Русская Идея

Начнем с состояния страны и власти к началу 2004 года, то есть после 13 лет "реформ" и четырех лет правления нового президента. Демократы его критикуют за то немногое положительное, что он пытался сделать: увеличить финансирование силовых структур, пресечь бандитский сепаратизм в Чечне, умерить антигосударственные тенденции олигархических СМИ. С либерально-демократической критикой этих авторитарных намерений мы не согласны.

Наша критика заключается в ином: в том, что ни в одной из этих областей Путин не предпринял мер для восстановления истинных государственных идеалов, на которых только и можно строить здоровую жизнь, а стремился лишь к стабилизации сложившегося криминального режима.

 

Углубление социально-демографической катастрофы.

В первые пять лет правления Путина заметно ускорилась "естественная" убыль населения (справа в таблице – разница между умершими и родившимися) в сравнении с приведенной аналогичной таблицей в эпоху Ельцина[154]:

Год Числ. населения
на 1 янв., в тыс. чел.
Естеств. прирост
за ук. год, тыс.чел.
2000 145 559 –958,5
2001 144 819 –943,3
2002 143 954 –934,6
2003* 144 995 –880,5
2004 144 159 –790,0
2005 ~143 400  

В 2003 и 2004 годах скорость вымирания лишь немного уменьшилась. Как и в предыдущие годы, значительная часть убыли покрывалась притоком иммигрантов, поэтому уменьшение численности постоянного населения выглядит менее резким.

Статистика же неестественных причин смертности при правлении Путина демонстрирует стабилизацию по всем показателям[155]:

  2000 2001 2002 2003 2004
В тыс. человек

Число умерших от всех причин

2225,3 2254,9 2331,5 2365,8 2298,1

От несчастных случаев

318,7 331,6 329,5 335,2 317,1
Из них от:
От самоубийств 56,9 57,3 55,2 51,4 49,4
От убийств 41,1 42,9 43,8 41,8 39,1

От отравлений алкоголем

37,2 41,1 40,1 40,6 37,9

Треть умерших приходится на трудоспособный возраст. Другие типичные причины смертности – растущее из-за стрессов число сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических (увеличение на 20 % за год), алкоголизма (потребление алкоголя за 2001 год увеличилось на 10,9 %. Число наркоманов увеличивается на треть за год[156]. Глава Госкомитета по контролю за наркотиками В. Черкесов, давний коллега Путина, считает, что число наркоманов достигло не менее 3,5 млн. человек: «Темпы наркотизации современной России не имеют аналогов в мiровой истории»[157].

ВИЧ-инфицированных: в 1999 году было выявлено 18 тысяч, в 2001 – 85,5 тысяч, 2003 году – 232 тысячи[158]; темпы распространения болезни превышают западноевропейские. Реальное число носителей вируса в РФ, по оценкам специалистов, в три раза больше. Практикуемая же безстыдная реклама презервативов для поощрения "безопасного секса" является по сути поощрением безнравственности – главной причины распространения этой болезни.

Росту смертности способствует и то, что, даже по данным Госкомстата, в 2003 году 37 млн. человек по-прежнему имели доходы ниже официального прожиточного минимума[159] (осенью 2003 года он был исчислен в 3200 рублей в столице, в среднем по стране – 2121 рублей). Но в официальных числах можно вообще усомниться, если учесть, что, по данным переписи 2002 года, две трети населения живет на пенсию и находится на иждивении других членов семьи*.

Соотношение рождаемости и смертности при Путине также существенно не меняется[160]:

Год Рождаемость Смертность

Естественный прирост

на 100 тыс. населения
1999 8,3 14,7 –6,4
2000 8,7 15,4 –6,7
2001 9,1 15,6 –6,5
2002 9,8 16,3 –6,5
2003 10,2 16,4 –6,2
2004 10,5 16,0 –5,5

Состояние здоровья рождающегося поколения удручающе: лишь 30 % родов нормальные; младенческая и материнская смертность в РФ в три–четыре раза выше показателей европейских стран. Из 10 беременностей семь оканчиваются абортами, всего регистрируется 3 млн. абортов в год[161]. Это также и показатель нравственного состояния общества. 3 % абортов делаются на поздних сроках для изготовления из живых детей препаратов "фетальной терапии". Путин не запретил эту доходную людоедскую индустрию, и уже выявилось много случаев, когда беременных врачи принуждают к выкидышам обманными диагнозами (мол, плод либо "мертв", либо "дефективен")[162].

Еще один показатель нравственности: число браков и разводов на тысячу населения составляло в 2000 году – соответственно 6,2 и 4,3, в 2001 году – 6,9 и 5,3; в 2002 году – 7,2 и 6,0; в 2003 году – 7,6 и 5,5. Разрушение семьи поощряет за счет государственного и местных бюджетов "Служба планирования семьи", созданная для сокращения рождаемости в странах Третьего мiра, посредством пропаганды половой распущенности под видом "безопасного секса".

Следствием общей нездоровой атмосферы и насаждаемой идеологии эгоизма стало одичание молодежи. По данным правительства, в стране миллион безпризорных детей, Генпрокуратура насчитывает их 3 млн., независимые эксперты – 4-5 млн.[163]. От 850 000 детей отказались родители, всего в детских домах воспитывается 2 миллиона детей.

Число взрослых бездомных не уменьшилось – четыре миллиона человек. Высокий уровень смертности в их среде компенсируется пополнением из огромной армии безработных. По данным Госкомстата, все эти годы безработные составляют около 6 млн. человек или 8 % активного населения. Однако, по данным опросов исследовательского центра РОМИР, эти цифры занижены и реальная картина «сильно отличается от официальных показателей... лишь половина работоспособных россиян имеет постоянно оплачиваемую работу. Не трудоустроен каждый четвертый (36,2 %), еще 12 % работают неполный день»[164]. Пособия по безработице можно получать в течении 6–12 месяцев, однако, даже в Москве, где действует местная надбавка, это вдвое ниже прожиточного минимума.

Следствие всего этого в совокупности с бедностью трети населения – преступность, сохраняющая устойчивость по количеству регистрируемых преступлений (3 млн. в год), но имеющая неуклонную тенденцию роста по таким тяжелым статьям, как убийства, увечья, грабежи, разбой, примерно на 10 % в год, причем в такой же пропорции растет число несовершеннолетних преступников[165]. Заведующий сектором криминологии Института государства и права РАН считает, что правоохранительные органы регистрируют лишь пятую часть преступлений, общее число их достигает в год 12–15 млн.[166] Потерпевшие не обращаются в милицию.

Как видим, при Путине социально-демографическая катастрофа в РФ продолжается с еще большей скоростью. Это следствие не только социально-экономического, но и главное – духовно-нравственного неблагополучия народа.

Документ Госкомстата "Предположительная численность населения РФ до 2016 года" прогнозирует, что в зависимости от более или менее благоприятного развития она составит от 128,7 до 138,7 млн. человек[167].

 

Русские и национальный вопрос.

Наиболее наглядным результатом четырех лет правления "патриота" Путина может служить тот факт, что особенно усилилось вымирание именно русских, которые по этому прогнозу через 15 лет составят лишь 50 % населения РФ. Так, в нерусских регионах наблюдается превышение рождаемости над смертностью: в республиках Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Саха-Якутия, Алтай, Тыва и во всех национальных автономных округах Сибири, причем все эти субъекты федерации получают наибольшие дотации из госбюджета[168]. Тогда как в 26 центральных русских регионах РФ число умерших в два–три раза превышает число родившихся[169]! Именно по причине такой смертности русских число сел в РФ, по данным переписи населения, с 1989 по 2002 годы уменьшилось на 7 тысяч, а из еще не ликвидированных 13 тысяч остались без жителей! Но если не будет русского народа – не будет и России.

Правительство же собирается решать демографическую проблему за счет притока в Россию людей из зарубежья. «По расчетам Центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН, суммарная за [следующие] 50 лет величина миграционного прироста должна находиться в интервале от 76 до 118 миллионов человек»[170]. Разумеется, столько русских (великороссов, малороссов, белорусов) не найдется ни в ближнем, ни в дальнем зарубежье – речь идет о притоке нерусского населения, которое станет преобладающим. Министр по национальной политике В. Зорин сообщил, что уже подготовлено такое соглашение с Таджикистаном. К тому же в принятом Путиным законе о гражданстве, регламентирующем его получение мигрантами, слово русский вообще не упоминается, и у русского, родившегося за пределами РФ/РСФСР, нет преимуществ перед другими национальностями. (Тогда как, например, в Германии репатриация немцев идет именно по этническому признаку, а не по месту рождения, не говоря уже об Израиле.) Чиновник администрации президента А.А. Игнатов заявил, что «основными источниками трудовых ресурсов для России можно считать Индию и Корею»[171]. Можно себе представить, как будет выглядеть Россия...

Из-за прозрачности границ РФ уже на конец 2001 года было «около 5 млн. нелегальных иммигрантов, в реальности эта цифра может достигать 15 млн.» – по данным Международной организации по миграции[172]. Особенные опасения вызывает состояние Восточной Сибири и Дальнего Востока, где приток китайцев происходит при одновременном оттоке русского населения – это грозит утратой территорий.

И в центральной России мигранты, люди в основном нехристианской культуры, не считают окружающее их русское население своими согражданами, а рассматривают его как среду для наживы и грабежа, поэтому они повсеместно дают большой процент преступности. Возникли этнические криминальные кланы, подкупом подчиняющие местные власти, местную экономику и терроризирующие коренное население, даже в Подмосковье и в самой столице (где в 2002 году число одних только азербайджанцев достигло 1,5 млн[173]). Процветают десятки кавказских преступных группировок, контролирующих многие банки, торговлю, гостиницы, казино. Этому способствует коррумпированность правоохранительных структур. Мигранты скупают недвижимость, создают свои этнические районы с мечетями и милицией из своих же соплеменников.

Взять случай в подмосковном Долгопрудном, когда милицией была арестована группа наркоторговцев-кавказцев, но судебному наказанию подверглись не они, а арестовавшие их русские милиционеры, поскольку их начальником был тоже кавказец[174]. Это стало широко известно благодаря телепрограмме "Русский дом", но не стало поводом для руководства МВД и президента Путина, чтобы защитить неподкупных милиционеров и этим подать пример всей стране. А "Русский дом" к началу 2004 года был закрыт.

Президента не волнует то, что русские все больше лишаются прав хозяев на собственной земле под натиском мигрантов. Не вникая в смысл требования "Россия для русских!", все чаще звучащего именно в связи с таким ненормальным положением (это не значит, что "Россия только для русских"), президент заявил: «Тот, кто говорит "Россия для русских"... либо непорядочные люди, которые не понимают, что говорят, и тогда они просто придурки, либо провокаторы, потому что Россия – многонациональная страна»[175]. Понятия державообразующего народа Путин не знает.

Президента больше волнует, что пришельцы не платят налоги, как он заявил в марте 2002 года: «В Москве сейчас проживает где-то 600–700 граждан одной из закавказских республик, из них только 12 человек стоят на налоговом учете»[176]... И он призвал бороться со следствием этого ненормального положения – с протестующими "русскими экстремистами", а не с причиной. При этом число единичных преступлений хулиганствующей русской молодежи, раскрученных в СМИ до уровня "всероссийских погромов", несравнимо с уровнем преступности тех агрессивных пришельцев, против которых пытается бороться эта молодежь. Впрочем, здесь явно присутствует и закулисная провокационная подоплека: "русский экстремизм" нужен власти как повод для удушения русского патриотизма.

Нельзя не прийти к выводу, что, подобно большевикам в 1920-е годы, нынешний правящий слой старается подавить сопротивление русского народа, поощряя эмиграцию и размывая его. Для этого вводятся новые паспорта без графы "национальность", – что на руку лишь тем, кто заинтересован в ее сокрытии (русским это ни к чему). Слово "русский", имеющее этническое значение, искусственно заменяется даже в понятиях, относящихся именно к русскому народу (культура, литература), словом "российский", обозначающим принадлежность к государству,– тем самым превращая русских в "россиян" и растворяя русские ценности в "российских" так же, как ранее растворяли в "советских". Из переписи 2002 года был исключен вопрос о религии.

Для этого же поощряются нацменьшинства. В частности, "Конгресс национальных объединений России" (председатель Р. Спектор) борется против "русского шовинизма" и добивается «политического признания государственного долга перед национальными меньшинствами», лоббируя законы для финансирования «развития этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности» нерусских народов[177]. Такой закон о национально-культурных автономиях, принятый Ельциным, действует и при Путине. Этим законом попытались было воспользоваться и русские, но получили отказ, поскольку русские "не являются нацменьшинством". (О русском вопросе см. также в главе VII.).

И между русскими и нерусскими субъектами РФ нет равноправия. Почему, например, на развитие Татарстана в 2002 году федеральный бюджет с одобрения Путина отпустил 12 млрд. 265 млн. рублей, а на программы развития остальных 88 областей и республик России, вместе взятых – 5266 млн. рублей[178]? Чтобы поощрить укрепление татарского "гражданства" и "государственного суверенитета", упоминаемых в республиканской конституции? Профинансировать введение латиницы вместо кириллицы и воспитание "бойцов джихада" в религиозных школах[179]? Или в награду за то, что Госсовет Татарстана запретил посылать своих призывников и добровольцев в Чечню?

 

Вооруженные силы.

Разрушение вооруженных сил продолжается и из-за отсутствия верной патриотической идеологии, и из-за отсутствия должного финансирования.

Министр обороны сообщил в Госдуме[180], что семьи военнослужащих числом более миллиона человек нуждаются в жилье, что низкие зарплаты заставляют 45 % военных отказывать себе в покупке многого необходимого – и в этом причина криминализации армии (продажа оружия и т.п.). Ощущается нехватка даже рядового состава: лишь 11 % призывников идут служить, в основном из малоимущих слоев, остальные непригодны по здоровью или уклоняются.

Российский ВПК не в состоянии производить оружие во всем необходимом спектре. После бездумной конверсии с утратой многих технологий он вдобавок приватизирован, по данным Минимущества, в авиационной промышленности на 73 %, в ракетно-космической – на 21,5 %, в радиопромышленности – на 51 %, в электронной – на 68 %, в судостроительной – на 44 %, в производстве обычных вооружений – на 66 % – это результат путинских "реформ" под руководством Касьянова-Клебанова-Грефа[181]. Разработка нового вооружения финансируется на 10 %; его закупка для армии составляет 5 % необходимого.

ВПК ориентируется на экспорт отдельных видов оружия, превосходящих зарубежные и пользующихся коммерческим спросом. Но даже если доход от продаж в 2002 году достиг 4,8 млрд. долларов – эти деньги почти не вкладываются в развитие вооружений нового технологического поколения (см. в главе VI). При огромной скорости их развития в США оружие обычного типа даже при полном оснащении им нашей армии не будет достаточным для обороны.

Финансирование столь важной оборонной составляющей, как ВВС и ПВО, производится на 40–50 % от уровня, минимально необходимого хотя бы для их содержания. Подготовка летного состава ухудшается из-за нехватки топлива и неисправности техники; участившиеся катастрофы заметны всем. По мнению многих специалистов, при сохранении этих условий к 2005 году ВВС и ПВО не смогут выполнять оборонных задач[182].

По тем же причинам прогнозируется со временем выход из строя единственного средства предотвращения агрессии США: нашего ядерного потенциала. Ратификация договора СНВ-2 обязала Россию уничтожить наиболее эффективные ракеты РС-20 (в терминологии НАТО – SS-18). Специалисты утверждают, что одна такая ракета с десятью точнейшими боеголовками и средствами преодоления ПВО противника (множество ложных целей, генераторы помех) была по сдерживающему потенциалу равноценна десяти ракетам "Тополь-М" с одной боеголовкой. Теперь у России осталось около 150 ракет РС-20 и РС-22, подлежащих дальнейшему уничтожению*. Даже если это безумное решение будет отменено в связи с выходом США из договора по ПРО, все равно к 2010 году будет исчерпан срок годности оставшихся ракет, а "Тополей" ежегодно вводится в строй лишь 6–10 – их будет около 100. На большее средств нет.

Как раз к 2010 году США отстроят свою глобальную ПРО и достигнут состояния непрерывной глобальной боеготовности (см. главу VI), позволяющего нанести превентивный удар[183] в любой точке мiра без развертывания наземных группировок. А мiровые СМИ представят "доказательства", что это "фанатики-черносотенцы в русской армии хотели нанести первый удар по США и были за это наказаны".

Если же российская армия окажется совсем разложенной, США могут вместо ядерного удара последовать совету бывшего российского вице-премьера А. Коха: «Однажды высадиться и забрать все эти ракеты к чертовой матери... армия не в состоянии оказать никакого сопротивления».

Иностранные разведки, используя универсальную отмычку – доллар, получают сейчас доступ к секретам ВПК и выдают нашим ученым-оборонщикам и бывшим военным "гранты" на интересующие их исследования. (Например, по данным агентства "Намакон", так были профинансированы расчеты, необходимые для подготовки ядерного взрыва в московской сети метро, способного разрушить всю спрятанную под землей правительственную инфраструктуру[184].)

В описанных условиях переход на оплачиваемую армию – очередная подражательская глупость. Такую армию могут себе позволить содержать только США, даже в Европе сохраняется воинская обязанность. Когда же денег нет вообще – идеей такой армии маскируется идея ее сведения до статуса наемных внутренних войск. Эта тенденция заметна и в бюджетных статьях: в 2003 году на полицейско-охранительные органы (МВД, внутренние войска, прокуратура, налоговая полиция и т.д.) было выделено 10,5 %, а на оборону – 14,7 % (тогда как в 1913 году в Российской Империи эти расходы составляли соответственно 6 % и 28,5 %.[185]) Русская армия всегда строилась на патриотизме, и его отсутствие у правящего слоя – главная причина разрушения армии и деморализации ее остатков: стоит ли за нищенское офицерское жалование жертвовать жизнью, чтобы защищать награбленное благополучие Ельцина, Чубайса и Коха?

В октябре 2003 года министр обороны РФ С. Иванов в присутствии Путина изложил новую военную доктрину РФ, основанную на вере в «полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования» НАТО, поэтому «теперь вооруженные силы РФ не будут готовиться к глобальной ядерной войне, а также к крупномасштабной войне с использованием обычных вооружений с НАТО или иной возглавляемой США коалицией»; эта доктрина видит главного противника только в "международном терроризме"[186].

Объяснить все это можно лишь тем, что нынешнему правящему слою вообще не нужна армия для обороны от натиска США, поскольку он набивается мiровой закулисе в друзья и не видит необходимости для России иметь национальные интересы, подлежащие защите.

Экономика.

Будто не видя всех этих страшных социальных и оборонных результатов "реформ", президент Путин постоянно требует «сделать взятый экономический курс безповоротным» и ставит себе в заслугу начавшийся рост ВВП. Вот его официальные цифры: в 2000 году – на 10 %, в 2001 – на 5,1 %, в 2002 – на 4,7 %, в 2003 – на 7,3 %, в 2004 – на 7,1 %[187]. Правительство хвалит себя за то, что этот рост – «один из самых высоких в мiре».

Однако, во-первых, мы не можем проверить, как вычисляется этот рост. Правители к тому же забывают упомянуть, от какого уровня считают: ведь чем ниже падение, тем солиднее выглядит в процентах даже небольшое увеличение. Если учесть, что за 10 лет уровень производства понизился вдвое, то такой рост – не повод для гордых заявлений.

Во-вторых, если этот рост и существует, то, судя по описанной выше социальной катастрофе, это прежде всего рост эксплуатации ресурсов страны правящим слоем и олигархами, который не идет на пользу народу. Так, число "русских" миллиардеров с 2001 по 2004 годы увеличилось с 7 до 25 человек, а состояния наиболее богатых из них умножились в 3-4 раза: у Ходорковского – с 3,7 до 15 млрд. долларов, у Абрамовича – с 3 до 10,6; у Фридмана – с 2,2 до 5,6 млрд.[188]. Тогда как реальные доходы населения РФ остаются ниже уровня 1998 года[189]. Рост цен (инфляция рубля) объявлен: в 2000 году – 20 %, в 2001 – 19 %, в 2002 – 15 %, в 2003 – 13 %, в 2004 – 11,7 %, а на самом деле еще больше.

В-третьих, правительство Путина относится как к само собой разумеющемуся к тому, что рост ВВП создается за счет экспортно-сырьевых отраслей, зависящих от мiровых цен на нефть. Но тогда это не развитие экономики, а лишь более благоприятная внешняя конъюнктура. То есть очевидна зависимость от внешних факторов, которые могут быть и искусственно сделаны неблагоприятными. Таким образом, экономические успехи правительства Путина – это экспортно-сырьевая стабилизация севшего на мель корабля.

В четвертых, и это главное: даже если такая скорость роста ВВП сохранилась бы на ближайшие годы – реально это будет движение в пропасть, потому что разрушительные процессы в стране и мiре развиваются гораздо быстрее как в духовной сфере, так и в демографической (показано выше) и в материальной.

Главная материальная проблема экономики состоит в старении средств производства из-за отсутствия инвестиций. Сейчас на долю федерального бюджета приходится лишь 1 % инвестиций в стране, на долю банков – 3 %, на долю средств предприятий – 70 %[190], которые направлены в основном лишь на поддержание имеющегося производства, но не на его развитие. Основной источник экономического роста – научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки – уменьшились с 1991 года в 10 раз. Основные фонды промышленности изношены на 55 %, машины и оборудование – на 70 %[191]; в ближайшие годы нетрудно предвидеть их массовый выход из строя, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве. По данным МЧС, уже сейчас число катастроф растет ежегодно на 12–14 %[192]. Каждую зиму мы видим замерзшие города.

Будем надеяться, что не повторится Чернобыльская катастрофа, хотя специалисты считают это вероятным из-за исчерпанности ресурса, например, Ленинградской АЭС, которой по причине отсутствия денег на закрытие "продлевают ресурс". Вскоре выработают свой срок и другие АЭС.

При этом экономические и идеологические пороки сложившейся системы таковы, что в ее рамках проблема инвестиций неразрешима. Покажем это на фактах.

Правительство Путина, как и при Ельцине, упорно делает ставку не на развитие собственных производительных сил на основе внутреннего рынка, а на привлечение чужих инвестиций из-за границы (понятно, что при этом и основная часть прибыли уходила бы за границу). На Всемiрном экономическом форуме в Москве в октябре 2001 года Путин посоветовал западным предпринимателям «чувствовать себя в России, как дома»[193], а это, учитывая их гораздо бόльшую финансовую мощь, ставит их в привилегированное положение по сравнению с отечественными предпринимателями, которые не могут получить даже кредит под реальные проценты. К тому же отдавать иностранцам акции прибыльных отраслей за долги (за что агитируют правители РФ) – это не инвестиции, а подарок прибыли.

Впрочем, до сих пор для них были типичны в основном спекулятивные инвестиции в государственные ценные бумаги под большие проценты. Общая сумма иностранных инвестиций в РФ (включая "пирамиду" ГКО) менялась следующим образом: 1996 – 22,4 млрд. долларов; 1997 – 43,5; 1998 – 21,0; 1999 – 1,5; 2000 – –0,4; 2001 – –1,7[194]. Минусы означают увод ранее пришедших капиталов.

В то же время российские инвестиции за границей зафиксированы в следующих официальных цифрах: 1996 – 31,7 млрд. долларов; 1997 – 37,9; 1998 – 17,5; 1999 – 17,1; 2000 – 20,6; 2001 – 15,7. Итак, с 1996 по 2001 годы, только по официальным данным, российские инвестиции за границу превысили иностранные инвестиции в РФ на 54,2 млрд. долларов (а сколько капиталов вывезено тайно!).

Прямые же иностранные инвестиции в РФ составили: 1996 – 2,6 млрд. долларов; 1997 – 4,9; 1998 – 2,8; 1999 – 3,3; 2000 – 2,7; 2001 – 2,5; 2002 – 4,0; 2003 – 6,8; 2004 – 9,4[195]. Инвестиции как правило связаны с приобретением оборудования из страны-кредитора; в любом случае даже последняя цифра смехотворна в сравнении с оттоком капитала за границу и не может быть стратегически значимой величиной.

Так же и потому, что во всем мiре нет столько свободных денег, сколько требуется для инвестиций в российскую экономику для ее оздоровления: 80 % международного инвестиционного капитала приходится на развитые страны, а за привлечение оставшихся 20 % (это 250–280 млрд. долларов) соперничают все остальные, включая Китай и Индию, которые предлагают инвесторам лучший климат, более дешевую рабочую силу[196]. Однако вопреки очевидному здравому смыслу Путин связывает свои надежды именно с иностранными инвестициями, надеясь получить их после вступления РФ во Всемiрную торговую организацию (ВТО).

На упомянутом экономическом форуме Путин заявил, что «Россия твердо решила вступить в ВТО», чтобы снять все преграды для свободной торговли, перемещения товаров и денег. При этом Путин надеется вступить в ВТО «на равноправных условиях», хотя уравнивание условий борьбы сильного со слабым всегда дает преимущество сильному. Поэтому в спорте введены различные весовые категории, принцип же ВТО состоит в их отмене. И выгоду всегда получит американский тяжеловес-хозяин, который печатает мiровые деньги и диктует в ВТО свои законы, при необходимости легко нарушая их (ибо, согласно законодательству США, оно имеет приоритет над положениями ВТО – от России же требуют обратного). ВТО есть не что иное, как торговая часть механизма эксплуатации США всего мiра (см. главу VI). Зачем же нам подставлять шею под ярмо?

Для ослабленного российского хозяйства вступление в ВТО будет означать снятие последних преград для импорта – то есть крах многих отраслей как неконкурентоспособных.

Например, в России на единицу сельхозпродукции требуется затрат в 2,8 раза больше, чем в США, и в 2 раза больше, чем в Западной Европе. При этом расходы государства на сельское хозяйство в РФ близки к нулю, тогда как в Евросоюзе – 37,5 млрд. долларов (это из бюджета ЕС, есть и национальные субсидии); доля субсидий в стоимости сельхозпродукции составляет в Европе 46 %, в США – 25 %[197]. В то же время эти страны облагают ввозимое продовольствие пошлинами, ограничивают квотами, почти не допуская импорта из соображений занятости сельского населения, продовольственной безопасности и т.п. При такой конкуренции чем будут зарабатывать на жизнь наши сельчане?

Снятие Россией таможенных преград с импорта промышленной продукции также будет способствовать еще большему ее притоку в страну, а не притоку инвестиций в российское производство (что было достигнуто в дореволюционной России именно благодаря высоким пошлинам на импорт товаров). По логике же ведущих экономистов вроде Илларионова и Грефа, России вообще не стоит производить те изделия (даже автомобили и самолеты), которые на Западе делают "дешевле" и "лучше". То есть правительство РФ намерено превратить страну в сырьевую колонию.

Очевидно, что во всем этом "стратегическом курсе" на вступление в ВТО у российских политиков преобладают не государственные заботы, а личные: желание быть признанными в "цивилизованных государствах" за "своих" со своими компрадорскими капиталами. Пользуясь этим, мiровая закулиса и навязывает РФ свою стратегию: "либерализация цен", приватизация, устранение государственного регулирования; теперь требуется расчленение естественных монополий ("Газпрома", энергосистемы, железных дорог) и поднятие их тарифов до мiровых. Возможно, именно поэтому переговоры по вступлению РФ в ВТО засекречены*.

Между тем, из вышесказанного можно увидеть немалые источники для инвестиций внутри страны и возможности быстрых экономических успехов.

1. Национализация раздаренных в частную собственность "куриц, несущих золотые яйца" – прежде всего природных ресурсов. Например, в 2000 году валютный доход от российского экспорта составил 110 млрд. долларов, из них 40 млрд. остались на Западе и еще 40 млрд. у владельцев приватизированных природных ресурсов в России. Правительство же РФ получило в виде налогов и прибылей от государственных акций только 30 млрд. долларов – около четверти экспортной суммы. Подлинная сумма упущенного дохода еще больше, так как отчетность занижается.

К числу "золотоносных" куриц относится и много других отраслей, например, огранка алмазов. При Ельцине в российской печати часто ставился вопрос о том, почему РФ продает монополисту на мiровом рынке – еврейской компании "Де Бирс" необработанное алмазное сырье, теряя на огранке миллиарды долларов. При Путине наконец-то развилась гранильная промышленность в РФ, которая принадлежит... израильтянам и прежде всего Леви Леваеву*.

Или еще один пример в области лежащих под ногами богатств – сигареты и алкогольные напитки. Во всех странах в трудные времена вводилась монополия на производство и продажу алкоголя, который обходится дешево и продается со значительной прибылью. Но при Путине правительство в этих деньгах по-прежнему не нуждается, а импортные реки алкоголя наносят убытки его отечественному производству, всё больше скупаемому иностранцами.

2. Замещение импорта – сам по себе важнейший источник накопления средств народным хозяйством. Если учесть весь импорт, который Россия может производить сама – от курятины, канцелярских товаров и строительных материалов до пассажирских самолетов – но оплачивает своими невосполнимыми природными ресурсами, то сумма потерь для народного хозяйства получается огромной.

Прежде всего это касается обезпечения себя продовольствием: общая зависимость РФ от его импорта достигла 55 %, а по мясу – 50-60 % (данные французской консалтинговой компании[198]), что стало фактором стратегической уязвимости России. К тому же до половины дешевого импортного продовольствия вредно для здоровья[199]. И для изменения этого положения ничего не делается, как показывают непобедимые "ножки Буша" (например, в 2001 году РФ импортировала их 1,36 млн. тонн на сумму 1 млрд. долларов).

Чем зазывать зарубежных инвесторов, создавая им "благоприятный инвестиционный климат" для наживы на российском неблагополучии (где есть сотни способов скрывать доходы и не платить налоги), не проще ли было бы, вложить деньги, которыми мы оплачиваем импорт, в собственное сельское хозяйство и переработку его продукции? Ведь «стоимость импорта продовольственных товаров в Россию в течение последних лет была примерно равна стоимости экспорта нефти из России», – безуспешно взывает к правительству РФ "Российское аграрное движение"; а «средние ежегодные потери отечественных сельскохозяйственных производителей от импортных интервенций достигали в последние годы 12–13 миллиардов долларов»[200].

Несмотря на это с 1996 по 2001 годы средняя ставка импортных пошлин в РФ сократилась с 17,4 до 10,7 %[201]. При Путине импорт из дальнего зарубежья растет как снежный ком: 2000 – на 2 %, 2001 – на 38 %, 2002 – на 17 %, 2003 – на 22 %, 2004 – на 31 % по отношению к предыдущему году[202]. Причем правительство РФ поощряет импорт даже субсидиями из госбюджета: «За счет государственного бюджета было осуществлено субсидирование на сумму 1,2 млрд. долларов ввоза иностранной авиатехники, что фактически заблокировало сбыт отечественных самолетов нового поколения и нанесло огромный ущерб отечественной авиапромышленности с соответствующим сокращением налоговой базы государственного бюджета»[203] (видимо, принявшие такое решение лично неплохо заработали).

То есть экономическая политика правительства РФ направлена на проедание невосполнимых природных ресурсов, на которых богатеют олигархи, на обезпечение доходов зарубежным поставщикам и на удушение своих производителей! Это очевидная и ключевая проблема всей российской экономики, легко решаемая, но игнорируемая президентом Путиным. Объяснение этому может быть только одно: у президента иные приоритеты, в которых государственные интересы стоят далеко не на первом месте.

А. Президент не намерен возвращать государству "золотоносных куриц", ибо выражает интересы правящего слоя, ставшего частным собственником этих "куриц". Поэтому Путин, принадлежа к этому слою, постоянно подчеркивает недопустимость пересмотра итогов приватизации и продолжает ее. Госдума утвердила закон о приватизации, который разрешает ее указами Путина без обсуждения в Думе. В 2002 году была намечена продажа акций 1500 государственных предприятий, в том числе в нефтяной, горнодобывающей и металлургической промышленности – все они давали государству немалый доход.

В декабре 2002 года государство продало 75 % акций очередной "курицы" – "Славнефти" – олигарху Абрамовичу за 1,86 млрд. долларов, не допустив до торгов конкурентов, готовых выложить 3 млрд.[204]. А если учесть высокую доходность компании, то государство уже при Путине подарило избранному олигарху (вместе с его компаньоном Фридманом) миллиарды долларов.

Под предлогом «привлечения инвестиций и введения конкуренции» готовится расчленение и приватизация естественных монополий: железнодорожной сети и единой энергосистемы страны. Электроэнергетику стоимостью около 250 млрд. долларов Чубайс оценил в 3 млрд. и первым шагом намерен выделить из общей системы электростанции, а затем разделить на территориальные участки линии передач. При этом будут утрачены преимущества единой энергосистемы, обезпечивавшей перетекание дешевой энергии из ночных часовых поясов в дневные и тем самым оптимальную загрузку наиболее выгодных электростанций. Это будет означать не только повышение тарифов (а следовательно, и общего уровня цен в стране) вследствие перерасхода топлива, но и опасное расчленение единого экономического пространства[205]. Ведь естественные монополии – это не коммерция, а структура жизнеобеспечения страны.

Уже сейчас доля государства в естественных монополиях непрерывно сокращается, а тем самым и государственные доходы и контроль за тарифами. Руководители "Газпрома" и РАО "ЕЭС" приобретают СМИ, самолеты, дома отдыха, финансируют проекты олигархов* и эти расходы вкладываются в тарифы, растущие на 10–30 % больше, чем средний рост цен. Управленческий персонал в РАО "ЕЭС России" в полтора раза превысил число сотрудников Министерства энергетики и электрификации СССР[206]. Безцеремонность Чубайса доходит до отключений энергии целым районам-должникам, что уже приводило к смерти пациентов в больницах, к утрате боеспособности военных частей, к ущербу производств с непрерывным процессом. Можно представить, что будет после приватизации энергосистемы! Причем Чубайс вопреки закону продал иностранцам 32 % акций РАО "ЕЭС", что позволяет им блокировать любые решения и гарантировать неснимаемость Чубайса[207]. Доход же государства от акций в этих компаниях сейчас в несколько раз ниже должного не потому, что они "контролируются государством", а потому, что не контролируются.

Например, всего лишь одна государственная компания "Вьетсовпетро" (совместное предприятие РФ и Вьетнама, оставшееся с советских времен) обезпечивает такой же доход государству, как и государственные акции во всех остальных нефтяных компаниях, "Газпроме", РАО "ЕЭС России" вместе взятых – просто потому, что вьетнамцы не позволяют укрывать доходы и тратить их на иные цели[208].

Вопреки этой очевидности Путин и в конце 2003 года в оправдание приватизации повторяет избитое кредо: «Во всем мiре частный собственник всегда более эффективен, чем государство»[209]. Неужели президент не знает, что, например, во Франции доля госсобственности в экономике гораздо бόльшая (55 %), чем в нынешней РФ (23 %)?

Это кредо опровергается и тем, что приватизированные недра, освоенные ранее на государственные средства, используются хищнически: снимая сливки, олигархи делают остатки непригодными для последующей добычи и непоправимо разрушают окружающую среду. (Заметим, что это явно противоречит даже ст. 9 ельцинской конституции: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов» – и лишь в этих целях «могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».)

В сентябре 2001 года Путиным был "продавлен" закон о продаже в руки таким хозяевам самой главной основы жизни – земли. Весной 2002 года Госдума утвердила президентский закон о продаже сельскохозяйственных угодий – ясно, что купить их могут богачи, но не крестьяне. Все эти законы приняты в интересах олигархического капитала, связанного с ним правящего слоя и мiровой закулисы, которые заботиться об интересах русских крестьян не будут.

Уже осенью 2002 года сговор владельцев элеваторов ("зерновых олигархов") привел к обвальному падению цен на зерно, разорив крестьянские хозяйства при богатейшем урожае. Государство бездействовало[210].

Б. И даже если бы нынешнее правительство какими-нибудь чрезвычайными мерами (распродажей месторождений, музейных ценностей или территории страны) получило огромные валютные средства – это ничего не улучшило бы в рамках сложившейся в РФ экономической системы, ложность которой покажем ниже на очевидных фактах.

Проблема РФ состоит не в отсутствующих иностранных инвестициях, а в неспособности правительства осуществить инвестиции из имеющихся средств, включая валютные резервы, составившие к началу 2004 года 80 млрд. долларов. Эта сумма, равная объему государственного бюджета (в 2003 году – 2 345 641 400 000 рублей или 80 млрд. долларов по официальному курсу) лежит у правительства РФ мертвым грузом и фактически является суммой безпроцентного кредита, выданного Америке российской экономикой, ибо на эти деньги РФ уже поставила за границу реальные ценности: нефть, газ и металлы, получив взамен доллары*.

Более того: именно усилившееся в последние годы поступление нефтедолларов привело к усилению внутренней инфляции – из-за неумения государства воспользоваться полученной валютой. Многие удивляются странному явлению: курс рубля к доллару почти не меняется, в 2003 году даже укрепился, а внутренние цены в рублях растут!

Разгадка кроется в привязке рубля к доллару. Чем больше валюты ввозят в РФ российские экспортные компании, тем больше рублей печатается Центральным банком для выкупа у них этой валюты. Но поскольку эти рубли остаются на руках для текущих расходов и никуда не инвестируются, это повышает инфляцию. (В Аргентине в 2001 году это кончилось крахом экономики.) Правительство же вместо направления "лишних" денег (и долларов, и рублей) в государственные инвестиционные проекты – не находит ничего лучшего, как избавиться от "лишних" денег!

Это достигается как замораживанием денег на государственных бюджетных счетах[211] (невиданная в мiре практика, тем более при бедствовании народа!), так и ускоренной выплатой внешнего долга, что пообещал Путин, и даже прямым поощрением оттока валюты из страны.

До 2001 года ежегодное бегство капиталов, по признанию Путина и министра Грефа, составляло 20–30 млрд. долларов (авторитетные экономисты называют и бόльшие цифры: до 500 млрд. долларов[212]). Но Путин проявил твердость в своей мягкости к олигархам: «Капитал нельзя держать под стражей. Он должен иметь законную свободу передвижения – туда, где выгодно и эффективно» (послание президента Федеральному собранию 2001 года).

31 мая 2001 года президент объявил о либерализации валютного законодательства на специальной встрече с олигархами в Кремле. Они тогда поставили вопрос: «почему иностранцам можно свободно ввозить и вывозить капиталы, а нам нельзя?», – на что Путин сказал: «Да бог с ним, давайте переведем черное бегство в белое»[213] (орфография оригинала). Норматив обязательной продажи экспортерами валютной выручки был снижен с 75 до 50 %, то есть олигархам разрешили оставлять половину доходов на зарубежных счетах, как бы признав их наполовину иностранцами. Летом 2003 года норма продажи была снижена до 30 %, а законом от 10 декабря 2003 года совсем отменяется к началу 2007 года[214]. (Хотя в 33 других государствах, состоящих членами МВФ, экспортеры обязаны продавать государству от 25 до 80 % валютной выручки, а в 42 государствах – все 100 %. Видимо, все они нуждаются в валюте больше, чем РФ[215].)

Кроме того, в марте 2001 года правительство более чем вдвое, снизило экспортную пошлину на нефть – олигархи стали оставлять себе больше денег с ее продажи, а госбюджет получать меньше. Мало того: в интервью "Уолл-стрит джорнэл" Путин даже выразил готовность содействовать США в снижении мiровых цен на энергоносители (увеличив их экспорт в США), поскольку слишком большой приток валюты «может привести к определенным проблемам монетарного характера в российской экономике»[216]!

Как этот абсурд с разбазариванием своих невосполнимых природных ресурсов и отказом от денег сочетается в умах правителей РФ с причитаниями о необходимости иностранных инвестиций (ведь и они придут в валюте!) – с точки зрения здравого смысла объяснить невозможно. Как видим, сама экономическая система в РФ искусственно создана таким образом, чтобы обезпечивать движение капиталов только в одну сторону – за границу.

Этому способствует и отсутствие национального самосознания у "эффективных частных собственников", в чем состоит еще одно неотъемлемое свойство экономической системы РФ. Вместо того, чтобы инвестировать прибыль внутри страны в долгосрочное развитие перерабатывающего производства, олигархи ограничиваются текущим поддержанием добычи сырья, вывозят основную часть прибыли за границу, куда и сами в будущем планируют переселиться. Там у них уже дома и семьи. Абрамович даже купил английский футбольный клуб "Челси" за 210 млн. долларов, признав, что это «игрушка очень богатого человека... я делаю это для удовольствия»[217].

То, что олигархи регистрируют свою собственность на территории РФ в виде иностранных юридических лиц и держат свои состояния за границей, понятно: там они находятся в наибольшей безопасности от теоретически возможных претензий российской юстиции; родина долларов – это и подлинное отечество их обладателей, а Россия – лишь место работы, точнее добычи.

Однако даже подавляющее большинство простых граждан, не собирающихся уезжать за границу, не доверяют своему правительству и потому держат "под матрасом" еще около 50–100 млрд. долларов (по разным оценкам) – так что и эти народные сбережения не инвестируются в отечественную экономику, а являются формой безпроцентного кредита экономики США на сумму, равную еще одному российскому бюджету! Эти накопления можно было бы привлечь в инвестиционные фонды, которые приносили бы и людям прибыль – но у них нет доверия ни к своей валюте, ни к государственным, ни к частным банкам, которые уже несколько раз лишали народ сбережений. Банковская система в РФ не выполняет своего назначения по привлечению инвестиций, а является средством отмывания денег и спекуляций (соотношение инвестиционной активности российских банков к спекулятивной составляет 3 % к 97 %). Даже успешному предпринимателю взять долгосрочный кредит под реальный процент невозможно, хотя и валютные резервы государства, и личные сбережения населения (повторим: в сумме это два бюджета страны!) лежат мертвым грузом.

При этом ЦБ не позволяет рублю укрепляться и приближаться к своей реальной покупательной стоимости (в 2003 году примерно 9:1), мол, это ухудшит конъюнктуру для экспортеров и удешевит импорт, то есть сделает отечественные товары неконкурентоспособными. Но удешевление импорта можно предотвратить повышением импортных пошлин. Да и не всякий дешевый импорт плох – ведь страна нуждается в современных технологиях и оборудовании, которые не производит сама. А что касается снижения экспортного дохода (который Путин и сам хочет уменьшить) – неужели это важнее, чем стоимость национальной валюты? Только при сильном рубле может быть достигнута благотворная дедолларизация страны и решена проблема инвестиций – ведь они должны работать в рублях. Касьянов же по итогам 2003 года выразил сожаление, что «допустили укрепление рубля» и это «подпортило картину экономического благополучия»[218], – то есть глава правительства предпочитает сильный доллар, чтобы лишать доверия свою валюту и оттеснять ее на второстепенную роль, больше платить за импорт и больше кредитовать Америку!

Итак, если при данной экономической системе само правительство РФ неспособно направить свои доходы и резервы во внутренние инвестиции, то чего же ожидать от эгоистичного частного сектора экономики, который составляет более трех ее четвертей? И если российской экономике не доверяют ни российские граждане, ни предприниматели-олигархи, то почему большего российского патриотизма надо ожидать от иностранцев – в условиях правовой нелегитимности и нестабильности, отсутствия некоррумпированных судов и надежного страхования от рисков?

Социальное банкротство криминального государства.

Глава Счетной палаты С. Степашин признал, что 90 % российских предприятий приватизированы с нарушением законодательства – «однако пересмотр итогов приватизации приведет к подрыву российской экономики»[219]. Наиболее часто это повторяет Путин: «Я категорический противник пересмотра итогов приватизации, даже если исходить из того, что эти результаты не являются идеальными, потому что... это приведет к серьезным негативным последствиям для экономики»[220]. Но разве не подорвана экономика РФ изначально именно такой приватизацией? И разве общество выживет с растущей в нем раковой опухолью беззакония?

Она уже разделила страну на два разных народа. По данным Госкомстата на 2001 год, треть всех денежных доходов страны приходилась на 10 % населения, а 50 % населения имели доходы ниже прожиточного минимума[221]; в 2003 году – 26 % (37 млн. человек)[222]. В 2003 году вице-президент нефтяной компании получал в месяц не менее 150 тысяч долларов, командир подводной лодки типа "Курск" – 6 000 рублей (в пересчете по официальному курсу – 200 долл.), профессор вуза 3 600 рублей (120 долл.), врач обычной поликлиники или школьный учитель – 2 500 рублей (80 долл.), санитарка в больнице – 900 рублей (30 долл.), средняя пенсия составила 1500 рублей (50 долл.), пособие на ребенка – 120 рублей (4 долл.), установленный законом минимальный размер оплаты труда в конце 2003 года составил 600 рублей при официальном прожиточном минимуме в стране – 2121 рублей (70 долларов)...

При этом единая для всех налоговая ставка подоходного налога в 13 % означает, что бедствующему врачу оторвать от своей крохотной зарплаты соответствующую сумму будет гораздо более ощутимой потерей, чем для богачей и тем более олигархов; к тому же они могут позволить себе не облагаемую налогом покупку дорогих домов и квартир (простые трудящиеся не имеют средств для таких покупок и не могут воспользоваться этой налоговой льготой). Болдырев проводит сравнение с налоговыми системами других стран и приходит к выводу, что цель налоговой системы РФ состоит «в минимальном подоходном налоге на сверхдоходы и переносе тяжести подоходного налогообложения на основные, в том числе низкооплачиваемые, массы населения»[223]. По сути, введение этих 13 % стало сговором между правительством и олигархами, чьи подоходные налоги уменьшились в три раза. (В Западной Европе подоходный налог начисляется по прогрессивной шкале: во Франции до 56 %, в Германии до 53 %, даже в США до 33 %.)

На фоне таких подарков олигархам – как оценить заявление правительства, что у него не хватает средств не то что для инвестиций, но даже для социальных выплат? Очевидно, объяснение в том, что у правительства не только много "лишних" денег, но и много "лишнего" народа (в первую очередь это старшие поколения), не нужного в экономике колониально-сырьевого типа. Это и есть главная причина демографической катастрофы.

При Путине государство откровенно заявило об отказе от социальных обязательств, предписанных конституцией. По словам замглавы президентской администрации Д. Козака, «если бы все законы сегодня исполнялись буквально, в стране наступил бы хаос... если бы сегодня власть решила исполнить все прописанные в законе социальные обязательства, ей потребовалось бы израсходовать не менее 6 трлн. рублей. Для сравнения: доходная часть бюджета на этот [2002] год составляет 2 трлн. рублей, а расходная 1,9 трлн.»[224]. Бюджет на 2003 год был исчислен в 2,35 трлн. рублей, а сумма социальных обязательств достигла 6,5 трлн. рублей, – сообщил Путин в Послании Федеральному собранию РФ, откровенно заявив, что «лучше не обещать тогда»[225].)

Таким образом, правительство РФ, исправно выплачивая почти четверть госбюджета по внешним долгам (в 2003 году – 17,3 млрд. долларов; это плата мiровой закулисе за "лицензию" на сохранение власти), ежегодно на 4 трлн. рублей (140 млрд. долларов по официальному курсу) увеличивает свой внутренний долг перед ограбленным народом, – но даже не считает этот долг таковым. Закон же от 10.5.1995 "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ", пострадавших по вине государства от инфляции 1992 года вообще скрывается от народа.

И вот при столь вопиющем социальном неравенстве и – как следствии его – вопиющем перманентном внутреннем банкротстве государства перед народом Путин постоянно твердит, что «власть в России должна работать для того, чтобы сделать взятый экономический курс безповоротным».

Поскольку этот курс Великой криминальной революции дает всему обществу пример обретения богатства методом "укради", не удивительно, что раковая опухоль криминала охватила все уровни чиновничьей пирамиды. Воровство из госбюджета осуществляется как при Ельцине, так и при Путине в самых разных "законных" видах: посредством прокрутки государственных средств (это наиболее частая причина задержки зарплат бюджетникам), предоставления "друзьям-подельникам" госгарантий, экспортных и импортных льгот, отсрочек по платежам, освобождения от налогов, выделения земельных участков, выдачи дотаций для сохранения "социально значимых" частных предприятий. Директор государственной компании всегда найдет способ увести средства на подставные счета (например, экс-президент компании "Сибур", филиала "Газпрома", Я. Голдовский увел почти половину ликвидного имущества[226]).

Широко применяются и искусственные банкротства государственных предприятий с целью их приватизации за безценок. «В принципе в современной России банкротом может стать каждый. Главное условие для этого – наличие конкурентов... Чем лучше идут дела у компании, тем ближе нависает над ней банкротство... Только в 2000 году было рассмотрено более 12 000 дел о банкротстве»[227]. То есть «механизм банкротства в нашей стране фактически является не способом прекращения безуспешной или недобросовестной экономической деятельности и взыскания долгов... а методом перераспределения собственности... от добросовестных собственников в пользу недобросовестных»[228], – констатирует Болдырев. Попытки оппозиции в Госдуме изменить законодательство о банкротстве в целях защиты прав собственников и трудовых коллективов были заблокированы президентской администрацией.

И в правоохранительных органах за деньги можно купить все: получить "крышу" для подпольной деятельности, добиться прекращения расследования преступления или оправдательного приговора, освобождения по амнистии.

По данным Фонда ИНДЕМ бывшего ельцинского соратника Г. Сатарова, «общие потери от коррупции за 12 лет составили порядка 400 млрд. долларов... 300 млрд. из них преспокойно лежат на зарубежных счетах»[229].

Беззаконие, насаждаемое сверху, стало определяющей чертой нового строя. Назначение правоохранительных органов в нем – не борьба с преступностью, а защита преступных интересов правящего слоя, считает В.А. Стрелецкий, долголетний руководящий сотрудник МУРа и затем Службы безопасности президента РФ: «Они работают на маленькую группу людей, которая захватила власть»[230]. Сращивание организованной преступности с властью и с правоохранительными органами делает их чистку невозможной.

В российской и зарубежной печати[231] много раз, с приведением фактов, сообщалось об огромных семейных состояниях, которые, пользуясь служебным положением, с помощью родственников и друзей сколотили первый вице-премьер Христенко, министры Адамов (Минатом), Аксененко (МПС), Клебанов (наука и ВПК), Шойгу (МЧС), Рушайло (МВД), Фрадков* (внешняя торговля), глава президентской администрации Волошин, начальники "Газпрома" В. Черномырдин и Р. Вяхирев, – но вместо привлечения к суду и конфискации украденного их лишь увольняют или переводят на другую работу. Остались на государственных должностях главные приватизаторы-коррупционеры: и Чубайс (теперь он глава российской энергетики, а его подручный А. Евстафьев, пойманный в 1996 году при выносе коробки с полумиллионом долларов, назначен гендиректором "Мосэнерго"), и призывавший американцев захватить российское ядерное оружие Кох (был назначен гендиректором "Газпром-медиа", затем его пытались ввести в Совет Федерации). Бывший премьер-министр Черномырдин вошел в число крупнейших миллирдеров мiра – теперь он посол РФ на Украине. П. Бородин, бывший глава Управления делами президента, несмотря на обнаруженные коррупционные суммы на заграничных счетах, был поставлен возглавлять Союз России и Белоруссии, а расследовавший его дело генпрокурор Скуратов уволен, – потому что при расследовании выявились и заграничные счета ельцинской семьи[232].

Выше уже приводились сведения о грандиозном хищении "Семьей" (по утверждению бывшего министра финансов США Рубина в "Нью-Йорк таймс") кредита МВФ на сумму 4,8 млрд. долларов и уводу в дни августовского дефолта 1998 года с зарубежных государственных счетов РФ 21,1 млрд. долларов. Несмотря на опубликованные на Западе данные о том, куда ушли эти деньги, Путин не стал расследовать это вопиющее преступление.

Да и помимо того, возникает естественный вопрос: неужели все упомянутые выше чиновники, начиная с президента, скопили свои состояния законно, на официальные государственные зарплаты? (Кстати, приведем несколько примеров этих зарплат самого высокого уровня: в связи со столь успешной работой официальный месячный заработок президента РФ увеличился в пересчете на доллары с 700 в 2001 году до 2720 долларов в 2002-м (в 4 раза); заработок премьер-министра увеличился в 1,4 раза – до 2210 долларов; рядового депутата Госдумы в 1,7 раза до – 860 долларов. В целом расходы на содержание федеральных чиновников выросли в 2002 году на 39 %[233].)

Однако даже из таких зарплат высших государственных чиновников РФ ни элитного коттеджа не построить, ни детей в заграничную школу не отдать, а заниматься одновременно предпринимательством госчиновникам запрещено – значит, все их богатства приобретены незаконно. И неужели враги России этого не знают и не способны воспользоваться имеющимся компроматом для шантажа и "продавливания" через таких людей нужных государственных решений? Поэтому российская криминальная система им тоже очень выгодна. Вспомним, ка послушно Черномырдин полетел в 1999 году в Югославию принуждать ее к капитуляции; неужели он ради своих миллиардов на заграничных счетах не способен совершить нового предательства на своем нынешнем посту – в отношениях с Украиной, – если того вновь потребуют американцы?

К строптивым же коррупционерам, как к Бородину, всегда можно применить и иные методы. После его ареста в США ("по просьбе швейцарской прокуратуры") в РФ началась патриотическая кампания в его защиту, хотя правильнее было бы поставить вопрос иначе: назначение находящегося под следствием коррупционера руководителем российско-белорусского Союза означало заведомую дискредитацию этого важного дела (в начале 2002 года швейцарский суд приговорил Бородина к штрафу в 175 000 долларов[234]).

А ведь непатриотичным было все его хозяйствование: неужели в России не нашлось своих мастеров для ремонта Кремля и было оправдано платить сотни миллионов долларов фирме албанского мафиози? Уже этим "кремлевский завхоз" нанес немалый ущерб России, и случись подобное, например, в Германии при ремонте государственного здания – скандальное увольнение было бы неминуемо и без коррупции. Не меньший скандал разразился бы, если бы там чиновники ездили не на отечественных автомобилях, а закупили бы за счет госбюджета иностранные.

Но в чиновничьем мiре РФ считается, наоборот, хорошим тоном ездить на "мерседесах" и "вольво", платить миллиарды долларов иностранным фирмам – за ремонт расстрелянного Белого дома и Госдумы, за роскошные здания налогового ведомства, Счетной палаты, государственных банков, министерств... Видимо, им все равно, что думает о них ограбленный ими народ, проходящий мимо этой роскоши, – для контроля над народом достаточно увеличить число чиновников, милиции и внутренних войск, призванных защищать грабителей от ограбленных...

 

Цель госаппарата – в благе госаппарата.

В нынешней демократической РФ с населением почти вдвое меньшим, чем в СССР, и с 25 % оставшейся госсобственности в экономике чиновничий аппарат всех уровней вырос вдвое по сравнению с числом чиновников во всем тоталитарном СССР. При Сталине госаппарат СССР насчитывал 532 тысячи человек, при Горбачеве – 643 тысячи; при Ельцине и Путине – миллион с четвертью. В бюджете на 2003 год расходы на органы государственного управления, включая администрацию президента и Госдуму, составили 3,1 %[235]. (В 1913 году в огромной Российской империи расходы госбюджета на органы государственного управления составили: Министерство Императорского двора – 0,6 %, высшие государственные учреждения [Государственный Совет, Государственная Дума, Государственная канцелярия, Канцелярия Совета Министров, Собственная Е.И.В. Канцелярия, Е.И.В. Канцелярия по принятию прошений] – 0,3 %[236], то есть все вместе втрое меньшую долю госбюджета.)

Каких же успехов добился нынешний огромный госаппарат в сравнении с дореволюционным и советским временем, чтобы оправдать набранные им внешние долги и увеличившиеся расходы на свое существование?

Трудно не прийти к выводу, что этот аппарат существует прежде всего сам для себя. Для этого берутся и внешние долги. Из книг очевидцев – выходцев из властных структур, таких, как Коржаков, Полеванов, Болдырев, – становится ясно, что армия чиновников, приватизировавшая власть, кормится вместе с мафией и заграницей именно на неблагополучии Российского государства, оздоровления которого активно не желает, чтобы оставаться безнаказанной.

Сейчас во властных структурах по-прежнему находятся именно те люди, которые расчленили страну, разрушили ее армию, разграбили экономику, обезкровили науку и культуру, уничтожили сбережения граждан, выморили миллионы человек, расстреляли парламентское сопротивление этим своим преступлениям – и за все это не понесли никакого наказания! Водителя привлекают к суду за сбитого человека, конструктора рухнувшего сооружения – за неправильный его расчет, строителя – за нарушения в ходе работ. Однако после столь грандиозной катастрофы государства все деятели, ответственные за нее, либо продолжают оставаться на государственных должностях, либо возглавляют "институты" и "фонды", занимаются бизнесом, получают пенсии.

Главный преступник, расчленивший государство ради захвата личной власти, первым же указом нового президента был освобожден от ответственности за все свои преступления с выделением ему пожизненного обезпечения (по оценке В. Илюхина, около 2 млн. долларов в год[237]), превышающего президентские пенсии западных стран! Вдобавок в 2002 году новый президент наградил старого президента-"людоеда" орденом "За заслуги перед Отечеством"...

Поэтому «право власти на произвол – это не какая-то случайная недоработка в законе, а целенаправленно и последовательно выстроенная система, на которой в значительной степени основан весь сегодняшний механизм государственного управления», – доказывает в своей книге Болдырев: «Несмотря на частичную смену фигур во власти, все механизмы, обезпечивавшие возможности махинаций, сохраняются или даже совершенствуются... Наши законы теперь [при Путине] совершенствуются в направлении легализации беззакония»[238].

Прежде всего правители "легализовали" свое право безконтрольного пользования всеми государственными средствами. Это начинается с госбюджета, из которого правительство постоянно изымает деньги на свои цели за счет недоплаты законным получателям. В 2001 году в закон о федеральном бюджете была внесена статья, дающая правительству право предоставлять безвозвратные дотации предприятиям и организациям всех форм собственности – это узаконило такие дотации друзьям и родственникам.

Кроме того, создаются не предусмотренные конституцией внебюджетные фонды – от продажи госсобственности, в том числе за границей, а главным образом из иностранных кредитов. Из них, в частности, оплачиваются штаты нескольких синекурных институтов и центров "анализа", "развития реформ", "совершенствования" и т.п. (вроде гайдаровского), в которых не только зарплаты руководителей, но и гонорары консультантов достигают десятков тысяч долларов в месяц, причем из этих кормушек достается не только друзьям и родственникам, но и членам правительства[239].

В числе таких механизмов, изначально заложенных в создавшуюся криминальную систему, чтобы на "законном" основании перераспределять средства в пользу правящей верхушки, особую роль играет Центральный банк (ЦБ). Он под видом "независимости" от исполнительной власти (якобы по образцу Федеральной резервной системы США) сделан независимым от контроля со стороны парламента и Счетной палаты, и в то же время полностью зависим от президента (чего нет в США). Огромная прибыль ЦБ может, помимо бюджета, направляться «в резервы и фонды различного назначения», например, на финансирование всевозможных пропрезидентских структур и проектов, включая политические партии и кампании. В награду за это руководство ЦБ вправе устанавливать себе зарплаты по своему усмотрению (в 1997 году годовая зарплата главы ЦБ С.К. Дубинина составила 210 000 долларов, его заместителей – 141 000 и 114 000 долларов), дополнительно члены руководства ЦБ получают по 10–15 тысяч долларов в месяц на "представительские расходы". Данные об этом засекречены. Сотрудники ЦБ, помимо высоких зарплат, имеют право брать долгосрочные кредиты под символические 2–3 %[240]. При этом, как отметил в феврале 2001 года западный журнал "Экономист", число сотрудников ЦБ РФ на 23 % больше числа сотрудников Центральных банков всех семи крупнейших стран мiра вместе взятых!

Новый закон о ЦБ, принятый Путиным в июле 2002 года, кое-что изменил в деталях, но не по сути, так как самому Путину очень удобен такой узаконенный финансовый механизм «неограниченного перевода государственных ресурсов в личные карманы», – констатирует Болдырев. Этот узаконенный финансовый произвол ЦБ создает соответствующий климат во всей банковской сфере, которая в партнерстве с ЦБ работает на самообогащение, но не на нужды экономики. (Ставки выдаваемых кредитов в несколько раз превышают рентабельность производства, а потому брать кредиты предприятиям практически невозможно.)

Таким образом, экономическая система нынешней РФ не соответствует ни одному из типов экономики развитых стран, с которых реформаторы якобы брали пример. В западных странах за крохотную долю деяний посткоммунистических правителей РФ их ждало бы пожизненное заключение с конфискацией имущества. В РФ же они создали себе государство в государстве – с элитными поселками, специальным транспортом, элитным медицинским обслуживанием, местами отдыха – и все это охраняется государственными спецслужбами и армией частных охранных структур.

Эта власть всем своим поведением показывает, что ее "реформы" были нужны ей не для преодоления коммунистического наследия и не для оздоровления экономики, а для самообогащения за счет разграбления народного достояния; при этом РФ была превращена в колонию Запада как плата за его благосклонность. Теперь остается задача стабилизировать статус кво, для чего и хотят примирить (даже в государственной символике) белых с красными и ограбленных с грабителями.

Вот почему даже самых одиозных олигархов отпустили за границу вместе с награбленными миллиардами, не ставя под сомнение законность их приобретения. Иначе пришлось бы пересмотреть законность имущества всего нового правящего класса, чего президент Путин не допустит, ибо сам принадлежит к нему. Этому служит и его правоохранительная система: мать голодных детей могут судить за кражу мешка картошки – зато с уличенным в преступлении банкиром-антихристианином долго торгуются из-за того, сколько сотен миллионов долларов заплатить ему за антирусский телеканал, созданный на отнятые у народа средства...

Такие "преследования" двух-трех нелояльных к президенту олигархов имеют прежде всего воспитательно-предупредительное значение для остальных. Сложившаяся криминальная система даже удобна возглавляющему ее пахану: «Наличие компромата на человека является фактором, способствующим назначению, потому что этот человек – управляемый»[241] – заявил Г. Сатаров, бывший советник президента Ельцина, в связи с назначением Фрадкова главой правительства. Нынешний правящий слой РФ сложился в результате отрицательного естественного отбора и вбирает в основном себе подобных, связывая их круговой порукой.

Михаил Назаров, «Вождю Третьего Рима»

Литература и комментарии:


[154] Российский статистический ежегодник. М., 2003; Основные показатели здоровья и здравоохранения РФ // mednovosti.ru; Демография // www.gks.ru/bgd/free.
* Прим. ко 2-му изданию: Численность постоянного населения на 1 января 2003 года в данных Госкомстата указывается выше предыдущего года – поскольку перепись 2002 года выявила не учитывавшихся ранее жителей (иммигрантов). Это означает, что численность постоянного населения за предыдущие годы тоже была несколько выше, однако цифры убыли можно считать правильными, поскольку они исчислялись по фактически регистрируемым данным смертности и рождаемости.
[155] Российский статистический ежегодник. 2002. С. 126; Основные показатели здоровья и здравоохранения РФ // mednovosti.ru, 16.12.2003; www.gks.ru/scripts/free. Прим. ко 2-му изданию: www.gks.ru/bgd/free.
[156] Независимая газета. 2001. 11 мая. С. 13; 2002. 20 марта.
[157] Профиль. М., 2004. № 5. С. 20
[158] Глазьев С.Ю. Благосостояние и справедливость. С. 36.
[159] Российская газета. 2003. 4 дек. С. 3.
* В 2005 году вступили в силу законы об отмене льгот и о "рыночном" перекладывании всех жилищно-эксплуатационных расходов на жильцов – то есть число нищих возрастет. Похоже, власть решила выморить старшие поколения как экономический балласт, мешающий и своей консервативностью. – Прим. ко 2-му изданию.
[160] Российский статистический ежегодник. 2002. С. 104; Основные показатели здоровья и здравоохранения РФ // mednovosti.ru, 16.12.2003. Прим. ко 2-му изданию: www.gks.ru/bgd/free.
[161] Медицинская газета. М., 2001. 28 марта; Независимая газета. 2002. 27 февр. С. 10.
[162] Московский комсомолец. 2003. 26 сент. С. 11.
[163] Российская Федерация сегодня. М., 2002. № 17.
[164] www.hro.org/editions/press/0102/10/10010235.htm.
[165] Российский статистический ежегодник. 2002. С. 273.
[166] www.mosorgcrimrescenter.ru/Luneev.
[167] Независимая газета. 2002. 12 марта. С. 12.
[168] Российская газета. 2002. 28 дек. С. 7.
[169] Российский статистический ежегодник. 2002. С. 104; Демографическая ситуация в РФ // www.drug.ru.; Основные показатели здоровья и здравоохранения РФ // mednovosti.ru, 16.12.2003.
[170] Независимая газета. 2002. 12 марта. С. 12.
[171] Там же. 2000. 7 сент.
[172] Там же. 2002. 24 янв. С. 7.
[173] Русский вестник. 2002. № 51-52.
[174] Там же. 2004. № 1. С. 6.
[175] В. Путин: разговор с Россией 18 декабря 2003 года. С. 52.
[176] 1-й канал. 2.3.2002; Парламентская газета. 2002. 4 марта.
[177] Российская Федерация. М., 1998. № 19 (65). С. 6-7.
[178] Комсомольская правда. 2002. 19 февр.
[179] Независимая газета. 2002. 4 марта.
[180] Там же. 2002. 12 сент.
[181] Советская Россия. М., 2003. 17 июня. С. 3.
[182] Независимая газета. 2002. 16 марта и 12 сент.
* В 2004 году в Ракетных войсках стратегического назначения было расформировано 5 полков. К тому же российская авиация не имеет собственной космической навигационной системы и пользуется американской, что в случае войны будет самоубийственно (Известия. 2004. 2 авг. и 23 дек.). – Прим. ко 2-му изданию сериала новые папины дочки.
[183] См. обширный материал: Красильников В. Америка готовит удар... по России? // Русский вестник. 2003. № 3. С. 11-14.
[184] Завтра. 2002. № 49; Наш современник. 2003. № 5. С. 265.
[185] Россия. 1913 год. СПб., 1995. С. 155, 157.
[186] Российская газета. 2003. 4 окт. С. 8 и 31 окт. С. 7.
[187] Статистический комитет СНГ: www.cisstat.com/rus/.
[188] www. forbes.com. Прим. ко 2-му изданию: в мае 2004 года число выявленных долларовых миллиардеров в РФ достигло 36 человек, и еще около десятка приблизились к этому уровню. Из первой тройки М. Фридмана вытеснил В. Вексельберг с 5,9 млрд. долларов. Список 100 богатейших бизнесменов РФ был опубликован в русском издании журнала "Форбс" (май 2004), причем русские фамилии составляют в нем менее трети. Составитель списка П.Ю. Хлебников обмолвился по телевидению, что опубликовал еще не все собранные данные (действительно: например, не упомянута семья Ельцина, укравшая 4,8 млрд. только в августе 1998 года). А в своем последнем интервью, напечатанном посмертно, Хлебников подчеркнул, что история некоторых подобных бизнес-структур «тянется с питерских времен президента» Путина ("Известия", 12.7.2004). В июле журналист был расстрелян на улице. Нашу статью "Кто убил Павла Хлебникова", посвященную его памяти, см. на сайте www.pravaya.ru и др.
[189] Независимая газета. 2002. 21 февр. С. 11.
[190] Наш современник. 2002. № 6.
[191] Глазьев С.Ю. Благосостояние и справедливость. С. 40.
[192] Независимая газета. 2001. 28 нояб. С. 7; 25 июля. С. 1.
[193] Независимая газета. 2001. 31 окт. С. 3.
[194] Российская бизнес-газета. М., 2002. 25 июня. С. 4.
[195] Там же. 2002. 25 июня. С. 4; 2003. 26 авг. С. 4; www.gks.ru.
[196] Независимая газета. 2002. 23 апр.
[197] Россия и ВТО: сельское хозяйство // www.mir.udmweb.ru.
* Прим. ко 2-му изданию: 21 мая 2004 года на встрече в Москве был заключен секретный договор между Евросоюзом и РФ о поднятии внутренних цен (прежде всего на энергоносители) в РФ в два раза к 2006 году – таково главное условие для вступления РФ в ВТО. Содержание договора было скрыто даже от Госдумы, но конфиденциально передано из президентской администрации нефтяным олигархам, которые сразу стали поднимать цены на горючее. За последующие полгода они выросли на 40 %.
* Леваев начал бизнес в 14 лет спекулянтом и не попал под суд из-за малолетства. Выехав в Израиль, сколотил состояние на торговле в Африке всем, чем только можно: от презервативов до оружия. Теперь он имеет годовой оборот 3 млрд. долларов, из них более 1 млрд. приходится на алмазный бизнес в России и в Анголе (где Леваев получил контроль над месторождениями алмазов в обмен за купленные по дешевке ангольские долги Советскому Союзу – то есть правительство РФ почему-то решило ими обогатить Леваева, а не государственную казну). Теперь и российская государственная компания АЛРОСА начинает продавать алмазы только ему. Леваев очень благодарен "б-гу" за свое богатство, поэтому одновременно отстроил себе "религиозную империю": возглавил "Федерацию еврейских общин СНГ" и сделал "главным раввином России" Берла Лазара. Путин оказал этому решающую поддержку ради привлечения столь ценного "иностранного инвестора" (Еврейское слово. 2003. № 47. 3-9 дек. С. 7).
[198] Россия и ВТО: сельское хозяйство // www.mir.udmweb.ru/go.aspx?pageid=205.
[199] Телеканал ТВЦ. Программа "Постскриптум". 27.12.2003.
[200] Российская газета аграрная. М., 2002. 35 дек. С. I.
[201] Завтра. 2002. № 20; Независимая газета. 24.7.02.
[202] www.cisstat.com/rus/. – Прим. ко 2-му изданию.
[203] Независимая газета. 2001. 13 марта. С. 4.
[204] Независимая газета. 2003. 28 янв. С. 3; Болдырев Ю.Ю. Указ. соч. С. 84-89.
[205] Время. 2002. 1 авг.; Болдырев Ю.Ю. Указ. соч. С. 303-304, 307-313.
* "Газпром" предоставил почти миллиард долларов Гусинскому для создания его частной медиа-империи, включая канал НТВ; затем субсидии "Газпрома" посредством хитрой финансовой схемы предоставлялись Чубайсу для отстройки политических структур СПС (Независимая газета. 2002. 18 нояб.).
[206] Аргументы и факты. 2002. № 17. С. 5; Болдырев Ю.Ю. Указ. соч. С. 297-298.
[207] Леонов Н.С. Указ. соч. С. 145.
[208] Болдырев Ю.Ю. Указ. соч. С. 17; Независимая газета. 2003. 8 февр.
[209] Российская газета. 2003. 19. дек. С. 3.
[210] Новая газета. 2002. № 82. 4-10 нояб. С. 15.
* К началу 2005 года золото-валютные резервы РФ достигли уровня 120 млрд. долларов (5 % в золоте, 25 % в евро и 70 % в долларах) – разумеется, они были размещены в американских банках под 1–2 % годовых (www.rg.ru). – Прим. ко 2-му изданию.
[211] Делягин М. Экономика Путина: агония или возрождение? // Вестник аналитики. М., 2001. № 2. С. 27-28.
[212] Национальные интересы. 2000. № 4(9). С. 2.
[213] Коммерсант. 2001. 1 июня. С. 1.
[214] Российская газета. 2003. 17 дек. С. 1, 9.
[215] Там же. 2003. 2 дек. С. 5.
[216] The Wall Street Journal. 2002. Febr. 11.
[217] Еврейское слово. 2003. № 27. 9-15 июля. С. 2.
[218] Российская газета. 2003. 26 дек. С. 1.
[219] Сегодня. 2001. 22 марта.
[220] Интервью президента РФ Путина агентству АНСА, газете "Коррьере делла сера" и телекомпании РАИ. 2003. 3 нояб. // president.kremlin.ru/text/appears/2003/11/54926.shtml.
[221] Независимая газета. 2002. 17 янв. и 5 февр.
[222] Российская газета. 2003. 4 дек. С. 3.
[223] Болдырев Ю.Ю. Указ. соч. С. 347-358, 372.
[224] Независимая газета. 2002. 20 февр. С. 2.
[225] president.kremlin.ru.
[226] Независимая газета. 2002. 31 мая.
[227] Там же. 24 апр.
[228] Болдырев Ю.Ю. Указ соч.. С. 99.
[229] Новая газета. 2002. 5-7 авг.
[230] Завтра. 2002. № 22.
[231] См., например, факты с указанием источников: Миронов Б.С. Путин и его команда. Пожирающие Россию. М., 2002.
* Прим. ко 2-му изданию. В марте 2004 года еврей Фрадков был назначен Путиным главой правительства. Карьеру он сделал под крышей КГБ в министерстве внешних экономических связей (Завтра. 2004. № 11. Март. С. 2), всячески лоббируя интересы консорциума "Альфа-групп" М. Фридмана (Новая газета. 2001. № 82. 12-14 нояб. С. 8). В 1996 году против замминиcтра Фрадкова было возбуждено уголовное дело по факту растраты 4,9 млрд. рублей. Однако «от "короткого замыкания полностью выгорел прокурорский кабинет, в котором хранились его материалы, а основной свидетель – начальник главного контрольно-финансового управления министерства Александр Кольцов – умер в Центральной клинической больнице "от лимфосаркомы" во время расследования» (www.polit.ru/news/2004/03/01/ugdelo/popup/html; "Известия. 24.5.1996). Можно ли удивляться и тому, что летом 2004 года в стране разразился "банковский кризис", лишивший многие банки лицензий и сделавший еврейский Альфа-банк "самым надежным" в РФ? Да и многие руководящие сотрудники администрации президента Путина (В. Сурков, А. Абрамов и др.) ранее работали на высоких должностях в "Альфа-банке".
[232] Аргументы и факты. 1999. № 39. Сент. С. 6.
[233] Комсомольская правда. 2002. 19 февр. С. 14.
[234] Независимая газета. 2002. 7 марта. С. 7.
[235] Российская газета. 2002. 28 дек.
[236] Россия. 1913 год. СПб. 1995. С. 155.
[237] www.gazeta.ru/parlament/articls/7562.shtml, 12.11.2002.
[238] Болдырев Ю. Указ соч.. C. 252, 84,345-346.
[239] Болдырев Ю.Ю. Указ соч. С. 326-337, 346, 362-363.
[240] Болдырев Ю.Ю. Указ соч.. C. 116-195.
[241] Политологи о Михаиле Фрадкове // Радио "Свобода", 3.3.2004. – Прим. ко 2-му изданию.