Выбрать шрифт:
Откровение, глава 1
Откровение начинается с Посланий семи церквам, находящимся в городах: Ефес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сарды, Филадельфия, и Лаодикия. Города расположены в Малой Азии на территории современной Турции у берегов Эгейского моря. Существует два мнения или подхода к толкованию этих Посланий, один из которых видит в них аллегорию, а второй понимает в пророческом смысле.
В христианской литературе встречаются разные взгляды на то, как следует понимать Послания семи церквам. Андрей Кесарийский рассматривал, например, эти Послания в том числе и в пророческом смысле:
Андрей Кесарийский:
«Годиною искушения [Иоанн Богослов] назвал или вскоре имеющее быть на христиан гонение от нечестиво царствовавших тогда Римских правителей, или разумеет всемирное, при кончине века, гонение верных антихристом» ( Слово 3, Глава 8 ) [1].
Однако в Толковой Библии сказано, что «в Посланиях семи церквам нет ничего эсхатологического, но все ограничивается течением настоящего времени или близкого будущего» [2]. Тем не менее, Лев Тихомиров предположил, что Посланиям семи церквам означают семь периодов или эпох в истории христианской Церкви от ее основания до «кончины мира»:
Лев Тихомиров:
Конечно, откровение Иоанна Богослова, по прямому смыслу, обращено к этим семи церквам: в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии... Но почему же только к ним одним? Это было бы непонятно. Уже древнейший из дошедших до нас толкователей, Андрей Кесарийский, замечает: «Много было местных церквей, а посылает только к семи» и в разъяснение этого обстоятельства говорит, что это делается «ради седмеричного числа, означающего таинственное в церквах, повсюду находящихся, и соответственность сего числа настоящей жизни, в которой есть седмеричный период дней» (Толкование на Апокалипсис, слово 1-е, 1-4).
В 91 г. по Р. X. (год Откровения св. Иоанна) было действительно множество церквей в Европе, Азии и Африке. Кроме Асии (включавшей Фригию, Мизию, Карию и Либию), были, например, церкви в Александрии, Антиохии (где впервые явилось слово «христиане»), Армении, особенно в г. Эдессе, в Афинах, Берии, Византии, Вифинии, Галатии, Дамаске, в Эфиопии, Испании (Гвадиха и Эльвира), в Индии (церкви св. Варфоломея), в Иерусалиме (впрочем рассеянная в 70 г.), в Каппадокии, Корцире, Кесарии, Киликии, на Кипре (куда относился и остров Патмос), Коринфе, Крите, в Ливии, Понте, Паннонии, Парфии, Риме, Синопе, Скифии, Солуне. в Филиппах. В указанных провинциях церкви, конечно, были нередко не менее многочисленны, чем в Асии.
Упоминаемые в Апокалипсисе не были ни главными, ни важнейшими, ни даже имеющими будущее. Правда, Ефес был столицей Апостола Иоанна, который здесь же и почил. Но Апостол Иоанн знал и другие церкви. Только что перед ссылкой на Патмос, где произошло откровение и где также была Кипрская церковь, св. Иоанн был привозим из Ефеса в Рим (гонение Домициана) и там претерпел свое славное мученичество... Почему же откровение обращается не к Риму, не к другим важнейшим церквам, а только к Асийским? Разве оно не касается всего христианского мира?
Но несомненно, что Спаситель обращается ко всем христианам. Само описание небесной обстановки видения показывает; что Христос говорил как глава Вселенской церкви. Спаситель изображен посреди семи светильников, держа в руках семь звезд, и эти светильники суть семь церквей и звезды - их ангелы. Ефесской церкви приказывает написать: «Так говорит держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников»... И далее: «Так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд»... Несмотря на то, что церквей было множество. Спаситель изображается ходящим посреди семи. Но так как Спаситель держит в Деснице Своей все церкви, бывшие, сущие и будущие, и ходит посреди них в течение всего существования мира, то мне кажется очевидным, что семь Асийских церквей имеют лишь символическое значение и что в лице их Спаситель обращается ко всей Вселенской церкви, в каких-то семи ее проявлениях и моментах существования.
Это предположение является неустранимо. Известный Оберлен («Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна», стр. 262) также замечает по этому поводу, что семь Асийских церквей «представляли собой всю церковь».
Я полагаю, что они представляли и типы церковные, и моменты ее существования, то есть что Асийские церкви имели типические особенности тех состояний, которые будет переживать Вселенская церковь за все время своего существования на земле. Таким образом, наставления и предостережения, в лице Асийских церквей, даются для каждого периода существования Вселенской церкви, каковых периодов и должно поэтому считать семь.
Если так, то характеристика, даваемая откровением каждой из семи Асийских церквей, соответствовавшая, конечно, и состоянию каждой из них в то время, является точно так же характеристикой семи последовательных периодов существования Вселенской церкви на земле и дает как бы краткую летопись этого существования в будущем...
Ни для одной из эпох нельзя установить точных границ, отделяющих ее от предыдущей и последующей. Эпоха выражает собой некоторый преобладающий тип, некоторый дух христианского человечества, который не сразу возникает, не сразу изменяется, и не по всем местностям в одинаковой степени и одновременно. Поэтому в то время, когда в одних местах еще продолжается дух прежней эпохи, в других уже развился иной дух. Поэтому эпохи, если брать весь мир, как бы захватывают одна другую, и следовательно лишь приблизительно могут быть отделены одна от другой по десятилетиям и даже столетиям.
Впрочем, то же самое относится и ко всем другим эпохам культурной или духовной жизни человечества. Никакой точной датой нельзя выразить, когда кончилась эпоха классической культуры, когда возник и кончился дух Средних веков и т. д. То же самое должно сказать и о распределении эпох апокалипсических по различным векам всемирной истории» [3].
Тем не менее, прот. Сергий Булгаков, напротив, это мнение отвергает.
Прот. Сергий Булгаков:
«Некоторые толковники видят в этих церквах символы последовательных исторических эпох, отсеченных соответствующими чертами. Такое истолкование неизбежно допускает произвольность и спорность. Оно лишено ключа к их историческому шифру; остается гипотетическим» [4].
Архиепископ Аверкий Таушев также отметил, что «существует мнение, что семь церквей означают семь периодов жизни всей Христовой Церкви от ее основания до кончины мира», однако при этом никак не выразил свое личное отношение к обсуждаемым здесь вопросам.
Архиепископ Аверкий Таушев:
«Существует мнение, что семь церквей означают семь периодов жизни всей Христовой Церкви от ее основания до кончины мира: 1) Ефесская церковь обозначает первый период – Апостольскую Церковь, трудившуюся и не изнемогавшую, боровшуюся с первыми ересями – "Николаитами", но оставившую вскоре добрый обычай благотворения – "общения имуществ" ("первую любовь"); 2) Смирнская церковь обозначает второй период – период гонений на Церковь, которых было всего десять; 3) Пергамская церковь обозначает третий период – эпоху Вселенских Соборов и борьбы с ересями мечом слова Божия; 4) Фиатирская церковь – 4-й период, или период расцвета христианства среди новых народов Европы; 5) Сардийская церковь – эпоха гуманизма и материализма XVI-XVIII веков; 6) Филадельфийская церковь – предпоследний период жизни Христовой Церкви – современная нам эпоха, когда Церковь действительно "немного имеет силы" в современном человечестве, и вновь начнутся гонения, когда понадобится терпение; 7) Лаодикийская церковь – последняя, самая страшная эпоха перед кончиной мира, характерная равнодушием к вере и внешним благополучием» [5].
Итак, остается открытым вопрос: какое же мнение верно? Чтобы ответить на этот вопрос, очевидно, необходимо сопоставить содержание Посланий семи церквам с прошедшей историей Церкви. В последующих главах будет рассмотрено каждое из Посланий. Из толкования станет ясно, что я разделяю, с необходимыми дополнениями и оговорками, точку зрения и подход Льва Тихомирова к толкованию Посланий семи церквам. Что касается представления Льва Тихомирова, что каждому Посланию церкви соответствует снятие равной печати, то эта идея мне представляется неубедительной. Я буду говорить об этом подробно в толковании 6-ой главы Откровения.
[1] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 3, Глава 8.
[2] «Толковая Библия», том 11, стр. 511.
[3] Л. А. Тихомиров, «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира», Сергиев Посад, 1907, том третий, стр. 75-83.
[4] Сергий Булгаков, «Апокалипсис Иоанна», стр. 31, 32, 37-39.
[5] Архиепископ Аверкий Таушев, «Апокалипсис или Откровения св. Иоанна Богослова», Глава третья.