Св. Апостол Иоанн Богослов

Из обширной литературы по толкованию Откровения следует выделить прежде всего «Толкование на Апокалипсис», написанное в V веке по Р. Х. св. Андреем, архиепископом Кесарийским, которое представляет итог всего понимания Откровения в древней Церкви в доникейский период. На толкование св. Андрея ссылаются почти все последующие толкователи. Но оно не является первым. В Предисловии Андрей пишет, что он использовал толкования Папия, Иринея, Мефодия и Ипполита. Толкование Папия не сохранилось [1]. Св. Мефодий, епископ Потарский († 310 г.) в работе «Пир десяти дев» рассматривал лишь вопросы 12-ой главы Откровения, заимствуя свое мнение у Ипполита. Об остальных его взглядах на Откровение нам ничего не известно. Толкование Мелитона, епископа Сардийского, ученика Апостола Иоанна, «О диаволе и об Апокалипсисе Иоанна» также не сохранилось. На него не ссылается даже Андрей Кесарийский. Таким образом, из древних авторов нам остались лишь Ириней Лионский († 202 г.) и Ипполит Римский († 235 г.).

Св. Ипполит Римский считал себя учеником Иринея, но вряд ли знал его лично. «Патриарх константинопольский Фотий († 891 г.), называя Иринея учителем Ипполита, хотел указать лишь на непосредственное влияние трудов Иринея на таковые же труды Ипполита. Св. Ипполит Римский лишь по духу и направлению своей деятельности был действительно учеником Иринея» [2]. Зависимость от Иринея сказалась у Ипполита и в толковании Откровения. В «Сказании о Христе и антихристе» (написано предположительно в 230 году) Ипполит цитирует Иринея местами почти дословно. Мировоззрение Иринея Ипполит не считал бесспорным, но редко отступает от его взглядов при толковании Откровения. Сохранилось и толкование Ипполита на Книгу пророка Даниила. Оно написано позже.

Св. Ириней, епископ Лионский, принял мученический венец в гонение Септимия Севера в 202 году. Он получил христианское образование под непосредственным руководством св. Поликарпа, епископа Смирнского, любимого ученика Апостола Иоанна Богослова. Св. Поликарп дожил до глубокой старости и был замучен в гонение Марка Аврелия в 166 году. Церковный историк Евсевий приводит слова Иринея, что он часто слышал от Поликарпа слова Апостола Иоанна про жизнь Иисуса Христа. Но относительно Откровения Предания не сохранилось [3]. Ириней говорит лишь о том, что «сами видевшие Иоанна о том свидетельствуют, что число зверя заключает 666», против ошибочного числа 616, возникшего при переписке [4]. «Что касается до имени антихриста;- писал Ипполит Римский,- то мы не можем с точностью сказать, как именно думал и знал о нем блаженный Иоанн: о сем мы можем только предполагать. Когда антихрист явится, тогда время покажет нам искомое теперь» [5]. Складывается впечатление, что Иоанн Богослов сознательно не оставил свой комментарий к Апокалипсису.

Вызывает недоумение, что в толковании Апокалипсиса Андрей Кесарийский ни разу не упоминает такого известного автора как св. Ефрем Сирин († 373 г.),- ведь он не мог быть ему не известен. Но это, видимо, потому, что в толковании Откровения Ефрем Сирин не высказал ничего нового, чего не встретишь у Ипполита. Так в «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихриста» Ефрем Сирин, местами почти дословно, цитирует главы XLVIII - LX из четвертой книги Ипполита Римского «Толкования на книгу пророка Даниила» без ссылки на первоисточник. Впрочем, при толковании самой Книги пророка Даниила Ефрем Сирин существенно отступает от мнения Ипполита [6].

Св. Григорий Богослов († 389 г.), св. Василий Великий († 379 г.) и св. Григорий Нисский († 394 г.) хотя и цитируют Апокалипсис, но только по частным вопросам. Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст († 407 г.) и епископ Кирский Феодорит († 457 г.), внесшие свой вклад в христианскую эсхатологию, ни разу не ссылались на Откровение Иоанна. А cв. Кирилл, архиепископ Иерусалимский († 386 г.), в «Учении об антихристе» выражает даже намек на апокрифическое происхождение Апокалипсиса: «Антихрист будет царствовать только три с половиною года. Заимствуем сие не из книг апокрифических, но у Даниила».

Г.П.Федотов писал в 1926 году:

«Апокалипсис Иоанна отнюдь не лежит в основе святоотеческой традиции, как можно было бы думать, исходя из современных представлений. Не все отцы церкви принимают Апокалипсис как каноническую книгу (напр., св. Кирилл Иерусалимский), и большинство подходит к антихристу не от новозаветных текстов, а от пророчества Даниила (гл. 7). Впрочем, Буссе, по-видимому, прав, считая, что миф об антихристе развивается в христианской церкви в значительной степени независимо от Священного Писания, на основе какой-то эзотерической, вероятно, иудейско-мессианской традиции, не закрепленной ни в одном из дошедших до нас памятников» [7].

Влияние эсхатологических представлений иудаизма на таковые же в христианстве сказалось прежде всего на толковании Книги пророка Даниила. Так св. Ипполит Римский пишет: «Все любящие истину исследовали слова Даниила тщательно; и, прочитавши их бегло, не могли бы сказать, что они лишены внутреннего смысла» [8]. Но по свидетельству архиепископа черниговского Филарета, толкование Ипполита Римского на Книгу пророка Даниила является «первым опытом толкования в христианской церкви» [9]. Отсюда следует вывод, что Ипполит здесь имеет ввиду лишь иудейские толкования. Мнения Иринея и Ипполита о происхождении антихриста из колена Данова, о пришествии Илии пророка в конце мировой истории, о длине мировой истории в 6000 лет, о наступлении «мессианского царства» длиною в 1000 лет также иудейского происхождения. Мы скажем о них подробно при толковании глав 7, 11 и 20 Откровения.

Последним в ряду авторов древней церкви, писавших об Откровении, стоит св. Иоанн Дамаскин († ок. 750 г.). Его учение об антихристе очень кратко:

Иоанн Дамаскин:

«Антихрист придет при кончине мира к "богопротивным Иудеям". Он будет называть себя Богом, будет царствовать и преследовать Церковь. Иудеи примут его за Христа. И будут посланы Энох и Илия Фесвитянин для обличения антихриста. Они обратят еврейскую Синагогу к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди Апостолов и будут умерщвлены антихристом. И придет Господь с неба и «убиет человека беззакония, сына погибели, духом уст своих»» [10]. Об остальных взглядах Иоанна Дамаскина на Апокалипсис нам ничего не известно.

Разрыв христианской эсхатологии примерно в 1000 лет завершился в XVI веке, когда в Германии Мартин Лютер объявил папу Римского антихристом, а «царство зверя» отнес к Католической церкви. А позже в XVII веке возрождение эсхатологической терминологии происходит уже и в России. Так, Московский патриарх Никон, возражая против нападок Газского митрополита Паисия Лигарида, писал в 1663 году, что царь Алексей Михайлович, притеснив Православную Церковь, совершает дело антихриста. Раскольник Григорий Талицкий в подметных письмах в 1701 году обличал царя Петра I как антихриста, призывал не платить податей и не выполнять царские указы, называл Москву «вавилонской блудницей», а ее жителей слугами антихриста. В опровержение этого мнения митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский написал в 1703 году свою знаменитую книгу «Знамения пришествия антихристова и кончины века». Так началась в России борьба Православной Церкви с "раскольниками" за понимание Откровения.

В числе толкователей Откровения, писавших против старообрядцев в XIX веке, известны такие авторы как И.Успенский, Н.Рождественский, В.Михайловский, А.Жданов, Еп. Виссарион, Митр. Моск. Филарет, Ф.Яковлев, Ф.Смирнов, Еп. Христофор, Архим. Павел, П.Орлов, Н.Виноградов, И.Никольский, Еп. Петр, П.Светлов. Их работы были опубликованы в журналах «Воскресные чтения», «Духовная Беседа», «Духовный Вестник», «Христианские Чтения», «Православный обзор», «Чтения в обществе», «Православное Общество», «Душеполезные чтения», «Апостолы», а позже попали в «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса» впервые вышедший в свет под редакцией инспектора Симбирской Духовной Семинарии прот. Михаила Барсова в 1894 году.

В 1892 году в Москве вышли в свет «Знамения пришествия антихриста» под редакцией Иеромонаха Антония, где он приводит почти дословно толкование Стефана Яворского без ссылки на первоисточник. В 1902 году в Одессе выходит в свет сборник цитат святоотеческих толкований под общим названием «О кончине века». Из предисловия к сборнику ясно, что он направлен против старообрядцев.

В 1905 году в Оптиной Пустыне один анонимный автор, назвавший себя "Составитель I. П...", выпустил в свет небольшую книгу, которая называлась «О последних событиях, имеющих совершиться в конце мира». К недостаткам всех этих толкований, кроме их анонимности, следует отнести и стремление обобщить толкования отцов древней Церкви без внимания к их различиям.

Иеромонах Антоний писал в Предисловии к своему толкованию в 1892 году:

«Это важно для простого народа, который как древесный лист, легковерно воспринимает всякие ложные объяснения и колеблется в понимании об антихристе. Благочестивый читатель! Без боязни принимай духовную пищу, предлагаемую сей книгой; оставь все сомнения, ибо сам убедишься в том, что мы обо всем говорим на основании слова Божия и толкований Святых Отцов и Учителей Церкви: Иоанна Златоуста, Андрея Кесарийскаго, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Кирилла Иерусалимского, блаж. Феодорита, Августина и других. Что же касается высших и непостижимых тайн Божиих, то мы не осмелились их разрешать, предоставляя это право единой Божественной Церкви».

Так становится очевидно, что накал идейной борьбы против старообрядцев помешал уяснению истины.

Настоящим событием в церковной жизни России стал труд церковного ученого и богослова профессора А.Д.Беляева «О безбожии и антихристе». Книга в виде двухтомного произведения впервые опубликована в 1898 году. Современники справедливо назвали ее «энциклопедией по вопросу о признаках и времени пришествия антихриста. В ней собрано и разъяснено все, что когда-либо писалось или думалось об антихристе, начиная со времен апостольских и кончая мнениями и толкованиями позднейших православных, римско-католических и протестантских богословов. Все это приведено под точно определенные рубрики, освещено критическими замечаниями самого автора, объединено в его собственном взгляде на этот предмет и обобщено в заключительных выводах». За исследование «О безбожии и антихристе» Ученый Совет Московской Духовной академии и Святейший Синод Русской Православной Церкви удостоил А. Д. Беляева степени доктора богословия.

В 1899 году В.С.Соловьев написал «Краткую повесть об антихристе», где он существенно отступил от эсхатологического наследия Церкви.

Г.П.Федотов писал в 1926 году:

«Произошло поразительное искажение перспективы. Уже плохо различают своеобразно- соловьевское в образе антихриста от традиционно-церковного. Антихрист «Трех разговоров» для многих стал образом каноническим. Кажется, что он просто транспонирован из Апокалипсиса в современный исторический план. И в свете этой иллюзии приобретает ложно-традиционный и канонический характер идея антихристова добра... Автор перерастает границы литературной формы и в своей Легенде говорит с вдохновением почти пророческим. Именно как пророчество она и была принята; как пророчество она живет в среде русской христианской интеллигенции, просачиваясь в широкие церковные круги... Для многих крушение русского царства оказалось равнозначным не только гибели России, но и гибели мира. Апокалиптические настроения легко овладевают умами, и в этих настроениях предсмертное произведение В.Соловьева приобретает неподобающее ему пророческое значение» [11].

В 1903 г. в Одессе было опубликовано издателем Е.И. Фесенко толкование Архимандрита Оптиной пустыни Пантелеимона под названием «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса» Впоследствии авторство этой книги было по-ошибке приписано св. Иоанну Кронштадскому и она была много раз переиздана без ссылки на первоисточник и с неверно указанным автором [12].

Александр Стрижев писал в 2004 году:

«В около церковной литературе также не обходится без передергиваний и мифов. Так, недавно без указания места переиздана в двух частях книга «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса». Это достаточно объемное сочинение до революции издавалось в столице анонимно четыре раза, ныне же оно безо всяких оснований приписано святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Приписано сочинение, которое он никогда не писал! Более того, батюшка Иоанн в одной из дневниковых записей признается: когда он прочел случайно попавшуюся книгу «Начало и конец нашего земного мира», то она ему понравилась. И даже посетовал, что не сам написал такую. Вот и все. Кто же создал этот труд? Его создателем был иеромонах Оптиной пустыни Пантелеимон, достаточно известный духовный писатель и не менее именитый переводчик (перевел 3-й том творений Симеона Нового Богослова, его гимны). Свой опыт раскрытия Апокалипсиса он издал и открыто, с указанием полного своего монашеского имени, как единственный автор. Книга выпущена в Одессе издателем Е.И. Фесенко в 1903 году». [13]

В 1904 году было издано толкование прот. Николая Орлова под названием «Апокалипсис. Опыт православного толкования», которое позже легло в основу комментариев к Апокалипсису в «Толковой Библии» А.П.Лопухина, впервые опубликованной в 1911 году.

В 1907 году было опубликовано произведение Льва Тихомирова «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира», где он касается в основном толкования 2 и 3 глав Откровения. Именно Тихомиров положил начало взгляду о том, что Послания семи церквам означают семь периодов или эпох в истории Церкви от ее основания до кончины мира.

Из послереволюционных известны толкования прот. Бориса Молчанова (написано предположительно в 1920 году), прот. Сергия Булгакова (впервые издано в 1948 году) и Архиепископа Аверкия (Таушев, † 1967 г.), а также сборник высказываний всевозможных авторов по поводу Откровения и христианской эсхатологии в целом в книге «Россия перед вторым пришествием», которая вышла в свет в 1993 году и дважды была переиздана в 1994 и 1998 годах с добавлением нового текста.

В своем толковании Откровения я буду ссылаться на работы отцов и учителей Церкви по перечисленным здесь изданиям:

Андрей Мазуркевич

Литература и комментарии:

[1] Св. Папий, епископ Иреапольский († 166 г.) известен как автор пяти книг под общим названием «Изложение изречений Господних», из которых мы имеем только отрывки, не относящиеся к Апокалипсису. См. Евсевий Памфил, «Церковная История», III, 39.

[2] Ипполит Римский, «Толкования на книгу пророка Даниила», «Творения», Казань, Духовная академия, 1898-99 гг., том второй, Предисловие, стр. IV, V.

[3] По свидетельству Тертуллиана: «Даже отцы Церкви с трудом отличают, что относится к Божественному преданию и что к Апостольскому преданию». Но это тем более справедливо, когда идет речь о предании Мужей Апостольских, то есть тех отцов Церкви, которые получили наставление в вере от учеников Иисуса Христа. Ведь истории об их жизни специально не составлялись. Их собирает в IV веке в «Церковной истории» Евсевий Памфил.

[4] Ириней Лионский, «Против ересей», книга V, глава XXX, § 1.

[5] Ипполит Римский, «Сказание о Христе и антихристе», глава 50.

[6] См. VI том «Творений».

[7] Г. П. Федотов, «Об антихристовом добре», 1926 г.

[8] Ипполит Римский, «Толкования на книгу пророка Даниила», книга вторая, видение третье, Объяснение сна Навуходоносора, гл. XI.

[9] Филарет, архиепископ Черниговский, «Историч. Учение об отцах Церкви», СПб. 1882 г., том 1, стр. 100.

[10] Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры», СПб., 1894 г., книга четвертая, глава XXVI.

[11] Г. П. Федотов, «Об антихристовом добре».

[12] Толкование Апокалипсиса Иоанна Кронштадского впервые попало ко мне в самиздате в 1992 г. В Предипсловии было сказано, что толкование вышло в свет в С.-Петербурге в 1904 г. под редакцией прот. Иоанна Кронштадского (Сергиев). Упоминание об авторстве этой книги встречается также в книге «Россия перед вторым пришествием», стр. 315. См. также газету «Земщина» N 1, 1991 г.

[13] Александр Стрижев, 2004, «Чего не изрекал Преподобный Серафим. К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве»