вопроса у Bousset, Antichrist, 1895, стр. 87, 113). Ириней (Adversus haereses, 5, 302), Ипполит (De Christo et antichristo, 14, 15) и некоторые другие отцы церкви знают предание, несомненно еврейского происхождения, согласно которому Антихрист произойдет из колена Данова, и основывают это предание на Iер. 8: 16: «От Дана слышен храп коней его» (врага), стихе, который и в Bresch. r., XLII, толкуется, как относящийся к идолопоклонству Дана. Не случайно также опущение Дана в I кн. Хроники, 4 и сл. Bousset, посвятивший особую главу легенде об Антихристе из колена Данова, предполагает, что связь Дана с Белiалом в Завещ. двенадцати патриархов, также указывает на это предание. Его предположение находит, по-видимому, полное подтверждение в Тарг. Iер. к Второзакон. 34: 3, где война против Аримана и Гога или Магога в видении Моисея относится, кажется, к Дану» [14].

Важные сведения о колене Дановом в связи с масонством сообщил Михаил Назаров:

Михаил Назаров:

«Масонство в России отпочковалось, в основном, от того послушания во Франции, глава которого в 1904 г. объявил: «Мы не просто антиклерикальны, мы противники всех догм и всех религий. Действительная цель, которую все мы преследуем,- крушение всех догм и всех Церквей». Для своей родословной масоны словно нарочно выбрали из Ветхого Завета носителей гордыни и материализма: Каина, строителей Вавилонской башни, царя Соломона и строителя его храма Хирама (Адонирама). С последними двумя образами связаны главные ритуалы масонства. «Храм Соломона – исток развития всех других масонских символов, которые объединены воедино образом храма»,- пишет масонский словарь. Отсюда, в частности, происходит и пятиконечная звезда ("печать Соломона"). Масоны называют саму свою деятельность «построением храма Соломона, подразумевая под ней храм человечества»;- в этом аллегорический смысл термина «вольные каменщики». «Особенный культ символики, связанной с Храмом Соломона, развит в американских ложах. В некоторых к постоянному оформлению относится модель Храма». Но согласно святоотеческому учению, сформированному задолго до появления современного масонства, в Храме воссядет Царем не кто иной как антихрист – посланец сатаны, «человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2: 3-4). Кроме того, уже из Ветхого Завета следует вывод, что антихрист придет из колена Данова – именно это колено связано в Библии с будущим носителем зла (Быт. 49: 17-18; Иер. 8: 16) и оно единственное, которое не названо в Апокалипсисе в числе спасенных колен Израилевых (Откр. 7: 4-8). И вот в масонстве главная фигура поклонения – Хирам – происходит именно из этого колена по матери: Она была «из дочерей Дановых» (2 Пар. 2: 14),- отмечает и указанный масонский словарь. Причем культ Хирама в масонстве доходит до того, что создано даже своего рода "антиевангелие" об убийстве невинного Мастера завистниками; "анти" – потому что Христос после смерти воскресает, а от Хирама остается лишь разложившийся труп. В своих ритуалах масоны и мстят за его смерть;- в ложах имеются искустно изготовленные макеты трупа» [15].

Но если в масонстве Хираму отводится роль антихриста, а его мать (еврейка из колена Данова) в представлениях христианства олицетворяет собой Отступление (2 Фес. 2: 3), то представляется очевидной и связь масонства с антихристом – антихрист духовно рождается от масонства. И, таким образом, очевидно, что «нечистая блудная дева», от которой родится антихрист, является не еврейкой из колена Данова в прямом этническом смысле, а «великой блудницей, сидящей на звере багряном» в 17-ой главе Откровения, где сам антихрист изображается как восьмой царь или зверь и один из семи царей.

Андрей Кесарийский:

«Зверь этот есть антихрист; он восьмой, потому что после семи ... восстанет для обольщения и опустошения земли; от семи же он, как появившийся от одного из сих царств. Придет же он не от какого либо из упомянутых народа, но как царь Римский, явится же на погибель и пагубу ему покорившихся, а после сего и сам пойдет в муку геенскую» ( Слово 18, Глава 54 ) [16].

И в свете этого представления обретают свое значение слова преп. Нила Мироточивого Афонского (XVI век) об антихристе:

Нил Мироточивый:

«От нечистой блудной девы родится антихрист. В сей деве совокупятся распутства, она будет сокровищница прелюбодейства. Всякое зло мира, всякая нечистота, всякое беззаконие воплотится в ней, т.е. в зачатом от тайного блуда, совокупятся воедино во чреве нечистоты и с обнищанием мира оживотворятся. Когда обнищает мир от благодати Всесвятого Духа, тогда сей оживотворится во чреве нечистоты от самой сквернейшей и злейшей мнимой девы, худшей всех, когда-либо бывших. Зачнется от тайного блуда плод, который будет вместилищем всякого зла» [17].

Об этой же самой деве сказано в Откровении: «И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17: 5). И об этом же пишет Апостол Павел: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник...» (2 Фес. 2: 7-8). То есть "тайна беззакония" означает множество тайных обществ, которые состоят из людей утративших христианскую веру и готовящих путь антихристу, как пишет Иоанн Богослов: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1 Иоан. 2: 18-20). А значит, колено Даново символизирует собою масонство, о котором подробнее говорится, например, в статье «Тайная сеть масонства», которую можно найти в разделе «Книжное обозрение».

Андрей Мазуркевич

Литература и комментарии:

[1] Архиепископ Аверкий, «Апокалипсис», стр. 35.

[2] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 7, Глава 19.

[3] Сергий Булгаков, «Откровение Иоанна», стр. 61.

[4] «Толковая Библия», том 11, стр 544.

[5] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 7, Глава 19.

[6] Аверкий, «Апокалипсис», стр. 35.

[7] Сергий Булгаков, «Откровение Иоанна», стр. 62-65.

[8] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 7, Глава 19.

[9] Ириней Лионский, «Против ересей», книга пятая, гл. 30, § 2.

[10] Ипполит Римский, «Сказание о Христе и антихристе», гл. 15.

[11] Ипполит Римский, «Сказание о Христе и антихристе», гл. 54.

[12] Сергий Булгаков, «Откровение Иоанна», стр. 64.

[13] Йосеф Телушкин, «Еврейский мир», Москва-Иерусалим, 1992, стр. 69, 282.

[14] «ДАН», «Еврейская энциклопедия», издание общества для Научных Еврейских Изданий и Издательства Брокгауз-Эфрон, С-Петербург том VII, стр. 6-9.

[15] М. В. Назаров, «Миссионеры с рю Пюто... В связи с активизацией деятельности масонства в России», "Политика", 1991, N 16, стр. 10, 11; смотри также в книге «Россия перед вторым пришествием», стр. 308, 309.

[16] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 19, Глава 54.

[17] «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского», стр. 80, 81; приводится по кн. «Россия перед в. п.», стр. 306.