Русская Идея
КНИГА ПИСЕМ

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

Что считать здравым смыслом?

2 сентября 1999 года

Первое письмо от Сергиевского Леонида:

Здравствуй Андрей. В поисках интересной информации я как-то раз нашел твой сайт и ознакомился с ним. Я также зашел в Книгу писем и обнаружил там твой диалог с Юрием. При прочтении всего вышеперечисленного у меня возникло желание обратиться лично к тебе.

1) Надеюсь, что никого не обижу, цитируя материал сайта: «Я абсолютно с тобой согласен, что "критерием истины является здравый смысл", а что касается "авторитетов", то я хотел лишь указать источник статьи про "брюссельский компьютер" и предполагаемого ее автора». Здесь стоит определить, что ты называешь здравым смыслом. Если «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» - то в данном случае представляется использовать подобный критерий для изучения богодухновенного текста. «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24: 45) - Господь по своей милости отверзает ум к пониманию, причем как говорил Серафим Саровский:

«- А я мню,- отвечал мне о. Серафим,- что Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти вашей, ибо иначе благость Его не преклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему и не предварила бы так скоро послушать убогого Серафима, тем более, что и не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мира, чтобы вы сами, утвердившись в деле Божием, и другим могли быть полезны»

Это православное понимание "критерия истины" плюс конечно же: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1-е Тим 3: 14, 15).

Понятное дело, что у протестантов с их эйфорическим пониманием веры и спасения: «веруй и спасешься» + «верующему грех не вменяется в грех» (Мартин Лютер), исследование слов Писания предоставлено всем и каждому. Отсюда и фантастическое число сект, образовывающихся на основе протестантизма. Но в Православии - в Церкви истинной: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12: 22-24), подобный подход к пониманию Писания в целом и Откровения в частности невозможен в силу самих основ православного восприятия Божественного Откровения. А в основе православного восприятия лежит смирение.

2) По поводу личности "Михаила", который по твоему мнению является М.Горбачевым, также возникают вопросы. Рассмотрим, что говорится о Михаиле у Даниила:

«Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (Дан.10:13).

«Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21).

«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге...» (Дан.12:1)

А также в Откровении:

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них...» (Откр.12:7).

Все вышеперечисленные строки Св. Писания дают основание полагать под Михаилом архистратига Михаила, предводителя воинств небесных. Зверь же, который должен придти, будет иметь имя, число которого составляет 666. О имени его мы более точных сведений из Откровения не имеем (разве что факт, что число это - число человеческое), но у С.Нилуса мы находим подробное объяснение этому вопросу. («Близ есть при дверях», «Великое в малом» 3-е издание, которые ты несомненно читал).

3) Помимо этих фактов привожу также еще одну важную статью:

«Единственной серьезной и глубокой попыткой расшифровки числа зверя, вполне могущей объяснить и причину самого шифра, является мнение католического священника о. Слота (Sloet), напечатанное в "Библейском обозрении" (Revue Biblique) 1893 года, в примечании к "Апокалипсису Святого Иоанна", на стр. 512:

«По поводу имени апокалипсического зверя мы получили следующее письмо, которое с разрешения автора мы считаем долгом поместить здесь: «Преподобный отец! В предыдущем номере "Библейского обозрения" на стр. 298 преподобный отец Семерия упоминает о мнении г. Годэ, который отождествляет апокалипсического зверя с "возрождающимся в конце времен иудейским могуществом". Наблюдая все возрастающую силу еврейства, нужно признаться, что это мнение находит подтверждение в современной истории. Если так, то Антихрист будет еврейским царем. Св. Иоанн нам открывает "число его имени" 666 (Откр. 13, 18) - и приглашает сосчитать «число зверя». Если смысл этого состоит в том, что из него (т.е. числа) нужно вывести имя Антихриста, и если этот вывод возможен до пришествия, то представляется маловероятным, чтобы св. Иоанн имел в виду его имя собственное: производя действия с собственными именами, мы (неизменно) придем к совершенно произвольным операциям. Так как Антихрист придет под видом Мессии, то, наверно, он присвоит себе титул еврейского Царя; без сомнения, он будет именоваться по преимуществу Царем во Израиле.

Есть только маленькая натяжка; она заключается в том, что каф в слове "мелек" не является каф' ом конечным, а обыкновенным (в смысле счета). Прошу принять уверения... и пр. Ольдензааль. Д. А. В. У. Слот. Голландия. 18.V.1893 г..»

Здесь отец Слот оговаривается, считая натяжкой то обстоятельство, что он взял каф обыкновенный, но было бы в данном случае неправильным обратное. Счет о. Слота совершенно правилен, так как в первые времена христианства, так и во всех позднейших заменах букв цифрами (по каббале) все действия производились только над 22 буквами "священного алфавита". Они имеют точное числовое значение, соответствующее их порядковому номеру. И этот порядковый номер одинаков как для каф обыкновенного, так и для каф конечного (как и для всех двойных букв).

Такое толкование числа зверя одновременно объясняет и практическую необходимость применения для него шифра. Ведь если бы св. писатель решился написать открыто, что зверь, или Антихрист, будет тем царем Израильским, которого так страстно ожидал народ еврейский и который, согласно толкованиям его учителей, должен был прежде всего освободить евреев от ига римлян, а потом и покорить себе все народы и образовать одну мировую державу, то такое заявление не только не могло бы иметь характера строго религиозного предупреждения, но было бы воспринято евреями как антипатриотическое выступление и вызвало бы взрыв негодования против его автора. Кроме того, открытое объявление о грядущем царе Израильском, даже независимо от его характеристики, евреями могло бы быть воспринято и в качестве политического предательства, ибо евреи тщательно скрывали от римской власти свои замыслы о своем царе и старались заверить римлян в том, что они не имеют и не желают иметь никакого другого царя, кроме римского кесаря...»

4) Жаль, что ты не написал о себе. Мне было бы интересно прочесть твою авторскую биографию. И еще мне очень интересно получить от тебя ответ на мое письмо.

С уважением, Леонид

(leonid@primula.ru)

ОТВЕТ:

Леонид, здравствуй! Отвечаю на твои вопросы в порядке изложенном в твоем письме:

1) Под «здравым смыслом» я понимаю смысл здоровый, то есть не поврежденный грехом. Понятно, что такое здравомыслие возможно лишь при поддержке Святого Духа. Об этом сказано и в Писании: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1-е Иоан. 2: 20).

2) Что касается цитат из Писания, которые ты приводишь про "Михаила" в твоем письме, то я вообще не понял, откуда ты сделал вывод, будто я утверждаю, что это Михаил Горбачев? Мои выводы про Горбачева никак не связаны с его именем Михаил. Все они остаются в силе, если бы его звали по-другому, например, Владимир, Олег или Николай. Отсюда я делаю вывод, что ты мое толкование либо читал не внимательно, либо еще вообще не читал.

3) Что касается толкования Годе, которое ты приводишь, что будто бы имя зверя означает «Царь во Израиле», то из слов самого же Годе очевидно, что он сам не уверен в правильности своего толкования, потому что он использует слово "наверное". Поэтому я не стал бы разбирать это мнение здесь подробно. Вообще я считаю, что имя Антихриста не нужно считать по буквам. Вот, что пишут по этому поводу толкователи древней церкви:

Св. Ипполит Римский:

«Что касается до имени антихриста, то мы не можем с точностью сказать, как именно думал и знал о нем блаженный Иоанн: о сем мы можем только предполагать. Когда антихрист явится, тогда время покажет нам искомое теперь... Когда сбудется то, что и десять пальцев (у ног) истукана образуются в народные державы, и десять рогов четвертого зверя разделятся на десять царств: тогда яснее увидели бы мы все вышеуказанное и усмотрели бы это наглядно» (Ипполит Римский, «Сказание о Христе и антихристе», главы 31, 50).


Ириней Лионский:

«Что касается тех, которые по своему тщеславию пытаются определять имена ошибочного числа (616 - возникшего при переписке) и какое-либо придуманное ими название назначают для имеющего придти (антихриста), то они не выйдут без вреда, потому что обманывали и себя самих и веривших им. И первый вред тот, что они уклонились от истины и несуществующее принимали как истинное, потом таковой непременно подвергнется немалому наказанию, какое будет тому, кто прибавляет или убавляет что-либо от Писания. Кроме того и другая немалая опасность угрожает тем, которые ложно присваивают себе знание имени антихриста. Ибо если они полагают такое-то имя, а он придет с другим, они легко будут обмануты им, думая, что еще нет того, кого надлежит остерегаться. Посему такие люди должны узнать и возвратиться к истинному числу имени, чтобы не быть причисленными к лжепророкам. Но знающие верное число, возвещенное Писанием, т.-е. 666, пусть во-первых, допускают разделение царства между десятью, потом во-вторых, когда эти цари будут царствовать и начнут исправлять свои дела и умножать свое царство и неожиданно придет присвоив себе царство и приведет в страх помянутых (царей) кто-либо имеющий в своем имени выше означенное число,- пусть признают, что этот поистине есть мерзость запустения. Это и Апостол говорит: «когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. VII, 5-7)... Поэтому вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос остается нерешенным. Ибо если оказывается много имен, заключающих в себе это число, то спрашивается, какое же из них будет носить имеющий придти (антихрист) ? Это я говорю не по недостатку имен, содержащих число имени его, но по страху Божию и по ревности к истине... Я однако не решусь утвердительно объявить это за имя антихриста, зная, что если бы необходимо было в настоящее время открыто быть возвещену его имени, оно было бы объявлено тем самым, кто видел и откровение» (Св. Ириней Лионский, «Пять книг против ересей», Книга пятая, глава XXX).

Итак, отцы древней церкви Ипполит Римский и Ириней Лионский предупреждают о том, что имя Антихриста не нужно считать по буквам. Для того, чтобы понять, кого нужно считать Антихристом, нужно дождаться исполнения пророчества Даниила о разделении царства между десятью царями, то есть ожидать исполнение пророчества Даниила (главы 2 и 7), которое можно понять из толкования 17-ой главы Откровения, что собственно я и сделал.

4) Моя авторская биография вряд ли будет кому-нибудь интересна. Ведь из изданных мною книг есть только мое «Толкование Апокалипсиса», да и то лишь в сети Интернет. Мне 36 лет, живу в Москве, окончил МФТИ, в 18 лет был крещен в Православной Церкви. В настоящее время работаю программистом. Если будут другие вопросы - пиши, постараюсь ответить.

Всего доброго, Андрей Мазуркевич

Подписка на обновления: