Русская Идея

Михаил Назаров

Вождю Третьего Рима

Выбрать шрифт:

Изменить размер:

Увеличить шрифт     Уменьшить шрифт

Покинутые православные патриоты

Теперь дадим слово активным прихожанам самой МП, которые с глубокой горечью пишут во многих православных изданиях о все более очевидном противоречии между должной миссией Церкви и политикой ее руководства.

Руководитель православного братства: «Среди наших церковных деятелей не хватает смелых людей, чтобы все-таки говорить правду... Это очень грустно. Я уверен, что тот же патриарх имеет возможность более определенно высказывать позицию Церкви по актуальным вопросам... Я уверен, что даже наше продажное телевидение и то не посмело бы умолчать точку зрения Синода на тот или иной закон, ту или иную проблему. Такого мы не видели ни разу – чтобы члены Синода публично высказали бы свою точку зрения по политическому вопросу... [Зато видели как] удостаивается снимка с самим патриархом и получает высочайшее благословение... какой-нибудь банкир (читай – вор) Смоленский, получивший невообразимым образом орден от Патриархии»[37].

В газете организации "За Русь Святую" пишут о нежелании священноначалия поддержать православных патриотов: «Что это? Наивное непонимание или равнодушие и трусость? Или (не хочется верить этому) внутри нашей Церкви таятся силы, которые готовы открыть врата врагу, когда в осаде Православия наступит критический момент, а сегодня просто выжидают?..»[38].

В газете Русского Обще-Национального Союза один из его руководителей взывает к патриарху Алексию II:

«В России фактически установлен оккупационный режим... Ни слова Вы не сказали в отношении государственного переворота, предпринятого Ельциным. А такое слово не было бы вмешательством в дела государства и мы знаем немало таких примеров в прошлом, ведь заслуга Православной Церкви в создании и возрастании государства огромны... Сегодня на патриаршем престоле нет мужественного воина Христова, нового Гермогена, о котором говорится в акафисте: "Спасти хотя Русь от безначалия греховного, не к нечестивому западу, но к богобоязненному народу своему обратил еси очи твои..."... Нам странно говорить Вам о вещах, очевидных для каждого православного патриота...»[39].

Очень часто авторы проводят параллели между нынешним состоянием священноначалия МП и предсказанной изменой последних времен. Ведь перед вторым пришествием Христос едва ли найдет веру на земле, в Откровении говорится и о церковной апостасии... Поэтому для православного народа говорить о признаках этого – не хула на Церковь, а безпокойство о ней.

«Чем ближе подходит к концу земная история человеческого рода... тем ярче будут вырисовываться плоды процесса отхождения от Истины, от Христа и Его святых заповедей. Склонение нового Израиля к созданию жены прелюбодейцы завершится страшным явлением подмены Церкви как тела Христова для спасения людей лжецерковью. Этот процесс будет вызван, прежде всего страшным обмiрщением иерархии, изменой Священному Преданию». Подобная «ситуация сегодня сложилась и в нашей поместной Церкви...»[40].

«Широко известно предостережение Оптинского старца Анатолия, который говорил о том, что при наступлении последних времен "враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы Св. Троицы, Божество Иисуса Христа и достоинство Богородицы, а незаметно станет искажать переданное Свв. Отцами от Духа Святаго учение Церкви, и самый дух его, и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие... Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг и благочестие будет в пренебрежении...".

На захват иерархии Русской Православной Церкви жидовствующими еретиками... указывает в своих предсказаниях старец схиархимандрит Лаврентий Черниговский: "Приходит время: закрытые храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить не только храмов, но и колоколен, а когда закончат все, наступит то время, когда воцарится антихрист. И видите, как все коварство готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, а ходить в те храмы нельзя. Церкви будут, но христианину православному в них нельзя будет ходить, так как там не будет приноситься безкровная жертва Иисуса Христа, а там будет все сатанинское сборище"...

Надежда диавола, по мысли св. Иоанна Златоуста, состоит в том, что, погубив пастырей, он легко может расхитить и стадо. Но Бог, "запинаяй премудрым в коварстве их" (1 Кор. 3, 19) желая показать лукавому, что не люди управляют Его Церквами, а Сам Он пасет везде верующих в Него, "попустил быть этому..." Именно простому народу церковному в последние времена надлежит совершить подвиг исповеднического восстания и утверждения Православной веры перед лицом антихристовых гонений.

Не об этих ли временах пророчествовал некогда знаменитый старец Глинской пустыни Порфирий: "Со временем падет вера в России. Блеск земной славы ослепит разум. Слова Истины будут в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные мiру и восстановят попранное"...»[41].

К приведенному пророчеству схиархимандрита Лаврентия Черниговского добавим такой штрих. В заново отстроенном из бетона, на деньги богатых спонсоров вроде Смоленского, храме Христа Спасителя пасхальное богослужение происходит без причастия верующих "по соображениям безопасности". Чашу просто выносят из алтаря и тут же уносят.

«Ныне всякому, кто хоть сколько-нибудь интересуется духовными проблемами современности, известно знаменитое пророчество прп. Серафима Саровского о судьбе России в предантихристовы времена, в котором он, между прочим, говорит, что "к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой веры – Воскресению Христову и всеобщему грядущему воскресению веровать не будут..." Не близки ли к нам ныне эти страшные времена? К сожалению, опыт показывает: теперешнее священноначалие Русской Церкви во главе с патриархом Алексием II оказалось неспособным возглавить истинно духовное возрождение нашего народа, стать выразителем его глубоких сердечных чаяний и душевных надежд.

В другом пророчестве прп. Серафим говорит: "Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы Он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил: Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня..."

Конечно, каждый сам должен решить для себя, насколько нынешнее положение совпадает с древними пророчествами угодников Божиих. Но вопиющее духовное неустройство нынешней церковной жизни очевидно любому благонамеренному христианину. За время патриаршего служения Алексия II о неспособности нынешнего священноначалия возглавить духовное возрождение России было написано немало критических строк на страницах самых разных православных изданий...

Истинную причину многолетней русской церковной смуты следует искать глубже. Думаю, она коренится в том всеобщем отступничестве, в результате которого на заре ХХ века русский народ – в лице, прежде всего, своей политической элиты и церковного священноначалия – отрекся от Помазанника Божия, от самой идеи православного самодержавного царства, а по большому счету – от верности Господу Богу, и преступил клятву, данную на Московском Соборе 1613 года... [Далее автор цитирует известное выступление святителя Иоанна Шанхайского в 1938 году о необходимости покаяния русского народа. – М.Н.]

... После падения коммунизма в России, казалось бы, все препятствия к такому соборному всенародному покаянию были устранены. В Послании патриарха и Синода, выпущенном в 1993 году и приуроченном к 75-летней годовщине цареубийства, говорилось: "Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян, будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад – усопших и ныне живущих – приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!"

Но все дальнейшие события, на мой взгляд, ясно показали, что Бог не принял этого покаяния, лицемерно принесенного архиереями, большинство из которых еще недавно, в угоду своим кураторам из КГБ, хулили святое имя Помазанника Божия, а теперь – под влиянием политической конъюнктуры – радикально изменили позицию. Не принял Господь покаяния иерархов, на словах пекущихся о благе церковном, а на деле погрязших в ересях экуменизма и обновленчества, в угодничестве перед властвующими безбожниками и клановых политических разборках!

Прославление святых Царственных Мучеников на Архиерейском Соборе 2000 года, безусловно, стало шагом в правильном направлении. Но одного лишь формального прославления, как показывает жизнь, недостаточно. Мы убеждены, что Господь Бог дотоле не примет нашего раскаяния, доколе мы делом не докажем его, предприняв все возможные меры для изгнания из нашей Святой Церкви всяческих ересей и еретиков, отступников и теплохладных предателей веры, а также для восстановления православно-монархического вероучения в его первоначальной ясности и чистоте»[42].

«Из стремления к церковному процветанию – открытия, строительства и благоукрашения множества новых храмов, получения режима благоприятствования в финансово-хозяйственной деятельности, дружбы со светской властью и возрастания политического влияния – действия иных водителей Церкви шаг за шагом трансформировались в прямое соучастие в планах мондиалистов.

... Фактически поддержанными оказались проекты тотальной идентификации населения России. Молчаливо, безо всяких возражений и замечаний, встречена продажа русской земли. Едва ли не благословленной оказалась агрессия США против Афганистана. Сошедшее почти на нет, осужденное народом Божиим участие в экуменическом движении получило богословское обоснование на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2000 года и с тех пор пошло в рост. Вновь стали архипастыри без стеснения разъезжать по всему мiру и в нарушение апостольских правил соучаствовать в молебнах с еретиками и даже с колдунами...

Произошло и худшее: в угоду мондиалистскому государству, не находящему для Церкви никакого иного места, кроме как своего развлекательно-утешительного института, уже активно распространяется католический по сути догмат о "социальном служении" Православия... Например, в "Основах социальной концепции" таковое представляется уже не только как "спасение людей в мiре, но также спасение и восстановление самого мiра" (раздел 1.2)»[43].

Оценка деяний Архиерейского Собора 2000 года и его отношения к революции и богоборческому строю дана в редакционной заметке волгоградской православно-патриотической газеты:

«Для того, чтобы смыть грех, прекратить действие наказания за него, вернуть себе благодать, милость Божию, русские люди должны совершить дела, противоположные первым, ибо, по словам святых, благодать может вернуться лишь через ту дверь, через которую она вышла. На этом пути покаяния канонизация Царственных мучеников является лишь этапом, и этапом весьма существенным, но только при том условии, что эта канонизация будет воспринята богоугодно... как акт всенародного покаяния.

Мы же подменили наше покаяние – их прославлением... Поэтому никак не может воскреснуть, подняться с колен наша многострадальная держава... Если же соответствующего покаяния не будет, то канонизация Царственных мучеников окажется не только втуне, но, согласно словам Господа, она будет Ему неугодна и окончательно подпадет под определение...» – и далее в газете напоминаются известные слова Христа:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: "если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков"; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков (Мф. 23:27–31)»[44].

«Из Священного Писания мы знаем – первое, что сделал ветхий Израиль, выйдя из Египетского плена (Исх. 30, 11–16) и из Вавилонского плена (Неем. 9, 1–2) – это всенародное покаяние «в грехах своих и в преступлениях отцов своих». Также и русский народ – Новый Израиль – смог справиться со Смутой XVII века только после всенародного покаяния – строгого поста для всех, даже грудных детей и домашнего скота, с последующим церковным покаянием.

В этом году минет 12 лет с того дня, как Церковь и русский народ вышли из Вавилонского пленения коммунизма, однако так и не состоялось официально объявленное Церковью покаяние. Стоит ли удивляться, что мы очутились в рабстве худшем? Ведь и Святейший Патриарх говорит, что не состоялось народного покаяния. А без покаяния какое может быть спасение? Двенадцать лет длится наш исход, наше блуждание по пустыне, и неужели он продлится, по грехам нашим, до 40 лет, как у ветхого Израиля?

Конечно, было бы безумием ожидать от всего населения сегодняшней России церковного покаяния, но пусть хотя бы члены Церкви принесут его перед Господом и испросят прощения друг у друга. И пусть будет единый пастырь и единое стадо. Это то, что нам больше всего необходимо в ближайшем будущем. Но пусть это будет единство во Христе, а не единство с еретиками... Только тогда мы можем рассчитывать на спасение нашей многострадальной Отчизны. Но призвать всю Церковь к покаянию может только священноначалие, а оно, судя по всему, не спешит этого делать. Поэтому мы должны настойчиво просить назначить общецерковное покаяние, и пусть архиереи Божии, верные Христу, поддержат этот призыв»[45].

Подобные высказывания можно было бы приводить из современной православной печати в России до безконечности. Это, конечно, небольшие неофициальные издания и не со всеми другими материалами в них можно согласиться, но из них очевидно углубляющееся разделение между церковным народом и церковными верхами России.

Именно такое разное отношение к настоящему, а не только к прошлому, более всего мешает объединению Церкви на родине с Зарубежной Церковью, многие прихожане которой вполне согласны с вышеприведенной позицией безкомпромиссной части православного народа МП.

Итак, если руководство Русской Церкви, к сожалению, не готово взять на себя роль духовного водительства здоровыми силами нашего общества, то эту миссию должно взять на себя низовое духовенство вместе с хотя бы несколькими смелыми архиереями, опираясь на безкомпромиссный православный народ, вместе они уже показали, что могут влиять на ход событий. В частности, прославление Царской семьи в 2000 году – это, конечно же, заслуга церковной общественности, которая выиграла настоящую битву с противившимися силами внутри самой Церкви.

Церковное руководство понимает важность своего авторитета в глазах народа – иначе оно будет терять паству. Поэтому оно порою говорит и то, что желает услышать народ, хотя и без реальных действий, чтобы не портить отношения с властью. Видимо, этим объясняется заявление патриарха: «Мы должны осознать, что против русского народа ведется хорошо спланированная война, имеющая целью его уничтожить»[46]. Кто ведет войну, патриарх не уточнил.

К сожалению, огромная часть уставшего православного народа сама хочет быть обманутой такими заявлениями. Эту психологическую потребность мы уже отмечали относительно "православного президента": когда в словах руководства выискиваются такие, которые хотя и противоречат его общей политике, но дают хоть какую-то надежду на то, что "президент и Святейший все понимают и выжидают удобного момента". Это может разгрузить совесть, избавить от состояния безнадежности, но это делает русских людей пассивной массой, уклоняющейся от выполнения личного долга.

Сейчас и у низового духовенства, и у каждого мiрянина, даже на основании принятой социальной концепции Церкви, есть законное право требовать от священноначалия осуждения греховной политики власти. Таким способом власть, конечно, не переубедить, но этим можно задавать верные ориентиры все большим кругам нашего народа, мобилизуя его силы. Это будет способствовать и очищению Церкви, укреплению в ней достойных пастырей, которые понимают, как о. Александр Шаргунов: «Сегодняшней криминальной власти невыгодны заповеди Божии... которые каждый день учит нарушать телевидение... Они боятся, что Закон Божий помешает им воспитывать людей в нужном духе и безпрепятственно осуществлять свою власть»[47].

Нельзя отдавать Церковь конформистам – надо за нее бороться, ибо без нее ничего не изменить: ни в положительном плане (из-за отсутствия духовного вождя), ни в отрицательном (из-за дальнейшей маскировки ею зла). Этому может способствовать борьба за создание предписанного уставом Церковного суда и за созыв Поместного Собора, который должен собираться каждые пять лет, но уже два срока пропущено. (Принятый юбилейным Собором новый устав под шумок прославления пытается даже упразднить эту высшую церковную власть[48] – она нуждается в защите.)

Церковный народ сегодня имеет пастырей, которых он может и должен сделать своими духовными вождями. Большую роль в укреплении здоровых сил народа сыграли выступления митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна. У него могут быть преемники. Так, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин дает верную оценку глобализации как «тайне беззакония в действии» и ее «пагубному влиянию» на российскую жизнь и даже Церковь, которое «усиливается тяжелейшим наследием советской богоборческой эпохи... расчленением русского народа... в соединении с безнравственностью политических властолюбцев и засильем мошенников-олигархов»[49]. *

Ясно, что эти властолюбцы и олигархи не откажутся добровольно от своей паразитической сущности. Порабощение России ими и мiровой закулисой зашло столь далеко в опоре на худшие качества людей, что в рамках существующего "законодательства" заменить их на достойное руководство невозможно. При такой власти невозможно надеяться и на воцерковление большинства народа. У русской оппозиции есть единственный путь: создание православного народного ядра, которому Господь Бог сможет оказать помощь. Как свидетельствует Священное Писание, Он это непременно сделает, если будет кому ее оказывать.

Это не надо смешивать с бездеятельным оптимистическим фатализмом – ложным упованием на автоматическую помощь Божию, мол, "Россия уже искуплена Царем Мучеником", "Господь все управит". Кто-то должен стать достойным такого искупления и такой помощи через сопротивление злу и деятельное служение замыслу Божию.

Еще раз процитируем призыв архиепископа Вениамина:

«Задача православного человека заключается в том, чтобы быть предельно внимательным и бдительным, всегда готовым к борьбе за святыни веры. Каждый из нас должен сделать все от него зависящее, дабы свести к минимуму пагубное влияние различных апостасийных мiрских начинаний... Необходимо и всенародное противостояние так называемому "духу времени". Но для того, чтобы успешно бороться с этим духом апостасии в масштабах всей страны, необходимо восстановить симфонию государства и Церкви. А это возможно – не будем лукавить – лишь в рамках истинно православной русской государственности. Не секрет, что наилучшей, единственной формой православной государственности является Самодержавная монархия... Вновь обрести во главе народа венценосного вождя, Помазанника Божия – что может быть лучше и спасительнее для России?!

Да, по человеческим меркам достичь этого в обозримом будущем сложно, почти невозможно. Но сердечная молитва и искреннее покаяние непобедимою силою Божией способны творить любые чудеса... И пусть слабый человеческий рассудок пугает нас рассуждениями об опасностях этого исповеднического пути. Неложно обетование Владыки и Спасителя нашего, возвещающего каждому из нас: "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни... Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо, да слышит..." (Откр. 2, 10; 3, 21)»[50].

Разумеется, восстановление православной государственности не может произойти за один день – наш народ должен быть подготовлен к восприятию этого Божьего чуда, иначе оно останется невостребованным. Его необходимо подготовить конкретными делами, и необходимо, чтобы еще до того государственная власть не мешала этому, а содействовала. То есть, как считали многие русские монархисты, включая И.А. Ильина, для этого необходим подготовительный переходный период сильной русской власти – диктатуры (см. главу VII). В этом состоит политическая задача ведущего слоя нашей страны на разных властных уровнях, чему и духовенство должно способствовать.

Ведь и все наши святые спасали Россию не только личной молитвой, но и призывом народа к конкретным делам. Как верно пишет афонский инок Афанасий: «Через молитву нам подается помощь Божия в делах, нами самими совершаемых, а не призываются магические силы, которые действуют и совершают дела без нашего участия... Когда со стороны просящего не прилагается никаких усилий к осуществлению им просимого, то такое прошение может оказаться не молитвой, а... искушением Бога. Безрассудное упование на Бога не есть свидетельство веры, а как раз наоборот – свидетельство духовного обольщения. Бог ждет от нас дел веры»[51].

Литература и комментарии:


[37] Штильмарк А. Интервью // Черная сотня. 2002. № 3. С. 19.
[38] Правопорядок. М., 2002. № 3(112). Апрель. С. 4.
[39] Русский восток. Иркутск, 2002. № 28-33. С. 14.
[40] Первый и последний. М., 2003. № 6. С. 8.
[41] Русь Православная. 2003. № 3-4. С. 8.
[42] Душенов К.Ю. Да исправится молитва моя... // Русь Православная. 2003. № 5-6.
[43] Гордеев К.Ю. Христианская Церковь и открытое общество // Сербский крест. М., 2002. № 26. Февр.
[44] Колокол. Волгоград, 2003. № 10. 14 марта. С. 2.
[45] Первый и последний. 2003. № 4. С. 29.
[46] Из выступления Патриарха на Московском епархиальном собрании 15 декабря 2000 года – Цит. по: Русь Православная. 2001. .№ 2. С. 1.
[47] Русский дом. 2003. № 2. С. 55.
[48] Андреев Георгий, свящ. Кто и когда упразднил Поместный Собор? // Православная Русь. 2004. № 1-2. С. 5.
[49] Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский. На волне глобальной смуты // Русь Православная. 2001. № 10. С. 3.
* Автор также выражает благодарность высокопреосвященнейшему Агафангелу, митрополиту Одесскому и Измаильскому за использование публиковавшихся ранее материалов из глав VII-VIII данной книги в его докладе наVIII Всемирном русском народном соборе в 2004 году (см.: Русский Вестник. 2004. № 4.)
[50] Русь Православная. 2001. № 10. С. 3.
[51] Афанасий, монах. Указ. соч. С. 232.

Подписка на обновления: