Русская Идея

Лаодикийская церковь.

Возвещаемое Господом в Откровении Ангелу Лаодикийской церкви относится, по всей вероятности, к самым последним временам, когда отступление от апостольского предания возобладает в мире и покроет сетью все христианские страны Запада в Старом Свете и особенно в Новом Свете, где и ныне встречается полнота вероотступления под флагом внешнего христианства, выродившегося в карикатурные формы учреждений, вроде армии спасения и подобных ей обществ и сект. То, что творится в передовой стране, будет, быть может, общим достоянием всего мира. Свобода в толковании Слова Божия дойдет до геркулесовых столбов. Серьезно говорят уже, что не тот убийца, кто убил, чтобы ограбить ближнего, а убийцей должен почитаться тот, кто имел несчастье своим достоянием ввести в искушение этого святого, неповинного человека. Ему принадлежит венец мученика. Они там все святые, все апостолы, все пророки, все под непосредственным наитием благодати, все дети Божии. Писание извращается до неузнаваемости, расширяется смысл его, как в устах сатаны на горе искушения и на кровле Иерусалимского храма. Для их вящего обольщения на спрос являются лжепророки, которых в конце времен, на окончательную гибель отступников, явится бесчисленное множество.

У нас гнездится другая крайность в узком понимании Слова Божия у раскольников, скопцов, жидовствующих, хлыстов, духоборов, молокан, штундистов, пашковцев, толстовцев и прочих бесчисленных лжеучений, придуманных князем тьмы во время его тысячелетнего заключения. Эти пародии на истину пущены в оборот на житейском рынке для наполнения праздных душ своей нелепостью.

На той стороне океана, под флагом внешнего христианства, встречаются нелепости, вроде превращения домов молитвы в театральные залы, где слушаются проповеди, возбуждающие неудержимый смех, и где доступ в храм для слушания музыки возможен, как в театры, за большие деньги. Там ораторы умеют возбудить энтузиазм и восторг, не имеющий ничего общего с молитвой мытаря, той молитвой, которую Христос Спаситель ставит в образец, для молитвы в храме. Указывают на религиозность за океаном, выражающуюся также и у англичан в частом чтении Библии и в чествовании недельного дня. То и другое не идет дальше религиозности евреев, до сих пор почивающих без пользы на Писании и узко понимающих субботу. Самые эти факты говорят за происхождение англосаксонских, а может быть, и германских рас от тех колен Израилевых, которые ранее прочих удалены были из обетованной земли и могли заселить Западную Европу, а впоследствии и Америку. В Англии существует на этот счет убеждение, что они сродни Израилю. По этому поводу нельзя не обратить внимание читателя на указание (3 Кн. Ездры; книга эта не каноническая, и на еврейском языке ее нет), что десять колен Израилевых ушли из той земли, куда они были выселены Салманассаром во дни Осии, царя Израильского, в VIII веке до Р.Х. Легко предположить, что некоторые из этих племен переселились в Европу и соделались там верны закону, тому самому закону, которого они не соблюдали в земле своей. Поселившись в Европе, они могли принять христианство, сохранив преимущественную верность закону о субботнем покое, чем так отличаются англосаксы от прочих народов. Некоторым из числа этих же племен, не принявших христианства, предстоит, как говорит Ездра, в конце времен, переселение в землю обетованную, где они составят один народ истинных Израильтян и послужат примером ревности к закону христианскому. Тут, как говорит Ездра, совершатся над ними великие чудеса. Одно из этих десяти колен, Даново, приобретет в конце времен печальную известность, ибо из него выйдет властелин, мирообольститель, противник Бога и всего святого, восьмой из числа бывших до него богохульных властителей, имеющий соединить в себе отрицательные качества Навуходоносора, Нерона и Домициана. Число имени его 666 соответствует в сотнях – первому, в десятках – второму и в единицах – третьему из числа его прототипов (600 + 60 + 6).

Впрочем, весьма может случиться, что нелепость сектантства переступит всякие границы и у нас и заполнит тех, яже любве истины не прияша, но благоволиша о неправде. Что будет причиной этого? Гибельное равнодушие предстоятелей Церкви к поглощению истины неправдой. Вот обличение Господне этим предстоятелям: «Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о если бы ты был холоден или горяч. Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. III, 15-18).

Из этих обличений Лаодикийских предстоятелей ясно, что индифферентизм пастырей будет последним явлением церковной жизни при необычайном развитии материальной обеспеченности. Наступит такое явление: церковь – без благодати Св. Духа, пастыри – пасущие самих себя, проповедь – звуки голоса. Куда будет стремиться такая церковь? Как блуждающая комета стремится куда-то и сталкивается с чем-то, с какой-то другой кометой, так и церковь блуждающая стремится к слиянию с другой блуждающей церковью – синагогой иудейской, ибо обе они в лице предстоятелей, отпавших от истины, поклоняются золотому тельцу, то есть блуждают во тьме, подобно своему прототипу, лжеапостолу, Иуде-предателю.

В Старом Свете протестантский индифферентизм довел мнимых детей Божиих, исповедующих очищенную религию, до такого печального явления, что в городах с полумиллионным населением едва десяток тысяч приступает к Св. Причащению.

А между тем мнимоочищенная религия распространяется более и более, далее и далее, как бы для того, чтобы украсить собой победный триумф над миром еврейства и его погибельного лжемессии.

Иеромонах Пантелеимон,
«Начало и конец нашего земного мира.
Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса»