Св. Ангел

Откровение, глава 15

  1. И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное – семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия.
  2. И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии,
  3. И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря; велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!
  4. Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.
  5. И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе,
  6. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.
  7. И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.
  8. И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов.

Откровение, глава 16

  1. И услышал я из храма громкий голос, говоривший семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю.
  2. Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.
  3. Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.
  4. Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь.
  5. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, который есть и был, и свят, потому что так судил;
  6. За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того.
  7. И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.
  8. Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем.
  9. И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.
  10. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания,
  11. И хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.
  12. Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.
  13. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:
  14. Это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога вседержителя.
  15. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его.
  16. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.
  17. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!
  18. И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!
  19. И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий вспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.
  20. И всякий остров бежал, и гор не стало;
  21. И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.
Толкование:

Прот. Cергий Булгаков:

«Излияние на землю семи чаш гнева Божия семью Ангелами с неба напрашивается на сопоставление c двумя предшествующими седмерицами – семь печатей и семь труб. Если первая седмерица (печатей) представляет собою большие отличия и может быть рассматриваема самостоятельно, то вторая (трубы) гл. VIII напрашивается на прямое сближение с третьей, в известном смысле является ее вариантом или повторением того же самого мотива, его «рекапитуляцией»... Лишь четвертая чаша не имеет для себя прямой аналогии; вторая же, третья, пятая, шестая и седьмая чаши в общем паралельны соответствующим трубам, только действие чаш не ограничено третьей частью предмета воздействия так, как это имеет место относительно труб» [1].

В описании труб и чаш соответствующих друг другу Ангелов действительно много общего. Так, например, труба и чаша первого Ангела поражают землю: «И пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю» (Откр. 16: 2), «И первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела» (Откр. 8: 7). Труба и чаша второго Ангела поражают море, третьего – реки и источники вод, четвертого - солнце, пятого - людей, шестого - реку Евфрат. Труба и чаша седьмого Ангела производят землетрясение, а события происходят на небе. Отсюда легко сделать вывод, каждой трубе и чаше должна соответствовать равная ей печать, а сами события следуют друг за другом как Ангелы Апокалипсиса.

Итак, рассмотрим все по-порядку:

1

«Первый Ангел вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (Откр. 16: 2). Как уже было сказано в 13-ой главе Откровения, гнойные раны на людях будут следствием имплантации под кожу микрочипов (при замене бумажных денег на электронные) и их элктромагнитного (ультрафиолетового) облучения. Но это же соответствует чаше пятого Ангела: «Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16: 10, 11). Упоминание же гнойных ран на людях при излиянии чаши первого Ангела, судя по всему, вообще означает начало апокалипсической эпохи предваряющей царство Антихриста. Из толкования 17-ой главы Откровения нам стало ясно, что это царство – СССР.

«Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела» (Откр. 8: 7). Согласно толкования трубы первого Ангела, «град и огонь, смешанные с кровью» означают первую мировую войну.

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как-бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6: 1, 2). Согласно толкования первой печати, «конь белый, и на нем всадник» – Ленин, вышедший победителем из Революции и Гражданской войны.

2

«Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как-бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море» (Откр. 16: 3).

Епископ Петр писал в 1885 году:

«В царстве, враждебном Церкви Божией, море означает народ в гражданском состоянии его. Это море превращается в кровь, когда между народом возникают раздоры и междоусобные войны, на которых многие проливают свою кровь, и, лишившись сил физических и нравственных, они как бы умирают от расслабления и страха, подобно тому, как рыба в крови не может жить, умирает» [2].

Об этом же было сказано в 8-ой главе Откровения: «Второй Ангел вострубил, и как-бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла» (Откр. 8: 8, 9). Согласно моего толкования труба второго Ангела означает вторую мировую войну.

«И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6: 3, 4). Согласно толкования второй печати, всадник на рыжем коне – это Сталин, а сами события соответствуют второй мировой войне.

3

«Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (Откр. 16: 4-7).

Об этом же было сказано в 8-ой главе Откровения: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр. 8: 10, 11). Согласно толкования трубы третьего Ангела, звезда полынь означает аварию на Чернобыльской АЭС в 1986 году, что по времени соответствует правлению Горбачева.

«И когда Он снял третью печать, я услышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр. 6: 5, 6). Согласно толкования третьей печати, всадник на вороном коне – Горбачев. Его правление происходит с 1985 по 1991 год.

4

«Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр. 16: 8, 9).- Здесь, судя по всему, говорится об облучении людей солнечной радиацией вследствие уменьшения озонового слоя Земли, которое наблюдается в наше время.

«Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи» (Откр. Откр. 8: 12), – что также во многом схоже с описанием трубы четвертого Ангела.

«И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом, мором и зверями земными» (Откр. 15: 7, 8). Согласно толкования четвертой печати, всадник на бледном коне - Борис Ельцин, а слова «и ад следовал за ним»,- означают, что войны, мор, голод и смерть в России останутся после Ельцина.

5

«Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16: 10, 11).

Епископ Петр писал в 1885 году:

«Под престолом зверя здесь понимается как само царское достоинство и власть зверя, так и местопребывание его... А помрачение престола означает значительное уменьшение величия, достоинства и власти зверя, которых блеск доселе поражал взоры людей; и тяжкое бедствие, которое будет соединено с помрачением достоинства и славы, и которое обрушится на митрополию его царства» [3].

Итак, чаша пятого Ангела изливается в царство зверя, то есть антихриста, а сделалось царство его мрачно, видимо, потому что «они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16: 10, 11). Ведь и ранее было сказано, что язвы и гнойные раны на людях (Откр. 16: 2) будут следствием имплантации под кожу микрочипов при замене бумажных денег на электронные: «И он сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16, 17).

Откровение, глава 9:

  1. Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны:
  2. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
  3. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
  4. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
  5. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.
  6. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.
  7. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее – как лица человеческие;
  8. И волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.
  9. На ней были брони, как бы брони железные а шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну;
  10. У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была – вредить людям пять месяцев.
  11. Царем над собою имела она ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.
  12. Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.

Согласно толкования трубы пятого Ангела, видение   САРАНЧИ   означает разгон политических демонстраций в тоталитарном царстве антихриста.

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу ? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты как и они, дополнят число» (Откр. 6: 9-11). Согласно толкования пятой печати, эти слова означают гонение на христианскую Церковь в царстве антихриста.

6

«Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Откр. 16: 12). То есть речь здесь идет о войне в Ираке «при великой реке Евфрате» (Откр. 9: 14). Об этом же говорит и труба шестого Ангела:

Откровение, глава 9:

  1. Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,
  2. Говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.
  3. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.
  4. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его.
  5. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.
  6. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей;
  7. Ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы, и ими они вредили.
  8. Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить;
  9. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.

Здесь также сказано: «Прочие люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих...» (Откр. 9: 20, 21). То есть это видение простирается на все оставшееся время истории человечества, и таким образом соответствует шестой печати Апокалипсиса:

Откровение, глава 6:

  1. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь;
  2. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои;
  3. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих;
  4. И цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,
  5. И говорят горам и камням: падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;
  6. Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

Согласно толкования 16-ой главы Откровения, великое землетрясение (Откр. 6: 12) означает применение атомного оружия во время войны в Израиле, то есть "Армагеддон".

7

Откровение, глава 16:

  1. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух; и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!
  2. И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!
  3. И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий вспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.
  4. И всякий остров бежал, и гор не стало;
  5. И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.

Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух (строка 17). Это, судя по всему, означает, что действие чаши седьмого Ангела происходит на небе или в мире духовном, невидимом, а молнии, громы и голоса, и великое землетрясение (строка 18) означают войну в Израиле – Армагеддон. Об этом же говорит и труба седьмого Ангела:

Откровение, глава 11:

  1. И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.
  2. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,
  3. Говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты принял силу Твою великую и воцарился.
  4. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.
  5. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.

Cобытия трубы седьмого Ангела опять происходят на небе (строка 15) а молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град (строка 19) означают опять же "Армагеддон". Труба седьмого Ангела открывает тайну семи громов (Откр. 10: 3, 4), которые означают «семь чаш гнева Божия, вылитых на землю» (Откр. 16: 1). А значит, ее действие аналогично действию седьмой печати, которое происходит на небе и открывает действие труб семи Ангелов:

Откровение, глава 8:

  1. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
  2. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.
  3. И пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом.
  4. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
  5. И взял Ангел кадильницу; и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.
  6. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.

Андрей Мазуркевич

Литература и комментарии:

[1] Сергий Булгаков, «Апокалипсис Иоанна», 138.

[2] Еп .Петр, «Объяснение Апокалипсиса», Томск, 1885, стр. 193-200. Приводится по «Сборнику статей» М.Барсова, стр. 382.

[3] Там же, стр. 383.