Св. Апостол Иоанн Богослов

15 сентября 1999 года




Четвертое письмо от Сергиевского Леонида:

Андрей, здравствуй. Я пишу опять черным:

Что касается твоих слов:

«Исполнение воли Творца, а не способность к рассуждению о Божественном Откровении, является необходимым в деле спасения. Способность же к рассуждению, в православном понимании, является свойством духовного разума и, безусловно, даром Святого Духа. Т.е. это то, что даруется человеку по милости Божией, не являясь целью, но Даром»,- то с этим я также не смог согласиться. Ведь чтобы волю Божию исполнять, ее нужно сначала знать, а для этого рассуждать о Божественном Откровении, в котором она нам сказана. Иначе будет как в поговорке: «Научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибет».

Безусловно. Признаю свою недостаточную точность в формулировании, в выражении своих мыслей (наверное, по причине отсутствия практики в этом жанре). При непосредственном общении конечно проще выразить мысль, появляются дополнительные средства к выражению + ошибочно сказанное можно сразу исправить. А так я согласен с подобным подходом, но вот вопрос: каким образом в простом православном русском народе сохранялась чистота веры и христианской жизни (не во всех, разумеется, но преимущественно среди многих, как и в видении батюшке Серафиму была видна вся Россия наполненная как бы дымом, который является молитвами верных) при том, что богословами среди них, я думаю, могли бы стать далеко не все? То есть, при таком понимании рассуждения, как умения толковать и излагать в распространенной форме Божественное Откровение, как образ Божий пребывал среди простых людей, не умеющих рассуждать таким образом? Я бы на этот собственный вопрос ответил бы так, что рассуждение, о котором идет речь, не зависит от формы изложения, но от сути высказываемого. Как видно, Писание написано также простым языком, скорее всего, намеренно, чтобы было понятно каждому. Если ты также понимаешь этот вопрос, то я согласен с тобой в том, что ты пишешь: «Ведь чтобы волю Божию исполнять, ее нужно сначала знать, а для этого рассуждать о Божественном Откровении, в котором она нам сказана».

Дальше ты пишешь:

«есть множество людей, еще не очистившихся исповедью и покаянием, которые тем не менее думают, что они дерзновенны и живут по Богу, тогда как на самом деле являются наивными мечтателями и тщеславны без меры, притекая к Господу неуготованными». Здесь опять для меня не понятно, для чего ты все это пишешь и кого ты имеешь ввиду? Если это общее утверждение, которое конкретно ни к кому не относится, то с этим я могу согласиться. Если ты намекаешь на меня лично в контексте моего предыдущего письма, где я писал о смирении и дерзновении, то я опять же не стану спорить, потому что не вижу смысла. Однако судить человека заочно я бы поостерегся.

Жаль, что мои рассуждения могут быть восприняты столь критично, опять-таки это, наверное, следствие моего неумения четко выразить подразумеваемую идею. Разумеется, я не к тебе лично отнес мое утверждение, но предоставив его на твой суд, желал по твоему ответу понять твое непосредственное отношение к обсуждаемому. Может с моей стороны не корректно так поступать, но я зачастую, желая понять собеседника и его мнение по определенному вопросу, выношу в виде некоторого тезиса какое-либо утверждение, ожидая его реакцию и таким образом вникая в его ход мысли.

Относительно того, что ты пишешь, что «только после внутреннего очищения и приготовления себя для служения людям, это служение возможно и плодотворно», а дальше приводишь слова Серафима Саровского: «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся»,– и далее восклицаешь: «Или это утверждение для тебя не является истинным?» На это могу ответить, что все это, конечно, верно. Одно только мне не понятно: Зачем ты все это пишешь? Почему ты предполагаешь, что для меня это не является истинным? Если это камень в мой адрес, так ведь я же не претендую на роль Спасителя человечества. Я просто-напросто поделился своим пониманием Апокалипсиса и предлагаю моим читателям также высказать свое мнение. Только-то и всего! Неужели в этом может быть преступление?

Однако, Андрей, ты сам приводил мне цитату из Иринея Лионского, который ясно излагает:

Ириней Лионский:

«Что касается тех, которые по своему тщеславию пытаются определять имена ошибочного числа и какое-либо придуманное ими название назначают для имеющего придти (антихриста), то они не выйдут без вреда, потому что обманывали и себя самих и веривших им. И первый вред тот, что они уклонились от истины и несуществующее принимали как истинное, потом таковой непременно подвергнется немалому наказанию, какое будет тому, кто прибавляет или убавляет что-либо от Писания».

На твоем же сайте предлагается весьма конкретное толкование Откровения Иоанна в приложении к современности, как ты выражаешься. Я вот только не понял:

- «семь царей» дают семь правителей СССР по порядку:
- В приложении к СССР, десять царей должны означать десять президентов союзных республик, вошедших в состав Госсовета ССГ (Союз Суверенных Государств) в сентябре 1991 года по формуле Союзного договора «10 + 1»

и т. п. - это все твои мысли или не твои? Просто, если твои - то ты как раз попадаешь в поле действия изречения Иринея Лионского (я не имею ввиду тщеславие, но конкретное толкование Апокалипсиса, где рассматриваемые стихи могут скрывать в себе вовсе не обязательно такие, как у тебя объясняется на страничке, события и лица.). Если же это не твои лично идеи, то я приношу свои извинения.

В завершении ты признался: «На самом деле я, заводя разговоры на те или иные темы, попросту пытался понять тебя, как человека, заинтересовавшего меня». Так собственно я и думал, но, по-моему, переписка не в состоянии заменить впечатления от личной встречи.

Остается договорится о ней, если есть желание. У меня есть.

Спаси Господи! Леонид.

ОТВЕТ:

Леонид, здравствуй! Конечно слова моего толкования:

- «семь царей» дают семь правителей СССР по порядку:
- В приложении к СССР, десять царей должны означать десять президентов союзных республик, вошедших в состав Госсовета ССГ (Союз Суверенных Государств) в сентябре 1991 года по формуле Союзного договора «10 + 1»

принадлежат исключительно мне, и я хорошо понимаю ответственность, которая возникает после публикования моего толкования в Интернет. Но я делаю это по вере и с чистой совестью, будучи убежден в верности своего толкования. И поэтому я здесь думаю не о "тяжести наказания", но убежден, что молчать в данном случае будет гораздо хуже. К тому же публикация в Интернет, очевидно, предполагает, что могут найтись читатели, которые лучше меня понимают Откровение Иоанна и способны исправить мои ошибки, написав мне об этом по электронной почте. Впрочем, мой сайт существует уже полтора года, но пока что такие читатели, к сожалению, не обнаружены.

Что касается личной встречи, то сам я живу в Москве и готов пригласить тебя к себе в гости. Если тебе это не удобно и у тебя есть свои предложения, то напиши мне об этом в следующем письме. Кстати, мне было бы интересно также что-нибудь узнать о тебе. Напиши мне коротко о себе то, что сам сочтешь нужным.

Всего доброго, Андрей. 15.09.99.