Русская Идея

Архиепископ Андрей Кесарийский

Толкование на Апокалипсис

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

О песнопении Святых и троякой "аллилуйя", которую они поют при разорении Вавилона.

XIX. 1-4.
И по сих слышах глас велiй народа многа на небеси, глаголющаго: аллилуiа: спасение и слава, и честь и сила Господу нашему: яко истинни и прави суди Его: яко судил есть любодейцу велику, яже посмради землю любодеянием своим, и отмстил кровь рабов Своих от руки ея. И второе реша: аллилуiа: и дым ея восхождаше во веки веков. И падоша двадесять и четыри старцы и четыри животна, и поклонишася Богови седящему на простоле, глаголюще: аминь, аллилуiа.
После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему: ибо истинны и праведны суды Его! потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя!

Аллилуiя означает Божественное прославление; аминь - истинно, да будет. - Это, говорит, Ангельскими силами вместе с равноангельными людьми воспевается Богу троекратно, по причине Трiипостасности Отца, Сына и Святого Духа, единого Бога, Который отмстил кровь рабов Своих от руки Вавилона, облагодетельствовал наказанием жителей его и пресек грех. - Словами: «и дым ея восхождаше во веки веков» показывает или то, что посланные на него наказания никогда не забыты, или что, потерпевши наказание отчасти, в меньшей мере, хотя и вечно, будет мучим в будущем.

XIX. 5.
И глас изыде от престола глаголющ: пойте Богу нашему, вси раби Его и боящiися Его, и малiи и велицыи.
И голос от престола исшел говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.

Божiй престол есть Херувимы и Серафимы, которые повелевают воспевать Его не только великим, но и малым в добрых делах, - всем же вообще соразмерно с силою каждого. Предполагаю, что умершие младенцы, ныне малые возрастом и несовершенные, воскреснувши великими, прославят Бога, Творца великого.

XIX. 6. 7.
И слышах яко глас народа многа, и яко глас вод многих, и яко глас громов крепких, глаголющих: аллилуiа: яко воцарися Господь Бог Вседержитель. Радуимся и веселимся, и дадим славу Ему: яко прiиде брак Агнчiй.
И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца.

Глас народа и вод многих и громов показывает звучность песнопения всех Ангельских и небесных бесчисленных сил, которых некоторые разумели под водами, яже превыше небес (Пс. 148, 4). - С ними прославляет Создателя весь собор и полнота праведных. Чрез человеколю6ие воцарился Господ Иисус Христос над теми, которыми обладал как Творец; и будет царствовать или по разумному усвоению, или по власти, приличествующей Царю и Судии. - Агнчим браком называет союз Церкви со Христом, устроителями коего были божественные Апостолы, даровавшие ей духовное обручение, как некогда имеющей получить чистое и истинное единение лицом к лицу.

Подписка на обновления: