Св. Апостол Иоанн Богослов

20 июля 1998 года



Здравствуйте, Андрей. Я с интересом следил за развитием событий на Православной Конференции. Да, если честно, то православного в ней было не так уж много, что, вероятно, и послужило поводом к ее закрытию.

Однако, проблема Апокалипсиса (и откровения) действительно невероятно интересная и важная. Я сам хочу поместить на своем сайте (www.sarov.com) некоторые документы по этому поводу (в основном, ЕДИНСТВЕННЫЙ достоверный источник информации по этому вопросу - видения и пророчества Святых отцов - Иоанна Кронштадского, Серафима Саровского, а особенно Нила Сорского, Нила Мироточивого, Ефрема Сирина и многих других). Но это все только благие намерения. Не знаю, хватит ли времени на что-либо существенное. Пока, на сайте только один документ - видение Иоанна Кронштадского.

А что вы думаете по поводу святоотеческих пророчеств? Многие из них гораздо проще для понимания, чем Откровение Св. Иоанна Богослова. Например, видение Св. Иоанна Кронштадского, охватывающее период от революции до второго пришествия.

Сам я толковать ничего не рискую (и не собираюсь) хотя свои мысли по поводу всей информации у меня есть. Я ими могу просто поделиться (если кому-то интересно), но не публиковать на моем сайте. Неохота никому навязывать свою точку зрения (как это делает сайт Апокалипсис 2000). По поводу этого сайта - такого количества дезинформации по предмету, собранному в одном месте (исключение - Патерик, но это не им придумано) я еще в Internet нигде не встречал. Суть в том, что все "разоблачения" Откровения Св. Иоанна это как "multiple choice test", где после каждого предложения надо выбрать ответ: TRUE, FALSE, FALSE, MAYBE, TRUE, MAYBE, BULLSHIT, FALSE.... И так далее. Как билет на экзамене.

В любом случае, ваши мысли по поводу видения о. Иоанна, а может быть, и других писаний Св. Отцов?

Dmitry Sizintsev

Mitek@glass.i3tele.com

ОТВЕТ:

Дмитрий, здравствуйте!

Что касается писаний Св. Отцов, то я сам их достаточно часто цитирую в моем толковании Откровения. Вы можете посмотреть это на моем сайте и сами сделать отсюда выводы. Прочитайте сначала главу «Традиция Православной Церкви», и если возникнут вопросы, то я разъясню дополнительно.

Что касается так называемого "Видения Иоанна Кронштадского", текст которого можно найти, например, в книге «Россия перед вторым пришествием», которая вышла в свет в издании Свято-Троицкой Сергиевой лавры в 1993 году. Составители этой книги на 141 странице ссылаются на первоисточник: «Православная Русь» N 517, 1952 15/28 октября, Архим. Пантелиимон. «Жизнь и подвиги, чудеса и пророчества святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадского». Б. м. 1975. Стр. 170-178. Также здесь говорится, что это видение сохранилось в нескольких списках, имеющих небольшие различия. Так, в этой версии говорится:

«Затем старец благословил меня и указал рукой на восток, сказал: -- я иду вот туда. Я пал на колена, поклонился ему и вижу, что быстро отчаливает он от земли, тут я спросил -- как же имя твое, чудный старче ? Потом я громче воскликнул: "Святый Отче, скажи, как твое святое имя ?" -- "Серафим, -- тихо и мягко сказал он мне, а что ты видел -- напиши и не забудь все это ради Христа". Вдруг как бы над моей головой ударил звон большого колокола. Я проснулся, открыл глаза. На лбу у меня выступил холодный пот, в висках стучало, сердце сильно билось, ноги дрожали. Я сотворил молитву: "Да воскреснет Бог". Господи, прости меня, грешного и недостойного раба Твоего Иоанна. Богу нашему Слава. Аминь».

В издании «Нашего Современника» N 9, 1991 (стр. 122) имена и фамилии старцев подчеркнуто нарочиты:

«Приблизилось время к концу. Он указал рукой на восток, наконец упал на колени и молился: с ним молился и я. Старец стал отдаляться быстро от земли на высоту: тут я вспомнил, а как же имя этого старца, и громко воскликнул "Отче, как твое имя?" - "Серафим Саровский! - ответил ласково старец, - что видел, напиши православным христианам!" Вдруг, как будто бы ударил над моей головой большой колокол и я услышал звон и проснулся. - "Господи, благослови, помоги молитвами великого старца! Ты открыл мне грешному рабу Иоанну Кронштадскому иерею!"»

Впрочем, есть и другие различия в текстах. Так, в одном описании говорится, что старец держал в руках посох, а по другому в левой руке его были четки. Эти и многие другие, казалось бы, незначительные расхождения в текстах, не имели бы большого значения, если бы не ставили под сомнение подлинность видения целиком. По крайней мере, мне не понятно, какой из этих двух текстов является первоисточником?

Впечатление усугубляется, когда смотришь это видение по существу. Так, например, непонятно, почему в списке годов, показанных Иоанну - 1913, 1914, 1917, 1922, 1930, 1933, 1934 - отсутствует 1937 или 1941, а вместо этого говорится про 1934 год, не имевший значения для России. Все это наводит на размышления, что «Видение Иоанна Кронштадского» было написано незадолго перед Второй мировой войной.

Изображение Антихриста «с когтями как у тигра» в «Видении Иоанна Кронштадского» носит чисто мифологический характер. Такого представления об Антихристе не только нет в Библии, но это не соответствует общему мнению отцов древней Церкви, что Антихристом должен быть обыкновенный живой человек в простом биологическом смысле. Изображение же Антихриста «сидящем на престоле в Иерусалимском храме» с богословской точки зрения также довольно спорно. Например, Андрей Кесарийский и Иоанн Златоуст держались той точки зрения, что прилагать слова Апостола Павла об Антихристе: «В храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога», - исключительно к древнему храму в Иерусалиме нет достаточных оснований. Да и самого этого храма с 70 года н.э. больше не существует.

К сожалению, в православной Церкви есть много таких "пророчеств", в достоверности которых приходится сомневаться. Чего стоило, например, наряду с истинным сочинением Св. Ипполита Римского «Сказание о Христе и Антихристе» появление в русских старинных рукописях с начала XVII столетия в славянском переводе «Бл. Ипполита папы Римского и мученика, слова о скончании мира, об антихристе и втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа», которое у старообрядцев пользуется особым уважением, притом слово это, приписываемое св. Ипполиту, не принадлежит ему. Это ложное сочинение породило целый рад ошибочных представлений, которые до сих пор не изжиты в самой православной Церкви. Я об этом писал подробно в главе «Два пророка». Надеюсь, что это будет вам интересно.

Относительно ваших слов, что «многие из святоотеческих пророчеств гораздо проще для понимания, чем Откровение Св. Иоанна Богослова»,- то это, конечно, верно. Но я лично считаю, что особая ценность и преимущество Откровения Св. Иоанна Богослова перед видениями св. Отцов заключается в том, что оно не нуждается в доказательствах своей достоверности, потому что оно написано 19 веков назад и в наше время уже исполнилось в большинстве своих предсказаний. Впрочем, это не всем очевидно. То есть, как говорится: «имеющий глаза - да увидит, имеющий уши - да услышит». В моем толковании Откровения я лишь хотел показать, как следует прилагать картины Апокалипсиса к событиям современности.

Всего доброго, Андрей Мазуркевич