Св. Апостол Иоанн Богослов

20 сентября 1999 года




Пятое письмо от Сергиевского Леонида:

Здравствуй, Андрей. Я пишу черным.

Конечно, слова моего толкования:

- «семь царей» дают семь правителей СССР по порядку:
- В приложении к СССР, десять царей должны означать десять президентов союзных республик, вошедших в состав Госсовета ССГ (Союз Суверенных Государств) в сентябре 1991 года по формуле Союзного договора «10 + 1»

принадлежат исключительно мне, и я хорошо понимаю ответственность, которая возникает после публикования моего толкования в Интернет. Но я делаю это по вере и с чистой совестью, будучи убежден в верности своего толкования.

На самом деле, почти все толкователи Писания были убеждены в верности своего толкования. Убежденность подобного рода не является критерием истинности убеждений и представляет довольно слабый аргумент.

Поэтому я здесь думаю не о "тяжести наказания", но убежден, что молчать в данном случае будет гораздо хуже.

Андрей, я не являюсь противником твоей странички; более того согласен с большинством материалов, размещенных на ней (благо что материалы представляют собой подборку из Св. Отцов и авторитетов Православной Церкви), но те выводы, которые ты делаешь сам на основе имеющегося материала, по крайней мере спорны. Я думаю, что ты отдаешь себе отчет в этом вопросе. То что ты, как ты пишешь, не обнаружил явной и грамотной критики в твой адрес, вовсе не свидетельствует о твоей правоте, а скорее - в отсутствии желания у людей твою страницу критиковать. По вполне понятным причинам. Во-первых, за последнее время в печати и Сети появилось такое громадное кол-во всякого рода толкований Писания со стороны не то что православных, а вообще людей мало понимающих христианство, как таковое. Во-вторых, события о которых идет речь, станут ясны и видны истинным чадам Церкви по мере исполнения самих событий - об этом свидетельствуют все христианские мыслители, когда-либо писавшие на эту тему. Так что люди, исполняющие заповеди Христовы, и ожидающие Второе Его Пришествие со страхом Божиим и верою, будут верными свидетелями и участникам всего того, что должно совершиться. И спасение людей будет зависеть вовсе не от их точного знания грядущего, каковое знание невозможно иметь людям по определению, о чем и Господь сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф.24:36). А зависеть будет, как и во все времена, от милости Господа нашего Иисуса, от нашей жизни, которая должна проходить в постоянном стремлении исполнить волю Божию, которую безусловно мы знаем от Церкви, из Писания и Предания, из творений Святых Отец наших, раскрывающих Евангельские истины личным примером исповедничества и жизни во Христе Иисусе, как и написано: «ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"» (Деян.17:28).

Ты же пишешь, что молчать нельзя. Но кто молчит? Церковь Христова постоянно возвещает своим чадам и всему миру эти истины, и те, кому дано слышать, слышат этот глас «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2-е Кор.6:2). Каждый день совершается Безкровная Жертва, Святое Приношение и Господь с нами соединяется в Таинстве Евхаристии. Что же большее для человечества можно сделать для его спасения? Ничто. Не будет большей жертвы и дела за людей, чем Крест Христов. Нам остается утверждаться в Истине, которая, повторяю, состоит в исполнении заповедей, т.е. в правильной христианской жизни, в несении личных подвигов благочестия, «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24), в приобретении смирения и очищении от грехов. В пребывании в Лоне Церкви Православной, Единой, Святой, Соборной и Апостольской. В послушании, а не в самочинии.

Люди, проводящие такую жизнь, знают и «признаки времен», и «тайна беззакония» для них ясна. Для тех же, кто слеп и ходит во тьме, единственное спасение - в покаянии, ибо глаза, закрытые грехом не способны разуметь Божественную Истину, изливающуюся всем. Не может в них Господь возсиять, грех заслоняет от Бога. Поэтому любые толкования и тексты священные такие люди воспринимают с точки зрения своего плотского разума. Таких людей нужно сначала привести в Церковь, воцерковить и только потом уже что-то объяснять, тщательно разжевывая: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» (Евр.5:12). Ты же, каким образом действуешь? О чем ты не хочешь умолчать? Более того, ты сам становишься толкователем. Кому поможет то, что ты конкретно называешь? Если ты прав, то, аминь, да свершится предопределенное в Предвечном Совете, мы знали о том, что это должно произойти и готовились по мере сил к последнему времени. Но если ты не прав? Если это пока только подготовка? (Хотя общая направленность безусловно антихристова) Ты рискуешь поплатиться в этом случае, размножая в умах неподготовленных ложное знание. О вредности любого ложного знания, я думаю, ты знаешь: «Ваш отец Диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8: 44).

К тому же публикация в Интернет, очевидно, предполагает, что могут найтись читатели, которые лучше меня понимают Откровение Иоанна и способны исправить мои ошибки, написав мне об этом по электронной почте. Впрочем, мой сайт существует уже полтора года, но пока что такие читатели, к сожалению, не обнаружены.

Как видишь, такие - обнаружены. Вопрос в другом - признаешь ли ты ошибки?

Что касается личной встречи, то сам я живу в Москве и готов пригласить тебя к себе в гости. Если тебе это не удобно и у тебя есть свои предложения, то напиши мне об этом в следующем письме.

Я не против. Нужно только разобраться с делами. О моих делах - ниже.

Кстати, мне было бы интересно также что-нибудь узнать о тебе. Напиши мне коротко о себе то, что сам сочтешь нужным.

Пишу. Мне 21 год. Я работаю системным администратором в корпорации "Примула". Фирма продает все для авто + знаменитый антикор TECTYL. Я - компьютерщик с детства, закончил физико-математическую школу, потом недоучился в СТАНКИНе на фа-те информ. технологий и пошел работать. Работал в коммерции, была своя фирма, после кризиса - перешел в "Примулу". C 13 лет живу в семье православного священника. С тех же пор начался мой путь познания Бога. Благодарю Господа, что послал мне в жизни именно православного пастыря, живущего и ревнующего о благе Церкви, во всей чистоте Православия. Женат. Дочери 10 месяцев. К сожалению у меня нет моей фотографии на компе (руки не доходили).

Леонид

ОТВЕТ:

Леонид, здравствуй!

Извини, что долго не отвечал. Мне нужно было подумать и сформулировать свои мысли. Суть наших разногласий по поводу слов Иринея Лионского, на мой взгляд, заключается в том, что ты просто не внимательно прочитал то, что он пишет:

Ириней Лионский:

«Но знающие верное число, возвещенное Писанием, т.-е. 666, пусть во-первых, допускают разделение царства между десятью, потом во-вторых, когда эти цари будут царствовать и начнут исправлять свои дела и умножать свое царство и неожиданно придет присвоив себе царство и приведет в страх помянутых царей кто-либо имеющий в своем имени выше означенное число,- пусть признают, что этот поистине есть мерзость запустения» (Св. Ириней Лионский, «Пять книг против ересей», Книга пятая, глава XXX).

Таким образом, очевидно, что Ириней Лионский вовсе не запрещает называть имя антихриста, а только предупреждает, что сначала нужно дождаться исполнения пророчества Даниила, а также 17-ой главы Откровения о разделении царства зверя между десятью царями. Тогда уже имя антихриста будет для нас открыто. Это собственно я и сделал, приложив пророчество о царстве зверя к истории СССР. Впрочем, Ириней добавляет, что для верности все же нужно дождаться, когда «неожиданно придет некто присвоив себе царство и приведет в страх помянутых царей», - но, по-моему, это и так очевидно. Ведь в Откровении сказано, что этот восьмой царь будет одним из семи царей (Откр. 17: 11), то есть Михаил Горбачев.

Далее отвечаю на твое пятое письмо. Мой текст для удобства выделен синим шрифтом.

«На самом деле, почти все толкователи Писания были убеждены в верности своего толкования. Убежденность подобного рода не является критерием истинности убеждений и представляет довольно слабый аргумент.»

ОТВЕТ:   Согласен с тем, что личная убежденность в верности толкования не является доказательством его истинности. Но я ведь это вовсе не утверждаю. Я говорил лишь о мотивации, а именно о причинах, которые меня побудили к его публикации. Я ведь хотел тебе объяснить, что для того чтобы обнародовать свои взгляды, как минимум необходимо самому быть уверенным в том, что ты пишешь, и делать это не из корыстных соображений, а из любви к Истине. Об остальном судит Бог. (Я снова имею ввиду мотивацию). О верности самих взглядов, по-моему, судят читатели, насколько у них на то хватит мудрости.

«Андрей, я не являюсь противником твоей странички; более того согласен с большинством материалов, размещенных на ней (благо что материалы представляют собой подборку из Св. Отцов и авторитетов Православной Церкви), но те выводы, которые ты делаешь сам на основе имеющегося материала, по крайней мере спорны. Я думаю, что ты отдаешь себе отчет в этом вопросе.»

ОТВЕТ:   Конечно, мои выводы спорны, но я не вижу в этом ничего страшного. Ведь пишет Апостол Павел: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1-е Кор. 11: 19). Но спорить по существу представленных мною выводов, к сожалению, пока не с кем.

«То что ты, как ты пишешь, не обнаружил явной и грамотной критики в твой адрес, вовсе не свидетельствует о твоей правоте, а скорее - в отсутствии желания у людей твою страницу критиковать. По вполне понятным причинам. Во-первых, за последнее время в печати и Сети появилось такое громадное кол-во всякого рода толкований Писания со стороны не то что православных, а вообще людей мало понимающих христианство, как таковое.»

ОТВЕТ:   Леонид, я не вполне понимаю, какое отношение к моему сайту имеют неправославные публикации? Я ведь считаю себя православным и не скрываю, что для меня важно мнение Церкви. А если кто-нибудь из читателей также считает себя православным и думает, что он знает Истину, но не хочет со мной побеседовать, чтобы наставить меня на путь истинный (когда и сам его к этому призываю) то мне такое "православие" кажется странным, чтоб не сказать больше. Ведь сказано же в Евангелии: «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее в сокровенном месте, не покрывают ее сосудом и не ставят под кровать, но на подсвечнике, и да светит всем в доме» (Мф. 5: 14,15; Мар. 4: 21; Лк. 8: 16; 11: 33).

«Во-вторых, события о которых идет речь, станут ясны и видны истинным чадам Церкви по мере исполнения самих событий - об этом свидетельствуют все христианские мыслители, когда-либо писавшие на эту тему.»

ОТВЕТ:   Леонид, ты поступаешь здесь не корректно, пытаясь укрыться за мнение неизвестно каких "мыслителей". Такие приемы и выражения недопустимы при полемической переписке. Ты должен был привести мне хотя бы одну цитату того, кто это говорил, потому что в противном случае мне не понятно, на что я должен здесь отвечать. Ведь то, что кажется лично тебе очевидным, может оказаться в действительности очень далеким от истины.

«... Так что люди, исполняющие заповеди Христовы, и ожидающие Второе Его Пришествие со страхом Божиим и верою, будут верными свидетелями и участникам всего того, что должно совершиться.... »

ОТВЕТ:   Если бы все христианское дело в плане второго пришествия Иисуса Христа сводилось лишь к Его ожиданию, то Господу было бы не обязательно давать Откровение Церкви через Апостола Иоанна (Апокалипсис), а стоило ограничиться словами на горе Елеонской в 24-ой главе Евангелия от Матфея, где сказано о Его славном втором пришествии. Но Церкви нужно было дать Откровение именно для того, чтобы можно было заранее предсказать конец мировой истории, а не плестись по следам «исполнения самих событий». Не даром же сказано в Откровении: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней» (Откр. 11: 3), то есть предсказывать будущее. А то, что одной из задач пророков является предсказание будущего, поясняет Иеремия: «Пророки предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор. Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка» (Иер. 28: 8, 9). Об этом же говорил Моисей: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей,- не бойся его» (Втор. 18: 22). А если ты это не понимаешь (что воля Божия заключается в том, чтобы пророки предсказывали будущее, а не следовали лишь за «мерой исполнения событий» ) то я думаю - мне не хватит никакой электронной почты, чтоб тебе это объяснить.

«И спасение людей будет зависеть вовсе не от их точного знания грядущего, каковое знание невозможно иметь людям по определению, о чем и Господь сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф.24:36), а зависеть будет, как и во все времена, от милости Господа нашего Иисуса, от нашей жизни, которая должна проходить в постоянном стремлении исполнить волю Божию, которую безусловно мы знаем от Церкви, из Писания и Предания, из творений Святых Отец наших, раскрывающих Евангельские истины личным примером исповедничества и жизни во Христе Иисусе, как и написано: «ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» (Деян.17:28).

ОТВЕТ:   Здесь ты опять производишь подмену понятий. Я ведь нигде и не говорил о «точном знании грядущего». Но в Откровении нам предсказан ряд ключевых событий, которые наступают в конце мировой истории. Это гибель и воскресение «двух свидетелей» Откровения (глава 11) и разрушение города "Вавилон" (глава 18), история царства зверя (глава 17) и создание мирового правительства (глава 13), появление электронных денег с "печатью" на руке и на лбу (глава 13), война в Ираке (глава 9) и война в Израиле, то есть Армагеддон (главы 16, 20) и т. д. Все это предсказано нам в Откровении лишь в символической форме, а значит, одна из задач толкования здесь заключается в том, чтобы поставить в соответствие этим символам Откровения названия реальных событий. И сделать это следует до того, как эти события начнут совершатся, а сами пророчества исполняться.

Так в Откровении говорится, что смерть «двух свидетелей» наступает за три с половиною дня до разрушения города, в котором они будут убиты (Откр. 11: 11-13). А ранее говорится, что после их смерти: «живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, потому что два пророка сии мучили живущих на земле» (Откр. 11: 10). А мучили пророки их потому, что предсказывали им будущее, то есть скорое пришествие антихриста с указанием точного имени, а также названия города, в котором они будут убиты. И говорить они это будут в течение 1260 дней их удивительной проповеди, как сказано в Откровении: «во дни пророчествавания их» (Откр. 11: 6). Но слушать их будет мучительно невыносимо по причине отсутствия веры и мудрости, чему ты и сам свидетель. Поэтому в это время и Церковь разделится на две части: на тех, кто поверит в проповедь двух пророков и тех, кто, как ты сам написал, следует по следам «исполнения самих событий», то есть на мудрых и неразумных. Об этом же говорится и в притче «о десяти девах»:

Евангелие от Матфея, глава 25

  1. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые взявши светильники, вышли навстречу жениху;
  2. Из них было пять мудрых и пять неразумных.
  3. Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла;
  4. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих;
  5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
  6. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему».
  7. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои;
  8. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут».
  9. А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».
  10. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
  11. После приходят и прочие девы и говорят: «Господи! Господи ! отвори нам».
  12. Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас».
  13. Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий.

Заметь, что - когда прозвучала проповедь восклицающих: «вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф. 25: 6),- то неразумным девам как раз не хватило мудрости, чтобы поверить в проповедь тех, кто поднимет крик, то есть в проповедь «двух свидетелей» Откровения о скором втором пришествии Иисуса Христа. Подробнее с моим толкованием этой притчи ты можешь ознакомиться на странице моего сайта http://apocalypse.orthodoxy.ru/11-1.htm

Обрати внимание и на фразу, которую скажет Господь неразумным: «истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25: 12),- а потом еще раз подумай, отчего будет зависеть спасение в те времена.

«Ты же пишешь, что молчать нельзя. Но кто молчит? Церковь Христова постоянно возвещает своим чадам и всему миру эти истины, и те, кому дано слышать, слышат этот глас «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2-е Кор.6:2) Каждый день совершается Бескровная Жертва, Святое Приношение и Господь с нами соединяется в Таинстве Евхаристии. Что же большее для человечества можно сделать для его спасения? Ничто. Не будет большей жертвы и дела за людей, чем Крест Христов. Нам остается утверждаться в Истине, которая, повторяю, состоит в исполнении заповедей, т.е. в правильной христианской жизни, в несении личных подвигов благочестия, «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24), в приобретении смирения и очищении от грехов. В пребывании в Лоне Церкви Православной, Единой, Святой, Соборной и Апостольской. В послушании, а не в самочинии.»

ОТВЕТ:   Эти слова твои верные, но, к сожалению, как я уже сказал выше, они мало относятся к сути обсуждаемой нами темы. Ведь мы говорим не о таинстве Евхаристии, а об Откровении Иоанна и Втором пришествии Иисуса Христа, и незачем их противопоставлять друг другу. А от чего будет зависеть спасение в конце мировой истории непосредственно перед вторым пришествием Господа Иисуса Христа, как я сказал выше, сказано в притче «о десяти девах».

«Люди, проводящие такую жизнь, знают и «признаки времен», и «тайна беззакония» для них ясна.»

ОТВЕТ:   Напиши лучше, как ты понимаешь слова Апостола Павла: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2-е Фес. 2: 7),- или назови хотя бы "людей", которых ты здесь имеешь в виду, тогда и поговорим, насколько ты все это понимаешь. А то эти "люди" мне очень напоминают всех тех "христианских мыслителей", о которых ты писал выше.

«Для тех же, кто слеп и ходит во тьме, единственное спасение - в покаянии, ибо глаза, закрытые грехом не способны разуметь Божественную Истину, изливающуюся всем. Не может в них Господь воссиять, грех заслоняет от Бога. Поэтому любые толкования и тексты священные такие люди воспринимают с точки зрения своего плотского разума. Таких людей нужно сначала привести в Церковь, воцерковить и только потом уже что-то объяснять, тщательно разжевывая: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» (Евр. 5:12). »

ОТВЕТ:   Леонид, я тебя снова не понимаю. Ну если ты полагаешь, что я «слеп и хожу во тьме», так скажи мне об этом прямо. В выражениях стесняться не надо - поверь, что я не обижусь. А если ты так не считаешь, то зачем засорять переписку общими утверждениями и цитатами из Писания, которые не имеют отношения к делу? Ведь сказано же в Евангелии: «Да будет слово ваше: «да, да» и «нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5: 37).

«Ты же, каким образом действуешь? О чем ты не хочешь умолчать? Более того, ты сам становишься толкователем. Кому поможет то, что ты конкретно называешь? Если ты прав, то, аминь, да свершится предопределенное в Предвечном Совете, мы знали о том, что это должно произойти и готовились по мере сил к последнему времени. Но если ты не прав? Если это пока только подготовка? (Хотя общая направленность безусловно антихристова). »

ОТВЕТ:   Прочитал твои рассуждения и не понял, как ты все же считаешь: прав я или не прав? А потом подумал и решился тебе напомнить слова Апостола Иакова: «Если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,- и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иаков 1: 5-8).

«Ты рискуешь поплатиться в этом случае, размножая в умах неподготовленных ложное знание. О вредности любого ложного знания, я думаю, ты знаешь: «Ваш отец Диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8: 44). »

ОТВЕТ:   Леонид, следуя твоей логике, все древние толкователи Апокалипсиса, такие, например, как Ириней Лионский, Ипполит Римский, Ефрем Сирин, Андрей Кесарийский, Иоанн Дамаскин, Кирилл Иерусалимский и Иоанн Златоуст, не говоря уже о всех новейших православных толкователях в XIX и XX вв., написав свои толкования занимались бессмысленным делом. А если принять во внимание, что в их толкованиях много противоречий и встречаются даже ошибки, которые по прошествии многого времени стали для нас очевидны, то их дело, по-твоему, было вредным? Но разве это православный подход? Или я опять чего-то не понимаю?

«К тому же публикация в Интернет, очевидно, предполагает, что могут найтись читатели, которые лучше меня понимают Откровение Иоанна и способны исправить мои ошибки, написав мне об этом по электронной почте. Впрочем, мой сайт существует уже полтора года, но пока что такие читатели, к сожалению, не обнаружены.»

Как видишь, такие - обнаружены. Вопрос в другом - признаешь ли ты ошибки?

ОТВЕТ:   Извини, Леонид, но пока что таких читателей, к сожалению, я не вижу. А что касается тебя лично, так ты пишешь мне не об ошибках в моем толковании Апокалипсиса, а о моей (предполагаемой тобой) мотивации в его публикации. А мне это, честно говоря, менее интересно, чем разговор по существу дела.

«Что касается личной встречи, то сам я живу в Москве и готов пригласить тебя к себе в гости. Если тебе это не удобно и у тебя есть свои предложения, то напиши мне об этом в следующем письме.»

Я не против. Нужно только разобраться с делами. О моих делах - ниже.

ОТВЕТ:   Я по-прежнему готов встретиться для беседы и с тобой лично и с твоим духовным наставником, о котором ты пишешь, и со всеми, кому это не безразлично. Так что, когда найдешь время, позвони мне по телефону [948- ... ...] и мы договоримся о встрече.

Всего доброго! Андрей. 25.09.99.