Выбрать шрифт:
Тем не менее, поскольку Россия страна особенная, можно предположить, что и в событиях конца истории ей суждено сыграть особенную роль. Прямых указаний на это в Священном Писании мы не находим. Апокалипсические картины изображают уже самое последнее время, когда Удерживающий отнят и воцаряется антихрист, подчинивший себе весь мир. В Откровении говорится, что при воцарении антихрист «извергает с корнем» три государства, видимо, препятствующие его росту, однако это не Удерживающий, поскольку «они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю»; скорее, он их сбрасывает как ненужную скорлупу.
Видимо, заключительная миссия России как Удерживающего, если ей суждено осуществиться, - относится к предапокалипсическому времени. Это связывается прежде всего с необходимостью истинной, православной проповеди Евангелия всем народам перед концом мира - для сознательного последнего выбора и спасения всех людей, пригодных войти Царствие Божие. Не об этом ли времени в Апокалипсисе таинственно сказано, что зверю была нанесена смертельная рана, но он от нее все-таки исцелел? Конечно, иначе и не может быть: мы знаем, что пришествие антихриста не отменить. И поэтому если России суждено перед тем возродиться, то, по словам наших святых, - «на малое время», быть может, как раз для проповеди истинной веры (и нанесения этим смертельной раны зверю), спасающей для Царствия Божия последнюю достойную часть человечества.
При этом, наверное, значение России для мира будет заключаться не только в видимом земном противостоянии антихристу, но и в действии на невидимом духовном поле брани. Подобно тому, как Христос видимым образом был распят на кресте, предан позорной казни, - но в невидимом мире торжествующе победил ад и диавола.
Продолжающееся сейчас иго, причину которого мы показали выше, не препятствует этой избранности России, а лишь выявляет ее, снимая покров с «тайны беззакония» в глазах новых и новых людей. И все это также подтверждает нашу уверенность в том, что несмотря на усиление всемирного процесса апостасии предназначение России еще не завершилось. Ведь не стал бы Господь так долго - почти век! - попускать силам зла мучить ее напрасно, лишь продлевая ее агонию. Значит, Бог верит в возможность восстановления России.
Удерживающая православная государственность разрушилась, приблизив последние времена, но пришествия антихриста еще не произошло. Значит, и после этого что-то удерживало и удерживает его, причем, скорее всего связанное с Россией, поскольку иного Удерживающего в мире с тех пор не появилось. Разумеется, удерживать мир от пришествия антихриста могут и Божественные силы, но все же через каких-то носителей в земном мире и с какой-то целью для него, иначе такое удержание мира было бы бесцельно.
Было бы грешно видеть в советское время это "удерживающее" начало в структурах марксистской власти даже после ее национальной мутации. К ней трудно относиться как к языческой власти, которая, еще не зная истинного Бога, удерживала порядок от хаоса. Сталин (бывший семинарист) уже знал истинного Бога, но не покаялся перед Ним, сохраняя культ марксистских идолов. Сама приспособительная мутация большевизма произошла лишь из-за сопротивления ему народного духа. Значит, удерживающее мы должны искать в ином: в том, что сохранялось в России вопреки коммунистической власти и существует сейчас вопреки власти демократической.
Вспомним известный пример из Библии: Господь был готов помиловать Содом и Гоморру, удержать их от разрушения, если бы нашлось в них хотя бы десять праведников (Быт. 18: 32). В России их, несомненно, больше. Конечно, многие, особенно в молодом поколении, уже поддались разложению. Но дело ведь не в «арифметическом большинстве» праведников на нынешней русской земле. На Божиих весах бывает достаточно и немногих, ради которых Господь продлевает сроки, учитывая также и небывалую силу противника, и особенности самого предапокалипсического времени, затрудняющие людям осознание Истины. В таких условиях каждое наше малое усилие в сопротивлении «тайне беззакония» имеет значение перед Богом.
Поэтому, очевидно, удерживающей силой в это предапокалипсическое время как раз и стал непрерывно длящийся христианский подвиг богоносного народа, явившего за столетие последнего ига многотысячный сонм Новомучеников Российских, молящихся на небесах во главе с Царственными Мучениками о спасении России. Они и сегодня для нас - тоже Россия, которая в Божием замысле не ограничивается пространством и временем. Царь и сегодня для нас - Царь. Апостолом Павлом не сказано, что Удерживающий будет уничтожен, сказано - «будет взят от среды»; и не утверждается, что антихрист воцарится немедленно после этого. И хотя после сокрушения царской власти зло стало очень быстро распространяться на земле, быть может, Россию и мир еще удерживают от пришествия антихриста верные Третьему Риму христиане, остаток Святой Руси - держась за своего Царя на Небесах. Действенность же такого удержания зависит от нашего отношения к Святым Новомученикам.
Этот шанс нам дан прежде всего в их прославлении. Уже совершенное в Зарубежье в 1981 г. (после чего начался распад режима КПСС), как и в сердцах многих верующих в России, оно объединяет силы всех русских людей на последнее сопротивление «тайне беззакония».
В явлении иконы Державной Божией Матери с царскими регалиями в день насильственного отречения Государя Николая II можно видеть такой удерживающий знак надежды и связи между земным и небесным планом русской истории в XX в. Многие церковные авторы как в России, так и в эмиграции (проф. И.М. Андреев, архимандрит Константин, прот. Александр Киселев) истолковали это явление как перенятие Божией Матерью на Себя роли Удерживающего - на время опамятования и покаяния России. После этого «Русский народ будет прощен и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет России несомненно возвращена. Иначе зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?» («Православная жизнь», 1951, № 3).
Многие авторы в России и в эмиграции - свт. Иоанн (Максимович), архиепископ Нафанаил (Львов), епископ Нектарий (Концевич), епископ Митрофан (Зноско-Боровский) - связали явление этой иконы с христоподражательным подвигом Царя-Страстотерпца, который стал такой же искупительной жертвой за свой народ, какой стал Христос для всего человечества. В этой связи С.А. Нилус в книге «На берегу Божьей реки» привел провидческий сон митрополита Макария (не признавшего Временное правительство и удаленного за это с кафедры) о Царе-Мученике, вымолившем у Господа горькую чашу для себя и манну для своего народа, после чего незримый голос сказал: «Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощен». Хотя, конечно, даже искупительная жертва Христа не действует автоматически, необходимо ответное осознание ее людьми и жизнь в соответствии с открывшейся Истиной.
То, что наш народ найдет в себе достаточно сил для этого, еще в начале XIX в. предсказывал прп. Серафим Саровский: будет «страшная революция в России... Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». По свидетельству учителя царских детей Ч.С. Гиббса, ставшего впоследствии на Западе православным монахом. Государь Николай II сам говорил ему об этом предсказании прп. Серафима и верил в него.
Это предсказывали и св. прав. Иоанн Кронштадтский, преп. Анатолий и Нектарий Оптинские, старец Алексий Зосимовский, старец Варнава из Гефсиманского скита, схииеромонах Аристоклий Афонский, архиепископ Андроник Пермский и другие подвижники.
На этом основании архиепископ Феофан (Быстров), в прошлом духовник Царской Семьи, говорил в 1930 г. в эмиграции: «Я не сам от себя говорю, а сообщаю откровение старцев. А они передавали мне следующее: пришествие антихриста приближается и оно очень близко... Но до пришествия антихриста Россия должна еще восстановиться, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, предизбранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и железной воли. Так о нем открыто. Будем ожидать исполнения открытого» («Православная Русь», 1974, № 24).
И архиепископ Серафим (Соболев) призывал в 1930-е гг. «веровать, что момент конечной гибели нашей родины еще не настал.., что Россию ради чистоты Православия, ею исповедуемого, Господь помилует от всех бед и она будет существовать до скончания века как сильная и славная держава... Господь восстановит Россию, и она вновь сделается великой и будет самым могущественным оплотом в мире для грядущей борьбы с самим антихристом и всеми его полчищами» («Русская идеология»).
Тогда же и свт. Иоанн Шанхайский писал о России: «Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобой и слава Господня будет сопровождать тебя. Придут народы к свету твоему и цари к восходящему над тобою сиянию» («Святая Русь - Русская земля»). В 1970-е гг. об этом говорил иеромонах Серафим (Роуз).
Предсказания о такой миссии России перед концом мира известны и в древних греческих, византийских источниках (см.: «Россия перед вторым пришествием»).
Иногда даже в отрицании западниками особой роли России мелькали проблески этой истины, как у Чаадаева: «Мы как бы исключение среди народов, как бы не входим составной частью в человечество, а существуем лишь для того, чтобы преподать великий урок миру» («Философические письма»)... То, что Чаадаев высказал с презрением, К.С. Аксаков ощутил с благоговением: «Русская история имеет значение Всемирной Исповеди», потому что «Русский народ не есть народ; это человечество; народом он является от того, что обставлен народами с исключительно народным смыслом, и человечество является в нем поэтому народностью» (ПСС. М., 1889, т. I).
Веря в пророчества, мы должны, однако, помнить слова Господа: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот... обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иерем. 18: 7,10). История с городом Ниневия подтверждает, что все зависит от поведения людей: если мы сможем осознать свои грехи, покаяться в них и вернуться к Истине, - земная история продолжится. Если человечество будет и далее скользить вниз, - то конец истории «близ есть, при дверех». Потому что Господь может продлить историю, лишь если только будет ради кого.
Хочется верить, что Он это делает сейчас именно ради миссии России, которую предстоит выполнить тому «остатку» русского народа (по аналогии с «остатком» Израиля - Рим. 11: 5), верному Православию, который накапливается в ходе поляризации российского общества. Именно к этому «остатку» относятся приведенные выше пророчества о искуплении народа Царем-Мучеником и о воскресении России, поскольку именно этот «остаток» несет в себе ее судьбу. Предсказанная же России «Слава Господня» в последние времена заключается не в земном господстве и могуществе, а в силе выражения Истины.
В XX в. православная Россия оказалась распята, но не побеждена духовно. Русский народ с безмерным терпением перенес от мира такие испытания, какие ни один европейский народ не выдержал бы. Словно в русской душе не переставали звучать евангельские слова: «Претерпевший же до конца спасется...» (Мф. 24: 13). После векового атеизма эти страдания и терпение, конечно, далеко не всеми осознаются религиозно, но совесть и обычаи народа все же во многом сохранили христианскую основу. Это делает его непригодным и для капиталистических реформ. Русское сопротивление этим реформам - невиданное для других посткоммунистических стран явление. Как и то, в каких условиях оно проходит: в заброшенности людей властями, в нищете или на натуральном хозяйстве, при разлагающем давлении демократических СМИ...
Именно на этом фоне российской нищеты и торжествующей в мире апостасии можно сказать, что «чудо русской истории» продолжается. Это ли не еще одно свидетельство избранничества России? Вся логика тысячелетней истории наших падений и их преодолений показывает нарастание опасностей, грозивших нашему православному призванию. Мог ли с ними справиться (хотя и не без потерь) народ "ленивый", "варварский", "рабский", каким нас все эти века описывали заезжие путешественники и их доморощенные эпигоны? Разумеется, нет: в нашем народе были иные качества, не видные высокомерному глазу так же, как ему не видны в людях христианские добродетели, скромность и терпение - именно их Запад всегда и считал за нашу "рабскость".
И сейчас при всей огромной материальной силе нашего противника он (как когда-то Наполеон и Гитлер) слаб именно своим непониманием России и смысла истории, поэтому даже его победы могут быть обращены Богом в поражения. А наши материальные поражения могут превратиться в духовные победы - как было во время татарского нашествия в XIII-XIV вв., польского в начале XVII в., французского в XIX в., так может быть и с последним игом XX в.
В этой работе мы в основном рассматривали падения России, которые служили ее восстановлению через преодоление допущенных грехов. Но повторим: это не значит, что наш народ греховнее других. Наоборот: допускаемый грех вызывает в нашей истории катастрофы, поскольку не может стать нормой для русского бытия. И в нашей катастрофе XX в. есть еще один аспект, который уже в 1918 г. отметил прот. Иоанн Восторгов: «Грех требует искупления и покаяния. А для искупления прегрешений народа и для пробуждения его к покаянию всегда требуется жертва. А в жертву всегда избирается лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества...».
Наверное, эти слова можно применить и к тайне России: возможно, и она стала в XX в. искупительной жертвой - для пробуждения к покаянию тех людей в мире, которые готовы это вместить. (Именно они примыкали на всех континентах к русской православной эмиграции.) Ибо в жертву было принесено не худшее, а лучшее, что было в мире - вдобавок тяжко оклеветанное, - и это надо осознать в первую очередь нашему народу.
Вот слова одного из таких людей, Иосифа Муньоса, недавно замученного врагами Православия хранителя чудотворной мироточивой иконы Иверской Божией Матери: «Россия была великая империя, самая большая, могучая, она дала миру несравненную ни с чем красоту... У нее симфония между Церковью и государством была настоящей, и поэтому ее разрушили. Думаю, что Господь допустил страдания при коммунизме отчасти для того, чтобы русские не погибли в ужасном материализме. Россия должна воскреснуть сильной духовно, потому что нет ни одного уголка в России, который остался бы не омытый кровью мучеников. Кровь мучеников - семя христианства. Эти семена дадут всходы, Россия воскреснет и своим светом будет освещать весь мир, потому что нет ни одного народа, который так пострадал за Христа, как русский... Когда Россия воскреснет, она действительно заслужит звание Святой Руси, Дома Пресвятой Богородицы». О чуде мироточивой иконы Иосиф привел объяснение одной благочестивой девушки: «Как мироносицы помазали тело Спасителя до Его Воскресения, так и Божия Матерь теперь помазывает русский народ до воскресения России» («Православная Русь», 1993, № 1).
В октябре 1997 г. Иосифа убили, и икона исчезла, а в январе 1998 г. монреальский собор, где она часто пребывала, сгорел дотла. В этом можно видеть грозное предупреждение. Но скорее не Зарубежной Церкви (как полагают некоторые), а всей России, где даже вопрос прославления Новомучеников и Царской Семьи до сих пор не решен. Чем дольше это оттягивается и Россия отказывается от покаяния и от их помощи, - тем грознее могут быть дальнейшие попустительные наказания Божии. Не забудем и о некоторых предсказаниях, что Россия будет растерзана и сократится до своей центрально-европейской части, и лишь после этих новых страданий произойдет опамятование («Россия перед вторым пришествием», гл. 37)...
История имеет свою внутреннюю логику, которая проявляется в повторяющихся прообразах и парадигмах - кирпичиках общего смысла. Силы зла, как мы уже отметили, стараются наполнить эти парадигмы своим содержанием. Силы добра видят в них ключи к пониманию происходящего и будущего. И если богоносная Россия в своей истории, как и подобает христианину, уподобилась Христу - взойдя в XX в. на свою Голгофу и принеся в своем распятии искупительную жертву (о которой говорит новомученик прот. Иоанн Восторгов), то, вероятно, ей суждено и воскресение для свидетельства Истины всему миру - так же, как Христос после распятия и воскресения явился ученикам на короткое время для последнего земного свидетельства истинности и смысла происшедшего. В сохранении этой возможности для России - смысл затянувшихся российских страданий.
Конец мира, видимо, наступит, когда посеянные на земле "пшеница" и "плевелы" окончательно созреют для жатвы; когда человечество совершенно утратит понятие о цели истории и земля уже не будет иметь оправдания своего существования в глазах Божиих. С этой точки зрения, история, наверное, должна продолжаться, пока в человечестве не исчезнут люди, способные войти в Царство Божие (так полагал св. Григорий Богослов). Ради этого и надо сопротивляться «Новому мировому порядку», отстаивая удерживающий идеал Святой Руси.