Русская Идея

Ангел Сардийской церкви.

И Ангелу Сардийской церкви напиши: «Так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв, бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти» и пр.

И в начале христианства, то есть в I и II веках, были уже общества, которые, пренебрегая апостольским преданием, вследствие распространившейся ереси, именуемой гностицизм или духовное разумение, а в сущности омертвение духа, отвергавшее видимое в чем-либо выражение благочестия, будь то поклон, или Крестное знамение, или прочее сохранившееся от апостолов установление в совершении Св. таинств и священных обрядов. Эта ересь, вероятно, развивалась и в Сардисе, почему эта церковь оказывается мертвой по делам благим, то есть предается сну душевной лености. Господь угрожает внезапностью суда Своего, особенно тем предстоятелям, которые, подобно жидовским раввинам, извращали весь смысл Писания.

Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Это настоятельное внушение Сардийской церкви держаться апостольского предания с угрозой – попустить раскол церковный, как заслуженное наказание за сон лености и нерадение о спасении душ, похищаемых у Св. Церкви лжемудрованиями гностиков (подобных нынешним протестантам).

Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек и пр. ... Они похваляются за то, что не осквернили одежд своих. Это означает, что благодать Св. крещения и дарования Св. Духа они не только усвоили сами, но и в проповеди Слова Истины держались предания апостольского, а не человеческой мудрости, которая не дает познания о Боге, ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну» (Ис. XXIX, 14). Отсюда можно заключить, что несколько человек в Сардисе, похваляемые за то, что не осквернили одежд своих, не кто иные, как блаженные проповедники, которые не оскверняли проповедь буйством необузданного ума, как это завелось повсюду, где религия знания, канадский пламень, стала вырываться из недр земли и попалять веру в сердцах слепотствующего народа и не менее слепотствующего юношества в духовных и светских рассадниках знания. Не следует удивляться, что нашлось всего несколько человек, право правящих Слово Истины, ибо и апостол говорит: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов» (Кор. IV, 15).

«Побеждающий облечется в белые одежды: и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред ангелами Его». Если в начале христианства в Сардисе так мало было исповедников Истины, то чуть ли не большинство наставников новейших времен стремится блистать только красноречием и остротою ума, а о благодати не радит, как о ветхой одежде, отжившей свой век. Да устрашатся они угрозы быть изглаженными из книги жизни навеки.

Иеромонах Пантелеимон,
«Начало и конец нашего земного мира.
Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса»