Русская Идея

Ангел Лаодикийской церкви.

Последнее слово Откровения Господа обращается к Лаодикийской церкви, отражающее в себе пророчество о последнем состоянии веры на земле после того, как сонмы исповедников Церкви уже восхищены к Престолу Божию и когда, по выражению Евангелия, едва ли найдется вера на земле. Тем не менее любвеобильный Владыка, и в единодесятый час пришедших не отвергнувший в щедротах благоутробия Своего, в последний раз простирает кроткий призыв: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной». Эта речь обращается, вероятно, в такое время, когда материальное обеспечение посвящающих себя служению Слова достигнет высшей степени и чрез это они возомнят, что призваны господствовать в наследии Божием, импонируя богатством своим. Увы! На деле окажется, что есть нечто иное, чего им недостает. Это иное золото, огнем очищенное, Господь советует купить у Него. Именно это иное, а не мирское золото может обогатить благодатным учительным словом, от которого и сам проповедник может научиться добродетельной жизни и других направить на путь добра. Одеждой благотворительности закроется греховная нагота его, а нестяжательность откроет ему глаза на суету видимого мира и славу невидимого Царства Божия, чтобы научить оному людей Божиих.

И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: «Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия». Так говорит сама Истина, которая одна свидетельствует обо всем верно и точно, ибо она есть верховное начало всего существующего. Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч. В отношении к вере средина не имеет цены, ибо о холодном, не имеющем горячей веры, можно иметь надежду, что получит ее; а горящий духом чрез Св. крещение и охладевший потом от лености отнимает у себя надежду спасения. Извергну тебя из уст Моих, потому что гениями богатства ты заглушил в себе семя Слова, не сознаешь своей нищеты и скудости в разумении того, что истинно; по слепоте очей умственных не видишь наготы своей в добрых делах.

«Побеждающему дам. сесть со Мною на Престоле Моем, как и Я победил, и сел со Отцем Моим на Престоле Его.» Престолом указывается на высочайшее достоинство наследника Царства Небесного, сесть со Мною на Престоле Моем – означает соделаться сонаследником Христу в Царстве славы Его, уготованном для сынов Божиих по благодати, равных Св. Ангелам Божиим. Этим показывается, что победителям дьявола предлежит высочайшая почесть соцарствовать Христу. Он Сам, как Верховный Победитель дьявола, призывает победоносное воинство Свое, соратников Своих, показавших подвиги самоотвержения в борьбе с дьяволом, к участию в победном триумфе, который будет вечным праздником тех, кто возлюбил славу эту паче собственной славы, чести и самой жизни.

Иеромонах Пантелеимон,
«Начало и конец нашего земного мира.
Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса»