Выбрать шрифт:
Сопоставляя исторические данные с тем, что указывает Откровение, можно с некоторой вероятностью допустить, что слова Христовы, сказанные Ангелу Ефесской церкви, могут относиться к первенствующему во вселенской Церкви римскому Престолу, времен XV и XVI столетий. «Ты испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они – лжецы» (Откр. II, 2). Тут речь идет, без сомнения, не только об основателях гностицизма, докетах и николаитах I века (Керинф, дьякон Николай), но и о таких же лжеапостолах и ересиархах XVI века (Лютер, Меланхтон, Цвингли, Кальвин), отвергших Церковь и апостольское предание и повергших народы во тьму отступления не только от Церкви, но и от точного разумения Слова Истины. Это предтечи имеющего прийти в конце времен сына погибели. Судя по тому, что отступление, предвозвещенное Св. Апостолом Павлом, может с некоторой вероятностью считаться с XVII века совершившимся фактом как на Западе, так и на Востоке, остается ожидать полного, всемирного развития его, а затем и скорого, по всей вероятности, появления сына погибели, еврейского лжемессии. Верные его слуги широко раскинули уже по всему миру нерасторжимую сеть, и теперь уже высоко поднимают голову в ожидании своего лжемессианского царства. Ничего не будет удивительного, что конец XX столетия или одно из последующих столетий оправдает погибельные и для них самих ожидания в явлении антихриста, который, вероятно, будет вроде Навуходоносора, Нерона, Домициана или же отступника Юлиана.
«Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. II, 4). Это относится к тому же Престолу, ибо история свидетельствует о глубоком нравственном упадке папства в XIV и XV веках. «Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые Я ненавижу» (Откр. II, 6). Если в отношении к Ефесской церкви секта николаитов была развратительницей христианских нравов и разрушительницей апостольского предания, то и протестантство XVI и раскол XVII веков имели то же отношение к вселенской Церкви на Западе и на Востоке, разрушив авторитет Церкви, упразднив иночество и священство, оставив от проповеди апостольской одно пустое имя и от спасающих таинств – один призрак.
Итак, можно допустить, что слово, обращаемое в Откровении к церквам Малой Азии, указывает на будущее состояние вселенской Церкви во времена отступления и потом, вплоть до самой кончины мира, когда повсюду оскудеет вера на земле. Этому последнему состоянию Церкви соответствует обращение к Ангелу последней из числа семи церквей – Лаодикийской.