Выбрать шрифт:
Здесь показывается светлость небесных сил и их чистота, в несколько раз превосходящая сияние и красоту звезд и светил.
О Халдейской столице (Вавилоне), взятой Киром и Персами, нечто, сему подобное, пророчествовал и Исаiя (Ис. 21, 9), что он по причине совершенного запустения имеет наполниться зверями и нечистыми духами. Ибо, по Божественному домостроительству, освобождающему людей от вреда, и по собственному человеконенавидению, обычно как зверям, так и нечистым духам стремление в пустыни. - Каким образом сей Вавилон напоил народы вином своего блудодеяния? Тем самым, что был их вождем во всяком законопреступлении и за дары слушавшимся его городам посылал начальников и властителей - врагов истины и правды.
По преизбытку, говорит, имеющегося неправедного богатства, роскошествуя в потребном, гордясь и пренебрегая излишним, он был причиною обогащения земных купцов.
Изыдите из нея людiе мои. - Как в Содоме говорил Лоту: спасая спасай твою душу (Быт. 19, 17) и у Исаiи: изыдите отсюда и нечистоте не прикасайтеся, изыдите из среды его (Ис. 52, 11), так говорит и здесь, ибо следует избегать пребывания и сожития с оскорбляющими Бога.
Воздадите ей сугубо по делам ея. - Сие говорит или тем, которые не повинны, но много зла потерпели от владычествующих в том городе, ибо ради терпения скорбей послужили причиною злейшего наказания мучивших их, или слова сии указывают на переход от одних лиц к другим, т. е. от наказуемых к некоторым наказующим святым силам, по любви к Богу присвояющим или считающим собственными обиды, нанесенные их сорабам, - Сугубою называет чашу или потому что грешники и законопреступники страшно будут наказаны и здесь и в жизни будущей, или потому что будут мучимы вместе душа и тело, у коих общи сами деяния, или потому что грех будет наказан мучением не внешним только, но более внутренним, заключающимся в совести.
И рыдания не имам видети. - Ибо как живущим в благодушии и славе, если только в них нет страха Божiя, свойственно говорить: не подвижуся во век (Пс. 29, 7), так говорил о себе и сей город.
Одним днем называет или внезапность и краткость времени, в которое от меча, язвы и голода сей город постигнет плачь, разрушение и сожжение огнем, или течение того самого дня, в который, по предсказанию, он пострадает. Ибо, когда враги овладеют городом, достаточно и одного дня, чтобы нанести побежденным всякого рода озлобления и многоразличные виды смерти. Бог всемогущ как спасти Ему благоугодивших, так и наказать нераскаянно согрешивших.
Земными царями здесь, думаем, называются начальники, как и об Иерусалиме сказал Псалмопевец: се князи его собрашася (Пс. 2, 2). - О сих, совершивших отступление от Божественных заповедей, говорит, что они восплачутся, смотря или слыша о сожжении и запустении его и ужасаясь той внезапной перемены, которая случилась в самое короткое время.
Ибо когда погибнут живущие в могуществе и пресыщении, тогда излишне будет покупать сие и злоупотреблять им.
При сем выражении следует подразумевать: «никто не покупает». Нам же должно рассмотреть и рассудить которому из городов обычна торговля такого рода предметами и каким преимущественно людям свойственно приобретение излишнего для неумеренного наслаждения.
Излишне, говорит, употребление коней, и колесниц и тел. - Колесницами обозначаются всякого рода экипажи, ибо латинское слово «redium» означает повозку; из родительного падежа множественного числа сего слова и вышло чрез усечение: «radium».
И душ человеческих. - Не будешь, говорит, порабощая свободных, торговать человеческими душами и не возвратишь наслаждений прежним довольством и блеском.
Горе, горе град великiй. - Обращает внимание на страдания сего Вавилона, плачем о нем указывая на величие несчастий и злоключений, которыми будет наказан город, гордившийся прежде царским достоинством.
Имущiи корабли в мори. - Очень может быть, что морем в переносном смысле называется настоящая жизнь, как подвергающаяся постоянным волнениям, а купцами - плавающие, подобно рыбам, в житейском волненiи но возможно и то, что пострадавшiй так город, находясь не далеко от моря чувственного и принимая все от плавающих в нем, причинит им рыдания своим разрушением. И купцам всемирного Вавилона, т. е. смешения, при кончине видимого мiра следует также пострадать и безутешно рыдать об удовольствиях настоящей жизни, когда не волею будут от них удалены и укоряемы совестью за свои деяния.
Под небом разумеет или Ангелов или Святых, имеющих в нем жительство. - С ними повелевает веселиться Апостолам и Пророкам, так как отмщено тем, которыми были укорены или обижены или за то, что, как безуспешно проповедовавшие между жителями упомянутого города, преступлением заповедей Божiих часто были подвергаемы бесчестию, или за то, что властью, по всей земле распространившеюся, были избиты за Бога, как служившие Его словам. Так и были убиты Пророки Иудеями, Апостолы же язычниками, которым по преимуществу они проповедовали. - Радуются они наступлению наказаний не злобною радостно, но как пламенно желающие пресечения греха, чтобы им порабощенные чрез сии, так сказать, частные наказания меньшим подверглись мучениям в будущей жизни.
Паденiе Вавилона произойдет так же быстро, как и жернов погружается в море; и будет оно так внезапно, что после него не останется никакого признака: на сие указывают оскудение и исчезновение играющих на гуслях, свирелях и пр. - Виною же сего ставит то, что своим сладкопением и ядовитым волхвованием обольстит он все народы и что был приятелищем кровей пророческих и других святых. Всем же сим вероятно означается нечестивый Вавилон Персидский, ибо в разные времена и до настоящего времени он принял кровь многих святых и постоянно увеселялся волхвованиями и обольщениями. А посему предметом нашего желания и молитвы да будет то, чтобы за гордость против Христа и Его рабов он получил предуказанное возмездие. Но думается, что такому рассуждению некоторым образом противоречит сказанное древними церковными учителями, которые предсказания сии относили к Вавилону Римскому, потому что у четвертого зверя - Римского царства видны были десять рогов, из коего выросший один, три искоренив, а остальные поработив себе, придет как царь Римский под видом того, чтобы устроить, обновить и усилить начальство их, а на самом деле - чтобы произвести их совершенное опустошение. Поэтому, не погрешит против надлежащего и тот, кто будет разуметь под ним, как упомянуто ранее, царство, как бы в одном общем теле владычествующее сначала до ныне и поистине пролившее крови Апостолов, Пророков и Мучеников. Ибо как говорится - один лик, одно войско и один город, хотя составляющие каждое из них и переменяются, так одно и царство, не смотря на то, что оно дробится и распределяется по многим городам и местам.