Выбрать шрифт:
23 ноября 1999 года
Первое письмо от Владимира Артемьева:
Уважаемый Андрей! Я случайно обнаружил ваш сайт, и он меня заинтересовал. Попытка увязать события, описываемые в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова с конкретными историческими событиями в России, безусловно, оправдана, ибо Россия - удел Божий, а простой православный русский народ, хранящий в сердце своем истинный образ Господа Иисуса Христа, есть тот удерживающий, о котором говорит апостол Павел.
Посылаю вам мои заметки с размышлениями о судьбах России, в которых я даю свою интерпретацию явлению зверя. Я отправлял эту работу в одну из редакций, но отклика не получил; возможно, вам будет интересно с ней ознакомиться.
Я исхожу из того, что Апокалипсис, как и многие другие пророчества, есть одновременно и предупреждение, и утешение, как верующим, так и неверующим. Откровение Иоанна Богослова - это предупреждение всему человечеству, идущему по пути антихристианской или человекобожной цивилизации. Это предупреждение России, прежде всего власть имеющим, отказавшимся, начиная с Петра I, от православных корней, отринувшим тот камень, который был заложен еще равноапостольным князем Владимиром. Конкретные цифры: семь голов и десять голов зверя, число 666 и т.д., даны для того, чтобы мы, имея глаза, стремились видеть и, имея уши, стремились слышать.
Вполне возможно, что и я, и вы ошибаемся в определении, кто - зверь, а кто - антихрист, но один общий вывод очевиден. В 1903 году С.Н.Булгаков писал: «Истинная, т.е. духовная, цивилизация, которая была бы одинаково свободна от отвлеченного спиритуализма, или аскетизма, и от мещанского гедонизма, еще не была найдена и по-прежнему составляет всемирно-историческое искомое». Сейчас, в конце XX века, можно с уверенностью сказать, что ни на Западе, ни на Востоке никакой "истинной цивилизации" нет и, скорее всего, и не будет; но конец Света и Страшный Суд будут точно. Собственно в этом и есть главное предупреждение Апокалипсиса апостола Иоанна.
И все же эта книга весьма утешительна. Тяжек и скорбен путь русского народа, как никогда тяжела ситуация в России, но для человека, сохраняющего, несмотря ни на что, в сердце своем истинную веру, истинный образ Господа Иисуса Христа, этот путь является спасительным. «Сии облеченные в белые одежды, кто и откуда пришли?... Это те, которые пришли от великой скорби» (Отк. 7, 13-14).
Владимир, здравствуйте! Статью вашу я прочитал и нашел ее интересной. С большинством ваших выводов я согласен. Но в конце статьи вы беретесь сами толковать Откровение и, по-моему, допускаете очевидные противоречия. Я буду цитировать ваши тексты и давать к ним мои комментарии.
Владимир Артемьев:
Что же может ожидать Россию в следующем тысячелетии? Есть пророчества, которые увязывают многие эпизоды из Откровения святого Иоанна Богослова с событиями в России, например выход из бездны зверя. Явление зверя, описанное в Апокалипсисе, означает озверение человечества, идущего по пути человекобожной цивилизации, уповающей на бесконечный прогресс, осуществляемый силами человека. Уходящий XX век, век взлета человеческого гения - самый кровавый и самый жестокий век в истории человечества. Зверь имеет многоликий вид. На мировом уровне - это так называемый новый мировой порядок, имеющий семь голов - семь наиболее развитых стран, среди которых Россия заняла подозрительное восьмое место.
Здесь вы имеете в виду, очевидно, слова Откровения: «Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (Откр. 17: 10, 11). Но в Откровении говорится не о "развитых странах", а о «царях», которые царствуют друг за другом, в то время как эти "развитые страны" существуют одновременно.
Владимир Артемьев:
Внутри России это государственный строй, установившийся после окончательного закрепощения крестьян и утвердившийся при Петре I. Гонения на церковь ( так, при Петре I из более, чем 900 монастырей, было закрыто около 700), глумления и кощунства над Святыми Таинствами, церковная реформа 1721 года придали внутреннему устроению России откровенно зловещий вид. После Петра I государственный строй стал превращаться в дикое барство, в настоящего зверя по отношению к простому народу. Семь голов зверя это суть семь царей после Петра I: Петр II, Петр III, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III. Благословения и проклятия Господни передаются по мужской линии, поэтому, наверное, в XVIII веке, по Божьему промыслу, в России правили в основном женщины. «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, из числа семи, и пойдет в погибель» (Откр. 17, 11). Зверь восьмой из числа семи, т.е. из дома Романовых,- Николай II пошел в погибель. Была ли его гибель к осуждению или это было руководством Божиим ко спасению?
Здесь я хочу напомнить, что все православные толкователи «восьмого царя» в Откровении признавали за образ антихриста, который придет при «кончине века». А дальше подумайте сами, допустимо ли прилагать эти слова к Николаю II ?
Владимир Артемьев:
Явление зверя не прекратилось и после 1917 года. К власти пришли десять царей на один час. Десять рогов зверя это - десять правителей России после Николая II. Сейчас мы их всех знаем, это: Г. Е. Львов - первый председатель временного правительства, А.Ф. Керенский, В.И. Ульянов (Ленин), И.В. Джугашвили (Сталин), Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин. Таким образом, Ельцин - последний, десятый рог зверя, и на нем кончается явление зверя в России. Все его непонятные решения и действия есть не что иное, как проявление агонии зверя, да и сам он буквально на глазах превратился в живой труп.
В Откровении говорится: «десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час; они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю» (Откр. 17: 12, 13),- то есть они царствуют одновременно, в то время как те, кого вы называете, от князя Львова до президента Ельцина находились у власти следуя друг за другом.
Владимир Артемьев:
Проведение откровенно антинародных, грабительских реформ, сатанинская политика, направленная на уничтожение народа Божьего - русского народа, связаны с явлением двурогого зверя. «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон» (Откр. 13, 11). Двурогий зверь это - Борис Николаевич Ельцин и Виктор Степанович Черномырдин. «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13, 18). Если во фразе: "Борис Николаевич Ельцин и Виктор Степанович Черномырдин" заменить буквы на числа, соответствующие номерам мест этих букв в современном русском алфавите, то получится число 666. Не числа надо бояться, не автобусов с номером 666, а тех, кого метит это число. Последнее деяние двурогого зверя - сдача западу в ходе урегулирования косовского конфликта интересов как Югославии, так и России.
Здесь я снова хочу напомнить слова Св. Иринея Лионского:
Ириней Лионский:
«Немалая опасность угрожает тем, которые ложно присваивают себе знание имени антихриста. Ибо если они полагают такое-то имя, а он придет с другим, они легко будут обмануты им, думая, что еще нет того, кого надлежит остерегаться. Посему такие люди должны узнать и возвратиться к истинному числу имени, чтобы не быть причисленными к лжепророкам. Но знающие верное число, возвещенное Писанием, т.-е. 666, пусть во-первых, допускают разделение царства между десятью, потом во-вторых, когда эти цари будут царствовать и начнут исправлять свои дела и умножать свое царство и неожиданно придет присвоив себе царство и приведет в страх помянутых (царей) кто-либо имеющий в своем имени выше означенное число,- пусть признают, что этот поистине есть мерзость запустения. Это и Апостол говорит: «когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. VII, 5-7)... Поэтому вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос остается нерешенным. Ибо если оказывается много имен, заключающих в себе это число, то спрашивается, какое же из них будет носить имеющий придти (антихрист) ? Это я говорю не по недостатку имен, содержащих число имени его, но по страху Божию и по ревности к истине... Я однако не решусь утвердительно объявить это за имя антихриста, зная, что если бы необходимо было в настоящее время открыто быть возвещену его имени, оно было бы объявлено тем самым, кто видел и откровение» (Св. Ириней Лионский, «Пять книг против ересей», Книга пятая, глава XXX).
Таким образом очевидно, что совпадение суммы цифр в любом имени или фразе с «числом зверя 666» ровным счетом ничего не доказывает не зависимо от того, как нам следует относиться к Ельцину и Черномырдину. Подробно на эту тему вы можете прочитать в моей «Книге писем» за сентябрь 1999 года в ответах на письма от Сергиевского Леонида.
Владимир Артемьев:
И еще один образ из Откровения Святого Иоанна Богослова ярко и точно характеризующий российскую историю за последние три века. Это образ великой блудницы, сидящей на водах многих. Великая блудница, жена любодейная, оседлавшая зверя, это - Россия правящая, Россия, власть имеющая. В XVIII-XIX вв. это - Россия царско-барская, после 1917 года это - Россия партгосноменклатурная, сейчас это Россия олигархическая, Россия элитарная, Россия клановая, Россия мафиозная. Великой блуднице было воздано и воздастся по заслугам так, как требует этого Господь Бог. «И услышал я иной голос, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба и Бог вспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей горестей. Ибо она говорит в сердце своем: сижу царицей, я не вдова и не вижу горести! За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог судящий ее» (Откр. 18, 4-8). В 1917 году народ по заслугам воздал царско-барской блуднице, в 1991 году - правившей партгосноменклатуре, и современная любодейца получит свое.
С этим я могу согласиться с одной небольшой оговоркой, что, если строго следовать Откровению, то под «блудницей» следует понимать определенный период времени начавшийся с образования СССР. Но большинство негативных тенденций, проявившихся при советской власти, было заложено при царизме. Подробнее об этом вы можете прочитать на странице моего сайта http://apocalypse.orthodoxy.ru/17.htm
Владимир Артемьев:
На Ельцине, судя по всему, кончается не только явление зверя в России, но тяжелейшая эпоха Сардийской Церкви, о которой сказано: «Знаю дела твои; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1). Действительно, в эти последние три с половиной столетия Россия была более мертва, чем жива. Но за страшной эпохой Сардийской Церкви следует светлая эпоха Филадельфийской Церкви. Видимо, у России появляется от Бога шанс укрепиться духом и возродиться. Возрождение России предсказывали пр. Серафим Саровский, оптинские старцы и др. Само собой это, конечно, не произойдет, условием возрождения является хранение того, что имеешь: «Се гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3, 11).
Я с вами согласен в том, что Сардийская эпоха в истории Церкви начинается в годы правления царя Петра I или даже царя Алексея Михайловича, но она продолжалась не три с половиной столетия, а закончилась в годы советской власти. Ведь слова из Послания филадельфийской церкви: «ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» (Откр. 3: 8),- означают эпоху гонений на христианскую Церковь. Такая эпоха, действительно, наблюдалась в годы советской власти и закончилась при Горбачеве. А отсюда следует вывод, что в настоящее время Церковь переживает свой последний Лаодикийский период.
К сожалению, из-за большого объема вашей статьи (15 страниц) я не могу разместить ее целиком на своем сайте. Но, если не возражаете, я оставлю с своей «Книге писем» ваш электронный адрес artemyev@ippe.obninsk.ru Если ваша статья заинтересует кого-нибудь из читателей, вы сможете выслать ее всем желающим по электронной почте.