Русская Идея
КНИГА ПИСЕМ

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

В Горбачеве я вижу антихриста

6 октября 1999 года

Шестое письмо от Сергиевского Леонида:

Приветствую, Андрей! Я совсем заработался, поэтому такая пауза... ... Я пишу зеленым.

То что ты, как ты пишешь, не обнаружил явной и грамотной критики в твой адрес, вовсе не свидетельствует о твоей правоте, а скорее – в отсутствии желания у людей твою страницу критиковать. По вполне понятным причинам. Во-первых, за последнее время в печати и Сети появилось такое громадное кол-во всякого рола толкований Писания со стороны не то что православных, а вообще людей мало понимающих христианство, как таковое.

Леонид, я не вполне понимаю, какое отношение к моему сайту имеют неправославные публикации? Я ведь считаю себя православным и не скрываю, что для меня важно мнение Церкви. А если кто-либо из читателей также считает себя православным и думает, что он знает Истину, но не хочет со мной побеседовать, чтобы наставить меня на путь истинный (когда я и сам его к этому призываю) то мне такое "православие" кажется странным, чтоб не сказать больше. Ведь сказано же в Евангелии: «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее в сокровенном месте, не покрывают ее сосудом и не ставят под кровать, но на подсвечнике, и да светит всем в доме» (Мф. 5: 14,15; Мар. 4: 21; Лк. 8: 16; 11: 33).

Здесь мне сказать нечего, ты прав и мой первый довод неубедителен. Скорее всего на твою страничку мало кто заглядывал из православных богословов. Кстати, мне очень интересно, имеются ли у тебя отзывы о твоем толковании со стороны нашей Церкви? Я не имею ввиду только интернет, но любое обсуждение или совет на эту тему со священниками или богословами. И еще вопрос (может и некорректный - тогда не отвечай), есть ли у тебя духовник?

*   *   *

Во-вторых, события о которых идет речь, станут ясны и видны истинным чадам Церкви по мере исполнения самих событий – об этом свидетельствуют все христианские мыслители, когда-либо писавшие на эту тему.

Леонид, ты поступаешь здесь не корректно, пытаясь укрыться за мнение неизвестно каких "мыслителей". Такие приемы и выражения недопустимы при полемической переписке. Ты должен был привести мне хотя бы одну цитату того, кто это говорил, потому что в противном случае мне не понятно, на что я должен здесь отвечать. Ведь то, что кажется лично тебе очевидным, может оказаться в действительности очень далеким от истины.

Извини, так как я поступил не корректно, то прошу у тебя прощения и постараюсь исправить ошибку. Конечно, я приведу только несколько примеров, но если будет нужно и ты мне об этом напишешь - я найду большее количество цитат.

«Иноки Соловецкого монастыря передают ответ преподобного Зосимы, данный им ученикам, которые вопросили его о том, как узнать Антихриста, когда он придет. Преподобный сказал: «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это Антихрист». Ответ самый точный». (Цитата из прот. Б. Молчанов, «Тайна беззакония и Антихрист»)

Мой комментарий: по-моему, действительно, самый точный признак антихриста. На эту же тему:

«Не нужно и невозможно будет человекам передавать друг другу весть о пришествии Сына Божия. Он явится внезапно, явится, по всемогуществу Своему, всем человекам и всей земле в одно время» (еп. Игнатий Брянчанинов, т. IV, с. 275). Сам Спаситель предупредил: «Тогда аще кто речет вам: се зде Христос, или онде; не имите веры».

Также еще один пример:

«Между прочим, очень важно отметить, что все св. отцы считают главной причиной такого быстрого и безрассудного увлечения людей Антихристом отсутствие у них духовного разума, всецелую их погруженность в плотское состояние. А так как духовный разум может приобретаться и развиваться только в условиях правильной духовной жизни, преподаваемой истинной Православной Церковью, то в тот момент смогут оказаться в полном духовном всеоружии и распознать все козни и коварства Антихриста только православные христиане, но не все, а только та малая часть из них, которая будет жить духовной жизнью по правилам Церкви. Еретики же и лжеверы, у которых или вовсе отсутствует духовная жизнь, или практикуется, но в неправильных и извращенных формах, неизбежно сделаются жертвами обольщения Антихриста. Антихрист тонко подменит культ Богочеловека культом Человекобога и потребует поклонения себе как Богу. В Св. Писании он изображается как превозносящийся «выше всего, называемого Богом или святынею» (2 Фес. 2, 4), как говорящий «гордо и богохульно», как хулящий Бога и «жилище Его и живущих на небе» (Откр. 13,5-6)». (Цитата из прот. Б. Молчанов, «Тайна беззакония и Антихрист»)

Последняя цитата наиболее полно отражает все то, что я, выражаясь своим неумелым языком, пытался передать в предыдущем 5-ом письме. Если ты понял меня иначе, или вообще не понял, то я приношу свои извинения за то, что не сумел правильно выразить свою мысль. Если же ты все прекрасно понял, но считаешь, что подобное мнение не имеет отношения к нашему разговору или что оно ошибочно, то я буду рад прочесть твое мнение по данному вопросу.

Опять-таки, если не понятно, зачем я все это пишу, то я поясню, что данный подход к Писанию (по поводу правильной духовной жизни в частности) и тем более Откровению, является по моему мнению важным и решающим. А так как твоя страница – это тоже своеобразный подход к Откровению, то образ жизни автора, его духовный опыт, носят немаловажный характер. Я же не знаю твоего духовного возраста, и своими наводящими и отчасти хаотическими может быть мыслями, пытаюсь по твоим ответам понять – что ты за человек. Делаю я это потому, что во-первых согласен с многими выводами которые ты делаешь (отвечаю на твой вопрос в предыдущем письме (Прочитал твои рассуждения и не понял, как ты все же считаешь: прав я или не прав?), но сильно сомневаюсь по поводу кандидата во всемирные цари. Мои сомнения трудно аргументировать, поэтому я не стану этого делать, а буду полагаться на Волю Творца и наблюдать за дальнейшим развитием событий. По поводу же твоего толкования (если можно так выражаться), то мне кажется что Горбачев в нем не является такой фигурой, убрав которую и поставив на его место другую, все обрушится. Конечно, исчезнет очень удобное понимание вопроса повторного появления одного из семи царей во второй раз, но опять же твое понимание этого места в Откровении может быть ошибочным. По поводу же того, что в этом нет ничего страшного, то тут я полностью с тобой согласен. Именно в этом ничего страшного нет. Страшное начинается тогда, когда человек не просто допускает какие-либо отдельные ошибки в силу того, что просто не способен знать все и мыслит предположительно, а начинает вообще ошибочно мыслить, отрываясь от мнения Церкви или прямо противореча ей. Ты же пишешь, что для тебя мнение Церкви важно, и соответственно этот вопрос отпадает.

А если ты этого не понимаешь (что воля Божия заключается в том, чтобы пророки предсказывали будущее, а не следовали лишь за "мерой исполнения событий") то я думаю, что мне не хватит никакой электронной почты, чтоб тебе это объяснить.

Кто такие пророки я прекрасно понимаю. Но ведь я обсуждал с тобой не каких-либо пророков Церкви и их работы, а твою работу и твое толкование. Если же твою реплику применить к тебе самому, то я не был осведомлен, что ты пророк, а удостоверение в этом я получу, исходя из Писания, по мере исполнения твоего пророчества, иначе ты окажешься лжепророком. А поскольку ты явно пророчествуешь – то тут одно из двух: ты или пророк или лжепророк. Я мог бы подумать, что ты только предполагаешь то, о чем пишешь, и выносишь свои догадки на обсуждение, но твои слова (Я ведь хотел тебе объяснить, что для того чтобы обнародовать свои взгляды, как минимум необходимо самому быть уверенным в том, что ты пишешь) объяснили мне, что ты убежден и соответственно получается, что ты пророчествуешь.

Что касается твоего толкования притчи "о десяти девах", то извини Андрей, но подмену понятий производишь здесь ты. Причем конкретную. По твоему получается, что те люди, которые жили благочестиво и по-христиански, не спасутся только потому, что не уразумеют пророчеств о последнем времени, в которое они будут жить. На самом деле один из Новых Отцов - преподобный Серафим Саровский - дает нам исчерпывающие толкование на притчу о десяти девах (см. Житие преп. Серафима Саровского, разговор с Мотовиловым в четверг о смысле человеческой жизни), где батюшка подробнейшим образом объясняет этот вопрос. На всякий случай привожу это место:

«В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: «шедши купите на торжищи». Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они, хоть и юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель как состояние равноангельное и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятаго Духа Божьего недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божьего, и говорится в отеческих книгах: «ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его - во дно адово». Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: «многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая воля Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная, и третья бесовская, вполне пагубная». И вот эта-то третья, вражеская, воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая - собственная воля наша - научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и, как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же - воля Божия и всеспасительная - в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святаго как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего. Оно-то, это стяжание Духа Святаго, собственно и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев. За то-то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святаго, без Которого и спасения никому нет и быть не может, ибо: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеет же Тройческим единством священнотайне». Сам Дух Святый вселяется в души наши, и это-то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его Тройческаго Единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святаго, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божьему всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову Божьему: «вселюся в них, и похожду, и буду им в Бога, и тии будут в людие Мои». Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевши, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были затворены. Торжище - жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и не допустившие к Жениху, - смерть человеческая; елей - не дела, но получаемая через них вовнутрь естества нашего благодать Всесвятаго Духа Божия, претворяющая оное от сего в сие, то есть от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа существа нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, - в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе и Вечном Женихе душ наших. Сколь велико сострадание Божие к нашему бедствию, то есть невниманию к Его о нас попечению, когда Бог говорит: «Се стою при дверех и толку!» - разумея под дверями течение нашей жизни, еще не затворенной смертью. О, как желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием! «В чем застану, в том и сужду», - говорит Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечением и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица гнева Его кто станет! Вот почему сказано: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть», то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносят нам благодать Его. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа».

Твое толкование очень сильно расходится с объяснением преподобного, а ему у меня доверять больше оснований.

*   *   *

Ты же пишешь, что молчать нельзя. Но кто молчит? Церковь Христова постоянно возвещает своим чадам и всему миру эти истины, и те, кому дано слышать, слышат этот глас «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2-е Кор.6:2) Каждый день совершается Бескровная Жертва, Святое Приношение и Господь с нами соединяется в Таинстве Евхаристии. Что же большее для человечества можно сделать для его спасения? Ничто. Не будет большей жертвы и дела за людей, чем Крест Христов. Нам остается утверждаться в Истине, которая, повторяю, состоит в исполнении заповедей, т.е. в правильной христианской жизни, в несении личных подвигов благочестия, «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24), в приобретении смирения и очищении от грехов. В пребывании в Лоне Церкви Православной, Единой, Святой, Соборной и Апостольской. В послушании, а не в самочинии.

Эти слова твои верные, но, к сожалению, как я уже сказал выше, они мало относятся к сути обсуждаемой нами темы. Ведь мы говорим не о таинстве Евхаристии, а об Откровении Иоанна и Втором пришествии Иисуса Христа, и незачем их противопоставлять друг другу. А от чего будет зависеть спасение в конце мировой истории непосредственно перед вторым пришествием Господа Иисуса Христа, как я сказал выше, сказано в притче «о десяти девах».

Как я уже тебе выше написал, твое понимание притчи весьма сомнительно. По поводу же темы нашего общения, то я не понимаю, с чего ты взял, что мы говорим «о конце мировой истории и об Откровении Иоанна?» По-моему я ясно дал тебе понять, что мне просто интересно пообщаться с тобой на христианские темы вообще. Если же тебе это малоинтересно, то, извини, оповести меня, и я больше не буду тебе писать об этом.

*   *   *

Люди, проводящие такую жизнь, знают и «признаки времен», и «тайна беззакония» для них ясна.

Напиши лучше, как ты понимаешь слова Апостола Павла: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2-е Фес. 2: 7),- или назови хотя бы "людей", которых ты здесь имеешь в виду, тогда и поговорим, насколько ты все это понимаешь. А то эти "люди" мне очень напоминают всех тех "христианских мыслителей", о которых ты писал выше.

"Эти люди" в данном отношении для меня - это Олег Платонов, Сергей Нилус, и другие православные авторы, обличающие и раскрывающие сеть преступлений и мерзости богоотступнической деятельности масонов, направленной подорвать Православие и христианство в целом. А "тайна беззакония" для меня - это борьба с Богом Истинным бога ложного - сатаны, осуществляемая в нашей реальности через жидов и других людей, объединенных между собой ненавистью к Истине, и стремящихся ее низложить. Через носителей зла, оковывая цепями зла несчастных людей, обреченных на вечную погибель, дьявол борется с Господом и воистину мы с тобой и нынешнее время, по всем признакам близки к развязке. Но Господь убьет нечестивца духом уст своих и правда восторжествует, в чем я нимало не сомневаюсь.

*   *   *

Леонид, я тебя снова не понимаю. Ну если ты полагаешь, что я «слеп и хожу во тьме», так скажи мне об этом прямо. В выражениях стесняться не надо – поверь, что я не обижусь. А если ты так не считаешь, то зачем засорять переписку общими утверждениями и цитатами из Писания, которые не имеют отношения к делу? Ведь сказано же в Евангелии: «Да будет слово ваше: «да, да» и «нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5: 37).

Я не стесняюсь в выражениях, а приговор тебе, ходишь ли ты во тьме иле нет, выносить не мне, а Богу. Мне же интересно обсудить с тобой некоторые темы, может быть и не относящиеся к Откровению. Если тебе это не интересно, и ты не хочешь об этом говорить - то так и скажи.

*   *   *

Ты же, каким образом действуешь? О чем ты не хочешь умолчать? Более того, ты сам становишься толкователем. Кому поможет то, что ты конкретно называешь? Если ты прав, то, аминь, да свершится предопределенное в Предвечном Совете, мы знали о том, что это должно произойти и готовились по мере сил к последнему времени. Но если ты не прав? Если это пока только подготовка? (Хотя общая направленность безусловно антихристова).

Прочитал твои рассуждения и не понял, как ты все же считаешь: прав я или не прав? А потом подумал и решился тебе напомнить слова Апостола Иакова: «Если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,– и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иаков 1: 5-8).

Андрей, я надеюсь, что наш разговор не перейдет в обмен назиданиями и обличениями тем более от Писания. Я этим не занимаюсь, а разговаривая с тобой затрагиваю те или иные темы которые мне интересны, и интересно твое мнение о них. Что касается твоей правоты, то я выше по тексту уже ответил на этот вопрос. Еще раз повторю, что так же как и ты чувствую что время близко, но имею реальные сомнения в отношении кандидатуры всемирного царя. Впрочем, мы не обсудили с тобой еще массу моментов; такие как:

  • 8-й Вселенский Собор,
  • 3-я мировая война,
  • Подробности о грядущем разрушении Москвы.

И другие. Предлагаю текущую тему закрыть (предполагая все-таки ответ на это письмо по этой теме) и начать обсуждать вышеперечисленные моменты. В отношении твоего будущего ответа на это письмо прошу ответить также на след. вопросы: - я так и не понял, ты видишь в Горбачеве антихриста? (Может вопрос несколько глуп, после стольких писем к тебе, но лучше поздно, чем никогда).

*   *   *

Ты рискуешь поплатиться в этом случае, размножая в умах неподготовленных ложное знание. О вредности любого ложного знания, я думаю, ты знаешь: «Ваш отец Диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8: 44).

Леонид, следуя твоей логике, все древние толкователи Апокалипсиса, такие, например, как Ириней Лионский, Ипполит Римский, Ефрем Сирин, Андрей Кесарийский, Иоанн Дамаскин, Кирилл Иерусалимский и Иоанн Златоуст, не говоря уже о всех новейших православных толкователях в XIX и XX вв., написав свои толкования занимались бессмысленным делом. А если принять во внимание, что в их толкованиях много противоречий и встречаются даже ошибки, которые по прошествии многого времени стали для нас очевидны, то их дело, по-твоему, было вредным? Но разве это православный подход? Или я опять чего-то не понимаю?

Опять-таки, я не знал, что ты ставишь себя на уровень Иренея Лионского, Кирилла Иерусалимского и др. Если же не ставишь, то какой смысл приводить их в пример? Православный же подход состоит в том, чтобы понять прежде всего внутренний мир предсказателя (если Церкви он неизвестен): «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоан. 4: 1). Чем я собственно и занимаюсь.

*   *   *

К тому же публикация в Интернет, очевидно, предполагает, что могут найтись читатели, которые лучше меня понимают Откровение Иоанна и способны исправить мои ошибки, написав мне об этом по электронной почте. Впрочем, мой сайт существует уже полтора года, но пока что такие читатели, к сожалению, не обнаружены.

Как видишь, такие - обнаружены. Вопрос в другом - признаешь ли ты ошибки?

Извини, Леонид, но пока что таких читателей, к сожалению, я не вижу. А что касается тебя лично, так ты пишешь мне не об ошибках в моем толковании Апокалипсиса, а о моей (предполагаемой тобой) мотивации в его публикации. А мне это, честно говоря, менее интересно, чем разговор по существу дела.

Ошибки толкования обычно являются ошибками в самом толкователе. Ошибки в толкователе - причина, ошибки толкования - следствие.

*   *   *

Я по прежнему готов встретиться для беседы и с тобой лично и с твоим духовным наставником, о котором ты пишешь, и со всеми, кому это не безразлично. Так что, когда найдешь время, позвони мне по телефону [ 948-...-... ] и мы договоримся о встрече.

Сейчас одни искушения, Андрей. Времени в обрез. Вынужден сейчас искать себе квартиру, чтобы ее снять на долгое время. Если у тебя есть варианты - сообщи пожалуйста. Мой рабочий телефон: 427-13-00.

Леонид

ОТВЕТ:

Леонид, здравствуй!

Я долго не отвечал на твое письмо, потому что на три недели уезжал в г.Краснодар и вернулся только 22 октября. Мой текст снова выделен красным цветом.

*   *   *

... Кстати, мне очень интересно, имеются ли у тебя отзывы о твоем толковании со стороны нашей Церкви? Я не имею ввиду только интернет, но любое обсуждение или совет на эту тему со священниками или богословами. И еще вопрос (может и некорректный - тогда не отвечай), есть ли у тебя духовник?

ОТВЕТ:   У меня, конечно же, был духовник. Кстати, сейчас он известная личность. Это наместник Даниловского монастыря в Москве Архимандрит Алексей, а в 1981 году, когда мы с ним познакомились, он был иеромонахом Алексеем в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске. Сейчас мы встречаемся очень редко. Что касается моего толкования, то я давал ему прочитать его в отпечатанном виде еще в 1995 году, когда хотел получить благословение на публикацию. Но он не смог прочитать толкование из-за большой занятости делами монастыря и, сказав, что он «мало что понимает в этой трудной для него теме», посоветовал обратиться с этим вопросом к другим православным священникам.

В 1992 году я показывал свое толкование Владимиру Губанову. Тогда он работал в редакции газеты "Русский Вестник" отвечая за религиозные публикации. Сейчас он, если не ошибаюсь, работает в журнале "Православный паломник". Губанов полностью согласен с моим толкованием и говорил мне, что «пришел к тем же выводам самостоятельно».

Я также давал читать свое толкование и другим православным священникам. Из всем хорошо известных могу назвать отца Дмитрия Дудко (мы с ним также давно знакомы) и протоиерея Вячеслава Ципина. Про Дудко ты, наверное, слышал, а протоиерей Владислав Цыпин - это профессор Московской Духовной академии, доктор богословия, и он же является автором книги "Церковное право", по которой читает лекции в Московской Духовной Академии при РПЦ. Дудко толкование прочитал и дал мне благословение на публикацию, хотя как и ты не уверен, что антихристом явится Горбачев. Ципин также внимательно прочитал мое толкование и после продолжительной беседы со мной просто развел руками сказав, что возразить ничего не может («возможно, что это правда») но, тем не менее, «сомневается, что мое толкование написано по вдохновению Святого Духа».

Обращался я и к другим православным священникам. Например, мой крестный отец Леонид Ципин 1945 года рождения окончил Киевский Государственный Университет и раньше жил в Киеве, а в 1993 году переехал в Германию. В 1995 году он стал православным священником и служит сейчас в Дюссельдорфе. Его позиция такова, что «время само покажет - насколько мое толкование верно», хотя, конечно, по существу возразить ничего не может.

У меня еще также есть знакомый протоиерей Григорий Логвиненко (мы с ним также знакомы уже 18 лет), он кстати живет в Москве и тоже довольно грамотный человек - окончил Московский Университет, а после в Загорске Духовную Академию. Одно время он был настоятелем в храме Илии Пророка на улице Ильинка в Москве. Кстати, это он посоветовал мне обратиться к отцу Вячеславу Ципину. Что касается моего толкования, то отец Григорий меня упрекает, что я занимаюсь не своим делом. Его позиция такова, что «подобные толкования должны быть опубликованы только лишь с разрешения Патриарха или под патронажем кого-либо из очень авторитетных людей в Церкви». Он таковыми считает, например, Архимадрита Кирилла Павлова (духовника Патриарха) и прот. Валентина Асмуса (преподает в православном Свято-Тихоновском богословском институте в Москве). Но когда я его попросил, чтобы он мне помог с ними встретиться, то он дал лишь их телефоны и предложил мне действовать самостоятельно. Я, естественно, отказался, потому что не имею привычки обращаться с такими вопросами к совсем незнакомым мне людям.

Кстати, если тебе интересно, ты можешь сам распечатать мое толкование и предложить его прочитать кому-нибудь из известных тебе богословов, мнению которых ты доверяешь, а потом предложить им со мной побеседовать. Тогда и сам ты увидишь реакцию на мое толкование со стороны Православной Церкви.

