Русская Идея

В связи с активизацией масонства в России

В последнее время средства массовой информации в России уделяют все большее внимание масонству. Диапазон мнений широк. Одни утверждают, что масонство - это миф, и готовы говорить на эту тему лишь в ироническом стиле [1]. Другие в принципе согласны с этим, но считают проблему более серьезной: «Масонофобия - это своего рода идеологическое помешательство... сродни бреду ревности: все логические построения ревнивец учел, нет только одного - фактов»; таких людей надо «лечить» [2], - утверждает московский психиатр М. Буянов. Третьи, вопреки первым двум, выпускают хвалебные книги [3] о важной роли масонства в истории и культуре, в том числе в русской; «Известия» сообщают, что «Пушкин был масоном. Он гордился своей принадлежностью... Масонство помогло Пушкину перейти от детского атеизма к христианству...» [4]. Четвертые тоже считают масонство влиятельным, но столь вездесущим, что в любых отрицательных явлениях ищут именно масонские происки [5]...

Для поисков истины лучше всего обратиться к самим масонским источникам. Недавно, следуя этому принципу, я напечатал две главы: о социально-политическом фундаменте того явления, которое правый фланг называет «жидо-масонским заговором»; и о роли масонства в русской эмиграции (см. мюнхенский журнал «Вече» № 42-43; первая часть также в «Нашем современнике» № 12, 1991. Речь идет о главах из книги «Миссия русской эмиграции» (1992). [Прим. 1998 г.]). Сейчас хотелось бы продолжить эту тему в новом аспекте и на ином уровне, воспользовавшись одной из публикаций в московской газете «Политика».

В этой газете было помещено интервью с М.В. Гардером [6]. В эмиграции он известен как автор международно-политических обзоров и бывший полковник французского Генштаба. Теперь мы узнали, что он к тому же «самый старший: и в пребывании, и в звании» в заграничном русском масонстве и «второй номер французского масонства "шотландского устава"» - это течение считает себя религиозным, в отличие от атеистического «Великого Востока».

Главная ложа ордена, который возглавляет Гардер, расположена в Париже на рю Пюто (8, rue Puteau). Именно по этому адресу масоны через радио «Свобода» призвали (22.3.91) жителей СССР устанавливать контакт для вступления в их организацию. Ведущая радиопередачи Ф. Салказанова сразу заверила слушателей, что разные «лживые измышления» о масонстве «могли возникнуть только в мозгу кретина» (перекличка с мнением психиатра М. Буянова здесь не случайна: он тоже частый автор радио «Свобода»). Представители ложи подчеркнули, что «главная цель масонов - способствовать моральному, духовному усовершенствованию общества». Считая образцом такого совершенства США, они напомнили что, «в основу США... с самого начала были заложены масонские принципы». Поэтому, заявили они, сегодня «Россия более других стран нуждается... в масонах», ибо «то, к чему сегодня стремится страна, соответствует масонским принципам». Более того: нет «сегодня иной, чем масонство структуры, способной обеспечить формирование настоящих граждан; этого не сможет сделать Церковь... этого не смогут сделать и новые политические партии, которым еще не хватает... демократической зрелости». «Сегодня всем. понятно, в том числе и советским руководителям, если они хотят приступить к реформам, - что распространение масонства в России представляет собой реальный шаг, ведущий к духовному и материальному благосостоянию».

С целью «способствовать распространению масонства в России» и отстроить там «масонскую структуру» - на рю Пюто и была создана ложа «Александр Сергеевич Пушкин». Ибо, как напомнили масоны, устраивать новые ложи самим нельзя: только под руководством уже существующих. В конце передачи Салказанова дважды, по буквам, повторила адрес и выразила надежду, что писать по нему будут и женщины: «можно будет создать русскую женскую ложу».

Прежде чем дать оценку этому призыву процитируем еще один документ, связанный все с тем же адресом. В 1924 г. масон первой эмиграции Н.П. Вакар писал своему шефу [7]:

«23 января... в храме на rue Puteau состоялось Собрание, посвященное «прославлению Сатаны»... Это подлинно был не то сатанинский Акафист, не то миссионерская проповедь сатаниста. Речь была именно так построена не только с внутренней, но и с внешней стороны (каждый абзац кончался напевным ритурнелем «О, Satan, Frfere des hommes»!) [«О, Сатана, Брат людей»].

... в докладе была и историческая и философская часть. В этой области докладчик обнаружил существенное невежество, однако заявил, что «сатана... поборник человеческого права против божественной деспотии», «истинный источник света», и т. п. Указав, что за так называемую «божественную любовь» человеку естественно платить Богу ненавистью и злобой, сообщив, что «сатана это и есть человечество», проповедник закончил гимном Сатане, приспособив для этого известные стихи Бодлера. Вывод из проповеди для слушателей мог быть только один: ПРИДИ, ПОКЛОНИСЬ И ПРОСЛАВЬ...

В заключительном слове Досточтимый Мастер Ложи поблагодарил брата Humary за «интересное и захватывающее сообщение» и... подчеркнул присутствующим и вновь посвященным братьям «истинно масонский характер заслушанного доклада...».

В этой связи ошеломленный Вакар ставит вопрос: есть ли это «некая программа, сознательно и намеренно проводимая в Братстве частью братьев; либо... проявление цинической распущенности и духовного хулиганства»?

К сожалению, ответ масонского начальства на это письмо Вакара нам неизвестен. Попытаемся поискать его сами.

*   *   *

Нет сомнения, что масонство - влиятельнейшее движение Нового времени, которому нынешний мир во многом обязан своим духовным состоянием. Оно возникло в виде тайного ордена в идейном пространстве между религиозной Реформацией и атеистическим Просвещением - как неоязыческая религия Разума, противоборствующая "реакционному" влиянию Церкви и стремящаяся к переделке общества на "прогрессивных", рационально-космополитических началах. (Поэтому даже католическая Церковь в 1738 г. запретила своим прихожанам вступать в ложи под угрозой отлучения [8]...)

Постепенно внутри масонства возникли разные "послушания", от мистических до атеистических, ставящие акцент на разных сторонах этой программы. И соответственно влияние масонства в Новое время можно рассматривать и на духовном уровне, и на политическом.

Что касается политики, то масонские источники уже давно не скрывают, что масонами были и лидеры буржуазных революций, и многие вожди социалистических партий, и создатели Лиги Наций (затем ООН), и множество президентов США. Свое мнение, что в Февральской революции 1917 г. масоны «никакой роли не сыграли», М. Гардер мог бы уточнить по французскому масонскому словарю: там сказано, что «большинство членов Временного правительства было масонами» [9]. Причем тогдашнее масонство в России отпочковалось в основном от того послушания во Франции, глава которого в 1904 г. объявил: «Мы не просто антиклерикальны, мы противники всех догм и всех религий... Действительная цель, которую мы преследуем, крушение всех догм и всех Церквей» [10].

Достигнув на Западе своей цели (т. е. победив влияние католической Церкви и атомизировав общество), масонство утратило политическую агрессивность. Похоже, теперь оно превратилось, как шутят сами масоны, в «бюро взаимопомощи функционеров». Ибо тайные организации нужны были для прихода к власти в сословном консервативном обществе, но для ее осуществления в демократии необходимы и достаточны деньги (хотя и сейчас подлинные структуры власти все еще предпочитают оставаться закулисными; в последнее время их идеологию по установлению «Нового мирового порядка» называют «мондиализмом»). Кроме того, идеи масонства (нравственный «плюрализм», отход от христианского понимания истории) стали общепринятыми в западном мире (в СССР сходное развитие произошло и без масонских структур: так называемое «западничество»). Поэтому сегодня не столь уж важно, масон такой-то политик или не масон; интереснее рассмотреть духовную суть масонства (и тем самым его наследия), а также его место в общем русле апостасии (отхода от Бога) человечества.

Но, приступая к анализу этого уровня масонства, следует сделать замечание: он требует уже не социально-политических фактов, а историософских и религиозных категорий. И здесь масонские источники могут нам помочь лишь яркими иллюстрациями, но не выводами.

Темная духовность масонства заметна уже в его мрачной атрибутике, в мстительных ритуалах с "мертвецами" в гробах (см. иллюстрации в переизданном в Москве двухтомнике «Масонство в его прошлом и настоящем» [11]). Еще темнее внутренний смысл масонской символики. Уже для своей родословной масоны словно нарочно выбрали из Ветхого Завета носителей гордыни и материализма: Каина, строителей Вавилонской башни, царя Соломона и строителя его храма Хирама (иногда его называют Адонирамом). С последними двумя образами связаны главные ритуалы масонства.

Так, «Храм Соломона - исток развития всех других масонских символов, которые объединены воедино образом храма», - пишет масонский словарь. Саму свою деятельность масоны называют «построением храма Соломона» (подразумевая под этим как бы построение земного рая); в этом аллегорический смысл термина "вольные каменщики". «Особенный культ символики, связанной с Храмом Соломона, развит в американских ложах... в некоторых к постоянному оформлению относится модель Храма»[12].

Но согласно святоотеческому учению, выраженному на основе Священного Писания задолго до появления современного масонства, в этом Храме воссядет царем не кто иной, как антихрист - посланец сатаны, «человек греха, сын погибели... в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3-4)...

Кроме того, уже из Ветхого завета следует, что антихрист произойдет из колена Данова - именно это колено связано в Библии с будущим носителем зла (Быт. 49:17-18; Иерем. 8:16) и оно единственное, которое не названо в Апокалипсисе в числе спасенных колен Израилевых (Откр. 7: 4-8). И вот в масонстве главная фигура поклонения, строитель храма Хирам, происходит именно из этого колена по матери: она была «из дочерей Дановых» (2 Пар. 2: 14), - спокойно отмечает указанный масонский словарь. Не удивительно, что в некоторых вариантах масонской легенды о Хираме его происхождение прямо связывается с ангелом, взбунтовавшимся «против божественной деспотии».

Причем культ Хирама в масонстве доходит до того, что даже создано своего рода "анти-евангелие" об убийстве Мастера завистниками; "анти" - потому что Христос после смерти воскресает, а от Хирама остается лишь разложившийся труп. В своих ритуалах масоны и мстят за его смерть; в некоторых ложах имеются искусно сделанные макеты трупа.

На этом фоне можно лучше понять и смысл масонского посвящения (посвящаемого на четверть часа оставляют "под землей": в темной комнате наедине с "трупом" или черепом), которое скрепляется обязательством хранения тайны под угрозой смерти. В «Вестнике объединения масонских лож», к которому принадлежит М. Гардер, такое посвящение трактуется в смысле «влияния духовного порядка, источник которого... должен быть обязательно «нечеловеческого происхождения»; «ритуал может обладать, в известном смысле, магической силой, способной оказать эмоциональное воздействие на психику посвящаемого»; «мы много раз были свидетелями настоящей трансмутации - этой конечной цели всякого подлинного посвящения, происшедшей в некоторых из наших братьев» [13].

Примерно так же обращение в масонство толкует иностранный масонский авторитет Эндрес: это «эзотерическая связь с нематериальным... Посвящение - это изменение состояния собственной души» [14] Фаустовская аналогия с продажей души здесь напрашивается сама собой. (Интересно отметить, что и Гете, автор «Фауста», был масоном.) А из масонского словаря узнаем, что в одном из масонских ритуалов «Хирам духовно возрождается в посвящаемом» [15]...

Характерно, что масоны избегают уточнять, какому «Высшему Существу» они поклоняются, называя его «Великим Строителем (или Архитектором) Вселенной». Это обстоятельство, как и отказ от троичного понимания Бога, облегчает возможность Его подмены (сознательной или скрытой) другим "существом", ибо как раз на роль "архитектора" и претендует сатана, вознамерившийся соперничать в этом деле с Богом. Масоны и сами впадают в ту же гордыню соперничества, утверждая, что «в христианстве неправильно переведен новозаветный призыв "metanoiete" словом "покайтесь"... Метанойя, древняя цель мистерий, означает не покаяние, а "инакомыслие"» [16]. И в цитированной радиопередаче «Свободы» масоны это не преминули подчеркнуть: «Занимаясь поисками истины... масоны не признают никаких попыток ограничить эти поиски. Масон - это человек, свободный от предрассудков и догм...».

Возможностей для такой подмены Бога дьяволом в символике масонства много. Тот факт, что так называемое "религиозное" масонское послушание имеет в своих "алтарях" Библию, - ничего не значит, ибо «если брат при вступлении в ложу, принимая обязательство, кладет руку на Библию, то это нисколько не обязывает его по отношению к содержанию Библии», - пишет Эндрес; поэтому «многие ложи заменяют Библию книгой с белыми страницами» [17]...

Так что описанное Вакаром поклонение сатане - это лишь одно из проявлений внутренней сути масонства. Только многие масоны, пожалуй, «не ведают, что творят»: для многих из них сатана не носитель зла, а «истинный источник света и разума»... В этой связи можно вспомнить, что имя сатаны - Люцифер, "светоносный" (он способен принимать облик «светоносного ангела»). Именно этот "свет" входит в масона во время ритуала посвящения. Именно этот «свет просвещения» масонство несет с самого начала своей деятельности. Этот "свет" излучает и пятиконечная «пылающая звезда», которая «относится к общепринятым символам масонства», имеет связь с традицией каббалы и с «"печатью Соломона", которой он отметил краеугольный камень своего Храма» [18], - объясняет масонский словарь. (Быть может, она была принята большевиками непродуманно, но символика духовного родства между масонством и коммунизмом получилась впечатляющая *: ведь и коммунисты претендовали на построение похожего "храма" - рая на земле, только в их терминологии он назывался не «Новым мировым порядком», а «Новым миром»). Уже цитированный выше Эндрес, знаток масонских символов, подчеркивает, что как пятиконечная, так и шестиконечная звезда (тоже масонский символ, связанный с храмом Соломона) имеют это общее и главное свойство: они излучают "свет", который восходит к древней вавилонской астрологии [19].

* Это касается также серпа и молота, используемых с 1918 г. в советском гербе (и в австрийском, в разных лапах орла, после буржуазной революции 1918 г.). Молот в языческих религиях был атрибутом верховного божества грома, молнии и огня, а в Новое время принят масонством как инструмент построения Храма Соломона (в смысле «символической обработки грубого камня» - человеческого материала) и как символ власти мастера ложи, откуда возникло масонское выражение «власть молота» в значении «власть мастера в открытой ложе» (Lennhoff Е., Posner О. Internationales Freimaurerlexikon. S. 665). Православный геральдист А.И. Буркин пишет: «Серп неоднократно упоминается в Библии... как орудие и символ жатвы. При этом жатва в Апокалипсисе понимается как массовая смерть людей. В друистической магии серп также был символом смерти, именно серпом друистические жрецы приносили в полнолуние человеческие жертвы... Как орудие молоток единственный был проклят Церковью среди орудий казни Христа, тогда как и крест, и гвозди, и клещи, и трость, и копие почитаются святынями. Ибо они были лишь пассивными исполнителями зла и просвятились в мучениях Спасителя, а молоток являл собой злую волю... На гербе РСФСР под серпом и молотом располагалось заходящее солнце, вся центральная композиция располагалась на красном свитке. Этот свиток и солнце напоминают свивание ветхих небес в Апокалипсисе... Мрачные орудия ритуалов образовывали в совокупности греческую букву "омега", что означает - конец» («Десятина», 1998, № 7). О. Сокурова сделала также интересное наблюдение о скрещении серпа и молота в советской символике как о ложном кресте («Русский крест», СПб., 1994, с. 102-103). [Прим. 1998 г.]

Некоторые защитники масонства признают в нем сатанинские тенденции, но готовы отнести это «лишь к таким ложам, которые для того и ведут борьбу с религиями, для того и говорят: «долой Распятого», чтобы утвердить свою религию и свое господство, ибо светлый масон никогда так поступать не будет...» [20]. Как можно видеть, разница между атеистическим и "религиозным" масонством состоит лишь в том, что первое прямо заявляет о своем отрицании и духовного мира, и христианских ценностей; второе же имеет и "положительную" программу, выбирая себе в духовном мире иной объект поклонения и утверждая его "совместимость" с христианством. Иногда это делается в такой форме: «Мы вольнодумцы, вы верующие... Одержимые духом исследования, мы слуги Сатаны. Вы хранители истины, вы служители Бога. Эти два учителя друг друга дополняют. Они нужны друг другу...» [21], - писал в «Письме Римскому папе» видный масонский деятель А. Лантуан...

Переубедить же людей, принявших "посвящение" очень трудно: они будто чем-то заворожены и существуют в иной системе этических и эстетических координат (даже трупная символика их не отвращает). Это подтверждает и Гардер, чувствуя в масонстве «какую-то такую атмосферу... это сон, но сон сознательный» и «если вы действительно поддаетесь музыке вот этого сна, который вы переживаете, то это что-то в вас меняет»... Характерна в этом отношении апология масонства в брошюре А. Клизовского (переизданной сейчас стотысячным тиражом в Риге); вряд ли автор сознавал, что скорее мог напугать, чем успокоить своих оппонентов такими аргументами:

«Точно известно, что орден масонов, так же, как родственный ему по духу и учению орден Розенкрейцеров, находились в связи с Источником Света, Руководителями нашей планеты. Старшими Братьями человечества». Их цель - «будущий земной рай», причем «даже отрицательные явления Великими Зодчими Мира, Старшими Братьями человечества, обращаются в нашу пользу и в нечто положительное...». Так, «существующее в природе хищничество есть тот кнут, который погоняет ленивых и слабых. В человеческом царстве природы хищные щуки для того и существуют, чтобы понуждать мягкотелых карасей развивать наблюдательность, самодеятельность и другие положительные качества, и когда эти качества будут развиты, исчезнет надобность в кнуте...». В мире происходит «отбор зрелых плодов человеческой эволюции от незрелых. И в то время, как зрелые плоды человеческой эволюции высшим сознанием чуют Свет и устремляются к Источнику Света, незрелые не видят этого Света. Для духовно созревших людей наши Невидимые Руководители, Старшие Братья человечества, становятся реальностью, становятся осязаемыми и даже видимыми, но для пребывающих во тьме Они фантазия... В. Иванов [автор антимасонских книг. - М.Н.] ...знает о существовании на земле наших Руководителей, обитающих на нашей планете. Старших Братьев человечества, но он называет их... темной сатанинской силой... С Ивановыми нам не по пути» [22]...

Хотелось бы надеяться, что и большинству Ивановых окажется не по пути со «Старшими Братьями человечества»...

*   *   *

Чтобы убедительно проанализировать эти проблемы - нужна книга, а не статья. Но и в статье эта тема останется незавершенной, если не сказать, почему масонов часто связывают с термином «жидо-масонский заговор». Эта проблема мне кажется гораздо сложнее, чем тому же Клизовскому, который в сущности утверждает то же, что и Иванов (чьи книги содержат много неточностей и преувеличений), и лишь считает это явлением положительным.

Масонско-еврейский союз прежде всего объясняется совмещением социально-политических интересов масонства и еврейства. При возникновении современного масонства в XVII в. иудеи нигде не имели равноправия, поэтому они с самого начала устремились в ложи, проповедовавшие стирание религиозных и национальных различий. Масонство стало "отдушиной" и путем в общество особенно для тех евреев, кто тяготился нравами гетто, но не желал креститься. Все это хорошо видно в исследовании Я. Каца [23], как и то, что по мере укрепления масонства у власти и занятия в нем ключевых постов евреями, они (добавим: в сочетании со своей финансовой силой) стали пользоваться масонством для достижения своего равноправия, - а это им виделось на пути дехристианизации и демократизации мира. Достаточно привести в виде примера (из масонских энциклопедий) таких высокопоставленных масонов-евреев, как Ротшильды; вождь Всемирного Еврейского Союза А. Кремье; еврейские лидеры в Великобритании - барон М. Монтефиоре, в Италии - Э. Натан и др. (многие из них занимали также важные политические посты). Но этот "заговор" давно завершился: его плод - западная секулярная демократия.

Однако совпадение целей масонства и еврейства имеет не только социально-политические причины, но и духовные. На этом уровне "заговор" продолжается, и теперь еще меньше его участников осознают его конечную цель. Чтобы ее уточнить - придется вернуться к значению Храма Соломона и колена Данова (из которого происходит Хирам), ибо в этих символах совпадение судеб еврейства и масонства завершается на эсхатологическом уровне.

Так, по святоотеческому учению [24], антихрист появится именно в еврейском народе, потому что евреи не приняли вселенского Мессию-Христа и все еще ждут своего, национального земного Мессию-царя. Как подчеркивает Еврейская энциклопедия - «представление о земном Мессии ...начиная с конца первого столетия христианской эры... является официально признанным в иудаизме... Его назначение - избавить евреев от власти языческого мира, низвергнуть правителей-язычников и основать собственное царство» [25]; под язычниками здесь понимаются все неевреи, в том числе христиане. Этим и воспользуется антихрист: придет именно таким Царем Израильским, воссядет в восстановленном Храме Соломона * (2 Фес. 2: 3-4) и будет править миром на основе той материалистической идеологии, которую предлагал сатана Христу в пустыне (хлеб и зрелища). Впрочем, об этом предупредил евреев и Сам Христос: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоанн 5:43).

* Храм Соломона существовал с 1004 по 588 г. до Р.Х. (разрушен до основания вавилонским царем Навуходоносором). Второй храм Зоровавеля) на том же месте был восстановлен в 51б г. до Р.Х. после вавилонского плена, перестроен накануне Рождества Христова в храм Ирода. Христос предсказал, что храм будет разрушен (что произошло в 70 г.) «и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Мф. 24:1-2; Лк. 21:5-6, 24). Согласно святоотеческому преданию, храм не может быть восстановлен до самых последних времен. Многие источники свидетельствуют, что когда император Юлиан Отступник, знавший это предание, захотел его опровергнуть и посмеяться над христианами, приказав восстановить храм на прежнем месте (361-363 гг.), то вырвавшийся из-под земли огонь и землетрясение разрушили приготовления к постройке. По святоотеческому преданию (свв. Киприан, Григорий, Кирилл Иерусалимский, Ипполит Римский) храм будет восстановлен только в последние времена для антихриста. В 1948 г. Иерусалим решением ООН оказался в руках евреев, в 1967 они захватили и ту часть города, где ранее стоял храм. Сегодня для осуществления этой двухтысячелетней иудейской мечты работает целый институт, изготовивший утварь, облачение и отдельные конструкции для храма, и даже занимающийся селекцией идеально рыжих жертвенных коров... Мешает восстановлению только мечеть Омара, выстроенная мусульманами на месте разрушенного храма. Поскольку храм Соломона у евреев отождествляется с горой Сион - это раскрывает и тайный смысл политического сионизма как приготовления еврейской государственности для пришествия антихриста. [Прим. 1998 г.]

И указание на колено Даново, в котором появится антихрист, тоже «несомненно еврейского происхождения»; оно основано на многих еврейских источниках и «находится в связи с еврейским представлением о происхождении Мессии со стороны матери из этого колена» [26], - отмечает Еврейская энциклопедия. (Еврейские ученые вычислили это колено в «фалашах», которые в 1991 г. были вывезены из Эфиопии в Израиль в ходе операции «Соломон»...)

Эту информацию передало радио «Свобода». Видимо, речь идет об остатках фалашей, так как основная их часть была вывезена (в том числе из лагерей беженцев в Судане) еще в 1985 г. в ходе операции «Моисей» (Островский В., Хой К. «Я был агентом Моссад», М. 1992. Гл. XV). [Прим. 1998 г.]

В этой теме антихриста заключается вся драма человеческой истории, религиозной осью которой стала судьба еврейского народа: устами своих пророков он предсказал пришествие Мессии, но отверг Его, впав в материалистический соблазн (шовинизм, расизм - его разновидности как превознесение плоти своей нации). Этому соблазну, впрочем, есть вполне научное объяснение: евреи не признали неземных ценностей, предложенных Христом, поскольку в иудаизме не было четкого понятия о бессмертии души; все ценности они видели лишь в земном мире... Ведь и Христа они обрекли на распятие, отдав предпочтение разбойнику, не по злому умыслу, а опять-таки из земного соблазна, «не ведая, что творят»: им нужнее был революционер (разбойник) в борьбе против господства римлян [27]...

Многозначительный прообраз этого материалистического соблазна дан в Ветхом Завете: «золотой телец», которому евреи стали поклоняться, уже зная истинного Бога. Этим, пожалуй, объясняется и их знаменитое "чутье" к деньгам - этой "крови" материально-экономической жизни человечества; и тот факт, что уже задолго до Христа евреев было в рассеянии больше, чем в Палестине: они селились вдоль денежных артерий мировой торговли - «денежных силовых линий», как пишет об этом "чутье" видный современный банкир и политик Ж. Аттали. Он отмечает в этой связи «почти абсолютное, но совершенно ненамеренное, тысячелетнее господство евреев в международных финансах», длившееся до XI-XII вв. И в дальнейшем, хотя они больше не являются единственными финансистами, «их власть остается могущественной» [28], - пишет он.

Таким образом, злоупотребление свободой повторялось в Божием творении на всех уровнях: и в падшем ангеле, который, возгордившись, стал сатаной; и в богоизбранном, "осевом" народе истории, который истолковал свою избранность националистически, отверг вселенскость Христа и стал носителем той же материалистической гордыни... В этой схеме масонство - зримая структура втянутости европейской цивилизации в этот материалистический соблазн вокруг еврейской "оси". Еще более широкое русло апостасии, конечно, складывается из злоупотреблений свободой каждым человеком...

Эта гордыня может проявляться в самых разных формах. Прот. Сергий Булгаков, которого в антисемитизме упрекнуть никак нельзя, писал, что «в состоянии антихристианства и христианоборчества Израиль [имеется в виду еврейство, а не страна - М.Н.] представляет собой лабораторию всяких духовных пороков, отравляющих мир и в особенности христианское человечество» [29]. Например - социализм; не случайно М. Бубер считал, что именно еврейский народ «создал мессианский идеал, который впоследствии превратился, опять-таки при решающем вкладе евреев, уже измельчав и обретя конечность, в то, что названо социализмом» [30]. Поэтому евреи играют столь заметную роль и в космополитическом «малом народе» (о причине чего размышляет глубоко уважаемый нами И. Шафаревич в «Русофобии», но без должного историософского масштаба еще не приходит к убедительному объяснению). И в упомянутых мондиалистских структурах евреи играют сегодня важную роль; в частности впечатляет война в Ираке 1990-1991 гг., где - как предполагает крупнейшая еврейская газета на русском языке «Новое русское слово» - речь шла «не о наказании, а о превентивной войне... Довод о том, что необходимо во что бы то ни стало - пусть военными средствами, если нет других - предупредить появление у Саддама ядерного оружия, - ... активно отстаивало мощное произральское лобби в Вашингтоне» [31]...

Только в рамках христианской историософии становится понятным как подлинный масштаб проблемы антисемитизма, так и то, что именно христианин не может впадать в плотский антисемитизм, понимая всю духовную глубину еврейского вопроса... Тема еврейского лжемессии-антихриста для русского человека не может быть занимательной "мифологией", это трагический смысл развивающегося мира. И поскольку русский народ стал носителем христианского мессианизма как следования Мессии-Христу (русская идея), - этот конфликт двух мессианизмов и проявляется более всего в русско-еврейском столкновении... [...]

Сокращаем здесь развернутую трактовку фразы В. Соловьева: «Еврейский вопрос есть вопрос христианский» - поскольку это подробнее рассматривается в статье «О "слабости" и силе христианства» в данном сборнике. [Прим. 1998 г.]

Таким образом, возвращаясь к основной теме - лишь в отрыве от христианских критериев добра и зла можно оправдывать "добрые намерения" масонства. Уже новиковское масонство XVIII в. - как и все Просвещение - несло в себе тот самый "свет" Люцифера, тоже вряд ли осознаваемый тогдашними "просветителями". Можно согласиться с масонами с рю Пюто: немалая часть русской знати вступила тогда в ложи (только не надо спекулировать именем Пушкина: это был лишь короткий соблазн его молодости, преодоленный в зрелом возрасте).

В этом впуске масонского "света" в Россию можно видеть самый отрицательный духовный аспект Петровских реформ, что и стало одной из причин болезни общества, приведшей к революции...

По данным известного масонского историка Т.О. Соколовской, сам Петр I, возможно, стал масоном во время заграничной поездки. Приводятся следующие факты: песни в честь Петра I в масонских ложах, распеваемые хорами; учреждение в 1810 г ложи «Петр к Истине», заявление князя М.П. Баратаева в 1818 г. в ложе «Соединенных друзей», что «Великий Петр первым явил свет масонства России», учредив первые ложи. В числе версий и преданий: 1) посвящение Петра I в масоны за границей Христофором Вреном в конце XVII в., по возвращении в Москву учреждение Петром ложи, в которой он стал «вторым надзирателем», а «управляющим мастером» Лефорт; 2) учреждение в 1717 г. Петром ложи в Кронштадте; 3) тайные заседания «Общества Нептунова» в Сухаревой башне в Москве, при участии Петра I, Лефорта, Феофана Прокоповича, адмирала Апраксина, Брюса, князя Меншикова; народные сказания об этом. (Соколовская Т. «Был ли Петр I масоном?» // Море. СПб. 1917. № 12.) [Прим. 1998 г.]

Россия может возродиться лишь при условии полного пересмотра этого идейного багажа - не взирая на титул «Петра Великого». Сегодня и в СССР чуткие историки приходят к выводу, что многие его реформы назрели сами собой и могли быть проведены с меньшим насилием и меньшими духовными потерями для России: это «был вызов национальной традиции, духовным ценностям и всему укладу жизни русского народа... И если позднее в русской духовной и культурной жизни произошло возрождение, то произошло оно не благодаря петровским реформам, а вопреки им», поскольку им «так и не удалось до конца подавить и уничтожить национально-религиозный идеал святой Руси» [32].

Только Россия имела в человеческой истории такой национальный идеал, и если она не вернется к нему, если он станет лишь достоянием истории, - в мире будет установлен материалистический «Новый мировой порядок» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Характерно, что один из американских идеологов этого нового порядка в своей нашумевшей статье называет его «концом истории» - имея в виду окончательную, наилучшую общественную модель...

О «конце истории» под названием Апокалипсис он, кажется, не ведает. А ведь признаков этому столько, что даже кардинал Ратцингер недавно провел параллель между американским «Новым мировым порядком» и приходом антихриста. С другой стороны, авторитетный любавичский раби в Нью-Йорке возвестил, что падение коммунистического режима в России и празднование еврейской Хануки в Кремле - означает «скорое пришествие еврейского Мессии» [33]...


Статья закончена, но события обгоняют написанное: тем кто поспешит обрести "свет" с рю Пюто, уже не нужно ехать в Париж. Французский журнал «Экспресс» [34] (17.1.1992) в статье «Масоны завоевывают Восток» с удовлетворением сообщает об открытии многих лож в странах Восточной Европы, при покровительстве новых правительств (это не удивительно: из статьи узнаем, что, например, в Чехословакии масонами были отец и дядя нынешнего президента В. Гавела, дядя министра иностранных дел Динстбира...).

Журнал пишет, что благодаря популяризации масонства по радио «Свобода» во французские ложи стали приходить письма из Вильнюса, Баку, Киева. В 1991-1992 гг. в России, - как подчеркивает журнал: в обстановке «абсолютной секретности» и «тщательного отбора», - были открыты ложи «Северная звезда» (от «Великого Востока Франции»), «Новиков» (от «Великой Ложи Франции», в дни августовского "путча"), ложа «Гармония» (от «Великой Национальной Ложи Франции»). На март 1992 г. запланировано открытие еще одной атеистической ложи - «Свободная Россия» (в начале года в ней было 28 человек), а летом - отпочкование ордена «Великий Восток России».

О целях этого ордена можно судить по заявлению главы французского «Великого Востока», который обеспокоен «стремлением церкви осуществить новую евангелизацию» в России (ТАСС, 9.9.91). Эту обеспокоенность следует принять во внимание, ибо «по оценке авторитетного энциклопедического ежегодника «Quid», в 1990 г. во Франции «около 100 депутатов и сенаторов и 10 членов французского правительства» - масоны «Великого Востока» (то же сообщение ТАСС).

Как можно видеть, у М. Гардера в России намечается солидная конкуренция. Хочется надеяться, что моя статья поможет хотя бы кому-то из соотечественников сделать правильный выбор.

Ноябрь 1991 г. (дополнения: Март 1992 г.)


Напечатано в «Вестнике Германской епархии Русской Зарубежной Церкви» (Мюнхен. 1992. №№ 2-3), затем: «Русский Восток» (Иркутск. 1992. №№ 18-19); в сокращении: «Русский вестник» (Москва. 1993. № 1). Первый, краткий вариант - в газете «Политика» (Москва. 1991. № 16).

Михаил Назаров, «Тайна России»

Литература и комментарии:

[1] Радио России, 12.08.91, радиопрограмма «Выбор», № 13.
[2] Буянов М. Масонофобия //Новое время. Москва. 1991. № 36.
[3] Напр.: Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем. Москва, изд-во «Прогресс». 1990; Клизовский А. Правда о масонстве. Рига, изд-во «Виеда». 1990; Бакунина Т. «Вольные каменщики» и «Знаменитые русские масоны». Москва; и др. (см. «Русскую мысль». Париж. 1992. 31 янв. С. 11).
[4] Кедров К. Покаяние Пушкина // Известия. 1992.10 февр. С. 3.
[5] Напр.: Фомичев В. Призраки или масоны? // Пульс Тушина. Москва. 1991. № 12.
[6] Орден. Интервью с М.В. Гардером // Политика. Москва. 1991. № 11. Сент. Следует отметить, что в № 16 «Политика» опубликовала, в виде возражения Гардеру, и краткий вариант данной статьи «Миссионеры с рю Пюто».
[7] Цит. по сборнику документов из Гуверского архива, составленному Ю. Фельштинским: Николаевский Б. Русские масоны и революция. Москва, изд-во «Терра». 1990. С. 186-189.
[8] New catholic encyclopedia. Washington. 1967. Vol. VI. P. 134, 139. Правда, этот же источник сообщает, что в послевоенное время католики пытаются идти на «экуменический диалог» с масонами.
[9] Dictionnaire universel de la franc-maconnerie. Paris. 1974. P. 1166.
[10] Chevallier P. Histoire de la franc-maconnerie francaise. Paris. 1975. P. 61.
[11] «Масонство в его прошлом и настоящем». Москва. 1991.
[12] Lennhoff Е., Posner О. Internationales Freimaurerlexikon. Wien-Munchen. 1932 (Nachdruck 1980). S. 1567-1568.
[13] Вестник объединения русских лож Д. и П. Шотландского Устава. Париж. 1961. № 6. С. 10; № 7. С. 29; 1962. № 9. С. 7.
[14] Endres F.C. Die Symbole des Freimaurers. Hamburg. 1977. S. 94.
[15] Dictionnaire universel... P. 627.
[16] Endres F.C. Op. cit. S. 81-82.
[17] Ibid. S. 41-42.
[18] Lennhoff Е., Posner 0. Op. cit. S. 204,483, 809, 1192-1193.
[19] Endres F.C. Op. cit. S. 85-86.
[20] Клизовский А. Указ. соч. С. 24-25.
[21] Lantoine A. Lettre au Souverain Pontife. Paris. 1937. P. 53, 169-170.
[22] Клизовский А. Указ. соч. С. 4, 7, 13, 25, 27, 32.
[23] Katz J. Jews and Freemasons in Europe 1723-1939. Harvard University, Cambridge. 1970.
[24] См. на эту тему, напр., брошюры: Молчанов Б., прот. Антихрист. Джорданвиль. 1976; Молчанов Б., прот. Эпоха апостасии. Джорданвиль. 1976.
[25] Еврейская энциклопедия. СПб. Т. X. С. 908.
[26] Там же. Т. II. С. 768; Т. VII. С. 6-9; см. также: Аверинцев С. Статья «Антихрист» // Мифы народов мира. Москва. 1987. Т. 1.
[27] См. об этом: Антоний (Храповицкий), митрополит. Христос Спаситель и еврейская революция. Берлин. 1922.
[28] Attali Jacques. Un homme d’influence. Sir Siegmund Warburg. Paris. 1985. P. 23, 25.
[29] Булгаков С., прот. Гонения на Израиль // Вестник РХД. Париж. № 108-110. С. 72.
[30] Бубер М. Избранные произведения. Иерусалим. 1979. С. 48.
[31] Косинский И. Непостижимая война // Новое русское слово. Нью-Йорк. 1991. 11 янв. С. 3.
[32] Иоанн (Экономцев), иеромон. Национально-религиозный идеал и идея империи в Петровскую эпоху // Вестник РХД. Париж. 1990. № 158. С. 12, 20.
[33] Chanukah Around The World // The Jewish Press. New York. 1991. 6 December; Zweites Deutsches Femsehen (ZDF), Auslandsjoumal, 15.6.92.
[34] Les francs-macons a la conquete de l’Est // L’Express. Paris. 1992.17 Jan.