Выбрать шрифт:
14 сентября 1999 года
Третье письмо от Сергиевского Леонида:
Андрей, здравствуй! Твой текст выделен синим цветом:
Когда Апостол Иоанн Богослов пишет: «вы знаете все»,- он имеет в виду не знание вообще всего на свете, а только все то, что нужно нам для спасения.
Извини, но я нигде не написал тебе, что знаю или говорю о том, что знаю все на свете. Я писал тебе как раз только о том, что нужно нам для спасения. Не понимаю, как ты подумал так. Хотя может и также, как и я подумал, что ты имеешь ввиду Михаила Горбачева под Михаилом из пророчества Даниила.
Ведь абсолютным всеведением обладает Один только Бог. Кроме этого Апостол имеет ввиду не каждого члена Церкви, а всю Церковь в целом, как пишет Апостол Павел: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1-е Кор. 12: 8-11). Поэтому очень важно духовное общение в Церкви, где каждый назидает другого тем, что дал ему Бог: «Итак, что же братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию» (1-е Кор. 14: 26).
Именно так. Совершенно с тобой согласен.
Я абсолютно с тобой согласен, что смирение перед Богом является необходимым условием для получения Благодати, и многие к этому не способны. Но смирение смирению рознь. Ведь есть смиренномудрие, которое заключается в осознании невозможности проникнуть своим умом в сокровенные тайны Божии без поддержки Святого Духа... ...
Не спорю, что такое толкование понятия смирения возможно. Но таковое объяснение не отражает полноту смирения, как понятия, сравнивая с творениями Св. Отцов, где мы можем прочесть, что смирение есть истинное понимание того, кто ты есть на самом деле. Прежде всего понимание своей поврежденности грехом. Исаак Сирин, например, пишет о том, что воздаяние (т. е. Царство Небесное) дается трудящемуся не за добродетели и не за труд ради них!, а за рождающееся от них смирение. Таким образом, смирение в деле спасения человека является необходимым базисом, той дверью, через которую Господь входит в душу и воцаряется в ней. Ревность о Боге также необходима, но она-то как раз и не является основополагающим в деле спасения, так как без смирения спастись невозможно, а истинное смирение, рождающееся в душе спасающегося, содержит в себе и ревность, без которой смирение невозможно приобрести. Поэтому человек по настоящему смиренный (не смиреннословный) является и ревностным. Иначе он бы и не стал смиренным.
... ... и есть смиреннословие, то есть смирение показное и лицемерное, которое выражается в неспособности к рассуждению о божественном откровении без ссылки на авторитеты отцов Церкви и Святого Писания.
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21) Именно исполнение воли Творца, а не способность к рассуждению о Божественном Откровении, является необходимым в деле спасения. Способность же к рассуждению, в православном понимании, является свойством духовного разума и безусловно даром Святого Духа. Т.е. это то, что даруется человеку по милости Божией, не являясь целью, но Даром. Согласен?
Такой человек, действительно, далек от Святого Духа, который «дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоан. 3: 8). Потому я не смог бы с тобой согласиться, что «способность человека испытывать поддержку Святого Духа» зависит лишь от "смирения" и "повиновения пастырям".
Из творений Антония Великого мы знаем, что грехи не дают Богу воссиять в нас. «Способность человека испытывать поддержку Святого Духа» присуща прежде всего чистым сердцем («яко ти Бога узрят»). Ибо только человек с очищенным от греха и скверны мира сердцем способен воспринимать Божественный Свет, изливающийся на всех, но не всеми ощущаемый. Сердце же человеческое очищается смирением - вот эта связь.
Это необходимо, но не достаточно. Для этого нужно и дерзновение, как пишет Апостол Павел: «Ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1-е Кор. 14: 1). Такую ревность о Боге в современной нам Церкви, оскудевшей от благодати, часто принимают за гордость.
Церковь земная состоит из всех истинно исповедующих Господа Иисуса Христа, пришедшего грешных спасти, из которых первый есть я. И Глава Церкви Господь Иисус с Церковью Небесной есть истинный Глава "собрания верных". Современная земная Церковь оскудела благодатью безусловно в следствие греховности самих верующих, ибо Господь наш всегда один и тот же и пребывает во век и вечно изливает свою благодать на всех людей, но не все способны восприять оную, особенно в наше смутное время, проводимое большинством в бесчинчстве и нечестии. Дерзновение в такой Церкви также ослабло и действительно многими принимается за гордость, но есть множество людей, еще не очистившихся в "бане пакибытия" т.е. исповедью и покаянием, которые тем не менее думают что они дерзновенны и живут по Богу, тогда как на самом деле являются наивными мечтателями и тщеславны без меры, притекая к Господу неуготованными. Так что как есть два весла у человека, плывущего к Господу: труд и молитва, и нельзя грести только одним, так и смирение с дерзновением только сообща взращивают нас «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13) А как ты думаешь?
Что касается меня лично и моей способности «доверять собственной объективности и здравости и наличию поддержки от Духа», то, наверное, ты убедился, что я в своем толковании Апокалипсиса нигде не пророчествую от имени Святого Духа и не использую выражения типа: «И было ко мне слово Господне» или «И сказал мне Господь», а если я в чем-то уверен, то не навязываю свое мнение окружающим, а только лишь предлагаю для беспристрастного обсуждения.
Что касается слов о том, что «укрытые от глаз людских Светильники Божии без сомнения пребывают и по сей день в общении и поддержке от Господа Духа Святого, мы же грешные такого общения недостойны», то я думаю, что не нам решать, кто достоин общения с Богом и поддержки Святого Духа, а кто этого не достоин. Это решает Сам Бог и вовсе не по критерию «укрытости от людских глаз», иначе спасение в миру было бы невозможно.
Спасение в миру конечно возможно, но с приближением конца времен, в миру спасаться становится сложнее. Наличие человека "в миру" также не является обязательным критерием спасения - вспомним пустынножителей Отцов первых веков, и монашество как таковое, которое безусловно является житием совершенным (при правильном его прохождении) и которое является противоположностью мирского образа жизни (монах от слова "моно" - один). Только после внутреннего очищения и приготовления себя для служения людям это служение возможно и плодотворно. (оно возможно и без этих необходимых условий, что мы и можем наблюдать видя деятельность протестантов и других еретиков, обращающих множество людей, но спасения им не приносящих). Опять таки действует принцип: «Спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся». Или это утверждение для тебя не является истинным?
Надеюсь, что я своими постоянными спорами с тобой еще не до конца разозлил тебя. Я совершенно согласен с тобой по поводу твоего сайта, он замечательный и аналогов я и сам не встречал в Интернете, и, надеюсь, ты не подумал, будто я критикую тебя. На самом деле я, заводя разговоры на те или иные темы, попросту пытался понять тебя, как человека, заинтересовавшего меня. И ты, отвечая на мои письма, потихонечку удовлетворял мой интерес (и надеюсь напишешь еще). Я хочу привести слова Макария Великого: «Я нигде, ни на земле, ни на Небе, не встречал ничего более красивого, чем душа человека». Когда человек устремляется в сретение Господу, исполняя слова Господни: «и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!» (Мар.12:30), то поистине душа его становится все более прекраснее, просвещаясь неизреченным Светом Божиим, и представляет неподдельный интерес для любого христианина. Выражу свою общую мысль по этому поводу, не льстя никому, но лишь воздавая хвалу Сотворившему вся, Ему же Слава во веки веков.
Леонид, здравствуй! Мой цвет красный.
Относительно того, что ты пишешь:
«Извини, но я нигде не написал тебе, что знаю или говорю о том, что знаю все на свете. Я писал тебе как раз только о том, что нужно нам для спасения. Не понимаю, как ты подумал так». Так я должен тебе напомнить, что в комментарии к словам Апостола Павла: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1-е Иоан. 2: 20),- в предыдущем письме ты писал: «здесь важно - к кому обращается Апостол. Ясно, что он не может обращаться ко всем христианам во все времена, а только к тем, которые «имеют помазание от Святаго» и которые, заметь, «знают все». Я лично про себя не могу сказать, что я все знаю».
Вот отсюда-то я и подумал, что либо ты полагаешь, что какой-либо член Церкви рожденный от Духа, может знать все, что нужно нам для спасения, либо считаешь, что речь здесь идет о всеведении. И то и другое не верно, но другой вывод из твоих слов сделать довольно трудно.
Что касается твоих слов:
«Исполнение воли Творца, а не способность к рассуждению о Божественном Откровении, является необходимым в деле спасения. Способность же к рассуждению, в православном понимании, является свойством духовного разума и безусловно даром Святого Духа. Т.е. это то, что даруется человеку по милости Божией, не являясь целью, но Даром»,- то с этим я также не смог согласиться. Ведь чтобы волю Божию исполнять, ее нужно сначала знать, а для этого рассуждать о Божественном Откровении, в котором она нам сказана. Иначе будет как в поговорке: «Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибет».
Дальше ты пишешь:
«Есть множество людей, еще не очистившихся исповедью и покаянием, которые тем не менее думают, что они дерзновенны и живут по Богу, тогда как на самом деле являются наивными мечтателями и тщеславны без меры, притекая к Господу неуготованными».
Здесь опять для меня не понятно, для чего ты все это пишешь и кого ты имеешь ввиду? Если это общее утверждение, которое конкретно ни к кому не относится, то с этим я могу согласиться. Если ты намекаешь на меня лично в контексте моего предыдущего письма, где я писал о смирении и дерзновении, то я опять же не стану спорить, потому что не вижу смысла. Однако судить человека заочно я бы поостерегся.
Относительно того, что ты пишешь:
«только после внутреннего очищения и приготовления себя для служения людям, это служение возможно и плодотворно»,
а дальше приводишь слова Серафима Саровского:
«Спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся»,
– и далее восклицаешь:
«Или это утверждение для тебя не является истинным?»
На это могу ответить, что все это, конечно, верно. Одно только мне не понятно: Зачем ты все это пишешь? Почему ты предполагаешь, что для меня это не является истинным? Если это камень в мой адрес, так ведь я же не претендую на роль Спасителя человечества. Я просто-напросто поделился своим пониманием Апокалипсиса и предлагаю моим читателям также высказать свое мнение. Только-то и всего! Неужели в этом может быть преступление?
В завершении ты признался:
«На самом деле я, заводя разговоры на те или иные темы, попросту пытался понять тебя, как человека, заинтересовавшего меня».
Так, собственно, я и думал. Но, по-моему, переписка не в состоянии заменить впечатления от личной встречи.