Русская Идея
Андрей Мазуркевич
Толкование Откровения Св. Иоанна Богослова

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

Послание Смирнской церкви

Откровение, глава 2

  1. И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:
  2. Знаю твои дела, и скорбь, и нищету,- впрочем ты богат,- и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но - сборище сатанинское.
  3. Не бойся ничего, что тебе предстоит претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
  4. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.
Толкование:

8. И Ангелу Смирнской церкви напиши:

Город Смирна - ныне "Измир", как его называют турки, принадлежит к числу древнейших городов Малой Азии. Он был построен на берегах реки Мелеса, и здесь, по всей вероятности, родился Гомер, названный от имени реки Мелезигеном. После различных несчастий, перенесенных Смирною от землетрясений, пожаров, моровой язвы, войн, разоренная Лидийцами, она была возобновлена почитателем Гомера - Александром Македонским. В 70 году Иоанн Богослов основал в Смирне христианскую церковь, поставив епископом своего ученика Поликарпа. В настоящее время Смирна имеет 120 тысяч жителей, по сие время удерживает значение митрополии и во внешнем своем состоянии превосходит все древние христианские города этого края.

Слово Смирна на древнегреческом языке означает погребальное и ароматное благовоние. Эту смолу употребляли для парфюмерии: мазей и благовонных курений и как средство для бальзамирования мертвых.

8. Так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:

9. Знаю твои дела, и скорбь, и нищету,- впрочем ты богат,- и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но - сборище сатанинское.

Лев Тихомиров:

«В слове Божием Смирнской церкви упоминается, что на христиан будет злословие от тех, которые называют себя иудеями, но на самом деле составляют "сборище сатанинское". Известно, что клеветы евреев были причиною первого гонения, да и всегда возбуждали римлян против христиан» [11]. (См. также А. П. Лебедев, «Эпоха гонений на христиан», 1904, С.-Пб., стр. 210, 211).

10. Не бойся ничего, что тебе предстоит претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

Лев Тихомиров относит эти слова из Послания Смирнской церкви к эпохе гонений на христиан во времена Римской империи. Гонения проходили: 1) при Нероне в 64 году, 2) Домициане в 91 году, 3) Траяне в 98 г., 4) Марке Аврелии в 177 году, 5) Септимии Севере 202 г., 6) Декие 250 г., 7) при Валериане 257 г., 8) Аврелиане 275 г., 9) Диоклетиане в 303 г. и 10) при Максимине в 311 г. Так и считается, что гонений было десять [12].

Эта тяжкая очистительная эпоха продолжалась приблизительно до времен Константина Великого, то есть более 200 лет.

Подвергалась гонениям и Смирнская церковь. Особенно сильными были гонения при императоре Марке Аврелии в 167 году, когда был сожжен на костре св. Поликарп. В 177 году город был разрушен землетрясением, но Марк Аврелий восстановил его в лучшем виде. Спустя долгое время город был осажден и почти разрушен Сарацинами, потом возобновлен императором Алексеем, затем весьма много потерпел от татар, под предводительством Тамерлана. В 1770 году, когда русские сожгли турецкий флот в Чесменском заливе, Смирнский паша, раздраженный этим неслыханным подвигом, вздумал выместить свой гнев на жителях Смирны. В один воскресный день, когда христиане молились в храмах, турки внезапно напали на христиан и перебили полторы тысячи безоружных греков. Такое же бедствие постигло Смирну в 1828 году, когда с острова Хиос было перевезено в Смирну и убито на городской площади около 800 хиосских греков.

А.Жданов:

«За недостатком исторических сведений из древнего периода существования Смирнской церкви невозможно решить, какое именно гонение предвозвестил Иисус Христос. Штерн склонен видеть десятидневное гонение в том гонении, во время которого пострадал св. Поликарп, потому что последний был 12-ым мучеником и на нем закончился ряд жертв в гонение Марка Аврелия. Но по количеству замученных жертв едва ли можно определить с точностью продолжительность гонения; к тому же, и ранее Марка Аврелия, как видно из мученических актов Пиония, смиряне подвергались преследованиям» [13].

Таким образом, очевидно, что выражение «дней десять» в Послании Смирнской церкви нужно понимать символически, как общую сумму гонений на христиан во времена Римской империи, а Послание смирнской церкви можно рассматривать как Смирнский период в истории Церкви.

11. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

Первая смерть, по всей видимости, означает прекращение физического существования. «Человекам положено однажды умереть» (Ев.9:27). Но тем, кто не принял Божьей благодати и дарованного Им спасения через Его Сына, предстоит суд и вечное осуждение – смерть вторая. Страдающей церкви нужно знать, что каким бы тяжелым ни было страдание, церковь все равно будет жива. Как ожил воскресший Иисус, как построен был некогда разрушенный город Смирна, так будут избавлены от второй смерти побеждающие.

Об этом же говорится в 20-ой главе Откровения: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20: 6),- о чем подробнее будет сказано в главе «Тысячелетнее царство».

Господь не делает Смирнской Церкви ни единого упрека, но только говорит: «Знаю твою скорбь», и обещает «побеждающему» дать «венец жизни», так что он «не увидит второй смерти». Господь воскрес, так и мученики за Него восторжествуют над смертью.

Литература и комментарии:

[11] Л. А. Тихомиров, «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира», стр, 87-90.

[12] А. П. Лебедев, «Эпоха гонений на христиан», СПб, 1904 г., стр. 35.

[13] А. Жданов, «Откровение Господа о семи Аcийских церквах», Чт. в Общ, 1891 г. Май-июнь стр. 460-476; приводится по «Сборнику статей» М. Барсова, стр, 117, 118.

Подписка на обновления:



1732233653.974
1732233654.1222
0.1481339931488