Св. Пророк Иоанн Креститель

Картины и образы Откровения даны в символической форме. Это затрудняет понимание текста и придает ему таинственный смысл. Лишь один символ Апокалипсиса имеет свое объяснение в тексте самого Откровения. Это видение «вавилонской блудницы, сидящей на звере багряном» в 17-ой главе Откровения, где Ангел объясняет Иоанну значение этого видения. Этот пример толкования важен особенно потому, что он формирует подход к толкованию символов Откровения.

Другие символы Откровения раскрываются в прочих местах Св. Писания, что требует хорошего знания Библии. Третьи символы не имеют своего разъяснения в Библии, что открывает простор для их толкования. Здесь нужен верный духовный настрой, чтобы не уклониться в произвольное фантазирование. Ведь нужно выяснить смысл, который вкладывал в Откровение сам Иоанн Богослов. Итак, вторым правилом толкования должно стать рассмотрение картин и образов Откровения в общем ряду библейских пророчеств. Ибо все они, говоря об одном и том же, взаимно раскрывают и дополняют друг друга.

При этом, мы не должны объяснять пророчества Апокалипсиса на основе отдельно выхваченных мест из Св. Писания, и можем считать правильным лишь то понимание, которое основано на совокупности всего, открываемого по данному предмету или вопросу в Св. Писании.

Лев Тихомиров писал в 1907 году:

«В отношении будущих судеб мира и конца его существует много мест в св. Писании и помимо Апокалипсиса и пророка Даниила, и эта места нередко способны дать опору в понимании пророческих созерцаний. Такими опорными пунктами, при чтении Апокалипсиса, являются пророчества Самого Спасителя в Евангелиях и эсхатологические места посланий Апостолов Павла, Петра, Иуды и самого Иоанна. Указания на будущее делаются Спасителем и Апостолами уже не в форме символических образов и созерцаний, а в виде прямых фактических сообщений или конкретного исторического повествования. Здесь все ясно и точно, не допускает никаких перетолкований» [1].

Третье правило состоит в изучении традиции Церкви в толковании Откровения. Здесь мы найдем множество правильных выводов и предположений. И это не удивительно. Ибо «Церковь есть столп и утверждение истины» (1-е Тим. 3: 15). Но увлекаться этим не стоит, ибо многие суждения отцов и учителей Церкви не соответствуют истине. Человеку свойственно ошибаться, не избежали этого и толкователи Откровения.

Существует распространенное заблуждение, что картины и образы Откровения имеют лишь нравственный смысл, аллегория же введена в Откровение лишь для усиления впечатления, с целью поразить воображение читателя. То есть Откровение призвано выразить лишь "дух времени" предстоящих событий, а значит Апокалипсис в плане конкретно-историческом не должен иметь воплощения. Такой взгляд на Откровение Иоанна Богослова противоречит как самой Библии, так и мнению отцов Церкви.

Ипполит Римский:

«Когда сбудется то, что и десять пальцев (у ног) истукана образуются в народные державы, и десять рогов четвертого зверя разделятся на десять царств: тогда яснее увидели бы мы все вышеуказанное и усмотрели бы это наглядно» [2]. «Ибо тогда подлинно пророк (является пророком), когда предвозвестивши будущее, наконец, покажет это исполнившимся» [3].

Отрицание исторического смысла картин Откровения говорит лишь об отсутствии веры в исполнение пророчеств двухтысячелетней давности. А значит, цель толкования заключается в том, чтобы установить соответствие картин и образов Откровения и фактов прошедшей истории.

Но это правило толкования подходит только к тем местам Откровения, которые уже нашли воплощение в событиях прошедшей истории. А значит, нужно идти и от истории к тексту и от текста к истории, предвосхищая канву предстоящих событий. И здесь важно принять во внимание, что пророчества Апокалипсиса были написаны для понимания в момент наступления предсказанных в них событий. Отсюда неудивительно, что часто и сами авторы входящих в Библию пророческих книг не понимали значения и смысла своих пророчеств. Об этом пишут сами Даниил и Иоанн Богослов (Дан. 7: 15, 16, 19, 28; 12: 8; Откр. 17: 6, 7). А значит, нет смысла искать и средства для их понимания в круге понятий древнего мира. Но читателя не должно удивлять толкование древних пророчеств в круге современных ему понятий. Ведь Автором всех пророчеств является Бог, для Которого так же легко говорить о будущем, как и о прошлом.

Неоднократно высказывалось предположение, что пророчества Апокалипсиса станут понятны по мере наступления предсказанных в них событий. И Ангел говорит Даниилу: «А ты Даниил, скрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее и умножится ведение» (Дан. 12: 4). То есть здесь должна повториться история предсказаний о жизни Иисуса Христа. Сколь сложно было понять ветхозаветные пророчества о Его земной жизни до наступления предсказанных в них событий, столь же просто их понимание на примерах Евангелия. Итак, седьмым правилом должна стать простота толкования.

Мы будем использовать все эти правила толкования, «зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2-е Петра 1: 20, 21).

Андрей Мазуркевич

Литература и комментарии:

[1] Л.А.Тихомиров, «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира», Сергиев Посад, 1907, том третий, стр. 75-83.

[2] Ипполит Римский, «Сказание о Христе и антихристе», гл. 31.

[3] Ипполит Римский, «Толкования на книгу пророка Даниила», книга четвертая, глава 27.