Русская Идея

Ангел Фиатирской церкви.

И Ангелу Фиатирской церкви напиши: «Так говорит Сын Божий, у Которого очи, кок пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое» и пр. Господь похваляет веру и терпение в напастях и искушениях, любовь к ближним и благотворительность, постепенно возрастающую, но и порицает за то, что постыдная николаитская ересь имеет попущение действовать открыто, и вводить в заблуждение в простоте души верующих, и увлекать их в любодейство и идолопоклонство. Тем более следовало бы обуздать эту ересь, что она, возбуждаемая духом лукавым, мнит себя движимой Духом Святым. Следовательно, долготерпение тут неуместно, и наглое притворство их должно быть изобличаемо пред всеми, если, наедине призываемые к покаянию, они не покаялись. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с ней в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я Есмь Испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

Повергаю на одр может означать отлучение от общества верующих судом Церкви; и любодействующих с нею в великую скорбь – тех, что втайне сочувствуют и покровительствуют этой ереси, изобличу пред всеми, если не исправятся. И всех соучастников и последователей этой мерзости поражу смертью, что означает совершенное отсечение от церковной жизни и благ оной на веки.

Вам же, прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду.

Тем, которые веруют в простоте сердца и от глубин сатанинской мудрости, обычной чародеям и спиритам, уклоняются и не любопытствуют о тайнах чернокнижия, как известно, процветавшего в Ефесских пределах (Деян. XIX, 18-19), обещает Господь снисходительность к их простоте, лишь бы твердо держались того, чему учит Св. Церковь. Они, при неведении, могут ссылаться на ведение Св. Церкви, которая есть столп и утверждение Истины. Такова милость Христа к слепотствующим, но не отторгающимся от Св. Христовой Церкви, принимающей на себя ходатайство за людские неведения пред Богом. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками. И будут пасти их жезлом железным, как сосуды глиняные они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего. И дам ему звезду утреннюю.

О каких делах говорится здесь? Конечно, о делах милосердия, ибо Церковь и ее предстоятели, красуясь верху горы, имеют возможность подавать пример и идти впереди на всякое дело благое, будет ли оно заключаться в призрении немощных, вдов и сирот, в облегчении участи узников и должников или же в предотвращении пагубных последствий тунеядства и непристойного образа жизни. Таковым деятелям, верным вмале, обещается великое поприще деятельности, в особенности в обращении язычников и в устроении их христианского жительства на началах страха Божия, пред которым прежний страх дьявола и смерти сокрушится, как легко сокрушается сосуд глиняный от удара камнем. Камень же этот Христос. Этот Камень, отторгшись от горы без содействия рук, сокрушил царство мира сего (Дан. II, 34), сокрушит и всякую сопротивную силу, держащую своих узников – язычников во тьме и тени смертной страхом всякого зла и смерти, покоряя их своему господству. И дам ему звезду утреннюю. Надобно разуметь здесь – дам ему господство над сатаной, который покоряет людей своей власти страхом смерти и о котором возвещает Св. пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари, разбился о землю попиравший народы» (Ис. XIV, 12).

Иеромонах Пантелеимон,
«Начало и конец нашего земного мира.
Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса»