Русская Идея

Знамения на небе.

«И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения» (Откр. XII, 1-2). Это история Св. Церкви Христовой на земле в последнем периоде, когда воинствующая жена Агнца по любви к Нему переносит муки от гонителя своего – красного дракона. «И другое знамение явилось на небе: вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» (Откр. XII, 3). Это не что иное, как царство князя мира сего, действующего в сынах противления, то есть в богопротивниках в роде человеческом. Они основывали во все исторические времена политические общества, достигавшие даже царственного величия на земле. Зло слишком обаятельно и имело массу поборников в роде человеческом во все исторические эпохи, начиная от столпотворения Вавилонского и до последней французской революции. Временно, благодаря христианству, оно немного затихло, а именно в период от Юлиана Отступника до реформации; но затем опять вспыхнуло с прежней силой, и пламень его разгорается все более и более, направляясь то прямо, то косвенно к окончательному истреблению христианского благочестия. «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю». Уже и ранее выражалось мнение, что здесь речь идет не о том отдаленном от нас падении духов, которое совпало, быть может, с сотворением видимого мира, но об отделении от земной Церкви Христовой множества ее чад, которые повержены были на землю, то есть церковные расколы на Западе и на Востоке в XVI и XVII веках по Р.Х. Это удаление в материализм целой трети светоносителей духовных благ Церкви и есть начало того всеобщего на земле богоотступничества, которое Св. Апостол Павел ставит как ближайший признак конца; ибо дальше идти некуда. И вот наступает уже этот период, ибо дракон в своей ненасытной жажде зла увлекает из недр Церкви чуть ли не всех рождаемых ею и, наконец, в самое последнее время нагло стал перед женой, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. «И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным, и восхищено было дитя ее к Богу и Престолу Его» (Откр. XII, 4-5). Это не что иное, как последняя и повсеместная проповедь Евангелия, результатом которой должен быть всеобщий мир на земле, ибо народы и племена, живя в страхе Божием (то, что Тайнозритель называет жезлом железным), научились бы наконец жить в мире между собой. К сожалению, народы и племена, увлекаемые драконом, предпочитают торжественно поклониться ложному богу в лице сына погибели из еврейского колена Данова, в сердце которого угнездился сам дракон. Все же те, которые сохранят в то время верность истинному Богу, сотворившему небо и землю, будут восхищены к Богу и Престолу Его чрез мученичество, которому подвергнутся от ложного бога. Это и следует подразумевать под таинственными словами Откровения: «И восхищено было дитя ее к Богу и Престолу Его». Впрочем, Св. Апостол Павел предупреждает верных, говоря, что не все мы умрем. Значит, некоторые из верных останутся ожидать скорого второго пришествия Христова на облаках с силой и славой великой для последнего и всеобщего суда этими немногими верными, уцелевшими от всеобщего избиения рода христианского при воцарении восстановителя железного Римского царства. Тайнозритель возвещает, что святое общество верных скроется. «Жена убежала (говорит он) в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (Откр. XII, 6).

Иеромонах Пантелеимон,
«Начало и конец нашего земного мира.
Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса»