Св. Апостол Иоанн Богослов

7 июня 1998 года



Здравствуйте, Андрей! Вам пишет Олег из Москвы, мне 18 лет, учусь на энергетика, люблю природу, верю в Бога. Я посетил вашу страницу и практически сразу решил вам написать. Я думаю распечатать ваши материалы и спокойно, вдумчиво почитать.

Я хочу затронуть личность Горбачева. Как я увидел, у вас на главной странице присутствует его портрет. Я слышал, что Горбачев явится одним из главных инициаторов объединения церквей, что является подготовительной акцией для прихода антихриста. Так ли это? Ваше мнение?

Как вы относитесь к книге "Роза Мира", я недавно узнал, что в Православии ее не все любят ... У меня есть эта книга, и я ее немного читал, но позже я прочел критику этой книги, что, мол, ее автором не является Даниил Андреев, и что ее написали атеисты и даже явные противники Бога, но очень умно и осторожно, чтобы ввести в заблуждение. Так ли это? Ваше мнение?

Я слышал или читал о расцвете России после коммунизма, о нравственном и духовном подъеме, но этот период будет небольшим. Пока я этого не вижу, но все же верю в поднятие России! Я также читал, что Россия будет самой стойкой при антихристе. Так ли это? Ваше мнение?

Будет ли третья мировая война, и унесет ли она 2/3 человечества, как написано в "Розе Мира"? Надеюсь на ваш ответ.

Мой E-Mail oleg@avia.ru

С уважением, Олег

ОТВЕТ:

Олег, здравствуй!

Я также считаю, что «объединение церквей является подготовительной акцией для прихода антихриста». О том, что «Горбачев явится одним из главных инициаторов объединения церквей»,- я пока ничего не слышал.

Представление о том, что антихрист должен объединить все церкви в конце мировой истории, встречается, например, у Владимира Соловьева в «Краткой повести об антихристе», которая вышла в свет в 1900 году. Но там же он пишет, что три христианские церкви объединяются против антихриста. Эта идея нашла продолжение в толковании прот. Сергия Булгакова на слова из Откровения Иоанна: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14: 7).

Комментируя эти слова Откровения Епископ Петр писал в 1885 году:

«Иоанн видел Ангела, летящего по небу, вероятно, держащего в своей руке развернутый свиток, и показывающего его всем народам. Ангел здесь не означает собственно Ангела, потому что Ангел не учит Евангелию, но - проповедника Евангелия, служителя Церкви. Ангел вообще значит вестник или посланник, которому Богом поручено исполнить какое-нибудь дело. В этом смысле и св. Иоанн Предтеча, пр. Аггей и другие служители Божий называются Ангелами (Мал. 3: 1: Агг, 1: 13; Ис. 44: 26: Мат, 13: 41). Потому и здесь под Ангелом подразумеваются проповедники Евангелия, которым поручено служение примирения людей с Богом (2 Кор. 5: 18, 20). Этот Ангел летел по небу. Это значит, что служители Божий обращаются в виду у всех, поставлены на видном, почетном месте, публично отправляют должность в Церкви, так чтобы все могли видеть их» (Еп. Петр, «Объяснение Апокалипсиса», Томск, 1885 г., стр. 180; приводится по «Сборнику статей» М. Барсова, стр. 367.)

Развивая тему «Вечного Евангелия» Сергий Булгаков писал в 1944 году:

Прот. Сергий Булгаков:

«Это Евангелие возвещается вселенски и всецерковно, помимо или превыше вероисповедных и национальных разделений Церкви. Это есть проповедь Евангельского, вселенского христианства, в которой сливаются или преодолеваются конфессии и национальности. Надо помнить, что вообще само происхождение Откровения, так же как и Евангелия, доконфессионально, оно не знает «разделения церквей», и эта проповедь вечного Евангелия, очевидно, относится ко времени до самого их возникновения. Здесь же оно предполагает уже совершившееся их преодоление, свободу от их ограниченности. Здесь содержится, таким образом, и молчаливая проповедь «соединения церквей», которое должно совершиться ранее конца мира.

Естественно возникает вопрос, что же есть это Евангелие вечное и как оно относится к Четвероевангелию, данному Церкви? Есть ли это новое откровение, дополняющее или раскрывающее это последнее? Трудно ответить на этот вопрос с окончательной уверенностью. Можно лишь сказать, что Четвероевангелие неотменимо, ибо содержит в себе нерукотворный образ Христа и Его учение. Однако самое его восприятие не заключено в неподвижности, но, напротив, оно по-новому раскрывается во все времена истории вместе с жизнью человечества во Христе. Оно есть не буква, но дух. Оно дано не одному только времени, но всем временам, оно сверхвременно и в этом смысле вечно. Мало того, оно принадлежит жизни не только этого, но и будущего века. Однако понимать Евангелие только как книгу, хотя бы даже и книгу книг, но все же одну из книг, к которой могут присоединиться еще другие книги, хотя бы новозаветные, даже Апокалипсис, в известном смысле едва ли правильно. Не правильнее ли усвоять Евангелию в известном смысле единственность и абсолютность и даже весь Новый Завет вместе с Ветхим рассматривать как истолкование Евангелия? Последнее притом даже не ограничивается писанным словом, но включает и все новое предание и разумение церковное, всю жизнь Церкви во Христе и со Христом. И, во всяком случае, значило бы умалять св. Четвероевангелие, если рядом с ним и помимо него допускать еще какое-то новое Евангелие (пятое?), доселе неведомое. Это значило бы признать какую-то недостаточность Евангелия, что невозможно. Но это вечное Евангелие всегда читается внове и по-новому в жизни как отдельного человека, так и всей Церкви. Думается, что именно это - не больше, но не меньше - знаменуют здесь слова Ангела об Евангелии вечном, воспринимаемом в духе пророческом, не мертвящем, но животворящем.

Однако это новое откровение св. Евангелия в вечности его истины относится к его восприятию, связанному с приближением конца и надвигающегося суда, и он будет произведен на основании Евангелия. Ангел взывает ко всему человечеству, как тем, которые способны слышать это благовестие, так и не способны к тому: «убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю и море и источники вод». Наступление суда будет неожиданным, ибо «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24: 27) во внезапности своей, когда «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес и до края их» (31). Как же соединить эту внезапность наступления суда Христова с теми предварениями его, о которых говорится в Откровении? Очевидно, здесь нет противоречия, поскольку то и другое относится к разным планам бытия... Гораздо труднее ответить здесь на другой вопрос, который есть и общий вопрос всего Апокалипсиса: как произойдет и будет воспринято предварение Ангела, открывающего вечное Евангелие, в общем контексте истории, в жизни мира? Можно спрашивать себя, как мир заметит это явление Ангела, как он услышит его голос, оглушаемый своими собственными голосами, трескотней, шумом и своими собственными громами? Как имманентность его, разомкнувшись, даст место трансцендентности вестника небес? На это нет у нас и не может быть ответа иного как веры:     э т о - б у д е т,     явится ли оно как новое духовное самосознание, которое, зародившись у одних, распространится и на других, к тому избранных, чтобы сделаться вселенским, охватить весь христианский мир. Или это будет новое пророческое Откровение, мы не знаем. Но во всяком случае то будет духовное событие, которое доселе еще не наступило, однако пришествия его мы чаем. Без него мир не может созреть к своему концу, причем оно явится единовременно и действием Духа Божия, силы Христовой в мире, а вместе и ответственным постижением человечества, «синергизмом»...Таково знамение приближения конца через созревание к тому исторического христианства, согласно Откровения Иоанна. То будет поклонение Творцу неба и земли, моря и источников вод, соединенное с благоговением и страхом Божиим, а также и славословием Его в приближении часа суда Его» (Сергий Булгаков, «Апокалипсис Иоанна», стр. 124-126)

Идея объединения христианских церквей против Антихриста не кажется утопичной хотя бы уже потому, что в 12-ой главе Откровения говорится, что многие христианские конфессии или церкви должны пострадать от Антихристе: «И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17).

«Розу Мира» я не читал, но сейчас посмотрел специально одну из глав этой книги, которая называется «Князь Тьмы», где идет речь о приходе Антихриста. После прочтения стало ясно, что эта книга - плохая пародия на работу В.С.Соловьева «Краткой повести об антихристе». Если В.С.Соловьев часто искренне заблуждался, то в «Розе Мира» мне очевиден подлог и произвольное фантазирование, направленное на то, чтобы ввести в заблуждение людей не утвержденных в церковной традиции. Что автором «Розы Мира» не является Даниил Андреев, об этом я тоже слышал, но подтвердить это фактами не могу - мне это не известно. Однако сам факт того, что эту книгу настойчиво продвигают в среде современной российской интеллигенции, заставляет о многом задуматься.

Предсказания о «расцвете России после коммунизма и о нравственном и духовном подъеме» можно прочесть, например, в книге «Россия перед вторым пришествием», которая первый раз вышла в свет в 1993 году. В главе, которая называется «Перед концом будет рассвет», собраны все цитаты известных личностей на эту тему. Там же, например, говорится:

«Милость Господня может быть явлена, если все пойдет по схеме событий: ГРЕХ - ПЛЕНЕНИЕ - ПОКАЯНИЕ - ОСВОБОЖДЕНИЕ. Судя по происходящему сейчас, нас может ожидать и другой вариант: ГРЕХ - ПЛЕНЕНИЕ - НЕДОСТАТОЧНОЕ ПОКАЯНИЕ - БОЖИЯ КАРА - ГИБЕЛЬ БОЛЬШИНСТВА И СПАСЕНИЕ "МАЛОГО СТАДА"» (В.Н.Тростников, «Старая сказка и новая действительность», «Вече», N 37, Мюнхен, 1990г.).

Таким образом получается, что возрождение России возможно лишь при условии ПОКАЯНИЯ, которое начинается с осознания своих ГРЕХОВ. Поэтому стоит задуматься, когда же в России начался ГРЕХ?

Прот. Лев Лебедев писал в 1995 году:

«Семнадцатый век в истории России это ­ эпоха такого глубинного коренного перелома русской жизни, который с поразительно прямой логикой приводит к "семнадцатому году", а через него к настоящему и возможному будущему русского народа и Русской Православной Церкви. Духовно-смысловым центром XVII столетия является 1666 год, совпадающий с числовым шифром "имени зверя" ­ 666 (Откр. 13: 17­18), год начала Большого Московского собора, осудившего как патриарха Никона, так и его противников ­ старообрядцев, то есть всех, кто по-разному ревновал об одном и том же ­ об укреплении Церкви, о Святой Руси как норме жизни для всего российского общества в целом. До этого Россия пережила великую смуту и феномен самозванства, явление "лжецарей" ­ этих прообразов последнего лжецаря и лжемессии ­ антихриста. После этого Россия пережила великий раскол между Церковью и государством, раскол внутри Церкви и начало царствования Петра I, человека, который в концепции "третьего Рима" навсегда покончил с идеей "Нового Иерусалима" как духовного содержания этой концепции и явно предпочел идеи, укладывающиеся в понятие "Вавилон", навсегда расколов русское общество на две почти несовместимые части...

Таким образом, в XVII столетии на Руси действительно произошло нечто вроде конца мира: кончился мир русской жизни, в котором общепризнанным, общечтимым, интегрирующим началом для всего общества являлась с 988 года Святая Русь как образ жизни, устремленной в земных условиях к горнему миру, к "Иерусалиму Новому" (Откр. 21: 2) из чистой любви ко Христу. Половина русского общества открыто пошла в противоположном направлении секуляризации жизни и культуры. В XVII веке в России были прообразованы или промоделированы те обстоятельства, в каких окажется и все человечество, когда явится тот, число имени которого ­ 666. Подобные преобразования случались и раньше, и не только в России. Случались и позже, в том числе и, прежде всего в России. Но то, что произошло у нас в XVII веке, является самым основополагающим для дальнейших судеб нашего отечества» (Лев Лебедев, «Москва Патриаршая», Москва, 1995, стр. 7).

Иными словами, началом отсчета в духовном кризисе России является не 1917 год, как это часто приходится слышать, а именно XVII век, когда на Большом Московском соборе в 1666 году епископат русской церкви, осудив патриарха Никона в угоду царю Алексею Михайловичу, тем самым, по словам патриарха Никона, «совершил отступление (2 Фес. 2: 3) от норм Святого Евангелия, Предания Святых Апостолов и Святых Отцов». Вследствии этого епископат русской церкви потерял последнюю перед петровскими реформами возможность отстоять свою независимость, когда царь Петр I в 1721 году, не спрашивая совета и мнения архиереев, упразднил и сам Патриарший престол и учредил Святейший синод для управления церковными делами. Обер-прокурор Святейшего синода, назначенный из светских лиц, подчинялся лишь императору. Таким образом, подчинив духовную власть светской, царь Петр I умалил роль самой Церкви в жизни государства и общества.

Раскол в Русской Православной Церкви в XVII веке и гонение старообрядцев привело к ослаблению веры и к подрыву авторитета не только Церкви, но и государственной власти в целом. Потеряв свою независимость и утратив авторитет Русская Православная Церковь потеряла былую способность влиять на умы и сердца людей и оказалась не в состоянии противостоять в XVIII веке проповеди атеизма под видом французского "Просвещения", а в XIX веке пропаганде идей социализма и коммунизма.

С падением коммунизма становится очевидно, что духовный кризис России и Русской Православной Церкви остался не преодолен. Режим президента Ельцина является лишь воплощением и, так сказать, материализацией этого кризиса в наше смутное время.

На эту тему я советую прочитать книгу М.В.Зызыкина «Патриарх Никон - его государственные и канонические идеи», Варшава, 1938г., а также книгу С.А.Зеньковского, «Русское старообрядчество», Vanderbilt University, 1969г. Две эти книги были переизданы в 1995 году и сейчас продаются в Москве.

«Будет ли Россия самой стойкой при антихристе?» - в этом я глубоко сомневаюсь. Дело в том, что согласно пророчествам Библии история человечества должна завершиться последней войной в Израиле, которая носит в Библии название «Армагеддон». А во главе коалиции государств, выступающих против Израиля, названа «страна Рош» (Иез. Гл. 38, 39). Из толкования станет ясно, что здесь имелась в виду Россия. Это и есть мой ответ на вопрос: «будет ли третья мировая война?» А относительно того, что ты пишешь: «унесет ли она 2/3 человечества, как написано в «Розе Мира»?»,- так по-моему эта цифра сильно завышена.

Всего доброго, Андрей Мазуркевич