Русская Идея

XVII. 6. 7.

И видех жену пiяну кровми Святых и кровми свидетелей Иисусовых: и дивихся, видев ю, дивом великим. И рече ми Ангел: что дивишися; аз ти реку тайну жены сея, и зверя носящаго ю, седмь глав имуща и рогов десять. Я видел, что жена упоена была кровью Святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.

Из многих мест Писания можно видеть, что названия даются городам сообразно с их деяниями и жизнью. Посему и древний Вавилон так назван, и слышим, что веселящаяся блудница (т. е. увеселяющийся блудодеянием город) есть повелительница чародеев и волхвов, и о древнем Иерусалиме сказано: лице жены блудницы бысть тебе (Иерем. 3, 3), и прежний Рим в послании Петра называется Вавилином (1 Петр. 5, 13). Правильнее же и «Вавилоном и блудницей» называется город, имевший власть при Персах, и вообще всякий другой город, увеселяющийся убийствами и кровью. - Итак, увидя один из них осквернившимся кровями Святых, Евангелист весьма ужаснулся; но узнал от Ангела, что город, имевший власть всемирного царства, должен при кончине пострадать за беззакония, будет ли то державный город Персов, или возвративший прежнюю власть древний Рим, или же новый, или, если б кто вздумал разуметь, вообще царство, принимаемое, как говорено выше, за одно тело. Ибо знаем, что в каждом из них произведены разнообразные согрешения и пролития кровей Святых, хотя и не в одинаковой мере, - в одном больше, в другом меньше. И кто, например, исчислит кровь мучеников со времен Диоклитиана или их мучения в Персиде? А о происшедшем втайне при Иулиане и о предпринятом против христиан в новом Риме во времена арианства читающие знают из истории.

ХVII. 8.

Зверь, егоже видел еси, бе, и несть, и имать взыти от бездны, и в пагубу пойдет. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель.

Зверь этот есть сатана, который, быв умерщвлен Крестом Христовым, снова, говорится, при кончине оживет и ложными знамениями и чудесами будет чрез антихриста действовать для отвержения креста. - Посему он был и действовал до креста, и нет его, поелику спасительною страстью обессилен и лишен той власти, которую чрез идолослужение имел над народами. - При кончине же придет указанным нами образом, выйдя из бездны или оттуда, куда осужден и куда изгнанные Христом бесы просили Его не посылать их, но в свиней, или же выйдет из настоящей жизни, которая называется бездною иносказательно, по причине греховной житейской глубины, обуреваемой и волнуемой ветрами страстей. Отсюда же для погубления людей выйдет и имеющий в себе сатану антихрист, чтобы вскоре получить погибель в будущем веке.

XVII. 8.

И удивятся живущiи на земли, имже имена не написана суть в книгу животную от сложенiя мiра, видяще, яко зверь бе, и несть, и преста. И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мiра, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

По причине ложных чудес удивятся, говорит, пришествию зверя те, которые не написаны в книге вечно живущих и которые не изучили его по Христовым предсказаниям, удивятся, размышляя и о том, каким образом получил он снова прежнюю власть.

XVII. 9.

Зде ум, иже имать мудрость. Здесь ум, имеющий мудрость.

Поскольку, говорит, духовно сказанное, то для разумения его нужна и мудрость духовная.

XVII. 9. 10.

Седмь глав, горы суть седмь, идеже жена сидит на них. И царiи седмь суть. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена. И семь царей.

Семь глав и семь гор, думаем, означают особенно превзошедшие прочие своим мiрским могуществом и силой семь мест, в которых, как знаем, в разные времена было утверждаемо мiрское царство. Первое из них царство Ассирийское, второе в Екватанах владычество Мидян, царь коих Арбак, как повествуется, убил Сарданапала, царя Ассирийского, за сим в Вавилоне утвердил Навуходоносор власть Халдеев, по поражении которых в Сузах восстановлено Киром царство Персидское, а по разрушении его Александром - царство Македонское. За сими в древнем Риме, после первых его царей и консулов, при Кесаре Августе достигла всеобладания монархия Римская, поддерживавшаяся нечестивыми царями до Константина Великого. - С таким, думаем, значением представляются и семь царей, потому что разность родов нисколько не мешает тождественности мысли, хотя семь глав и рода женского, сем гор - среднего, а семь царей - мужеского. В Писании и очень часто имена приводятся совершенно безразлично, - имена мужские вместо женских, и наоборот, как, например: «Ефрем юница бодомая»,- а в другом месте: «Ефрем голубь не имый сердца» (Ос. 7, 11), и по Богослову: тpie суть свидетельствующии на земли, дух и вода, и кровь: и тpie во едино суть (1 Иоан. 5, 8), и по Соломону: козел, петух и царь, говорящий народу (Притч. 30, 31-32). Итак, семью головами означены города, семью горами - семь состояний, по временам превосходивших остальное тело земли не положением местности и населенностью, но достоинством славы: в этом же смысле, как мы сказали, и царями назвал или прославленные царским председательством места или же первых в каждом из указанных прежде мест царей, обозначая именем их соответствующее царство, как то: именем Нина - царство Ассирийское, Арбака - Мидийское, Навуходоносора - Вавилонское, Александра - Македонское, Ромула - древне-Римское и Константина - ново-Римское.

XVII. 10.

Пять их пало, и един есть, а другiй еще не прiиде: и егда прiидет, мало ему есть пребыти. Из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.

Под именем пяти царей, павших из числа семи, блаженный Ипполит разумеет века, из коих пять уже прошли, шестой, в который и видел сие Апостол, еще продолжается, а следующий и за шестью веками седьмой еще не наступил, но когда придет, продолжаться будет не долго. Если же принять мнение блаженного Иринея, что, как были созданы семь дней, так и семь небес и преимущих пред прочими семь Ангелов, то слушающим удобоприемлемыми покажутся и наши толкования, что семь царств суть те, которые были от начала мipa доселе; пять из них уже пали, шестое, при котором явлено откровение, было в древнем Риме, не наступившее седьмое - это в Риме новом. Хорошо было бы слово, если бы владычество всемирного Вавилона считать за непрерывное, даже до пришествия антихриста, царствование одного города, а последнее за мучительство антихристово, которое в сравнении с предыдущими царствованиями, владычествовавшими до пятисот и тысячи лет, будет продолжаться недолго. При всем том всякое вообще временное число лет ничтожно в сравнении с бесконечным будущим царством Святых.

XVII. 11.

И зверь, иже бе, и несть, и той осмый есть, и от седмих есть, и в пагубу идет. И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.

Зверь есть антихрист; он восьмой, потому что после семи царств восстанет для обольщения и опустошения земли, от седьмих же он, как появившийся от одного из сих царств. - Придет он не от какого-либо из упомянутых народа, но как царь Римский, явится же на погибель и пагубу ему покорившихся, а после сего сам пойдет в муку геенскую.

XVII. 12.

И десять рогов, яже видел еси, десять царей суть, иже царства еще не прияша, но область яко цари на един час прiимут со зверем. И десять рогов, которые ты видел суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.

И Даниил видел десять, предваряющих антихриста, рогов, из коих три проклятый искоренил вовсе, а остальные покорил себе. - Oдин час указывает или на краткость времени, или на одну часть года, т. е. трехмесячный оборот солнца, после которого покорятся антихристу, как своему начальнику.

XVII. 13. 14.

Сiи едину волю имут, и силу и область свою зверю дадут. Сiи со Агнцем брань сотворят, и Агнец победит я, яко Господь господем и есть Царь царем; и сущiи с ним, званiи и избраннiи и верни. Они имеют одни мысли, и предадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные.

Сии едину волю имут. - И действительно, ибо никто не может служить двум господам (Mф. 6, 24). Посему и сопротивляются истинному Христу те, которые единомыслят в злом единомудрии и подчиняются антихристу. Но закланный ради нас Агнец Божiй, поскольку воплощением от Него не отнято царство и господство над всем, победит их, чтобы к Своему царству приобщить и избранных.

XVII. 15-18.

И глагола ми: воды, яже еси видел, идеже любодейца седит, людiе и народи суть, и племена и языцы. И десять рогов, яже видел еси на звери, сiи любодейцу возненавидят, и запустевшу сотворят ю, и нагу, и плоть ея снедят, и сожгут ю огнем Бог бо дал есть в сердца их, сотворити волю Его, и сотворити едину волю, и дати царство свое зверю, дондеже скончаются глаголы Божiя. И жена, юже видел еси, град есть великiй, иже имать царство над цари земными. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне, потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

И глагола ми: воды, яже ecu видел, идеже любодейца седит людiе и народи суть, и племена и языцы. Так как сие изъяснил Ангел, то подробное о сем исследование совершенно излишне. Для меня однако кажется удивительным, как враг и мститель - дiавол поможет управляемым десяти рогам ополчиться и вооружиться на любящего благо и добродетели Христа, Бога нашего, а также опустошить отступивший от Божественных заповедей и подчинившийся его прельщениям многолюдный город и, подобно зверю, насытиться его кровью. Удивительно и то, каким образом, он, считающий опустошение поводом к радости, а посечение человеческой плоти своею пищею и утешающийся всегда распрями и несогласиями, даст свое согласие отступническим десяти рогам. - Предположение же, что виденная жена означает великий город, имеющий власть над земными царями, делает вероятным предсказание о страданиям преобладающего тогда царства. - От испытания сих бед да избавит нас человеколюбец Бог и да вселит в небесный град - горний Иерусалим, в котором по Апостолу, Он Сам будет все и во всех, когда упразднит всякое начальство (отступническое), власть и силу, а верно и мудро ему служивших посадит и послужить им, т. е. предложит им наслаждение уготованными от создания мiра вечными благами. Сего наслаждения да сподобимся и мы во Христе, Спасителе и Искупителе душ наших; с Ним Отцу слава и держава, вместе со Всесвятым и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»