Выбрать шрифт:
9 сентября 2000 года
Из всей книги Откровение мне более всего понятны образы, описанные в 12 главе. Поэтому сперва несколько слов по ней.
1. И явилось на небе великое знамение - жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд.
Жена, облеченная в солнце - Церковь, облеченная в праведность. Церковь сияет праведностью. По-моему так будет правильней. Солнце - блеск праведности.
Матф. 13, 43: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их».
Под ногами луна - это говорит о том, что Церковь даже прекраснее луны. Луна по сравнению с Церковью - ничто, ей с Церковью не сравниться.
Почему Вы думаете, что 12 звезд означают Апостольское учение? Мне интересно путем каких размышлений Вы пришли к такому заключению. По-моему, гораздо логичней будет заключить, что 12 звезд - это все же 12 Апостолов. Христиане сравниваются в Библии со звездами.
Дан.12, 3: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда». - Апостолы и есть украшение Церкви, - проповедники, обратившие многих к правде.
Далее. Учение, информация, знание уподобляются в Библии пище (хлеб, вино, например). Вероятно потому, что процессы познания и пищеварения очень схожи. Из того же Откровения следует, что книжку можно съесть, т.е. познать, понять. Можно привести еще пример. Христос говорит, - Я есть истина, Я есть хлеб жизни, сшедший с небес. Истина - это истинное знание, информация, можно сказать, - пища для познания, размышления. "Хлеб жизни" - истинное знание, дающее жизнь. Христос отождествлял Себя со Своим учением.
Если уж уподабливать Апостольское учение с чем-нибудь, то лучше с хлебом. А преломлять хлеб означает делиться имеющимся знанием. Если вспомнить чудо с преломлением хлебов, при преломлении хлеба (делении знанием) его количество не уменьшалось, а увеличивалось. Что и понятно, ведь при копировании информации ее становится больше. Феофилакт Болгарский тоже под хлебом понимал учение, знание.
Ин.6, 3: Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.
10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч...
11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
"Восходит "на гору", или на крест, чтобы всех привлечь к Себе, или на небо, в богоприличную честь и славу. Ибо как мы, по вознесении Его на небо, прославляем Его как Бога, а не простого человека, то и говорится, что Он восшел на гору. Горою означается высокая мысль о Нем. Даст нам, подлежащим пяти чувствам, пять разумных хлебов, ибо каждому чувству дает приличный хлеб или учение, как и апостол Павел говорит: в церкви хочу сказать пять слов (1Кор.14, 19), то есть служащих к исправлению пяти чувств. Однако же мы не можем съесть все сии пять слов, но остается и остаток. Ибо никто из нас не может вместить всего таинственного сего учения. То, что для нас грубых непостижимо и неудобоваримо, апостолы вмещают в своих праведных душах, как бы в некоторых коробах."
3. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем.
То, что дракон - это сатана, тут все ясно. Но царство сатаны это не только СССР. Он - князь мира сего. Его царство - это весь этот мир.
Матф.4, 8-9: Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Иоан.12, 31: Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
Отсюда следует, что все царства мира находятся во власти сатаны.
7 голов и 10 рогов. Головы - это могут быть 7 нечистых духов (ненависть, злоба, блуд и т.д.) А рога - возможно основные приманки (деньги, власть, авторитет, чудо). Этим вопросом не было еще времени заняться. Так что это только предположение.
Что я думаю обо всем остальном тоже могу рассказать. Занимает время. Тут не достаточно ведь просто сказать, как вижу. Нужно еще и пояснить почему и на основе чего. Может в следующий раз. (Извиняюсь за задержку. Времени очень мало.)
Александр, Здравствуйте! Отвечаю на ваше письмо по порядку. Для удобства я выделил свой текст и пишу синим цветом.
Из всей книги Откровение мне более всего понятны образы, описанные в 12 главе. Поэтому сперва несколько слов по ней.
1. И явилось на небе великое знамение - жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд.
Жена, облеченная в солнце, означает христианскую Церковь. На голове ее венец из двенадцати звезд, которые означают учение Апостольской Церкви. Солнце - Христос, а луна означает сияние царской власти. Таким образом, здесь говорится о «священстве и царстве» или об отношениях Церкви и государства в конце мировой истории.
Жена, облеченная в солнце - Церковь, облеченная в праведность. Церковь сияет праведностью. По-моему так будет правильней. Солнце - блеск праведности.
Матф. 13, 43: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их».
О том, что в словах Откровения: «жена, облеченная в солнце» (Откр. 12: 1), - под солнцем следует понимать Самого Христа, пишет также Андрей Кесарийский: «Таким образом, Церковь оделась солнцем правды Христом». Ваше мнение, что солнце здесь означает праведность святых, мнение быть справедливо. Но отдавать ему предпочтение я пока что не вижу смысла.
Под ногами луна - это говорит о том, что Церковь даже прекраснее луны. Луна по сравнению с Церковью - ничто, ей с Церковью не сравниться.
Дело в том, что буквальное же понимание слова луна выпадает из общего ряда символического описания 12-ой главы Откровения. Поэтому я считаю, что луну, как и солнце, здесь нужно также понимать символически.
В богословской литературе встречается несколько объяснений слова луна в символическом смысле. Для меня наиболее убедительным является сравнение луны с царской властью, которое встречается, например, в легенде о Белом Клобуке. Сравнение церковной власти с солнцем и государственной власти с луной принадлежит перу также папы Иннокентия III, о чем можно, например, прочитать в книге С.А.Зеньковского «Русское старообрядчество», М. "Церковь", 1995, стр. 33.
Я отдаю предпочтение символическому значению слова луна как царской (государственной) власти потому, что оно укладывается в общий смысл 12-ой главы Откровения, где идет речь, очевидно, о царской власти: «И родила она (Церковь) младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (Откр. 12: 5), - потому что железный жезл является в Библии символом царской власти. Обо всем этом можно подробнее прочитать на моем сайте в главе «Жена, облеченная в солнце».
Почему Вы думаете, что 12 звезд означают Апостольское учение? Мне интересно путем каких размышлений Вы пришли к такому заключению. По-моему, гораздо логичней будет заключить, что 12 звезд - это все же 12 Апостолов. Христиане сравниваются в Библии со звездами.
Дан. 12, 3: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» - Апостолы и есть украшение Церкви, - проповедники, обратившие многих к правде.
О том, что 12 звезд означают Апостольское учение, пишет также Андрей Кесарийский: «Глава ея (Церкви) увенчана венцом Апостольских догматов и добродетелей», но и ваши слова о том, что здесь можно понимать самих Апостолов, по-моему, справедливы.
Далее. Учение, информация, знание уподобливаются в Библии пище (хлеб, вино, например). Вероятно потому, что процессы познания и пищеварения очень схожи. Из того же Откровения следует, что книжку можно съесть, т.е. познать, понять. Можно привести еще пример. Христос говорит, - Я есть истина, Я есть хлеб жизни, сшедший с небес. Истина - это истинное знание, информация, можно сказать, - пища для познания, размышления. "Хлеб жизни" - истинное знание, дающее жизнь. Христос отождествлял Себя со Своим учением.
Если уж уподабливать Апостольское учение с чем-нибудь, то лучше с хлебом. А преломлять хлеб означает делиться имеющимся знанием...
Действительно, учение (информация) в Библии названо хлебом. Но это не отрицает толкование св. Андрея. Впрочем, я не вижу большого смысла углубляться в дальнейшее уточнение смысла 12 звезд, потому что это, по-моему, не влияет на общий смысл 12-ой главы Откровения.
3. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем.
«Большой красный дракон» называется «диаволом и сатаною» (Откр. 12: 9), а диадема - венец царской власти, а семь голов и десять рогов дракона встречаются также «на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» (Откр. 17: 3). Поэтому очевидно, что большим красным драконом является царство багряного зверя 17-ой главы Откровения, то есть царство антихриста, которым является СССР.
То, что дракон - это сатана, тут все ясно. Но царство сатаны это не только СССР. Он - князь мира сего. Его царство - это весь этот мир.
Матф. 4, 8-9: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне».
Иоан. 12, 31: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон».
Отсюда следует, что все царства мира находятся во власти сатаны.
Из слов Евангелия от Матфея (4: 8-9) вовсе не следует, что все царства мира находятся во власти сатаны. Ведь это сказал не Господь Бог, а сам диавол. А верить диаволу не безопасно. Диавол только стремится к тому, чтобы все царства находились в его власти, но ему это не всегда удается. Например, Римская Империя при императоре Константине, Византия, а также Российская империя до 1917 года были Православными Царствами, где власть принадлежала Монарху помазанному на Царство в Св. Церкви. В этих царствах власть диавола была существенно ограничена.
В толковании 12-ой главы Откровения я вовсе не утверждаю, что царством диавола является только СССР. Таких царств сегодня действительно очень много. Но нам же нужно как-то отличить или выделить царство антихриста из большого числа остальных государств или царств. Поэтому в Откровении появляется новый символ "большого красного дракона", чтобы отличить его от известного ранее в Библии старого слова "диавол". Иными словами здесь говорится, что, когда диавол берет себе в подчинение через безбожных правителей всю силу и мощь государства, он превращается в Большого Красного Дракона и начинает преследовать Церковь. Так было во время гонений на христиан в Римской империи от Нерона до Юлиана Отступника, так было во Франции во время революции 1793 года, так было в России после 1917 года, и мы знаем, что такое гонение совершится в царстве антихриста. Но это царство изображается в 17-ой главе Откровения как "зверь багряный" с 7 головами и 10 рогами, которые совпадают с 7 головами и 10 рогами "большого красного дракона". Поэтому я считаю, что здесь говорится об одном и том же царстве антихриста, которым является СССР.
7 голов и 10 рогов. Головы - это могут быть 7 нечистых духов (ненависть, злоба, блуд и т.д.) А рога - возможно основные приманки (деньги, власть, авторитет, чудо). Этим вопросом не было еще времени заняться. Так что это только предположение.
О том, что 7 голов могут означать семь нечистых духов, а 10 рогов означают десять грехов, пишет также Андрей Кесарийский. Но он же к этому добавляет, что 10 рогов могут означать также «разделение царства». Для меня это (второе мнение св. Андрея) более убедительно потому, что этот символ встречается также в 7-ой главе Даниила, где Ангел называет эти 10 рогов царями: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей» (Дан. 7: 24), а также в 17-ой главе Откровения: «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час» (Откр. 17: 12). Поэтому очевидно, что 10 рогов дракона нельзя называть грехами.
Что я думаю обо всем остальном тоже могу рассказать. Занимает время. Тут не достаточно ведь просто сказать, как вижу. Нужно еще и пояснить почему и на основе чего. Может в следующий раз. (Извиняюсь за задержку. Времени очень мало.)
Мне действительно важно знать, как читатели понимают мое толкование Откровения. Ведь то, что мне кажется очевидным, может быть не понятно для большинства читателей. Поэтому я с большим вниманием выслушаю все ваши критические замечания о моем сайте, особенно если они будут чем-либо обоснованы.