Св. Апостол Иоанн Богослов

25 мая 1998 года



Здравствуй, Андрей! Что ты думаешь, про те 400 лет, которые упоминает Ездра в своей книге?

Козюков Андрей Анатольевич

ОТВЕТ:

Андрей Анатольевич, здравствуйте. Вначале хочу напомнить эти слова из пророчества Ездры:

Третья книга Ездры, Глава 7

  1. Вот, придет время, когда придут знамения, которые Я предсказал тебе, и явится невеста, и являясь покажется,- скрываемая ныне землею.
  2. И всякий, кто избавится от прежде перечисленных зол, сам увидит чудеса Мои.
  3. Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет.
  4. А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание.
  5. И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого.
  6. После же семи дней восстанет век усыпленный и умрет поврежденный.
  7. И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души.
  8. Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение.
  9. Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится.
  10. Затем последует дело, откроется воздаяние, воссияет правда, перестанет господствовать неправда.

«Невеста, скрываемая ныне землею» (строка 26), означает христианскую Церковь. Об этом же пишет Апостол Павел, что «Церковь есть жена и невеста Христова» (Еф. 5: 22-32). Слово земля означает простой народ. Это можно также понять на примерах: Откр. 13: 3; 3 Ездра 7: 20-35; 2 Цар. 15: 23; 1 Пар. 16: 31; Пс. 33: 8; Иер. 22: 29; Осия 1: 2; Михей 1: 2; Захария 12: 12. Таким образом, речь здесь идет о том, что Церковь будет составлена из земли, то есть из простого народа во время пришествия Иисуса Христа и воскресения Его из мертвых. В восточных переводах - армянском, арабском и эфиопском - предсказывается, что с наступлением будущего века «откроется город, который невидим ныне». Речь идет, видимо, о Небесном Иерусалиме. О нем говорится ниже в этом же видении (VIII, 52) и в следующем (гл. IX, X).

«Век поврежденный» (7: 31) означает историю человечества от Адама до конца мировой истории, которая "повреждена" грехопадением Адама и развращенностью человеческого рода. «Век усыпленный» (7: 31) здесь означает время до грехопадения и изгнания Адама из рая. Этот же век восстанет, когда «явится Всевышний на престоле суда» (7: 33), то есть в самом конце мировой истории.

У Ездры сказано, что «за семь дней» (7: 30, 31) до Суда Всевышнего «умрут все люди имеющие дыхание... так что не останется никого» (7: 29, 30). Подобное можно прочесть в псалме у царя Давида: «Господь в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами» (Пс. 109: 5, 6), о чем подробнее говорится в главе «Армагеддон».

Далее говорится: «Откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет» (7: 28).

В Толковой Библии сказано:

«мысль о четырехсотлетнем царстве Мессии на земле имеет под собой почву в повествовании Бытописателя об египетском плене» (стр. 269). В беседе с Авраамом (Быт. XV, 13) продолжительность его определяется в 400 лет. На основании слов Псалтири «возвесели нас в дни, в которые Ты поражал нас за лета, в которые мы видели бедствие» (Пс. 89: 15) раввины проводили полную параллель между тем временем, когда Бог поражал Израиля разными бедствиями, и временем будущего века торжества народа Божия (Gfrorer, II. 252, 253).

Однако я полагаю, что цифра 400 лет могла быть получена Ездрой и в результате неверного вычисления. Дело в том, что сам Ездра пишет, что в его книге действие происходит «в Вавилоне, в тридцатом году по разрушении города» (III Ездры 3: 1), а Иерусалим был разрушен Навуходоносором в 586 году до н. э. Значит, само действие происходит в 556 году до н. э. или же в 3448 по древнееврейскому летоисчислению от сотворения мира. Далее Ездра пишет: «Тогда сказал мне Господь: век потерял свою юность, и времена приближаются к старости, так как век разделен на двенадцать частей, и девять частей его и половина десятой части уже прошли, и остается то, что после половины десятой части» (III Ездра 14: 10-12).

Таким образом, получаем:

3448 / 9,5 = 363

363 x 12 = 4356

Год Рождества Иисуса Христа Ездра мог вычислить исходя из пророчества Даниила:

Книга пророка Даниила, Глава 9

Ангел говорит Даниилу:

  1. Семьдесят седьмин определены для народа и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление и запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.
  2. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины, и возвратится народ о обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
  3. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
  4. И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя.

Царь Кир издает указ об освобождении иудеев из Вавилонского плена и о восстановлении храма в Иерусалиме в 537 году до н. э. или же в 3467 году по древнееврейскому летоисчислению от сотворения мира. Тогда по расчетам Ездры рождество Иисуса Христа должно было приходиться на 3957 год, так как «семьдесят седьмин» составляет 490 лет:

3467 + 490 = 3957

Таким образом получаем:

4356 - 3957 = 399

или примерно 400 лет, про которые пишет Ездра.

Всего доброго, Андрей Мазуркевич