Богородица

Откровение, глава 2

  1. Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице своей, ходящий посреди семи золотых светильников:
  2. Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
  3. Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
  4. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
  5. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
  6. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
  7. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
Толкование:

1. Ангелу Ефесской церкви напиши:

Ефес - древнейший торговый город на берегу Эгейского моря. Он славился богатством и многочисленным населением. Здесь более двух лет жил и проповедовал Апостол Павел и поставил епископом своего любимого ученика Тимофея. Здесь долго жил и скончался св. Апостол Иоанн Богослов. В 431 году в Ефесе был Третий Вселенский Собор, исповедавший Пресвятую Деву Марию Богородицей.

1. Так говорит Держащий семь звезд в деснице своей, ходящий посреди семи золотых светильников:

«Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия; семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (Откр. 1: 20).

Лев Тихомиров:

«Несомненно, что Спаситель обращается ко всем христианам. Само описание небесной обстановки видения показывает; что Христос говорил как глава Вселенской церкви. Спаситель изображен посреди семи светильников, держа в руках семь звезд, и эти светильники суть семь церквей и звезды - их ангелы. Ефесской церкви приказывает написать: «Так говорит держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников»... И далее: «Так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд»... Несмотря на то, что церквей было множество. Спаситель изображается ходящим посреди семи. Но так как Спаситель держит в Деснице Своей все церкви, бывшие, сущие и будущие, и ходит посреди них в течение всего существования мира, то мне кажется очевидным, что семь Асийских церквей имеют лишь символическое значение и что в лице их Спаситель обращается ко всей Вселенской церкви, в каких-то семи ее проявлениях и моментах существования» [1].

2. Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;

Уже в I-ом веке по Р.Х. появились люди, искажающее христианское учение. Их разделяют на еретиков иудействующих, пытавшихся подчинить христианство иудейству, и еретиков язычествующих (манихеи и гностики) - стремившихся смешать христианскую веру с восточным религиозным миросозерцанием или с греческой философией. Они выдавали свои заблуждения за христианское мировоззрение, а также присваивали себе апостольское звание. Идейную борьбу с этими еретиками вела вся Церковь. А значит, слова Спасителя: «Ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы»,- также следует отнести не только к Ефесской церкви, но и ко всей апостольской Церкви. Отсюда не удивительно, что Лев Тихомиров рассматривает Послание Ефесской церкви как апостольский период в истории Церкви, то есть со времен Спасителя до эпохи гонений на христиан в Римской империи.

Лев Тихомиров:

«Первая из них - Ефесская - охватывает время апостольской проповеди, то есть от времен Спасителя до эпохи гонений на христиан, хотя гонения начались еще при апостолах в 64 году, тогда как Откровение св. Иоанна Богослова дано в 91 году. Высшим конкретным выражением церкви первого периода была, конечно, Иерусалимская апостольских времен, которая однако в 91 году была уже рассеяна из города и укрывалась за Иорданом» [2].

3. Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

Об этом же пишет Апостол Павел в Посланиях к римлянам и к евреям: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» (Евр. 10: 36-39). «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5: 1-5). Значит, эти слова Спасителя (Откр. 2: 3) также следует отнести не к одной лишь поместной Ефесской церкви.

Лев Тихомиров:

«Откровение воздает высокую похвалу этой первой, Ефесской, эпохе церковного существования. Замечу, что самое название «Ефес» означает «вожделенный», «желательный»... Этот символизм наименований замечается и в других эпохах» [3].

4. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

Об этом же пишет в Соборном постании Апостол Иоанн Богослов: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?» (1 Иоан. 3: 16-17).

Лев Тихомиров считает, что первая любовь означает обычай «общения имущества», то есть благотворения, который был установлен в Апостольской Церкви.

Лев Тихомиров:

«Откровение делает церкви упрек за то, что она «оставила первую любовь свою». Надо полагать, что это относится к утрате того духа, при котором у верующих все было общее, не только сердце и вера, но и имущество, и не было среди них ни бедных, ни богатых, как гласят «Деяния» [4].

В Деяниях Апостолов сказано: «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех них. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями, или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4: 32-35). Но этот обычай был установлен не в Ефесе, а в Иерусалиме. Он, действительно, продержался недолго и не прижился в Церкви. И если первая любовь означает это обычай в Апостольской Церкви, то и слова Иисуса Христа: «Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою»,- также следует отнести не к Ефесской, а ко всей Апостольской Церкви. А Послание Ефесской церкви, действительно, можно рассматривать как Ефесский, то есть апостольский период в истории Церкви.

Толковая Библия:

«Поясняя напряжение высокого одушевления верующих, дееписатель делает упоминание о великой силе проповеди Апостолов "о воскресении Господа". Это воскресение есть основание всей христианской веры, а потому является основанием и средоточием всей Апостольской проповеди» [5].

Но, видимо, эта проповедь со временем утратила свою силу для применения в христианской жизни. «Когда ученики спросили Господа Иисуса Христа: «какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24: 3). Господь назвал первый признак - проповедование Евангелия "всей твари" (Марк. 16: 15). На земле не останется ни одного места, которое не было бы оглашено проповедью Евангелия, не будет ни одного народа, который бы не услышал глаголов живота вечного, и это будет для того, чтобы в последствии на страшном суде, не было ни для кого отговорки, что он не слышал проповеди о Христе» [6]. «Но хилиастическое и эсхатологическое чувство жизни, утраченное как «первая любовь» в Ефесской церкви, заменено теплохладностью в Лаодикийской» [7].

5. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела...

Е.Смирнов пишет, что «этот обычай утратил силу вследствие умножения числа верующих» [8].

Иван Ильин писал в 1948 году:

«Было время, когда среди русской интеллигенции господствовало воззрение, что "порядочный человек" не может не быть социалистом, и что "только социализм" осуществит на земле свободу, равенство, братство и справедливость. С тех пор мы многое пережили и перестрадали; опыт осуществлен и последовательно проведен в огромном масштабе. Ныне мы должны судить на основании этого опыта. Мы увидели социализм в жизни и поняли, что он осуществим только в форме все проникающего и все порабощающего тоталитарного режима...

Почему русская интеллигенция тянула прежде к социализму? Потому что она, почти утратив христианскую веру, (под влиянием западного рассудочного "просвещения") удержала христианскую мораль и хотела социального строя, т. е. свободы, справедливости и братства (к коим она, по недоразумению, пристегивала и равенство)... Мы, русские христиане, по-прежнему будем искать в России социального строя, однако на основании частной инициативы и частной собственности, требуя от частно-инициативного хозяйства, чтобы оно блюло русские национальные интересы и действительно вело к изобилию щедрости, а от частных собственников - справедливого и братского хозяйствования...

"Социальность" завещана нам Евангелием как любовь к ближнему, основанная на любви к Богу... Первые христиане попытались достигнуть "социальности" посредством своего рода добровольной складчины и жертвенно-распределительной общности имущества; но они скоро убедились в том, что и такая элементарная форма имущественной общности - наталкивается у людей на недостаток самоотречения, взаимного доверия, правдивости и честности. В Деяниях Апостольских эта неудача описывается с великим объективизмом и потрясающей простотой; участники складчины, расставаясь со своим имуществом и беднея, начали скрывать свое состояние и лгать, последовали тягостные объяснения с обличениями и даже со смертельными исходами; жертва не удалась, богатые беднели, а бедные не обеспечивались; и этот способ осуществления христианской "социальности" был оставлен как хозяйственно-несостоятельный, а религиозно-нравственный - не удавшийся. Ни идеализировать его, ни возрождать его в государственном масштабе нам не приходится.

Общность имущества вообще есть дело претрудное и требующее легкой и свободной добровольности. Но именно добровольную общность не следует смешивать ни с социализмом, ни с коммунизмом... История показывает, что с социализмом всегда связывались всевозможные иллюзии и самые необоснованные надежды. Наша эпоха призвана разрушить эти иллюзии, погасить эти надежды.

Разъединенные телом и душой, духом и инстинктом самосохранения,- люди способны выносить общность имущества лишь постольку, поскольку им удается преодолеть это разъединение любовью, дружбой, совестью, щедростью, личным благоволением, духом, внутренней дисциплиной и, главное, добровольным согласием. При всяких иных условиях общность имущества будет вести только к разочарованию, вражде, насилию, воровству и хозяйственным неуспехам. Она будет создавать каторжный тоталитарный режим, всеобщее рабство и падение культуры. Современному человечеству, захваченному социалистическими иллюзиями, придется все это изживать до протрезвления» [9].

Однако упрек Иисуса Христа: «Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела», - все же относится к Церкви на протяжении ее двухтысячелетней истории.

5. ... а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Угроза сдвинуть светильник Ефесской церкви осуществилась, когда престол Ефесской митрополии перешел в Константинополь, а из великого мирового центра Ефес обратился в груду развалин. В настоящее время на его месте существует маленькая мусульманская деревня «Аиа-Солук». Христиан там совсем не осталось, а на месте бывшего храма св. Иоанна Богослова ныне стоит мечеть. Великий светильник первобытного христианства угас безвозвратно.

6. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Упоминаемые здесь Николаиты были еретики, представляющие отрасль гностиков. Их обличают в своих соборных посланиях Апостолы Петр и Иуда. Начало этой ереси положил Николай Антиохиец, обращенный из язычников, бывший в числе первых семи диаконов Иерусалимских (Деян. 6: 3-6). Впоследствии он отпал от истинной веры и стал основателем секты антиномистов. Николаиты смотрели на материю как на зло и развили практическое учение о необходимости «умерщвлять плоть и возвышать свободу духа», что выражалось у них в разврате. Этим и объясняется ненависть к делам Николаитов со стороны Иисуса Христа.

7. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

Образ этого «древа жизни, которое посреди рая Божия» встречается в самом начале Библии: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки» (Быт. 2: 8-10), и в 22-ой главе Откровения: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов... Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22: 1-2, 14), о чем подробнее говорится в главе «Древо и река жизни».

Андрей Мазуркевич

Литература и комментарии:

[1] Л. А. Тихомиров, «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира».

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] «Толковая Библия», том 10, стр. 35.

[6] «О кончине мира», Одесса, 1902, стр. 1, 2; приводится по изданию 1992 г.

[7] Сергий Булгаков, «Апокалипсис Иоанна», стр. 254.

[8] Е. Смирнов; приводится по книге Н. Тальберга, «История христианской церкви», 103, 104.

[9] И. А. Ильин, «Изживание социализма», «Социальность или социализм», статьи 1948-1952 гг, приводится по сборнику «Наши задачи», Москва, 1992, стр. 38-42.