Выбрать шрифт:
Тот факт, что историческая судьба России таит в себе загадку, достаточно очевиден для каждого, кто хотя бы взглянет на географическую карту: в российской планетарной огромности нельзя не видеть удивительного феномена. Занимая центр земной суши, Россия (в ее естественных исторических границах) соприкасается со всеми главными мировыми цивилизациями и частично вбирает их в себя.
Русская история тоже развивалась не «как у всех». Своей периодической внешней "катастрофичностью" она отличалась от созерцательной недвижности Востока, а своим внутренним душевным постоянством - от бурной динамики Запада с его Возрождением, Реформацией, Просвещением, буржуазными революциями и т. п. И тем не менее русская история всегда была неразрывно связана с развитием западного мира, являясь - как мы покажем в этой работе - средоточием смысла не только своей, но и западной, а точнее - всемирной цивилизации. Особенно ясно это стало в XX веке, все мировые катаклизмы которого связаны с Россией. При этом в своей драматичной судьбе она доводила до логической кульминации и мучительно переживала не столько свои» сколько западные исходные импульсы и идеи.
Лишь в общемировом контексте и самим русским по-настоящему становится понятно значение России, как это обнаруживали многие наши западники, попадая за границу. Причем Запад не только оттеняет собой русскую цивилизацию, давая возможность сравнения. Он демонстрирует нам и свою враждебность. Не со стороны простых людей, им скорее свойственно любопытство к «загадочной русской душе». Враждебность проявляется в действиях правящих кругов Запада как постоянный неизбежный феномен, сопровождающий всю русскую историю, который также требует осмысления вместе с ней. И это возможно только в масштабе православной историософии.
СОДЕРЖАНИЕ