Св. Апостол Иоанн Богослов

20 января 2000 года




Седьмое письмо от Сергиевского Леонида:

Здравствуй, Андрей! После отсылки тебе моего последнего письма прошло достаточно много времени, но ответа я так и не получил. У меня есть несколько догадок на этот счет.

  • Мне не дошел твой ответ,
  • Тебе надоела переписка со мной,
  • Тебе не пришло мое письмо.

Не знаю, какой из вариантов правилен, но в любом случае хочу от всей души поздравить тебя с прошедшими праздниками, пожелать творческих успехов и духовного возрастания.

Честно говоря, был рад, что нашел на твоей страничке цитату из беседы преп. Серафима с Н.Мотовиловым, которую я приводил в пример в своем письме. Пишу не из тщеславия, но мне и раньше казалось, что слова преподобного очень точно и глубоко касаются притчи о неразумных девах, к которой ты обращаешься на странице.

Хочу рассказать тебе, что недавно был в храме Спаса Нерукотворного, что в с. Прохорово Московской области, где с 7 по 13 января 2000 года находилась и обильно мироточила икона Царя-Мученика Николая II. Когда святое миро начало изливаться в который раз с этого воистину чудесного образа, который находился в храме на центральном аналое, замироточили иконы Рождества и Воскресения Христова, находящиеся рядом, слева и справа, от иконы Царя. Мироточение продолжалось всю ночь, и что САМОЕ НЕОБЫЧАЙНОЕ, Андрей, утром святое миро истекло от образа Страшного Суда, который на значительном расстоянии находился в притворе храма (фотографическое изображение прим. 1 метр на 1 метр). Так вот я прибыл в храм 18 января - эта икона до сих пор мироточит. Я свидетель тому: слева внизу я отчетливо видел блестящую капельку святого миро, след от движения этой капли, и широкие следы от других струй, собранных на ватку настоятелем храма о. Владимиром.

Конечно, богословский смысл происходящего, по-видимому, имеет четко выраженную эсхатологическую окраску. Этот чудесный случай вошел в ряд многих знамений надвигающегося конца времен, знамений ЯВНО посылаемых нам и являемых Духом Святым. И как горько осознавать, что, как и в 1903 году во время прославления преп. Серафима Саровского, у Царя-Мученика столь же много (если не намного более) врагов. Меня шокировало участие на стороне противников прославления Алексея Ильича Осипова, которого я раньше с удовольствием читал и слушал. Зная его, как чрезвычайно образованного и умного профессора, я крайне поражен его делами ныне. Его аргументы против прославления царя настолько смешны, что не выдерживают даже любительской критики (хотя многие учившиеся в Московской Духовной Академии признавались мне, что с Осиповым крайне трудно спорить).

Вот и сегодня в первой сотне рамблера нашел чью-то мерзкую страничку, явно неумело критикующую и хулящую Царя-Страстотерпца: http://pravoslavnye.chat.ru/

Да, День Господень приближается с каждым днем, а неразумие и злоба возрастают, что вполне соответствует картине, предсказанной Апостолом, Откровению которого ты посвятил страницу. Надо сказать что я по-прежнему испытываю недоверие к личности М.Горбачева, но испытываю некоторое сожаление о написанном тебе, предполагая, что мог оскорбить тебя резкими выводами и подспудными нравоучениями. Приношу свои извинения.

Надеюсь, что в этот раз нам удастся продолжить нашу полемическую переписку, в духе мира, и понимания, в попытках разумения того для всех Грядущего События, Которого не избегнет никакая тварь.

С уважением, Леонид

(leonid@primula.ru)

ОТВЕТ:

Леонид, здравствуй! Я тоже тебя поздравляю с прошедшим праздником Рождества Христова и желаю всего наилучшего! Мой ответ на твое шестое письмо я отправил тебе еще в конце октября 1999 года. Если ты его не получил, то я отправил тебе сегодня мой ответ еще раз на Email. Кстати, я давно уже поместил нашу с тобой переписку в мою Книгу писем. Извини, что я сделал это без твоего разрешения. Мне это нужно, главным образом, для того, чтобы снова не отвечать на такие же точно вопросы, которые могут возникнуть у кого-нибудь из читателей.

Мироточение икон, о котором ты пишешь, действительно, интересно. Но это мало что добавляет к моему пониманию происходящих событий. Кроме этого я считаю, что мироточение иконы Страшного Суда можно рассматривать не только как «знамение надвигающегося конца времен», но и как свидетельство духовного состояния нашей Церкви. Поясню свою мысль на примере Евангелия: «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Матфей 16: 1-4). «Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?» (Лука 12: 54-57). Таким образом получается, что мироточение икон, как и другие знамения с неба нужны лишь для тех людей, которые не в состоянии самостоятельно распознать знамения последних времен, о чем нам нужно судить по самим себе. Надеюсь, что все понятно.

Вот в Европе, например, накануне 2000 года прошел сокрушительный ураган, который произвел страшные разрушения и унес множество жизней. У нас в России уже говорят, что «это было им наказание за разрушение Югославии». А в Европе, напротив, по телевизору объясняют: «Не волнуйтесь, ничего страшного не происходит. Не следует связывать это стихийное бедствие с концом света. Это - всего лишь природное явление». Таким образом получается, что к нам следует отнести и другие слова Спасителя: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Матфей 13: 10-15).

Работы А.И.Осипова я не читал и потому не вполне понимаю то, что ты пишешь. По вопросу канонизации царя Николая II у меня пока нет своего однозначного мнения, но судьба его вызывает сочувствие. Впрочем, возможно, я мало что понимаю в канонизации вообще, и потому считаю пока преждевременным публично высказывать свое мнение по этим вопросам.

Что касается Горбачева в моем толковании Откровения, то надеюсь, ты понимаешь, что все это продиктовано не личной к нему антипатией. Кстати, для меня Горбачев - не самая отвратительная фигура на сцене политического абсурда современной России. Но я ведь не виноват, что в Откровении говорится: «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (Откр.17:11). Если ты предложишь мне другое логичное объяснение этих слов Откровения, то я с удовольствием помещу его на своем сайте.

Что касается Горбачева, то я советую тебе прочитать две статьи Олега Платонова из книги «Терновый венец России», которые называются «Организация объединенных религий» и «Мировой Форум». Их можно найти в разделе «Книжное обозрение».

За «резкие выпады в мой адрес» ты можешь не извиняться. Я ведь сам хорошо понимаю, что все это продиктовано не личным ко мне отношением, а твоим опасением, что мое толкование Откровения может ввести в заблуждение других членов Церкви. О том, что так следует поступать, пишет сам Иоанн Богослов: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоан.4:1). Просто делать это надо более рассудительно, чтобы не получалось, как в поговорке, когда больные сказали врачу: «сперва исцелись сам» (Лука 4:23). Кстати, я и сам недавно написал рецензию на одну из глав книги «Последнее искушение», которую купил в православном храме. Автор книги В.И.Кремень в главе «Антихрист и Блудница» пытается рассуждать на темы Апокалипсиса, но в этом мало что понимает. Получилось довольно резко. Хотя эта книга, сама по себе, достаточно интересная. Впрочем, ты можешь высказать об этом свою точку зрения.

Если ты хочешь продолжить со мной переписку, то сначала прочти мой ответ на твое шестое письмо. Ну а, в общем, еще раз с наилучшими пожеланиями в Новом Году.

Всего доброго, Андрей Мазуркевич, 21.01.2000г.