*   *   *

Во-вторых, события о которых идет речь, станут ясны и видны истинным чадам Церкви по мере исполнения самих событий – об этом свидетельствуют все христианские мыслители, когда-либо писавшие на эту тему.

Леонид, ты поступаешь здесь не корректно, пытаясь укрыться за мнение неизвестно каких "мыслителей". Такие приемы и выражения недопустимы при полемической переписке. Ты должен был привести мне хотя бы одну цитату того, кто это говорил, потому что в противном случае мне не понятно, на что я должен здесь отвечать. Ведь то, что кажется лично тебе очевидным, может оказаться в действительности очень далеким от истины.

Извини, так как я поступил не корректно, то прошу у тебя прощения, стараясь исправить ошибку. Конечно, я приведу только несколько примеров, но если будет нужно, и ты мне об этом напишешь, я найду большее количество цитат.

«Иноки Соловецкого монастыря передают ответ преподобного Зосимы, данный им ученикам, которые вопросили его о том, как узнать Антихриста, когда он придет. Преподобный сказал: «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это Антихрист». Ответ самый точный». (Цитата из прот. Б. Молчанов «Тайна беззакония и Антихрист»)

Мой комментарий: по-моему, действительно, самый точный признак антихриста.

ОТВЕТ:   А по-моему, этот ответ не корректный. Я не думаю, что антихрист будет называть себя Христом в том смысле, как говорил Иисус, что на Нем исполняются библейские пророчества иудеев о пришествии Мессии. Потому что иначе его не примут во всем европейском мире, который считает себя христианским. Это мнение разделяет и св. Иоанн Златоуст: «Антихрист ничего подобного не будет говорить, то есть, что послан от Отца, что пришел по воле Его» (Беседа 41-ая на Евангелие Иоанна), - а прообразом антихриста Иоанн Златоуст полагает Нерона: «Ибо Нерон хотел, чтобы его считали Богом» (Беседа 3-ая на 2 Послание к Солунянам). Но Нерон иудеем не был, а из слов Апостола Иоанна достаточно очевидно, что антихрист будет не иудеем, а вероотступником вообще: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов. Они вышли от нас, но не были наши» (1-е Иоан. 2: 19, 20),- то есть его появление следует ожидать не в иудейской, а в христианской среде. Таким человеком был, например, император Юлиан Отступник во времена Римской Империи.

Я могу согласиться с тем, что пишет Борис Молчанов:

«Антихрист тонко подменит культ Богочеловека культом Человекобога и потребует поклонения себе как Богу».

Но дело в том, что подобные "признаки" мало помогут Церкви в деле противодействия антихристу, потому что в то время антихрист уже сосредоточит в своих руках необъятную власть, как сказано в Откровении: «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13: 6, 7). И принимать какие-либо меры противодействия со стороны Церкви будет тогда уже слишком поздно. А поэтому указать на антихриста следует до прихода антихриста к власти по другим известным нам признакам.

*   *   *

«Не нужно и невозможно будет человекам передавать друг другу весть о пришествии Сына Божия. Он явится внезапно, явится, по всемогуществу Своему, всем человекам и всей земле в одно время» (еп. Игнатий Брянчанинов, т. IV, с. 275). Сам Спаситель предупредил: «Тогда аще кто речет вам: се зде Христос, или онде; не имите веры».

ОТВЕТ:   Это ко мне вообще не относится. Я нигде ведь не утверждаю, что второе пришествие Сына Божия уже состоялось.

*   *   *

«Между прочим, очень важно отметить, что все св. отцы считают главной причиной такого быстрого и безрассудного увлечения людей Антихристом отсутствие у них духовного разума, всецелую их погруженность в плотское состояние. А так как духовный разум может приобретаться и развиваться только в условиях правильной духовной жизни, преподаваемой истинной Православной Церковью, то в тот момент смогут оказаться в полном духовном всеоружии и распознать все козни и коварства Антихриста только православные христиане, но не все, а только та малая часть из них, которая будет жить духовной жизнью по правилам Церкви. Еретики же и лжеверы, у которых или вовсе отсутствует духовная жизнь, или практикуется, но в неправильных и извращенных формах, неизбежно сделаются жертвами обольщения Антихриста. Антихрист тонко подменит культ Богочеловека культом Человекобога и потребует поклонения себе как Богу. В Св. Писании он изображается как превозносящийся «выше всего, называемого Богом или святынею» (2 Фес. 2, 4), как говорящий «гордо и богохульно», как хулящий Бога и «жилище Его и живущих на небе» (Откр. 13, 5-6)». (Цитата из прот. Б. Молчанов «Тайна беззакония и Антихрист»)

Последняя цитата наиболее полно отражает все то, что я, выражаясь своим неумелым языком, пытался передать в предыдущем 5-ом письме. Если ты понял меня иначе, или вообще не понял, то я приношу свои извинения за то, что не сумел правильно выразить свою мысль. Если же ты все прекрасно понял, но считаешь, что подобное мнение не имеет отношения к нашему разговору или что оно ошибочно, то я буду рад прочесть твое мнение по данному вопросу.

ОТВЕТ:   Эта цитата Бориса Молчанова действительно очень важная и, кстати, она подтверждает мое толкование притчи "о десяти девах", о чем я скажу подробнее ниже.

*   *   *

Кто такие пророки я прекрасно понимаю. Но ведь я обсуждал с тобой не каких-либо пророков Церкви и их работы, а твою работу и твое толкование. Если же твою реплику применить к тебе самому, то я не был осведомлен, что ты пророк, а удостоверение в этом я получу, исходя из Писания, по мере исполнения твоего пророчества, иначе ты окажешься лжепророком. А поскольку ты явно пророчествуешь - то тут одно из двух: ты или пророк или лжепророк. Я мог бы подумать, что ты только предполагаешь то, о чем пишешь и выносишь свои догадки на обсуждение, но твои слова (Я ведь хотел тебе объяснить, что для того чтобы обнародовать свои взгляды, как минимум необходимо самому быть уверенным в том, что ты пишешь) объяснили мне, что ты убежден и соответственно получается, что ты пророчествуешь.

ОТВЕТ:   А мне эти твои слова очень сильно напоминают один анекдот про еврея, который во время Второй мировой войны перед боем пишет себе в записную книжку: «если меня убьют, то считайте меня коммунистом, а если нет - то нет».

*   *   *

Что касается твоего толкования притчи "о десяти девах", то извини Андрей, но подмену понятий производишь здесь ты. Причем конкретную. По твоему получается, что те люди, которые жили благочестиво и по-христиански, не спасутся только потому, что не уразумеют пророчеств о последнем времени, в которое они будут жить. На самом деле один из Новых Отцов – преподобный Серафим Саровский – дает нам исчерпывающие толкование на притчу о десяти девах (см. Житие преп. Серафима Саровского, разговор с Мотовиловым в четверг о смысле человеческой жизни), где батюшка подробнейшим образом объясняет этот вопрос. На всякий случай привожу это место... Твое толкование очень сильно расходится с объяснением преподобного, а ему у меня доверять больше оснований.

ОТВЕТ:   Мое толкование притчи "о десяти девах" не расходится с толкованием Серафима Саровского, а только лишь развивает и дополняет его. И в этом нет ничего удивительного. Об этом же пишет Священномученик Петр Дамаскин (XII в.):

«Бывает так, что один говорит одно, а другой о том же самом изречении Божественного Писания - другое, ибо часто и то и другое внушила Божественная благодать, сообразно с временем и состоянием людей» («Творения преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина, в русском переводе». М. «Скит». 1993. Стр. 315-321).

Серафим Саровский правильно указал, что елеем в светильниках мудрых дев является действие в человеке благодати Святого Духа, и без этого спасение невозможно. Но дальше возникает вопрос: почему же уснули все девы и мудрые и неразумные? Сон неразумных дев нам понятен, но мудрые девы должны были бодрствовать, потому что их должен был побуждать к этому Святой Дух. Также из объяснения Серафима Саровского не понятно, зачем Иисус облекает в такую замысловатую притчу это в общем-то банальное утверждение, что в деле спасения необходимо стяжание благодати? Ведь Он это говорил неоднократно в той или иной форме Своим ученикам, то есть Апостолам, не используя иносказание. Тем более, что проверить, у кого есть действие благодати, а кто только думает, как ты пишешь, что он «живет благочестиво и по-христиански», в обычной церковной жизни часто довольно трудно, да в общем-то и не нужно, ибо каждый из нас поступает соответственно своей воле, как пишет Апостол Павел: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7).

Все эти соображения побуждают меня искать другой сокровенный смысл притчи "о десяти девах". И, по-моему, не случайно Иисус говорит эту притчу после ответа ученикам на вопрос: «Учитель скажи, каковы признаки Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24: 3), - где Он называет им «признаки кончины века» (о чем идет речь в 24-ой главе Евангелия от Матфея) а далее поясняет: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам» (Мф. 25: 1), - то есть «Тогда», когда эти признаки начнут исполняться. Таким образом очевидно, что содержание этой притчи относится к состоянию Церкви лишь в конце мировой истории, что подтвердил Иисус и в конце Своей притчи, сказав: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25: 13). Это соображение побуждает меня связывать содержание этой притчи с текстом 11-ой главы Откровения Иоанна, где та же мысль и идея выражена помимо образов в прямых словах пророчества, о чем я и написал тебе в предыдущем моем письме.

Кстати, Борис Молчанов, цитату которого ты приводишь, косвенно подтверждает мое толкование этой притчи тем, что он пишет:

«все св. отцы считают главной причиной такого быстрого и безрассудного увлечения людей Антихристом отсутствие у них духовного разума, всецелую их погруженность в плотское состояние. А так как духовный разум может приобретаться и развиваться только в условиях правильной духовной жизни, преподаваемой истинной Православной Церковью, то в тот момент смогут оказаться в полном духовном всеоружии и распознать все козни и коварства Антихриста только православные христиане, но не все, а только та малая часть из них, которая будет жить духовной жизнью по правилам Церкви».

Ведь по-моему очевидно, что в притче "о десяти девах" Иисус называет всех этих христиан "девами мудрыми и неразумными", то есть Он разделяет Церковь на тех, кто имеет "духовный разум" и тех, кто лишь думает, что они «жили благочестиво и по-христиански».

Это будет, действительно, важно лишь в самом конце мировой истории, когда признание власти антихриста будет уже не прощаемым грехом ни в этой жизни ни в будущей, как сказано в Откровении:

«И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса. И услышал я голос с неба, говоривший мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они упокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14: 9-13).

Церкви же предстоит «распознать все козни и коварства Антихриста» при помощи библейских пророчеств. Причем, сделать ей это нужно до прихода антихриста к власти. А люди, которые думали, что они «жили благочестиво и по-христиански», не спасутся в то время не потому, что «не уразумеют пророчеств о последнем времени, в которое они будут жить», а скорее наоборот, потому и не уразумеют, что до этого лишены благодати, а значит, духовной мудрости, то есть способности понимания пророчеств Апокалипсиса. Это же подтверждает, кстати, Апостол Павел, когда пишет, что действие антихриста в мире будет сопровождаться «всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2-е Фес. 2: 10-12). Таким образом очевидно, что в число «погибающих» попадают не только неверующие и еретики, но и многие православные христиане, которые только думали, что они «жили благочестиво и по-христиански», но на практике не заботились о стяжании благодати Святаго Духа. Поэтому, когда явился в мире антихрист, они не выдержат испытания своей веры. (Смотри также Мф. 7: 24-27). Именно этих "благочестивых христиан", обличает Господь в Послании Лаодикийской Церкви: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3: 17, 18), - и их же Он называет "неразумными девами" в притче "о десяти девах".

Кстати, именно в этом смысле притча "о десяти девах" раскрывается в «Учении 12 Апостолов»:

«Бодрствуйте о жизни вашей. Светильники ваши да не угашаются и чресла ваши да не распоясываются, но будьте готовы. Ибо вы не знаете часа, когда Господь наш придет. Часто собирайтесь, ища подобающее душам вашим, ибо не принесет пользы вам все время веры вашей, если не станете совершенны в последнее время. Ибо в последние дни умножатся лжепророки и губители, и овцы обратятся в волков, и любовь обратится в ненависть. Ибо по умножении беззакония возненавидят друг друга и будут преследовать и предавать. И тогда явится мировой обманщик словно Сын Божий и сотворит знамения и чудеса, и земля предастся в руки его, и он будет творить беззакония, каких никогда не было от века. Тогда придет тварь человеческая в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а пребывшие в вере своей спасутся от этого проклятия. И тогда явятся знамения истины: сперва знамение, распростертое на небе, затем знамение гласа трубного, и, в-третьих, воскресение мертвых; как сказано: Придет Господь и все святые с Ним. Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных...». [«Учение 12 Апостолов», глава 16, приводится по сборнику «Писания мужей апостольских», Рига, 1994 г., стр. 36-38.]

«Учение 12 Апостолов» (Дидахэ) занимает особое место в христианской письменности. Оно стоит между книгами новозаветного канона и книгами мужей апостольских, то есть отцов и учителей Церкви, которые были учениками Апостолов. Климент Александрийский (ок. 200 г.) и Ориген (ок. 250 г.) цитируют Дидахэ среди книг, которые читаются в Церкви для назидания в вере. В IV веке каноничность Дидахэ была поставлена под сомнение, и эта книга была забыта так основательно, что совсем перестала переписываться. Сохранилась одна единственная рукопись, написанная в 1056 г., и та затерялась и пребывала в неизвестности. Честь ее открытия принадлежит православному греческому митрополиту Филофею Вриеннию. Обнаружив рукопись в собрании, являющемся собственностью Иерусалимского Патриарха, в 1873 г., митрополит Филофей сделал первое издание этой книги в 1883 г. в Константинополе. Позже был найден в Оксиринхе небольшой папирусный фрагмент конца IV в., были изданы также коптский и эфиопский переводы.

*   *   *

Напиши лучше, как ты понимаешь слова Апостола Павла: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2-е Фес. 2: 7),– или назови хотя бы «людей», которых ты здесь имеешь в виду, тогда и поговорим, насколько ты все это понимаешь. А то эти "люди" мне очень напоминают твоих «христианских мыслителей», о которых ты писал выше.

Эти люди в данном отношении для меня - это Олег Платонов, Сергей Нилус, и другие православные авторы, обличающие и расскрывающие сеть преступлений и мерзости богоотступнической деятельности массонов, направленной подорвать Православие и христианство в целом. А «тайна беззакония» для меня - это борьба с Богом Истинным бога ложного - сатаны, осуществляемая в нашей реальности через жидов и других людей, объединенных между собой ненавистью к Истине, и стремящихся ее низложить. Через носителей зла, оковывая цепями зла несчастных людей, обреченных на вечную погибель, дьявол борется с Господом и воистину мы с тобой и нынешнее время, по всем признакам близки к развязке. Но Господь убьет нечестивца духом уст своих и правда восторжествует, в чем я нимало не сомневаюсь.

ОТВЕТ:   Всего Олега Платонова я пока еще полностью не прочел. Я читал его несколько публикаций в «Литературной России» его исследования архивов французского масонства, которые оказались в КГБ после второй мировой войны. Мне это очень понравилось. А что касается Нилуса, то, по-моему, у него очень много ошибок. Особенно сильно он перемудрил с «Протоколами». Впрочем, писать здесь об этом подробно, по-моему, не имеет смысла.

Твое собственное объяснение слов Апостола Павла содержит противоречие, потому что деятельность масонов начинается только в эпоху средневековья, в то время как Павел пишет, что «тайна беззакония уже в действии». Если же под «тайной беззакония» понимать вообще борьбу сатаны с Богом, то возникают сомнения в том, что так именно думал Апостол Павел, когда писал свое Послание солунянам. Кстати, эти сомнения возникают не только у меня одного. Вот что, например, пишет Блаженный Августин (353-430гг.), епископ Иппонский, учитель Церкви:

Блаженный Августин:

«Так как солуняне, по словам Апостола, знали то, что он сказал им, то он не захотел говорить об этом открыто. А потому мы, не знающие того, что они знали, при всем желании своем не в состоянии уяснить себе того, что разумел Апостол; это тем более, что последующие слова его делают смысл еще более темным. Ибо что значат выражения: Тайна беззакония уже в действии. Только держай ныне да держит, пока от среды будет, и тогда явится беззаконник ? Признаюсь, что я вовсе не понимаю этих слов. Темные слова Апостола толкуются гадательно, одним так, другим иначе» [Проф. А.Д.Беляев, «О безбожии и антихристе». 1898г. Стр. 514.].

Отсюда неудивительно, что ты ничего не пишешь и про «удерживающего теперь», потому что все известные мне объяснения на эту тему страдают противоречием. Впрочем, углубляться на эту тем в нашей с тобой переписке, по-моему, не имеет смысла.

*   *   *

Впрочем, мы не обсудили с тобой еще массу моментов; такие как:

  • 8-й Вселенский Собор,
  • 3-я мировая война,
  • Подробности о грядущем разрушении Москвы.

ОТВЕТ:  

  • О 8-ом Вселенском Соборе написано много противоречивых предположений. Поэтому я не знаю, что ты имеешь в виду. Сформулируй свой вопрос более конкретно.

  • Что такое 3-я мировая война мне не совсем понятно. Потому что, если ее считать по количеству принимающих участие в ней государств, то тогда и войну стран НАТО против Югославии весной 1999 года можно назвать мировой, а если предполагать применение в ней оружия массового уничтожения, например, атомного, то такая война предсказана в Библии и носит название "Армагеддон". Я написал об этом подробно на странице своего сайта http://apocalypse.orthodoxy.ru/armageddon.htm Прочитай-ка все это внимательно, и если что-нибудь будет тебе не понятно, то я отвечу на все вопросы.

  • О грядущем разрушении Москвы я писал уже на странице http://apocalypse.orthodoxy.ru/18.htm Более подробное описание выходит за рамки толкования Апокалипсиса и носит характер политического прогноза в сфере политологии. Не знаю, насколько тебе это интересно?

И другие. Предлагаю текущую тему закрыть (предполагая все-таки ответ на это письмо по этой теме) и начать обсуждать вышеперечисленные моменты. В отношении твоего будущего ответа на это письмо прошу ответить также на след. вопрос: - я так и не понял, ты видишь в Горбачеве антихриста? (Может вопрос несколько глуп, после стольких писем к тебе, но лучше поздно чем никогда).

ОТВЕТ:   В Горбачеве я вижу антихриста.

*   *   *

Опять-таки, я не знал, что ты ставишь себя на уровень Иренея Лионского, Кирилла Иерусалимского и др. Если же не ставишь, то какой смысл приводить их в пример?

ОТВЕТ:   Леонид, ты снова меня не понял. Я не ставлю себя на их уровень, а только лишь занимаюсь по мере сил тем же делом, что и они. А хотел я сказать лишь о том, что, если таким общепризнанным людям позволительно ошибаться, то что можно сказать о нас грешных?

*   *   *

Православный же подход состоит в том, чтобы понять прежде всего внутренний мир предсказателя (если Церкви он не известен): «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоан. 4: 1). Чем я собственно и занимаюсь.

ОТВЕТ:   Ну что же, как говорится, Бог тебе в помощь. Но твоя попытка понять это при помощи Интернета мне очень сильно напоминает историю про человека, который нюхал розу через противогаз или учился плавать в резиновых сапогах. Со своей стороны я бы мог тебе посоветовать воспользоваться советом людей уже опытных в этом деле. Так, например, в книге пастыря Ерма дается такая рекомендация:

Ерм, муж апостольский (1-я четверть II в.):

«Каким же образом можно узнать, кто истинный пророк и кто лжепророк? - Выслушай об обоих пророках; и по тому, что я скажу тебе, распознаешь пророка Божия и пророка ложного. По жизни узнавай человека, который имеет Духа Божия. Во-первых, имеющий Духа свыше - спокоен, кроток и смирен, удаляется от всякого зла и суетного желания этого века, ставит себя ниже всех людей и никому не отвечает по вопросам, не говорит наедине; Дух Божий говорит не тогда, когда человек желает, но тогда, когда угодно Богу. Поэтому, когда человек, имеющий Духа Божия, придет в церковь праведных, имеющих веру Духа Божия, и там совершается молитва к Господу, тогда ангел пророческого духа, приставленный к нему, исполняет этого человека Духом Святым, и он говорит к собранию, как угодно Богу. Так проявляется Дух Божественный и узнается сила Его. Слушай теперь и о духе земном, суетном, несмысленном и не имеющем силы. Прежде всего человек, кажущийся исполненным духа, высит себя, желает иметь председательство, нагл и многословен, живет среди роскоши и многих удовольствий, берет мзду за свое прорицание; если же не получит, то и не пророчествует. Может ли Дух Божий брать мзду и пророчествовать? Делать это не свойственно пророку Божию; и в поступающих таким образом действует дух земной. Потом, он не входит в собрание мужей праведных, но избегает их, напротив, имеет общение с людьми двоедушными и пустыми, пророчествует на местах потаенных и обманывает их, говоря по их желаниям, и отвечая суетное людям суетным: ибо пустая посудина, когда складывается с другими пустыми же, не разбивается, но они хорошо прилаживаются одна к другой. А когда он входит в собрание людей праведных, имеющих Духа Божественного, и ими совершается молитва, тогда тот человек оказывается пустым: земной дух от страха бежит от него, и он совершенно поражается и ничего не может говорить». [«Писания мужей апостольских». Книга вторая - заповеди, Заповедь одиннадцатая, «О том, что истинные и ложные пророки познаются из дел». Рига. 1994, стр. 233-234.]

Об этом сказано и в Евангелии: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их» (Мф. 7: 15-20).

И последнее, если не возражаешь, я хочу поместить все наши письма в свою «Книгу писем». Может быть это будет кому-нибудь интересно?

Подписка на обновления: