Русская Идея

XVII. 1-3.

И прiиде един от седми Ангел имущих седмь фiал, и глагола со мною, глаголя ми: прiиди, да покажу ти суд любодейцы великiя, седящiя на водах многих: с неюже любодеяша цари земстiи, и упишася живущiи на земли от вина любoдеянiя ея. И веде мя в пусто место духом: и видех жену седящу на звери червлене, исполненем имен хулных, иже имеяше глав седмь и рогов десять. И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих. С нею блудодействовали цари земные, и вином ее бдудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню, и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим, как расположенный на семи холмах; семью же главами носящего ее зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь. Мы же, руководствуясь и сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницей называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста. Ибо прежний Рим лишился царской державы еще с давнего времени, разве только предположить, что прежнее достоинство снова к нему возвратится. Но если сие допустим, то уничтожится город, владычествующий ныне, ибо Апостол говорит: и жена, юже видел ecu, град есть великiй, иже имать царство над цари земными (Апок.17:18). Но о сем, если поможет Бог, поговорим впоследствии. Теперь же следует изъяснить, что должно разуметь под пустыней, в которую видевший сие был приведен Духом. Пустынею в духовном смысле считаем всякий вообще город или многочисленное или многолюдное общество, порицаемое Богом за душевное опьянение, прелюбодеяние и другие подобные преступления. Можно истолковать это и иначе: что Апостол Иоанн в духовном созерцании видел запустение предуказанной блудницы, представленной под образом женщины по причине женственности, наклонности и слабости к греху. - Она сидела на звере багряном, потому что по лукавым делам почивает на дiаволе, увеселяющемся убийствами и кровью, и тем становится в хулениях на Бога помощницею отступника. Ибо самый зверь и багряный вид его служат указанием суровости, жестокости и предрасположения к убийствам. - О значении семи голов и десяти рогов узнаем, с помощью Божией, из последующего от Божественного Ангела.

XVII. 4.

И жена бе облечена в порфиру и червленицу, и позлащена златом и каменiем драгим и бисером. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом.

Облечена жена в багряницу и порфиру - сии принадлежности и символы самодержавия над всеми; по той же причине украшена драгоценными камнями и бисером.

XVII. 4.

Имущи чашу злату в руце своей полну мерзости и скверн любодеянiя ея. И держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее.

Чашею показывается сладость лукавых деяний пред вкушением их, а золотом их драгоценность. - Как некто сказал об Иове, что он пил поругание якоже воду (Иов.34:7), так и здесь показывается, что она следует злу не для насыщения, но по жажде своей погибели. Посему она и умножила свои мерзости, т. е. мерзостные для Бога дела, которыми напоевается грехолюбивое общество, вкушая как сладкое питье мерзостное опьянение греха и блудного осквернения.

XVII. 5.

И на челе ея написано имя: тайна, Вавилон великiй мати любодейцам и мерзостем земским. И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

Начертание на челе показывает бесстыдство неправды, полноту грехов и сердечное смущение, она мать, ибо в подначальных городах руководит душевным блудодеянием, порождая тем мерзкие пред Богом беззакония.

Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис»