Св. Апостол Иоанн Богослов

Откровение, глава 5

  1. И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.
  2. И видел Я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?
  3. И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.
  4. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.
  5. И один из старцев сказал мне: не плачь, вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.
  6. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
  7. И Он пришел и взял книгу из десницы у Сидящего на престоле.
  8. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых;
  9. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и Кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,
  10. И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
  11. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,
  12. Которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
  13. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.
  14. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.
Толкование:

Иоанн называет Агнцем Сына Божия Иисуса Христа. Сравнение Господа с агнцем впервые встречается у пророка Исаии, который пророчествовал о Христе: «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и, как агнец перед стригущим его, безгласен» (Ис. 53: 7).- Этот символ нам будет встречаться и в других местах Откровения.

В руке у Сидящего на престоле книга судеб Божиих,- она же есть книга пророчеств: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3: 7).

Андрей Кесарийский:

«Под «книгой» следует разуметь премудрую Божию память, в которой, по божественному Давиду, вписаны все; разумеем также и глубину Божественных судеб. Внутреннее сей книги, по причине духа, для понимания недоступно, внешнее же, ради буквы,- удобопонятнее... Под книгой разумеются и пророчества, о которых Сам Христос сказал, что частью они исполнились в Евангелии (Лк. 24: 44), но что остальные исполнятся в последние дни» ( Слово 4, Глава 11 ) [1].

Андрей Мазуркевич

Литература и комментарии:

[1] Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Слово 4, Глава 11.