Русская Идея
КНИГА ПИСЕМ

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

Смирение перед Богом, как условие получения благодати

6 сентября 1999 года

Второе письмо от Сергиевского Леонида:

Здравствуй, Андрей. Продолжу с твоего позволения тему "здравого смысла" (если она не интересна тебе, то отсутствие ссылок на эту тему в твоем будущем ответе даст мне это понять). Ты приводишь мне слова Писания: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1-е Иоан. 2: 20) Но здесь важно - к кому обращается Апостол. Ясно, что он не может обращаться ко всем христианам во все времена, а только к тем, которые «имеют помазание от Святаго» и которые, заметь, «знают все». Я лично про себя не могу сказать, что я все знаю. О "помазании от Святаго" или харизме мы имеем множество указаний от Отцов первых веков, но и сами Отцы, когда говорили об этом, неизменно говорили и о современном им ослабевании подвижнической жизни и, как следствие, уменьшении чудес, знамений и других явных (не в смысле видимых, но ощущаемых) даров, подаваемых Духом Святым в общение и утешение к верным. Даже Иисус не везде и не для всех творил чудеса, но: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Матф. 13:58).

Итак, немаловажным является сама способность человека испытывать поддержку Господа Святого Духа. Кто же способен на это? «Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6) «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1-е Пет. 5: 5).

Я думаю, что появление большого количества литературы эсхатологической направленности, появление таковой странички в Интернете, как твоя - не случайны и лишь подтверждают слова Апостола, что мы живем в последние времена. И по мере приближения к концу времен, предчувствия и понимание "знамений времен" приходит ко многим христианам, но все ли из нас способны принять Духа Святаго Божия?

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:1-5).

Хоть и вышеуказанные слова Апостола Павла относятся к погибающим, но, согласись, что многие из сегодняшних христиан также не лишены этих тяжких духовных повреждений. Иначе в последние времена и не может быть, поскольку эти времена крайне бедны верой. «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук.18:8) Так вот в эти времена насколько можно доверять собственной объективности и здравости и наличию поддержки от Духа Святого? Игнатий Брянчанинов пишет, что людям последних времен, каковыми мы без сомнения и являемся, оставлены покаяние и опять увидевшие печать творения Святых Отцов. Монашеское делание, как и предсказывал Нил Мироточивый, почти совершенно оставлено, и только у нас в России и еще местами остаются молитвенники, которые и не должны исчезнуть до конца, ибо мы имеем вернейшее слово о них, которые укроются в «расщелинах и пропастях земных» при самом конце. Но эти люди в большинстве своем были сокрыты от людских глаз уже во времена Игнатия Брянчанинова и, конечно, сейчас мы не знаем их.

Игнатий Брянчанинов:

«Положение монастырей подобно весеннему снегу в последних числах марта и первых апреля: снаружи снег как снег, а под низом его повсюду едкая весенняя вода: она съест этот снег при вспомогательной атмосферической перемене. Важная примета кончины монашества - повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию на показ. Весьма часто актерскою наружностью маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов-актеров...» (ЧОИДР. Кн.II.М.1875.N 17.)

Вот эти укрытые от глаз людских Светильники Божии без сомнения пребывают и по сей день в общении и поддержке от Господа Духа Святого, мы же грешные такого общения по моему разумению недостойны. А ты как думаешь?

Леонид

ОТВЕТ:

Леонид, здравствуй!

Когда Апостол Иоанн Богослов пишет: «вы знаете все»,- он имеет в виду не знание вообще всего на свете, а только все то, что нужно нам для спасения. Ведь абсолютным всеведением обладает Один только Бог. Кроме этого Апостол имеет ввиду не каждого члена Церкви, а всю Церковь в целом, как пишет Апостол Павел: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1-е Кор. 12: 8-11). Поэтому очень важно духовное общение в Церкви, где каждый назидает другого тем, что дал ему Бог: «Итак, что же братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию» (1-е Кор. 14: 26).

Я абсолютно с тобой согласен, что смирение перед Богом является необходимым условием для получения Благодати, и многие к этому не способны. Но смирение смирению рознь. Ведь есть смиренномудрие, которое заключается в осознании невозможности проникнуть своим умом в сокровенные тайны Божии без поддержки Святого Духа и есть смиреннословие, то есть смирение показное и лицемерное, при котором человек не способен самостоятельно рассуждать о божественном Откровении без ссылки на авторитеты отцов Церкви и Святого Писания.

Такой человек, действительно, далек от Святого Духа, который «дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоан. 3: 8). Потому я не смог бы с тобой согласиться, что «способность человека испытывать поддержку Святого Духа» зависит лишь от "смирения" и "повиновения пастырям".

Это необходимо, но не достаточно. Для этого нужно и дерзновение, как пишет Апостол Павел: «Ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1-е Кор. 14: 1). Такую ревность о Боге в современной нам Церкви, оскудевшей от благодати, часто принимают за гордость.

Что касается меня лично и моей способности «доверять собственной объективности и здравости и наличию поддержки от Духа», то, наверное, ты убедился, что я в своем толковании Апокалипсиса нигде не пророчествую от имени Святого Духа и не использую выражения типа: «И было ко мне слово Господне» или «И сказал мне Господь», а если я в чем-то уверен, то не навязываю свое мнение окружающим, а только лишь предлагаю для беспристрастного обсуждения.

Что касается слов о том, что «укрытые от глаз людских Светильники Божии без сомнения пребывают и по сей день в общении и поддержке от Господа Духа Святого, мы же грешные такого общения недостойны», то я думаю, что не нам решать, кто достоин общения с Богом и поддержки Святого Духа, а кто этого не достоин. Это решает Сам Бог и вовсе не по критерию «укрытости от людских глаз», иначе спасение в миру было бы невозможно.

Всего доброго, Андрей Мазуркевич

Подписка на обновления: